Главная - Зал
Порядок совершения дьяконской хиротонии. Схема чина хиротонии во священника

Благословение

  • Возложение руки на главу посвящаемого
  • Чтение молитвы
  • Первое омовение рук архиерея
  • Второе омовение рук архиерея
  • Архиерейское благословение
  • Схема чинопоследования хиротонии во диакона

    1. Архиерейское благословение
    2. Троекратное шествие вокруг престола
    3. Пение тропарей
    4. Преклонение правого колена пред святым престолом
    5. Возложение края омофора на главу хиротонисуемого
    6. Архиерейское благословение
    7. «Кирие элеисон»
    8. Две молитвы
    9. Мирная ектения
    10. Разрешение препоясания
    11. Возгласы: «Аксиос»
    12. Возложение ораря и надевание поручей
    13. Вручение рипиды
    14. Целование с диаконами
    15. Причащение Святых Таин
    16. Ектения: «Прости, приимше...»
    17. Потребление Святых Даров

    Схема чинопоследования хиротонии во пресвитера

    1. Полагание воздуха на главу посвящаемого на Херувимской песни
    2. Передача воздуха диакону
    3. Возглашение: «Повели..., повелите..., повели, преосвященнейший Владыко»
    4. Троекратное хождение ставленника вокруг престола при пении тропарей
    5. Преклонение колен пред святым престолом
    6. Возложение края омофора на главу хиротонисуемого
    7. Архиерейское благословение
    8. Возложение руки архиерея на главу посвящаемого
    9. Тайносовершительная молитва: «Божественная благодать...»
    10. «Кирие, элеисон» («Господи, помилуй», греч )
    11. Две молитвы
    12. Мирная ектения
    13. Облачение в епитрахиль , пояс, фелонь , вручение креста и служебника с возгласом: «Аксиос»
    14. Приветствие сослужителей целованием
    15. Преподание новопоставленному иерею части Святого Агнца после преложения Святых Даров
    16. Чтение 50-го псалма
    17. Возвращение части святого Агнца архиерею
    18. Причащение Святых Таин
    19. Чтение заамвонной молитвы

    Схема чина хиротонии во епископа

    1. Наречение кандидата во епископа «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст
    2. Указ об избрании. Речь избранного. Многолетие
    3. Испытание веры новоизбранного. Благословение патриарха. Чтение Символа веры .
    4. Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых Апостолов, семи Вселенских соборов, девяти поместных и правил святых отец
    5. Передача текста обещания Святейшему Патриарху
    6. Благословение ставленника
    7. Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому
    8. Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого»
    9. Преклонение ставленником колен пред святым престолом. Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев. Тайносовершительная молитва. «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй). Чтение Патриархом двух молитв. Чтение первым и вторым митрополитами ектении. Облачение в архиерейские одежды. Приветствие и целование архипастырей
    10. Участие в Божественной литургии. «Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия. Осенение народа свечами
    11. Принятие святой Чаши от протопресвитера на Великом входе. Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии. Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов
    12. Вручение архипастырского жезла. Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею. Вручение жезла. Архипастырское благословение народа
    Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви Пономарев Вячеслав

    Схема чина хиротонии во священника

    Во время пения Херувимской песни на главу посвящаемого возлагается воздух.

    Воздух передается дьякону.

    Возглас: «Повели, повелите, повели Преосвященнейший Владыко».

    При пении тропарей ставленник троекратно обходит вокруг Престола.

    Посвящаемый становится на колени перед Престолом.

    Архиерей возлагает край омофора на главу поставляемого.

    Архиерейское благословение.

    Архиерей возлагает руку на главу хиротонисуемого.

    Тайносовершительная молитва.

    Хор: «Господи помилуй – Кирие элейсон».

    Две молитвы.

    Мирная ектенья.

    Облачение поставляемого в епитрахиль, пояс и фелонь.

    Вручение креста и служебника рукоположенному.

    Приветствие сослужителей целованием.

    Новопоставленному иерею даются части Святого Агнца.

    Читается 50-й псалом.

    Новопоставленный иерей возвращает части Святого Агнца архиерею.

    Причащение Святых Таин.

    Чтение заамвонной молитвы.

    Во время пения Херувимской песни архиерей подходит к жертвеннику и полагает воздух либо на плечо, либо на голову посвящаемого, стоящего тут же. На Великом входе посвящаемый несет этот воздух (или дискос с Божественным Агнцем), символизируя тем самым окончание своего дьяконского служения.

    Перед благословением архиереем народа трикирием и дикирием и пением «Ис полла» посвящаемый ставится посреди храма и творит три поклона.

    Хиротония во священника. Возложение креста

    После этого протодьякон и дьякон, а не иподьяконы, как в случае с дьяконской хиротонией, подводят его к Царским вратам.

    1) в алтаре ставленника принимают священники (а не протодьякон), в лик которых он вступает;

    2) вокруг Престола его обводит старший из священников (протоиерей или архимандрит);

    3) рукополагаемый во священника преклоняет пред Престолом не одно, а оба колена , в знак того, что он принимает большее, чем дьякон, служение. При этом возглас «вонмем» произносит священник, а не протодьякон.

    Во время кругового обхождения поются те же три песнопения, что и при дьяконской хиротонии. Троекратное обведение посвящаемого вокруг Престола с целованием углов выражает посвящение его Пресвятой Единосущной и Нераздельной Троице, символизирует вечный союз иерея с Иисусом Христом.

    Далее архиерей полагает край омофора на главу посвящаемого, трижды благословляет его и возлагает руку на его главу. Иерей, обводивший ставленника вокруг Престола возглашает: «Вонмем», и архиерей произносит вслух тайносовершительную молитву: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (имярек), благоговейнейшаго диакона, во пресвитера; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа ».

    В ответ весь храм трижды поет: «Господи, помилуй», затем протодьякон возглашает: «Господу помолимся». Архиерей трижды благословляет рукополагаемого, полагает руку на его главу и читает две тайные молитвы.

    1. В первой, обращаясь к Господу, – «Боже безначальный и безконечный» – архиерей молит Господа сохранить новорукоположенного «в непорочном жительстве и непреклонной вере».

    2. Вторая молитва является завершением и окончанием совершительной молитвы: «Боже великий в силе и неизследный в разуме, дивный в советех паче сынов человеческих, Сам, Господи, и сего, егоже благоволил еси на пресвитерский взойти степень, исполни Святаго Твоего Духа дара, да будет достоин предстоять непорочно жертвеннику Твоему, вествовати Евангелие Царствия Твоего, священно-действовати слово истины Твоея, приносити Тебе дары и жертвы духовныя, возобновляти люд Твой чрез купель втораго рождения. Яко и сей, сретив во Втором Пришествии Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Единороднаго Твоего Сына, приимет мзду благаго икономства своего чина, во множестве благодати Твоея».

    Эта молитва как бы «устанавливает» те пять действий, которые будут определяющими в жизни человека, воспринявшего в Таинстве благое иго священнослужения. Они следующие.

    1. Своим служением сохранять непрерывность апостольского преемства, непорочно предстоя жертвеннику Искупителя.

    2. Проповедовать Евангелие Христово, утверждая веру в Господа нашего Иисуса Христа, как Спасителя мира.

    3. Благовествовать Божественную истину не только словом, но и всеми своими делами.

    4. Совершать Литургию, принося бескровную жертву славословия и благодарения.

    5. Крестить водой и Духом Святым во имя Пресвятой Троицы, рождая людей в новую жизнь и служа их духовному росту.

    Мирную ектенью произносит не протодьякон, а иерей, добавляя к ней прошения:

    «О архиереи нашем (имярек), священстве, защищении, пребывании, мире, здравии, спасении его и деле рук его, Господу помолимся»;

    «О рабе Божием (имярек), ныне проручествуемом пресвитере и спасении его, Господу помолимся»;

    «Яко да Человеколюбец Бог нескверно и непорочно ему священство дарует, Господу помолимся».

    После этого архиерей дает рукополагаемому священнические одежды : епитрахиль, пояс и фелонь, а также Служебник как руководство для священнодействия. Рукополагаемый в ответ целует то, что получает, и затем руку архиерея.

    Подавая посвящаемому священнические одежды, архиерей возглашает: «Аксиос». Клир и хор в ответ трижды поют «аксиос».

    Новорукоположенный после завершения вышеописанных действий целует омофор и руку архиерея ; затем целует сослужителей в рамена (плечи), выражая тем апостольскую любовь, которая должна соединять служителей алтаря, и становится как равный в ряду священников.

    При целовании дискоса и Потира к ним прежде других иереев приступает хиротонисанный, ибо в этот день он имеет первенство.

    После преложения Святых Даров архиерей, взяв Святое Тело в руки и отломив верхнюю часть с надписью «ХС» (Христос), кладет ее на особый дискос и дает новопоставленному, говоря при этом: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о нем же имаши истязан быти во второе и страшное Пришествие Великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

    Священник, принимая, целует руку архиерея и начинает читать 50-й псалом, моля Господа сил об укреплении в предлежащем великом и страшном священническом служении.

    Перед возглашением «Святая святым» он возвращает Святой Хлеб архиерею. Рукоположенный первым из священников приступает к Причащению (по обычной практике – после первого протоиерея), получая предпочтение ради благодати обновления от Божественного Духа.

    После этого новопоставленный читает заамвонную молитву , делая явным для присутствующих на службе свое вступление в чин священства.

    Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

    Развитие чина Груз. и др. греч. ркп. лишь упоминают о целовании (????????) Евангелия. Поздн. греч.: «ему же (50 пс.) глаголему, целуют Евангелие, сначала предстоятель один, творя поклоны (поклон?) пред ним, держимым от иерея стоящего на омфале ; затем братия по чину два два, творя

    Из книги Том 2. Аскетические опыты. Часть II автора Брянчанинов Святитель Игнатий

    Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

    История чина Возник чин, конечно, из агапы и представляет столь же важное преемство древности, как молитвы за оглашенных на литургии и многое другое в православном богослужении. Из описанных рукописей дается ркп. Моск. Синод. библ. № 335/391, л. 408. Чин доселе совершается в

    Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

    Из Жизнеописания святителя Игнатия (О хиротонии) В 1855 году Наместник Кавказский?. Н. Муравьев 1-й, лично знавший архимандрита, пригласил его занять кафедру Ставропольскую, которая должна была скоро очиститься из-за обнаруженных обследованием, сделанным архиепископом

    Из книги Документы Архиерейского Собора РПЦ, 2011 год автора

    Условия действительности хиротонии Для того чтобы совершаемая хиротония была действительной, требуется соблюдение следующих условий.1. Акт хиротонии должен осуществляться в храме (в алтаре) в собрании молящегося народа, который символически свидетельствует о

    Из книги Своими глазами автора Адельгейм Павел

    Схема чина поставления в чтеца и певца Чин поставления в чтеца и певца разделяется условно на три части.I часть состоитиз архиерейского благословения посвящаемому;возложения рук епископа на его главу;первой молитвы епископа;пения тропарей;пострижения волос;облачения

    Из книги Моя жизнь со Старцем Иосифом автора Филофейский Ефрем

    Схема чина посвящения в иподьякона Благословение архиереем ораря.Крестообразное опоясывание посвящаемого орарем.Архиерейское благословение.Возложение епископом рук на главу посвящаемого.Молитва о посвящаемом.Первое омовение рук архиерея.Второе омовение рук

    Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

    Схема чина рукоположения в дьякона Возглас: «Повели, повелите, повели, преосвященнейший Владыко».Архиерейское благословение.Троекратное шествие вокруг Престола.Пение тропарей.Посвящаемый становится на правое колено перед Престолом.Архиерей возлагает край омофора на

    Из книги автора

    Порядок совершения дьяконской хиротонии Хиротония в дьяконы совершается после освящения Даров, после слов архиерея: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Если же Рукоположение происходит на Литургии Преждеосвященных Даров, то

    Из книги автора

    Из книги автора

    Схема чина епископской хиротонии Хиротония во епископа делится на несколько частей (наречение, исповедование веры и собственно хиротонию на Литургии), после чего новопоставленный участвует в совершении Божественной литургии и ему вручается архипастырский

    Из книги автора

    Чинопоследование священнической хиротонии Во священника хиротонисуют только на Литургии святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого. На Литургии Преждеосвященных Даров, которая бывает только в некоторые седмичные дни Великого поста, рукоположение в

    В царских вратах рукополагаемого принимают протодиакон и диакон: один-за правую, другой- за левую руку. Он поклоняется архиерею, который, сидя на поставленной у левой стороны престола кафедре, осеняет его крестным знамением. Затем рукополагаемого трижды обводят вокруг престола с запада на восток и при каждом обведении указывают ему целовать четыре угла престола. После первого обхождения престола рукополагаемый целует руки и колено архиерея, после второго-палицу и руку архиерея, после третьего-три поклона перед престолом (два поясных и один земной). Руки, колено и палицу архиерея рукополагаемый целует в знак почтения к тому, через кого низводится на него благодать Божия. При первом обходе хор поет тропарь: “Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся…”, призывая страстотерпцев молиться перед Богом о спасении душ наших. Они указываются рукополагаемому как пример сохранения веры и чистоты.

    Вторая песнь: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников веселие…” возвещает, что по их примеру проповедию рукополагаемого должна быть Святая Троица Единосущная.

    Третья песнь: “Исаие, ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Еммануила…” показывает, что основанием священства и Церкви послужило пришествие Спасителя.

    После этого архиерей встает с кафедры, которую убирают, и хиротонисуемый становится к правой стороне престола и трижды поклоняется ему, как Престолу Божию, произнося: “Боже, умило-стивися мне, грешному”, и преклоняет одно колено в знак того, что на диакона возлагается не полное священнослужение, а только часть его: служение при Святых Тайнах, но не совершение их. Затем посвящаемый полагает руки на престол крестовидно, а между ними-голову. По объяснению святого Максима Исповедника, это означает “всецелое посвящение Началосовершителю Богу своей жизни, которая должна быть, сколько возможно, подобооб-разна всесвятейшему жертвеннику, освящающему Богообразные умы, – Самому Спасителю и Господу”.

    В это время архиерей полагает край омофора на главу хиротонисуемого, знаменуя этим, что он готовится быть участником бремени пастырского служения. Благословив его трижды и возложив руку на его голову, по возглашении протодиаконом (или диаконом): “Вонмем”, произносит вслух громко тайносовершительную формулу: “Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (имярек) благо-говейнейшаго иподиакона во диакона; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа”. Протодиакон произносит мирную ектению об архиерее и “ныне проручествуе-мом диаконе”, в это время иереи в алтаре поют: “Господи, помилуй” (трижды), а хор медленно то же по гречески-“Кирие элеисон” (трижды) пока архиерей читает молитвы.

    Чинопоследование рукоположения во епископа по своей структуре сходно с чинами диаконской и священнической хиротонии, однако совершается значительно торжественнее. Кроме того, епископской хиротонии предшествуют два самостоятельных чина — наречения и архиерейской присяги.

    Чин наречения архиерея сохранился от древней практики, по которой кандидат в архиерейство избирался клиром и народом, а затем ему об этом торжественно объявляли и он давал согласие на рукоположение. В современной практике большинства Поместных Православных Церквей архиерей избирается общим собранием архиереев либо Священным Синодом. Миряне в избрании архиерея не участвуют.

    В практике Русской Православной Церкви наречение во епископа совершается в храме отдельно от хиротонии по чину, сложившемуся не позднее XVII века. Архиереи облачаются в мантии и рассаживаются среди храма по старшинству. Избранный на архиерейское служение подводится двумя архимандритами к престолу, целует престол, кланяется патриарху (или первенствующему архиерею, если патриарх не участвует в хиротонии) и вместе с ними выходит через боковые двери алтаря. Все трое получают благословение от патриарха, а затем от каждого из присутствующих архиереев.

    Затем один из старших пресвитеров (секретарь патриарха) зачитывает указ об избрании кандидата на епископскую кафедру. Следует объявление: «Честный архимандрит (имя), Святейший Патриарх Московский и всея Руси (имя) и Священный Синод Русской Православной Церкви благословляют твою святыню быть епископом богоспасаемого града (название)». Упоминание города здесь имеет глубокий экклезиологический смысл: епископское служение всегда связано с конкретным городом и областью, подобно тому как служение диакона и священника связано с конкретным храмом. Ставленник отвечает: «Благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (имя) и Священного Синода Русской Православной Церкви быть мне епископом богоспасаемого града (название) со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю».

    Следует краткий молебен, в котором, по традиции, не участвуют ни хор, ни пресвитеры, ни диаконы: ектении и возгласы произносит патриарх, поют сослужащие ему епископы. Это указывает на «семейный» характер торжества: избранный на епископское служение входит в семью архипастырей — преемников и продолжателей дела апостолов.

    Патриарх возглашает «Благословен Бог наш», архиереи поют «Трисвятое по Отче наш». После возгласа патриарха поются тропарь и кондак Пятидесятницы: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго и теми уловлей вселенную! Человеколюбче, слава Тебе»; «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа». Этим подчеркивается, что избрание на архиерейское служение происходит при содействии Святого Духа.

    После исполнения архиереями тропаря и кондака патриарх произносит ектению, в которой содержится отдельное прошение «о всечестнем архимандрите (имя), новоизбраннем во епископа». Затем совершается отпуст, и все архиереи садятся на приготовленные для них кафедры. Кандидат читает слово при наречении, в котором излагает свое видение архиерейского служения. Слово при наречении представляет собой своего рода программу будущего архиерея; вместе с тем в него традиционно включается благодарность тем людям, кому кандидат обязан своим духовным становлением.

    По окончании произнесения ставленником слова архиереи встают, и протодиакон возглашает многолетие патриарху и всем присутствующим архиереям. Затем они садятся, и возглашается многолетие избранному на епископское служение. По окончании многолетия патриарх окропляет ставленника святой водой и ставленник получает благословение от всех присутствующих архиереев.

    Чин архиерейской присяги совершается обычно перед началом литургии, на которой избранный на епископское служение будет рукоположен. Этот чин имеет весьма древнее происхождение. О нем в VII веке упоминает святитель Софроний Иерусалимский:

    Есть в Святых Церквах по всей вселенной древнее апостольское предание, по которому те, кои возводятся на степень священноначалия, обязываются старейшим свяшенноначальником откровенно изложить, как они мудрствуют и как содержат веру. Это предание ведет свое начало

    от премудрого апостола Павла, который предостерегает, чтобы кто-либо из таковых не тщетно бежал на ристалище (1 Кор 9, 24).

    В основных чертах чин присяги, употребляемый ныне в Русской Церкви, воспроизводит аналогичный чин XVII века, переведенный с греческого и адаптированный к местной практике. В начале чина присяги архиереи, участвующие в хиротонии, выходят из алтаря в полном литургическом облачении на середину храма и рассаживаются по старшинству. Священники по старшинству становятся по обе стороны. Затем протопресвитер (или старший священник) и протодиакон (или старший диакон) берут благословение у архиереев, заходят в алтарь и ведут оттуда ставленника, облаченного в священнические литургические одежды. Его поставляют на орлец, развернутый в сторону запада, у нижнего края. Протодиакон возглашает: «Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный архимандрит (имя) хиротонисатися во епископа богоспасаемаго града (название)». Патриарх (или первенствующий архиерей) спрашивает: «Чесо ради пришел еси и от Нашея Мерности чесого просиши?» Поставляемый отвечает: «Хиротонию архиерейския благодати, Преосвященнейшии». Патриарх спрашивает: «И како веруеши?» Ставленник читает Символ веры. По прочтении первенствующий архиерей, благословляя его крестовидно, произносит: «Благодать Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа да будет с тобою».

    Протодиакон вновь возглашает «Приводится боголюбезнейший...», и избранник поставляется на середину орлеца. Патриарх спрашивает: «Яви нам еще, како исповедуеши о свойствах триех Ипостасей непостижимаго Божества и яже о вочеловечении Ипостаснаго Сына и Слова Божия». Ставленник читает изложение догмата веры о Ипостасях Триединого Бога. По окончании чтения патриарх, благословляя рукополагаемого, говорит: «Благодать Святого Духа да будет с тобой, просвещающая, укрепляющая и вразумляющая тя во вся дни жизни твоея».

    Протодиакон в третий раз возглашает: «Приводится боголюбезнейший...», и избранник становится на верхний край орлеца. Патриарх спрашивает его: «Яви нам и еще, како содержиши каноны святых апостол и святых отец и предания и установления церковная».

    Ставленник дает клятву неукоснительно соблюдать каноны святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и правила святых от-цов, хранить церковные предания и Уставы, соблюдать церковный мир, повиноваться патриарху и другим епископам, в страхе Божием управлять своей паствой. Ставленник во всеуслышание объявляет, что он восходит на архиерейское служение не благодаря серебру или золоту, а по избранию патриарха и Синода. Он обещает ничего не делать по принуждению от сильных мира сего или от толпы, даже если ему будут угрожать смертью, не литургисать в чужой епархии, не рукополагать клириков для чужой епархии и не принимать клириков чужой епархии в свою без отпускной грамоты. Ставленник также обещает «посещать и назирать» врученную ему паству «и смотрити с прилежанием, учити и запрещати, дабы расколы, суеверия и ереси не умножалися и дабы противнии христианскому благочестию и благонравию обычаи не повреждали христианскаго жития». С противниками Церкви ставленник обещает поступать кротко, а к властям своей страны относиться лояльно («быти верен властям богохранимыя страны нашея»).

    По окончании присяги патриарх благословляет ставленника и произносит: «Благодать Святаго Духа чрез Нашу Мерность производит тя, боголюбезнейшаго архимандрита (имя), избраннаго епископа богоспасаемого града (название города)». Ставленник кланяется архиереям трижды и подходит под благословение к каждому из них. Затем он подписывает текст произнесенной присяги и вручает его патриарху. Принимая присягу, патриарх произносит: «Благодать Пресвятого Духа да будет с тобою». Посвящаемого уводят в алтарь и ставят на приготовленный орлец. С этого момента он считается «избранным епископом», хотя еще не получил рукоположение.

    Сам чин рукоположения во епископа совершается на Божественной литургии после малого входа и пения Трисвятого. Этот момент литургии выбран для хиротонии потому, что после пения Трисвятого архиереи поднимаются на горнее место, где новопоставленный епископ занимает место среди них. Кроме того, епископ имеет право не только освящать Дары, но и совершать рукоположения во священника и во диакона, которые происходят соответственно после великого входа и после евхаристического канона.

    Во время пения Трисвятого два старших пресвитера выводят ставленника из алтаря и поставляют перед амвоном. Затем они подводят ставленника к царским вратам, где его принимает патриарх (первенствующий архиерей). Троекратного обхождения престола на архиерейской хиротонии не бывает. Вместо этого рукополагаемый, сняв митру и фелонь, становится на оба колена по центру престола, склонив голову к престолу. Патриарх благословляет его голову трижды, после чего на его голову полагается раскрытое Евангелие текстом вниз. Поверх Евангелия все присутствующие архиереи возлагают руки. Патриарх произносит слова: «Избранием и искусом боголюбезнейших архиереев и всего освященнаго собора, Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует тя, благоговейнейшаго архимандрита (имя) во епископа богоспасаемаго града (название)».

    Далее патриарх читает молитву, в которой просит Бога укрепить избранного на епископское служение нашествием, силой и благодатью Святого Духа, подобно тому как Бог укреплял пророков и апостолов, помазывал царей на царство и освящал архиереев. Во время чтения патриархом молитвы один из архиереев произносит ектению, содержащую прошение о «ныне проручествуемом епископе». Находящиеся в алтаре поют троекратное «Господи, помилуй». Патриарх читает вторую молитву посвящения:

    Господи Боже наш, понеже невозможно человеческому естеству Божествен наго понести существа, Твоим строением подобострастны нам учители поставивый, Твой содержащия престол, во еже возносити Тебе жертву и приношение о всех людех Твоих, Ты Господи и сего явленнаго строителя архиерейския благодати сотвори быти подражателя Тебе, истиннаго Пастыря, положившаго душу Свою за овцы Своя, путевождя слепым, свет сущих во тьме, наказателя немудрых, учителя младенцев, светильника в мире, да совершив души, вверенныя ему в настоящей жизни, предстанет Престолу Твоему непостыдно и великую мзду приимет, юже уготовал еси пострадавшим за проповедь Евангелия Твоего.

    Господи Боже наш, поскольку чело-веческое естество не может вместить сущность Божию, Ты Своим Промыслом поставил для нас подобных нам учителей, которые блюдут Твой престол, чтобы приносить Тебе жертву и приношение обо всех людях Твоих. Ты, Господи, и сего, ставшего устроителем архиерейской благодати, сделай подражателем Тебе, истинному Пастырю, положившему душу Свою за овец Своих, путеводителем слепых, светом для тех, кто во тьме, наставником неразумных, учителем младенцев, светильником в мире, дабы, доведя до совершенства вверенные ему в настоящей жизни души, он без стыда предстал перед Твоим Престолом и получил великую награду, которую Ты приготовил для пострадавших за проповедь Твоего Евангелия.

    По окончании чтения молитв на новопоставленного архиерея возлагают саккос, омофор, крест, панагию и митру. На каждый из этих предметов новопоставленный получает благословение у всех присутствующих архиереев, и на каждый возглашается «Аксиос». По окончании рукоположения все архиереи преподают своему новопоставленному собрату целование мира и следуют на горнее место, где внимают чтению Апостола.

    По практике Русской Церкви совершение литургии продолжают все присутствующие архиереи. Новопоставленный архиерей совершает благословение дикирием и трикирием после чтения Евангелия. Когда происходит в алтаре причащение священнослу-жителей, патриарх преподает им Тело Христово, а новопоставленный епископ — Святую Кровь.

    По окончании литургии новопоставленный епископ получает от всех участников хиротонии благословение на ношение архиерейской мантии. Архиереи — уже в мантиях — вновь выходят на середину храма. Новопоставленный архиерей выходит после всех и становится лицом к рукоположившим его собратьям. Патриарх (первенствующий архиерей) по традиции произносит слово назидания, в котором говорит о смысле епископского служения. После этого он вручает новопоставленному архиерею жезл как символ епископской власти. Приняв в левую руку жезл, архиерей благословляет народ.

    Изложенный чин архиерейской хиротонии в основных чертах одинаков для всех Поместных Православных Церквей. Чины наречения и архиерейской присяги в разных Церквах тоже мало различаются. Однако существуют и некоторые богослужебные особенности, характерные для отдельной Поместной Церкви.

    В некоторых Поместных Православных Церквах по окончании хиротонии совершается особый чин — интронизация новопоставленного иерарха, т.е. возведение его на принадлежащую ему кафедру. Если хиротония совершалась в городе, где будет служить архиерей, то, как правило, интронизация происходит сразу же после хиротонии. Если же хиротония была в другом месте, то архиерей прибывает в свою епархию в сопровождении участников хиротонии и свою первую литургию совершает в их присутствии. По окончании первой литургии архиереи возводят своего собрата на принадлежащую ему кафедру.

    В Русской Православной Церкви этот обычай отсутствует и архиерей в большинстве случаев прибывает на свою кафедру, не сопровождаемый другими архиереями. Первая литургия, совершаемая им в своем кафедральном соборе, не содержит какилибо особых обрядов.

    Достаточно редким явлением для Русской Церкви является рукоположение епископа в том городе, где он будет нести служение. Как правило, архиереи для России и для епархий дальнего зарубежья рукополагаются в Москве, архиереи для Украины — в Киеве, для Белоруссии — в Минске, для Молдавии — в Кишиневе. Хиротонию соответственно возглавляют патриарх Московский и всея Руси, митрополиты Киевский и всея Украины, Минский и Слуцкий, Кишиневский и всея Молдовы.

    Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви Пономарев Вячеслав

    Порядок совершения дьяконской хиротонии

    Хиротония в дьяконы совершается после освящения Даров, после слов архиерея: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Если же Рукоположение происходит на Литургии Преждеосвященных Даров, то оно начинается после Великого входа перед ектеньей «Исполним молитву нашу Господеви».

    На стоящую слева от Престола кафедру садится архиерей , а два иподьякона ведут к нему рукополагаемого из центра храма следующим образом: кандидат находится между ними; каждый из них держит одной рукой его руку, а свободной рукой приклоняют ему шею.

    Затем дьякон в алтаре возглашает: «Повели, повелите, повели, Преосвященнейший Владыко». Его возглас означает следующее.

    1. Произнося «Повели», он спрашивает согласия на хиротонию народа Божьего.

    2. Произнося «Повелите», он спрашивает согласия клира на принятие в его ряды нового священнослужителя.

    3. Произнося «Повели, Преосвященнейший Владыко», он спрашивает согласия архиерея на Рукоположение .

    Доведя посвящаемого до Царских врат, иподьяконы «передают» его протодьякону и дьякону, которые также берут его один – за правую, другой – за левую руку. Ставленник кланяется архиерею, который осеняет его крестным знамением.

    Затем протодьякон трижды обводит рукополагаемого вокруг Престола; ставленник же каждый раз целует все четыре угла Престола. Участвующие в Таинстве совершают следующие действия .

    1. После первого круга: поставляемый целует руки и колено архиерея в знак почтения к тому, через кого низводится на него благодать Божья. Хор в это время поет тропарь : «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся…».

    2. После второго круга: поставляемый целует палицу и руку архиерея, опять же в знак своего почтения. Хор поет : «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников веселие…».

    3. После третьего круга: поставляемый творит три поклона перед Престолом (два поясных и один земной). Хор поет: «Исаие, ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Еммануила…».

    После этого кафедру убирают, и хиротонисуемый становится у правой стороны Престола и трижды поклоняется архиерею, произнося: «Боже, умилостивися мне, грешному». Ставленник преклоняет одно колено, символизируя этим «неполноту» дьяконского служения, то есть то, что он только служит при Святых Тайнах, но не совершает Таинство Евхаристии.

    Затем посвящаемый кладет крестовидно руки на Престол, а между ними – главу, символизируя этим «всецелое посвящение Началосовершителю Богу своей жизни, которая должна быть, сколько возможно, подобообразна Всесвятейшему Жертвеннику, освящающему богообразные умы, – Самому Спасителю и Господу» (Максим Исповедник).

    Далее архиерей полагает край омофора на главу посвящаемого, трижды благословляет его и возлагает руку на его главу. Дьякон возглашает: «Вонмем», и архиерей произносит вслух тайносовершительную молитву: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (имярек), благоговейнейшаго иподиакона, во диакона; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа ».

    После этого дьякон произносит ектенью об архиерее и о «ныне проручествуемом диаконе», клирики в алтаре поют: «Господи, помилуй» (трижды), хор медленно трижды поет по-гречески – «Кирие, элеисон» (то есть «Господи, помилуй»), а архиерей читает положенные молитвы.

    Затем рукополагаемый встает на ноги, с него снимают орарь, а архиерей возлагает орарь на его левое плечо и громко возглашает : «Аксиос», и хор повторяет за ним то же. Орарь возлагается на левое плечо дьякона в знак того, что он, в отличие от иподьякона, получает способность служить у Престола Божья и принадлежит теперь к низшему чину священнослужителей.

    Новопоставленному надевают поручи, и архиерей снова возглашает : «Аксиос»; клир же и оба клироса по очереди вторят ему. Это является свидетельством Церкви, что Рукоположение совершилось и новопоставленный дьякон получил благодать Святого Духа совершать священнослужение. Поручи являются видимым знаком особенной силы и помощи Божьей рукополагаемому в священнослужителя. Они символизируют и «всезиждительную силу Божью, и то, что Иисус Своими руками совершил священнодействие собственного Тела и Крови». Еще одно символическое значение поручей – «те узы, в которых, по предательству, Спаситель был веден к Пилату» (Симеон Солунский).

    Далее новопоставленному вручается рипида, символизирующая крылья Ангелов, Херувимов и Серафимов, которые на ней изображены; он целует плечо архиерея и становится слева у Престола «охранять Святые Дары», совершая поступательные движения рипидой до возгласа: «Святая святым».

    Затем рукоположенный первым из служивших при совершении Таинства дьяконов приобщается Святых Христовых Таин.

    По окончании причащения народа и перенесения Чаши со Святыми Дарами на жертвенник новопоставленный дьякон произносит ектенью : «Прости! приимше.», призывая в своем новом качестве собравшихся к молитве.

    Из книги Достижение цели (сборник хадисов) автора Мухаммед

    Глава 7 Порядок совершения намаза 264-265.Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вошел в мечеть, после чего туда вошел некий мужчина. Он совершил намаз, а затем подошел и поздоровался с

    Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

    Глава 5 Порядок совершения хаджа и въезда в Мекку 727.Передают, что Джа‘фар ибн Мухаммад, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал со слов своего отца о том, что однажды они пришли к Джабиру ибн ‘Абдуллаху. Он поинтересовался о том, кто пришел навестить

    Из книги Требник на русском языке автора Адаменко Василий Иванович

    1:1 - 2:34 Израиль исчисляется, определяется порядок в его стане и порядок следования при переходах (первая перепись) 1:1-3 Господь повелевает Моисею исчислить всех сынов Израилевых. Первые слова Книги И сказал Господь показывают: слово Божье направляло все, что делалось в

    Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

    Порядок совершения таинства исповеди. Перед царскими вратами или пред иконою Спасителя ставится аналой, на котором кладется св. крест и Евангелие; исповедующиеся, преклонив колена, внимают молитвам.Священник: «Благословен Бог наш…» Читается Трисвятое по «Отец наш…»

    Из книги Своими глазами автора Адельгейм Павел

    Из книги Моя жизнь со Старцем Иосифом автора Филофейский Ефрем

    Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

    Порядок совершения молебна во время губительной болезни скота. За несколько дней до совершения молебна, священник предлагает имеющим больной скот исповедать все свои грехи, по возможности давать милостыню нищим и один день накануне совершения молебна провести в

    Из книги автора

    Порядок совершения (чинопоследование) Таинства Крещения Наиболее верный путь для понимания духовного смысла каждого Таинства – это глубокое изучение его чинопоследования (чина), то есть последовательности священнодействий и молитв. Само Таинство через свой видимый

    Из книги автора

    Условия действительности хиротонии Для того чтобы совершаемая хиротония была действительной, требуется соблюдение следующих условий.1. Акт хиротонии должен осуществляться в храме (в алтаре) в собрании молящегося народа, который символически свидетельствует о

    Из книги автора

    Из книги автора

    Схема чина хиротонии во священника Во время пения Херувимской песни на главу посвящаемого возлагается воздух.Воздух передается дьякону.Возглас: «Повели, повелите, повели Преосвященнейший Владыко».При пении тропарей ставленник троекратно обходит вокруг

    Из книги автора

    Схема чина епископской хиротонии Хиротония во епископа делится на несколько частей (наречение, исповедование веры и собственно хиротонию на Литургии), после чего новопоставленный участвует в совершении Божественной литургии и ему вручается архипастырский

    Из книги автора

    Из книги автора

    Из книги автора

    Порядок совершения (чинопоследование) Таинства Крещения Наиболее верный путь для понимания духовного смысла каждого Таинства – это глубокое изучение его чинопоследования (чина), то есть последовательности священнодействий и молитв. Само Таинство через свой видимый

    Из книги автора

    Чинопоследование священнической хиротонии Во священника хиротонисуют только на Литургии святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого. На Литургии Преждеосвященных Даров, которая бывает только в некоторые седмичные дни Великого поста, рукоположение в

     


    Читайте:



    Пастила из яблок в домашних условиях: простые пошаговые рецепты

    Пастила из яблок в домашних условиях: простые пошаговые рецепты

    Пастила – очень хорошая альтернатива конфеткам. Если родители хотят, чтобы ребенок рос здоровым, то одним из камней преткновения на этом пути...

    Салат из курицы с черносливом и грецкими орехами

    Салат из курицы с черносливом и грецкими орехами

    Летом нам всем жара диктует рецепты, не особо интересные в другие дни. Это холодное блюдо из курицы - моя палочка-выручалочка для такого времени...

    Рецепты разных зеленых щей со щавелем и с капустой, грибами, рыбой, крапивой, фасолью

    Рецепты разных зеленых щей со щавелем и с капустой, грибами, рыбой, крапивой, фасолью

    Зеленые щи – блюдо с необычным видом и очень ярким вкусом, который достигается за счет добавления щавеля. Суп получается кислый, ароматный и...

    Суп с мясом и картошкой: рецепты простые и очень простые

    Суп с мясом и картошкой: рецепты простые и очень простые

    Мясо (говядина или мясо птицы) - 300 гр. Картофель - 4 шт. Морковь - 1 шт. (маленькая) Лук - 1 шт. Болгарский перец - 1 шт. Зелень, соль,...

    feed-image RSS