Главная - Стены
Простые аналогии интерпретация. Использование методики “Сложные аналогии” для тестирования школьников
Определение школьной тревожности. Методики на исследование памяти. Тесты мышления. Вербальные методики. Детские проективные методики. Опросники межличностных отношений ребёнка. Данная анкета предназначена для разного рода случаев психологической практики, в которой требуется определить особенности взаимоотношений детей или подростков в диаде. Анкета направлена на выявление мотивации дружбы с конкретным человеком. Данная анкета предваряет психологическую консультацию родителей. Анкета предназначена для сбора сведений о неуспевающем ребенке со стороны работников образовательного учреждения. Дислалия. Дизартрия. Ринолалия. Методика предназначена для исследования работоспособности у дошкольников. Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика состоит из 30 заданий на установление логических связей между словами по заданному образцу. Она предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления. Другой вариант "Аналогий". В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по признакам: скорость процессов воображения, необычность, оригинальность образов, богатство фантазии, глубина и проработанность (детализированность) образов. Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов. В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагается пять наборов слов по десять слов в каждом. Методика предназначена для оценки уровня развития вербального интеллекта у детей 6 – 8 лет. В задачу ребенка входит закончить начатое психологом предложение. Все предложения построены таким образом, что их можно закончить лишь определенным словом. С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки. Методика предназначена для оценки концентрации внимания у детей. Используется в батарее с другими тестами на внимание. Шкала для оценки уровня развития операции обобщения. Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения. Оценка уровня зрительного восприятия. Эта методика предназначается для психодиагностики мыш­ления детей в возрасте от 3 до 4 лет. Эта методика предназначена для диагностики уровня разви­тия наглядно-действенного мышления. Представляемая далее методика определяет запас слов, ко­торые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. Методика предназначена для оценки словарного запаса ребенка и беглости мышления. При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу. Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Оценивается объём зрительной памяти. Уровень развития понятийного мышления. Задача этой методики - определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. ... Методика предназначена для оценки долговременной памяти ребенка. Проводится индивидуально. Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора. В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изобра­жен лабиринт, вход в кото­рый указан стрелкой, рас­положенной слева вверху, а выход - стрелкой, распо­лагающейся справа вверху. Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Методика предназначена для оценки уровня развития когнитивного представления у ребенка. Применяется индивидуально. Цель данной методики - оценка образно-логического мышления ребенка. Оценивается фантазия ребёнка. Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста. Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков. Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги. Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. Оценивается уровень развития восприятия. Методика предназначена для оценки готовности к обучению. Ребенку предлагается серия рисунков, на каждой из которых не хватает какой-то существенной детали. Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, - определить, насколько ребенок в со­стоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти об­разы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исс­ледовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. Методика предназначена для примерной оценки уровня развития у ребенка технического мышления. Проводится индивидуально, используется в батарее с другими тестами. Общая тревожность в школе. Переживание социального стресса. Фрустрация потребности в достижение успеха. Страх самовыражения. Страх ситуации проверки знаний. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Программа содержит четыре методики, направленные на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению. Произвольность внимания. Активность мышления. Данная методика применяется как для предварительного знакомства с ребенком, так и с целью выяснить степень выраженности познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Для полноценной диагностики процесса мышления у младших школьников применяют методику «Простые аналогии». По результатам тестирования анализируется текущий уровень развития, выявляются проблемные моменты.

Характеристика методики оценки мышления младших школьников «Простые аналогии»

Для успешного обучения в школе и развития от дошкольников и учеников младших классов требуется максимум внимания, умение сосредоточиться на задании и способность логически мыслить. Эти качества приобретаются не сразу, а постепенно развиваются и формируются в процессе взросления. Для своевременной коррекции уровня развития мышления проводится специальное тестирование.

Диагностируя уровень развития мыслительного процесса у младших школьников, важно помнить, что показатели оценки теста - это только основа для дальнейшего анализа с целью разработки для каждого ребёнка программы коррекции.

Мышление развивается одновременно с другими процессами (воображение, внимание, память) в тесной взаимосвязи. Оно отражает признаки объектов, помогает установить причинно-следственные связи между предметами. С развитием мышления формируется объективное восприятие реальности. Поэтому так важно не просто его развивать, но и контролировать этот процесс.

Авторы теста и цели исследования

Известный американский изобретатель и психолог Уильям Гордон в прошлом столетии предложил метод тестирования способностей творческого мышления для взрослых – «Простые аналогии». Идея заинтересовала детских психологов и педагогов, поэтому они упростили тест и адаптировали для младших школьников. Над этой задачей работали специалисты из разных стран, поэтому однозначно автор методики не назван.

Российские педагоги в своей практике ориентируются на технику выполнения теста, описанную в учебнике по возрастной психологии авторами И.Ю. Кулагиной и Калюцким В.Н.

Главная цель исследования - оценить гибкость и логичность мышления учеников начальной школы. Но такая диагностика преследует и другие задачи:

  • проверить точность и скорость установления причинно-следственных связей между предложенными объектами;
  • установить, насколько быстро ребёнок понимает задачу и как быстро приступает к решению;
  • насколько развиты у школьника ассоциативные связи;
  • проанализировать концентрацию, устойчивость внимания и способность его переключения;
  • определить ведущий тип мышления, используемый учеником при решении задачи - логический или визуальный.

Выбирать аналогии ребёнок может, используя визуальное или логическое мышление. При визуальном типе выполняется оценка объектов по внешним признакам, а при логическом - анализируется суть понятия.

Мышление младших школьников характеризуется высокими темпами развития, особенно словесно-логического типа. На этом факте основана большая часть методик диагностики учеников.

Как проводить тестирование по методике «Простые аналогии»

Педагог или психолог, который проводит тестирование, объясняет каждому ученику, что ему требуется сделать. В качестве примера обычно используется первый вопрос в бланке с заданиями, но также можно предложить и свои варианты. Как правило, двух-трёх аналогий достаточно для понимания сути задания.

Пример объяснения: перед вами группы слов. В каждой из них первые два слова находятся в определённой связи, которую необходимо понять. Третье слово также имеет аналогичную связь с одним из слов, написанных ниже. Какое из этих слов подходит, то и нужно отметить на бланке.

Есть задание:

  • школа = обучение, больница = ?;
  • а) доктор; б) ученик; в) лечение; г) учреждение; д) больной.

Слово «школа» имеет связь со словом «обучение». С каким словом по такой же аналогии будет иметь связь слово «больница»? Такой вопрос должен поставить себе каждый школьник и выбрать слово-ответ. Ответ такой: если в школе детей обучают, то в больнице - лечат, значит, подходит слово «лечение».

Разработано несколько вариантов задания с аналогиями. Обычно они состоят из 32 вопросов и на каждый отведено не более трёх минут. Но можно использовать и бланки с меньшим количеством заданий. Для младшеклассников чаще выбирают такие:

  1. «Бежать - Кричать, стоять - ?: а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня».
  2. «Рожь - Яблоня, поле - ?: а) забор, б) садовник, в) яблоки, г) сад, д) листья».

Для проведения исследования понадобятся:

  • секундомер;
  • стимульный материал (бланк с заданиями) по количеству тестируемых;
  • ручка или карандаш, чтобы отмечать выбранные варианты ответов.

Стимульный материал

  • 1. Лошадь: Жеребёнок = Корова: ? Пастбище, Рога, Молоко, Телёнок, Бык.
  • 2. Тонкий: Толстый = Безобразный: ? Красивый, Жирный, Грязный, Урод, Веселый.
  • 3. Свинец: Тяжёлый = Пух: ? Трудный, Перина, Перья, Лёгкий, Куриный.
  • 4. Ложка: Каша = Вилка: ? Масло, Нож, Тарелка, Мясо, Посуда.
  • 5. Яйцо: Скорлупа = Картофель: ? Курица, Огород, Капуста, Суп, Шелуха.
  • 6. Коньки: Зима = Лодка: ? Лёд, Каток, Весло, Лето, Река.
  • 7. Ухо: Слышать = Зубы: ? Видеть, Лечить, Рот, Щётка, Жевать.
  • 8. Собака: Шерсть = Щука: ? Овца, Ловкость, Рыба, Удочки, Чешуя.
  • 9. Пробка: Плавать = Камень: ? Пловец, Тонуть, Гранит, Возить, Каменщик.
  • 10. Чай: Сахар = Суп: ? Вода, Тарелка, Крупа, Соль, Ложка.
  • 11. Дерево: Сук = Рука: ? Топор, Перчатка, Нога, Работа, Палец.
  • 12. Дождь: Зонтик = Мороз: ? Палка, Холод, Сани, Зима, Шуба.
  • 13. Школа: Обучение = Больница: ? Доктор, Ученик, Учреждение, Лечение, Больной.
  • 14. Песня: Глухой = Картина: ? Хромой, Слепой, Художник, Рисунок, Больной.
  • 15. Нож: Сталь = Стол: ? Вилка, Дерево, Стул, Пища, Скатерть.
  • 16. Рыба: Сеть = Муха: ? Комар, Комната, Жужжать, Паутина.
  • 17. Птица: Гнездо = Человек: ? Люди, Птенец, Рабочий, Зверь, Дом.
  • 18. Хлеб: Пекарь = Дом: ? Вагон, Город, Жилище, Строитель, Дверь.
  • 19. Пальто: Пуговица = Ботинок: ? Портной, Магазин, Нога, Шнурок, Шляпа.
  • 20. Коса: Трава = Бритва: ? Сено, Волосы, Острая, Сталь, Инструмент.
  • 21. Нога: Сапог = Рука: ? Галоши, Кулак, Перчатка, Палец, Кисть.
  • 22. Вода: Жажда = Пища: ? Пить, Голод, Хлеб, Рот, Еда.
  • 23. Электричество: Проволока = Пар: ? Лампочка, Ток, Вода, Трубы.
  • 24. Паровоз: Вагоны = Конь: ? Поезд, Лошадь, Овёс, Телега, Конюшня.
  • 25. Алмаз: Редкий = Железо: ? Драгоценный, Железный, Твёрдый, Сталь, Обычный.
  • 26. Бежать: Стоять = Кричать: ? Молчать, Ползать, Шуметь, Звать, Плакать.
  • 27. Волк: Пасть = Птица: ? Воздух, Клюв, Соловей, Яйца, Пение.
  • 28. Растение: Семя = Птица: ? Зерно, Клюв, Соловей, Пение, Яйцо.
  • 29. Театр: Зритель = Библиотека: ? Актёр, Книги, Читатель, Библиотекарь, Любитель.
  • 30. Железо: Кузнец = Дерево: ? Пень, Пила, Столяр, Кора, Листья.
  • 31. Нога: Костыль = Глаза: ? Палка, Очки, Слезы, Зрение, Нос.
  • 32. Утро: Ночь = Зима: ? Мороз, День, Январь, Осень, Сани.

Таблица: ключ к тесту (вопросы 1–16)

Тестирование проводится для группы школьников или по одному. Группа должна быть небольшой: не более 10 – 15 человек. За партой или столом каждый ребёнок сидит сам.

Работа ведётся так:

  1. Руководитель раздаёт участникам бланки с заданиями, а на доске описывает или объясняет другим удобным способом, что нужно делать.
  2. Затем педагог оговаривает правила оформления теста. Важно чётко и доступно изложить все нюансы и желательно дополнить, что нельзя ставить на бланке лишние значки.
  3. После этого оговаривается время, отведённое на выполнение заданий, если оно ограничено. Обычно - 2–3 минуты. Есть ли ограничения, определяет психолог или педагог, проводящий тестирование, в соответствии с индивидуальными особенностями группы .
  4. Далее школьники отвечают на задания, после чего руководитель собирает бланки и приступает к анализу результатов.

Не все дети с одинаковой скоростью включаются в процесс. Если в коллективе есть медлительный ученик, нужно чаще подходить к нему во время выполнения заданий и при необходимости пояснять вопрос или просто подбадривать ребёнка. Но подсказывать запрещается!

Интерпретация результатов

Подсчёт результатов не занимает много времени. Правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов - 32.

Таблица: коридоры итоговых баллов

После анализа ответов детей психолог выдаёт рекомендации учителю и родителям по коррекции состояния ребёнка, предлагает индивидуальные программы развития внимание, усидчивости, логического мышления, умения анализировать и систематизировать информацию.

Для развития логического мышления рекомендуется привлекать ребёнка к интересным интеллектуальным занятиям, например, к игре в шахматы. Полезны также чтение книг с пересказом, решение логических математических заданий, некоторые компьютерные игры-стратегии.

«Простые аналогии» - один из самых объективных, точных и простых методов оценки мышления учеников начальной школы. Такое тестирование помогает педагогу установить проблемы в развитии и предложить варианты коррекции индивидуально для каждого тестируемого.

Методика «Простые аналогии»

Применяется для обследования лиц в возрасте от 10 лет и старше.

Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями.

Материал: серия логических заданий, отпечатанных на листе бумаги.

Инструкция. Посмотрите, слева написаны два слова – сверху лошадь, снизу – жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же: сверху одно слово – корова, а снизу – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову корова как жеребенок к лошади, т. е., чтобы оно обозначало детеныша коровы.

Это будет… теленок. Значит нужно вначале установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа.

Тестовый материал

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту

Вопр. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Отв. 4 1 4 4 5 4 5 5 2 4 5 5 4 2 2 4
Вопр. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
Отв. 5 4 4 2 3 2 4 4 5 1 2 5 3 3 2 4

Под номером вопроса в таблице указан порядковый номер верного ответа.

Интерпретация результатов теста

Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2-3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом.

Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладании наглядных или логических форм.

Сводная таблица результатов по методике « Простые аналогии»

Испытуемый

Кол-во правильных ответов

Заключение

Б.А.

Неустойчивость, хрупкость процесса мышления.Преобладают наглядные формы мышления.

Б.К.

Г.А.

Неустойчивость, хрупкость процесса мышления, быстрая утомляемость

Г.Д.

Преобладают наглядные формы мышления.

К.А.

К.О.

Преобладают логические формы мышления

М.М.

Неустойчивость, хрупкость процесса мышления. . Преобладают наглядные формы мышления

М.Д.

Неустойчивость, хрупкость процесса мышления,быстрая утомляемость.

С.Ю.

Преобладают наглядные формы мышления

С.Д.

Неустойчивость, хрупкость процесса мышления

Методика «Простые аналогии»

Цель: исследование характера логических связей и отношений между понятиями.

Материал: бланк ссерией логических заданий, протокол.

Процедура проведения: ребенку предъявляется бланк, его просят установить связь между словами первой пары, а затем по аналогии подобрать вторую пару слов. Выбранное слово и объяснение заносятся в протокол. Первое задание разбирается вместе с ребенком.

Инструкция: «Посмотри, здесь написаны два слова - сверху «Лошадь“, а снизу - „Жеребенок“. Какая между ними связь? „Жеребенок“ - детеныш лошади. А справа тоже - сверху одно слово - „Корова“,
а снизу 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову „Корова“, как „Жеребенок“ к „Лошади“, т. е. чтобы оно обозначало детеныша „Коровы». Это будет… „Теленок“. Значит нужно в начале установить, как связаны между собой слова вот здесь слева, а затем установить такую же связь справа».

Форма протокола


задачи

Ответ испытуемого

Объяснение испытуемого

Обработка и интерпретация

Обработка и интерпретация результатов заключается в подсчете количества правильных и ошибочных нахождений аналогий между понятиями; анализируется характер установленных связей между понятиями - конкретные, логические, категориальные связи; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у данного испытуемого - преобладания наглядных или логических форм.

Если испытуемый делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом, то можно говорить о неустойчивости процесса мышления и утомляемости.

Кроме того, при обследовании данной методикой обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда испытуемый на время перестает следовать избранному им способу решения задачи. Аналогии
в различных заданиях строятся по разным принципам, и наличие инертности может затруднить выполнение задания - в последующей задаче такие испытуемые пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи.

Бланк к методике

ЖЕРЕБЕНОК

ПАСТБИЩЕ, РОГА, МОЛОКО, ТЕЛЕНОК, БЫК

КАРТОФЕЛЬ

СКОРЛУПА

КУРИЦА, ОГОРОД, КАПУСТА, СУП, ШЕЛУХА

МАСЛО, НОЖ, ТАРЕЛКА, МЯСО, ПОСУДА

ЛЕД, КАТОК, ВЕСЛО, ЛЕТО, РЕКА

ВИДЕТЬ, ЛЕЧИТЬ, РОТ, ЩЕТКА, ЖЕВАТЬ

ОВЦА, ЛОВКОСТЬ, РЫБА, УДОЧКА, ЧЕШУЯ

ПЛОВЕЦ, ТОНУТЬ, ГРАНИТ, ВОЗИТЬ, КАМЕНЩИК

ВОДА, ТАРЕЛКА, КРУПА, СОЛЬ, ЛОЖКА

ТОПОР, ПЕРЧАТКА, НОГА, РАБОТА, ПАЛЕЦ

ПОЛКА, ХОЛОД, САНИ, ЗИМА, ШУБА

4. Задание практики № 3 для студентов специальности 030301 «Психология» (3 курс)

Вид практики : летняя педагогическая практика (учебная).

Место проведения практики: организации различного уровня.

Количество учебного времени: 3 недели.

Тема «Комплексное исследование личностных особенностей человека».

Объект: овладение методами и приемами работы практического психолога в организациях различного уровня.

Предмет: личностные особенности человека.

Цель: диагностика и анализ личностных особенностей человека.

Задачи:

    Изучение личности с целью составления и написания психологического портрета личности.

    Проведение комплексного психологического исследования личности 1 человека по предлагаемым базовым методикам, подбор и проведение 2-3 по запросу организации.

    Собеседование с испытуемыми, направленное на ознакомление их с результатами комплексной диагностики.

Выполнение заданий практики осуществляется по следующим этапам.

    Подготовительный этап в ключает в себя:

    ознакомление с организацией, в которой будет осуществляться прохождение практики;

    выбор испытуемого;

    установление доверительных отношений с испытуемым и знакомство с особенностями его деятельности.

    Диагностический этап . Психологическое диагностирование проводится с использованием следующих методик:

1. Мотивационно-потребностной сферы О. Ф. Потемкиной.

2. Исследование уровня притязаний и уровня самооценки по методике Т. В. Дембо, С. Я. Рубенштейна.

3. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева.

4. Опросник мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPI), адаптация Ф. Б. Березина и М. П. Мирошникова.

5. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла.

    Этап интерпретации и обобщения данных исследования . Студенты интерпретируют данные, полученные с помощью предлагаемого комплекса диагностических методик, соотносят результаты разных методик, обобщают их и составляют психологический портрет.

    Этап ознакомления испытуемых с данными исследования. Студенты в корректной форме сообщают испытуемому о результатах проведенного исследования.

    Этап написания отчета по психологической практике.

Отчет по практике должен включать в себя:

    дневник с кратким описанием плана выполнения задания практики, который ведется каждый день;

    сведения об исследуемом и организации, в которой проводится исследование;

    протоколы проведения и бланки всех методик;

    интерпретации по каждой методике;

    составление психологического портрета испытуемого;

    заключение по результатам практики в целом. В заключении желательно описать Ваше личное отношение к практике. Изложить трудности, с которыми Вы встречались при выполнении задания, положительные
    и отрицательные моменты в практике, предложения по ее усовершенствованию.

4.2. Психодиагностические методики для 3 курса

Методика диагностики социально-психологических
установок личности в мотивационно-потребностной сфере
О. Ф. Потемкиной

Инструкция: «Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: „ДА“, если Ваш ответ утвердителен, и „НЕТ“, если вы отвечаете отрицательно, а Ваше поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос».


направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат»

    Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас больше, чем этап ее завершения?

    Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?

    Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?

    Вы обычно много времени уделяете своей особе?

    Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?

    Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?

    Вам легче просить за других, чем за себя?

    Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

    Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?

    Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

    Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем-либо просят?

    Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

    Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?

    Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?

    Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

    Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?

    Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?

    Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

    Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

    Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

    Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

    Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?

    Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?

    Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

    Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?

    Вам часто удается довести начатое дело до конца?

    Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни - жить интересами других людей?

    Вы можете назвать себя эгоистом?

    Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

    Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

    Ваша отличительная черта - бескорыстие?

    Свободное время Вы используете для своих увлечений?

    Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?

    Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

    Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?

    Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

    Соглашаясь на какое-либо дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам интересно?

    Стремление к результату в любом деле - Ваша отличительная черта?

    Ваша отличительная черта - умение помочь другим людям?

    Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Методика выявления социально-психологических установок,
направленных на «свободу - власть», «труд - деньги»

    Вы согласны, что самое главное в жизни - быть мастером своего дела?

    Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?

    Ваши знакомые считают Вас властным человеком?

    Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги,
    не стоят уважения?

    Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?

    Основное стремление в Вашей жизни - свобода, а не власть
    и деньги?

    Вы согласны, что иметь власть над людьми - наиболее важная ценность?

    Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?

    Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?

    Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?

    Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти - это ее сила?

    Вы уверены, что все можно купить за деньги?

    Вы выбираете друзей по деловым качествам?

    Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?

    Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется Вашим требованиям?

    Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?

    Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?

    Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?

    Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?

    Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?

    В жизни Вас радует только отличный результат работы?

    Самое главное стремление в Вашей жизни - быть свободным?

    Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?

    Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни?

    Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?

    Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?

    Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руководить?

    Вы согласны, что деньги «не пахнут» и неважно, как они заработаны?

    Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?

    Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?

    Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?

    Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?

    Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?

    Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас наибольшее негодование?

    Власть может заменить Вам многие другие ценности?

    Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?

    Труд - наибольшая ценность для Вас?

    Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя среди незнакомых людей?

    Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью?

    Наиболее сильное потрясение для Вас - отсутствие денег?

    Документ

    Компетентностный подход как концептуальная основа современного образования: Сборник научных статей / Под ред. С.Л. Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010.

Простые аналогии. Выполнение этого задания требует понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Методика заимствована из психологии труда.

Для проведения опыта нужен бланк или просто отпечатанный на машинке ряд задач (см. табл. 7.5). Задание пригодно для исследования больных с образованием не ниже 8 классов.

Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач. «Вот посмотрите, - говорят больному, - здесь написано два слова: сверху «лошадь», снизу «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок - детеныш лошади. А здесь, справа тоже сверху одно слово - «корова», а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову «корова», как жеребенок к лошади, т.е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет... теленок. Значит, нужно раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, вот здесь (показ) и затем установить такую же связь справа.

Разберем еще пример. Вот здесь слева «яйцо» и «скорлупа». Связь такая: чтобы съесть яйцо, нужно снять скорлупу. А справа «картофель» и внизу пять слов на выбор. Нужно выбрать из пяти нижних слов справа одно такое, которое относится к верхнему, как это нижнее - к этому верхнему (показ слов слева)».

Таблица 7.5

Набор задач

Лед, каток, весло, лето, река

Видеть, лечить, рот, щетка, жевать

Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя

Пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик

Вода, тарелка, крупа, соль, ложка

Топор, перчатка, нога, работа, палец

Палка, холод, сани, зима, шуба

Больница

Обучение

Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной

Хромой, слепой, художник, рисунок, больной

Вилка, дерево, стул, пища, скатерть

Решето, комар, комната, жужжать, паутина

Люди, птенец, рабочий, зверь, дом

Вагон, город, жилище, строитель, дверь

Пуговица

Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа

Сено, волосы, острая, сталь, инструмент

Галоши, кулак, перчатка, палец, кисть

Пить, голод, хлеб, рот, еда

Электричество

Проволока

Лампочка, ток, вода, трубы, кипение

Поезд, лошадь, овес, телега, конюшня

Драгоценный, железный, твердый, сталь, обычный

Молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

Воздух, клюв, соловей, яйцо, пение

Растение

Зерно, клюв, соловей, пение, яйцо

Библиотека

Мороз, день, январь, осень, сани

Пень, пила, столяр, кора, листья

Галка, очки, слезы, зрение, нос

Инструкция несколько длинновата, но обязательно нужно добиться того, чтобы больной хорошо ее усвоил.

В норме, при соответствующем образовании исследуемые усваивают порядок решения задач после 2-3 примеров. Если больной, имеющий образование 8 классов, никак не может усвоить задание после 3-4 примеров, это дает основание думать, что его интеллектуальные процессы по крайней мере затруднены.

Чаще всего при выполнении задания наблюдаются случайные ошибки. Вместо того чтобы руководствоваться при выборе слова образцом логической связи слева, больной просто подбирает к верхнему слову справа какое-либо близкое по конкретной ассоциации слово из нижних. Так, в задаче, представленной на табл. 7.6, больной выбирает слово «лечить» просто потому, что зубы часто приходится лечить.

Таблица 7.6

Часто бывает так, что больной решает 3-4 задачи таким бездумным, неправильным способом, а затем без всякого напоминания со стороны экспериментатора возвращается к правильному способу решений. Такая неустойчивость процесса мышления, соскальзывание суждений на путь случайных, облегченных, ненаправленных ассоциаций наблюдается при утомляемости больных, при хрупкости процессов мышления как органического, так и шизофренического генеза.

Существуют, однако, некоторые отличия между особенностями решений больных. При органической слабости больные мгновенно «спохватываются» и исправляют свои ошибки, как только замечают, что экспериментатор недоволен их ответами. Сам экспериментатор может, напомнив инструкцию и настойчиво потребовав от больного внимательной работы и несколько задев при этом его самолюбие, добиться от больного-органика (с травматическим, сосудистым или легким интоксикационным процессом) безошибочного продолжения работы.

Между тем ошибки больного шизофренией обусловлены слабостью побуждений, рыхлостью и ненаправленностью ассоциаций. «Соскальзывания» мысли больных обычно не поддаются коррекции, от них часто не удается добиться безупречных решений даже при повторных решениях тех же задач. Ошибки они допускают не в трудных, а в легких задачах. У больных не выявляется «предпочтения истины», т.е., выяснив с помощью экспериментатора правильное решение задачи, больной считает одинаково правомерным и прежнее, ошибочное, и другое, правильное.

Помимо «хрупкости», неустойчивости и непоследовательности решений, больные шизофренией обнаруживают при выполнении этого задания более выраженную расплывчатость мышления. Обилие слов, которыми им приходится оперировать, вызывает у них множество ассоциаций. Больные начинают связывать между собой слова одних задач со словами других и совершенно теряются в возникшей мешанине связей.

Если больной безупречно выполняет все задание, решив все 30-35 задач быстро и без ошибок, это еще не дает психологу основания утверждать, что мышление больного не нарушено. Методика может не выявить тонких, мало выраженных расстройств.

Методикой можно пользоваться для повторных проб, если разделить этот набор на две или три части.

Сложные аналогии. Методика направлена на выявление того, в какой мере больному доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Кроме того, методика провоцирует проявления резонерства у больных, склонных к нему. Методика предложена Э.А. Коробковой.

Для проведения опытов нужен бланк (см. табл. 7.7).

  • 1. Овца - стадо
  • 2. Малина - ягода
  • 3. Море - океан
  • 4. Свет - темнота
  • 5. Отравление - смерть
  • 6. Враг- неприятель

Таблица 7.7

Пары слов

Методику можно применять при исследовании больных, имеющих не менее 8 классов образования, но чаще всего ввиду очень большой трудности ее применяют при исследовании больных со средним и высшим образованием.

Больному говорят: «Давайте рассмотрим, какая связь между этими парами слов (вверху)», и подробно характеризуют принцип связи каждой пары. Так, ему объясняют, что «свет - темнота» - противоположные понятия, «отравление - смерть» имеют причинно- следственную связь, «море - океан» имеют количественное отличие.

После этого больному предлагают прочесть каждую пару из расположенных внизу, сказать, к какой паре из числа верхних она относится, и показать принцип этой связи. Больше никаких объяснений экспериментатор не дает, а только записывает решения больного (форму протокола см. табл. 7.8), пока он не делает 2-3 попыток самостоятельного решения. В случае, если первые решения свидетельствуют о том, что больной задачу не понял, экспериментатор дает повторные объяснения и вместе с больным решает 2-3 задачи.

Правильное решение задачи должно иметь примерно следующую форму: «физика - наука» соответствует паре «малина - ягода», потому что физика - одна из наук, так же, как малина - это один из видов ягод. Или «испуг - бегство» соответствует «отравление - смерть», потому что и там, и здесь причинно-следственные отношения.

Форма протокола

Таблица 7.8

В протоколе лучше записывать обе соотносимые пары слов (а не номер задачи) во избежание возможных ошибок. Обсуждение следует записывать полностью. Можно в одной графе чередовать реплики и вопросы экспериментатора (заключая их в скобки) и ответы испытуемого.

Если больной правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право написать в заключении, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей (но это еще не означает, что у него нет расстройств мышления).

Если же больной с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, это еще не дает права делать вывод об интеллектуальном снижении: многие психически здоровые люди с трудом выполняют это задние. Нужно подвергнуть анализу ошибки, вернее, весь ход рассуждений больного.

Чаще всего эта методика оказывается полезной для выявления соскальзываний, внешних паралогичных умозаключений, т.е. той растекаемости мышления, которая наблюдается при шизофрении. Больной, например, начинает пространно рассуждать о том, что «испуг - бегство» соответствует паре «враг -неприятель», потому что во время войны такое бывает. Или отвечает, что «физика - наука» соответствуют понятиям «свет - темнота», так как это понятия, изучаемые физикой.

Следовательно, анализ экспериментальных данных, полученных с помощью этой методики, основывается не столько на ошибках и неправильных решениях, сколько на тех рассуждениях, которыми больные свои доводы обосновывают. Иногда за правильным ответом кроется ложное понимание. Так, «испуг - бегство» больной соотносит с «отравление - смерть». Это верно, но больной объясняет, что и то, и другое похоже потому, что связаны со словом «страх».

Без обсуждения эксперимент не имеет смысла. Особенно трудны соотношения понятий «бережливость - скупость» и «прохлада - мороз». Они редко выполняются без помощи экспериментатора, но дискуссия по ним интересна.

Все ограничения в истолковании данных по этой методике не лишают ее ценности. При исследовании больных с высоким уровнем образования она всегда дает интересный результат как материал для обсуждения.

 


Читайте:



Пастила из яблок в домашних условиях: простые пошаговые рецепты

Пастила из яблок в домашних условиях: простые пошаговые рецепты

Пастила – очень хорошая альтернатива конфеткам. Если родители хотят, чтобы ребенок рос здоровым, то одним из камней преткновения на этом пути...

Салат из курицы с черносливом и грецкими орехами

Салат из курицы с черносливом и грецкими орехами

Летом нам всем жара диктует рецепты, не особо интересные в другие дни. Это холодное блюдо из курицы - моя палочка-выручалочка для такого времени...

Рецепты разных зеленых щей со щавелем и с капустой, грибами, рыбой, крапивой, фасолью

Рецепты разных зеленых щей со щавелем и с капустой, грибами, рыбой, крапивой, фасолью

Зеленые щи – блюдо с необычным видом и очень ярким вкусом, который достигается за счет добавления щавеля. Суп получается кислый, ароматный и...

Суп с мясом и картошкой: рецепты простые и очень простые

Суп с мясом и картошкой: рецепты простые и очень простые

Мясо (говядина или мясо птицы) - 300 гр. Картофель - 4 шт. Морковь - 1 шт. (маленькая) Лук - 1 шт. Болгарский перец - 1 шт. Зелень, соль,...

feed-image RSS