Главная - Прихожие
Лексическая тема о космосе и космонавтах. Методическая разработка логоритмического занятия в старшей группе для детей с онр

Домашнее задание для родителей по лексической теме Космос

  1. Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.
  2. Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.

Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.

Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.

Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.

Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.

Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.

Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.

Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.

Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.

3. Словесная игра «Подскажи словечко». Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля).

Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).

Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).

Лексическая тема «КОСМОС» в старшей группе

2. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
3. Расскажите ребенку о первом космонавте - Юрии Гагарине.
4. Словарная работа.
Объясните ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.
5. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.
1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...
1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...
1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...
1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...
6. Упражнение "Один - много" на употребление мн. числа существительных в род. падеже.
Один космонавт - много космонавтов.
Одна ракета - много ракет.
И так далее.

7. Словесная игра «Подскажи словечко». Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля).
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).

Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе … (звездочёт).

Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).

Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).

Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: “астронавт”,

А по-русски … (космонавт)

Лексическая тема: Космос

Объяснить ребенку, почему празднуют день космонавтики, что это за праздник.

Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.

Рассказать ребенку о первом космонавте – Ю.А.Гагарине.

Понаблюдать за звездным небом, попробуйте найти полярную звезду.

Спросите у ребенка, почему иногда звезд не видно, как они это понимают, скажите верный ответ.

Почитайте о космосе рассказы, стихи, отгадывайте загадки, попробуйте сами составить загадки.

Называть противоположные по смыслу слова.

Далеко – близко. Высоко – ______________ Улететь -______________________

Темно -_______________ c ильный - _____________ белый - _________________

Подбирать признаки.

Космонавт – смелый, сильный, здоровый, умный. Звезда – маленькая, яркая, желтая, красивая… Солнце - ________________________________________________

Космос -______________________________________________________________

Словесная игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз .

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (ракете).

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля).

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы в … (телескоп).

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … (Гагарин).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: “астронавт”,

А по-русски … (космонавт).

Выучить стихотворение: В небеса летит ракета

Вся зелененького цвета.

А в ней сидит Гагарин,

Простой российский парень.

ЗАГАДКИ:

Утром выглянем в оконце –

Нам навстречу светит…(солнце)

Рассыпался горох на тысячу дорог (Звезды)

Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат (Небо, звезды, месяц)

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка. (Месяц)

Ночью светит нам она,

Белолицая…(Луна)

КОСМОС

Программное содержание:

1) Познакомить детей с праздником «Днем космонавтики»

2) Формировать представление детей о космосе, космонавтах.

3) Углублять знания о полете в космос Ю.А.Гагарина.

4) Воспитывать познавательный интерес к космическому пространству.

Оборудование: картины о космосе, фотографии Ю.А.Гагарина, космического корабля «Восток».

Ход НОД

1. Вводная часть:

- Ребята, отгадайте загадки:

Ни начала, ни конца;

Ни затылка, ни лица;

Знают все, и мал и стар,

Что она большущий шар.

(Земля) Молодцы

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную …(ракету) Хорошо, верно.

2. Основная часть.

А знаете ли вы какой праздник будет отмечать наша страна в апреле месяце. (День космонавтики) Правильно.

Показывая портрет Ю.Гагарина и спрашиваю: «Знаете ли Вы - кто это? Расскажите, что Вы знаете о Ю.Гагарине». Дети отвечают: Ю.А. Гагарин был первым человеком, который полетел в космос. Он поднялся очень высоко над Землёй, так высоко, что и на самолёте туда не долететь. Гагарин летел на космическом корабле. Таких лётчиков называют лётчиками космонавтами.

Да, 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – Юрием Гагариным. Полет длился 108 минут. Корабль Гагарина совершил всего один виток вокруг Земли. Но для человечества эти минуты ознаменовали наступление эры пилотируемых космических полетов. Спускаемый аппарат «Востока» приземлился в Саратовской области. За подвиг Юрия Гагарина наградили званием Героя Советского Союза. Первого космонавта планеты хотел видеть весь мир. Гагарин посетил десятки стран. Везде его встречали с восторгом. Юрий Алексеевич Гагарин совершил подвиг, которым гордится наша страна, наш народ.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? (ответы детей: космонавт должен быть – сильным, выносливым, смелым, решительным.)

Затем говорю: «Быть космонавтом – это не только почётно, это и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо много знать, и тогда тебя будут уважать и любить. И эти качества Ю.А. Гагарин воспитывал у себя с детства.

А теперь, давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …(телескоп)

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …(астроном)

Астроном – он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …(луна)

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …(ракета)

У ракеты есть водитель

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски …(космонавт)

Космонавт сидит в ракете

Вспоминая все на свете-

На орбите как назло

Появилось … (НЛО)

Гуманоид с курса сбился,

В трех планетах заблудился,

Если звездной карты нету,

Не поможет скорость … (света)

Физкультурная минутка

Вот как солнышко встает, Поднять руки вверх. Потянуться.

Выше, выше, выше.

К ночи солнышко зайдет Присесть на корточки. Руки

Ниже, ниже, ниже. опустить на пол.

Хорошо, хорошо, Хлопать в ладоши. Улыбаться.

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется.

Составление рассказа по картине

А теперь давайте с вами посмотрим на картины, которые я вам принесла. « Земля ». Например: « Наша Земля похожа на огромный шар. Большую часть земного пространства занимают моря и океаны, и только меньшую часть Земли занимает суша. Моря и океаны бороздят суда, построенные людьми. На суше шумят леса, расстилаются поля, луга, степи и пустыни, высятся горы. Суша – пространство, покрытое камнями и почвой. На суше люди засевают поля и сажают сады, строят города и поселки, прокладывают дороги. Суша покрыта зеленым ковром множества растений: мхом, травами, кустами, деревьями. »

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

А теперь давайте продолжим нашу игру:

Свет быстрее всех летает,

Километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам - тепло, хвосты -…(кометам)

Все комета облетела

Все на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора-

Это черная …(дыра)

В черных дырах темнота

Чем-то черным занята.

Там окончил свой полет

Межпланетный …(звездолет)

Звездолет – стальная птица,

Он быстрее света мчится.

Познает на практике

Звездные …(галактики)

А галактики летят

В рассыпную как хотят.

Очень здоровенная

Эта вся … (Вселенная)

3. Заключительная часть.

Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали на занятии? (Ответы детей)

1.Как называется планета на которой мы живем? (Земля)

2.Как называется праздник который будет отмечать страна в апреле? (День космонавтики)

3. Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

4.Как назывался космический корабль Гагарина? («Восток »)

Мы сегодня с вами много интересного узнали, все вы сегодня молодцы.

Домашние задания по лексической теме: «Космос»


Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.

Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.

Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты. Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.

Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.

Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.

Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.

Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.

Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.

Игра «Один – много » (множественное число): спутник – спутники корабль - … космонавт - … звезда – … планета - … скафандр - … ракета - …

Игра «Есть – нет» (родительный падеж): космонавт – нет космонавта спутник – … корабль - … звезда – … планета - … скафандр - … ракета - … связь – …

Игра «Посчитай»: одна ракета, две …, три …, четыре …, пять …. один космонавт, два …, три…, четыре…, пять…

Словесная игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите …
(спутник).

У ракеты есть водитель, Невесомости любитель По-английски: “астронавт”, А по-русски … (космонавт) .

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля)


Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).

Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).

Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).


Тема: «Космос».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    Уточнить и расширить знания детей о космосе;

    Активизировать словарь по данной теме;

    Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Коррекционно-развивающие:

    Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память;

    Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете.

Материалы и оборудование:

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, видеоролик о планетах, электронная гимнастика для глаз «Ракета», зеркала; шарики су-джок, резиночки на каждого ребенка.

Ход занятия: (дети стоят в кругу)

    Логопед:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Звучит музыка группы «Зодиак».

Логопед: Как вы думаете, что это за музыка?

Логопед: Послушайте и угадайте загадку:

Человек сидит в ракете,

Смело в небо он летит.

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит. Кто это?

Логопед: Правильно, это космонавт. А кто такой космонавт?...

Как вы считаете, каким должен быть космонавт? (Сильным, отважным, здоровым, умным, мужественным, выносливым, крепким, находчивым..)

Логопед: А кто был первым космонавтом?...(показ портрета)…

Правильно, это Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961г. он впервые полетел в космос.

В космической ракете,

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог!

Поет об этом песни

Весенняя капель.

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель. (В Степанов).

Логопед: А вы хотели бы стать космонавтами? (да). Тогда мы сегодня отправимся в школу будущих космонавтов, где и пройдем специальную подготовку!

Приглашаю вас в космический класс! (дети садятся за столы).

Логопед: Чтобы стать космонавтом нужно быть и смелым и отважным, умным, здоровым! Космонавты каждый день закаляют свой организм. А мы начнем с массажа.

2. Самомассаж лица: (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.

Подбородок разотрем,

Дружно губки пожуем.

Там живет наш язычок,

Пусть погреется дружок!

    Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Чтобы говорить четко, внятно космонавтам помогают упражнения для языка.

Поставьте удобно зеркала перед собой.

«Часики» - Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо

Язычок наш потянулся,

«Улыбка» - Широко нам улыбнулся

«Почистим зубы» - Зубки он почистил..

«Блинчик» - Блинчик он покушал

«Чашечка» Выпил чаю чашку

«Вкусное варенье» Запачкался вареньем

«Качели» На качелях покачался

«Горка» И на горке покатался.

Логопед: Потренируют пальцы рук с помощью специальных тренажеров (су-джок):

В руки мячик мы возьмем.

И разминку проведем!

Летит, летит ракета

Вокруг земного света,

А в ней сидит Гагарин,

Простой советский парень.

4. Логопед: Кроме хорошего здоровья, космонавты должны быть еще и умными, согласны? Поэтому я предлагаю вам выполнить следующие задания.

На ваших карточках, а они в виде звездного неба, нарисовано много разных букв. Нужно среди них найти гласные буквы и обвести их в красный кружочек.

После выполнения задания, уточнить, какие буквы бывают гласными, кратко их охарактеризовать – они все поются (показать их в алфавите, пропеть вместе с детьми используя резиночку), обозначаются красным кружком.

5. Электронная гимнастика для глаз «Ракета».

Логопед: Чтобы наши глазки не устали, им нужно отдохнуть. Смотрите на экран и следите глазами за предметами на экране….

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. Пора и в космос отправляться.

6. Игра «Запуск ракеты»

Логопед: К запуску ракеты приготовиться! (Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)

Дети. Есть, приготовиться! (повторяют его движения)

Логопед: Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук).

Д.: Есть, включить контакты!

Логопед : Завести мотор!

Д.: Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратный отсчет).

Все: 5,4,3,2,1 , ПУСК! (сомкнутые руки вверх).

7. Упражнение «Невесомость» (под музыку гр. «Зодиак).

Логопед: Мы находимся в состоянии невесомости. Невесомость – это такое состояние, когда и космонавты, и вещи ничего не весят и плавают, как рыбки в аквариуме.

Под музыку дети изображают разные позы в состоянии невесомости.

8. Логопед: Внимание! Опасность! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. Дети встают в круг.

Игра с «мячом-метеоритом». Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.

Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна.

9. Входим в зону турбулентности. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.

Упражнение «Четвертый лишний»

Солнце, Луна, звезда, лампа

Марс, Земля, ракета, Сатурн

Ракета, спутник, луноход, самолет

10. Игра «Море волнуется » (3-4 раза)

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три!

Космическая фигура замри!

Дети изображают движения космонавтов при невесомости под спокойную космическую музыку (придумывают интересные движения, статические позы).

11. Логопед: Ребята, а какая планета наш дом родной? Правильно, Земля. По форме она похожа на шар.

Перед вами глобус – это модель нашей Земли (показ. глобуса) .

Как вы думаете синим цветом на ней что обозначено? (вода – моря, океаны.)

Зеленым – леса, луга, а коричневым – суша, земля, горы..)

Ребята, а кроме нашей Земли какие еще есть планеты?....(дети называют 9 планет Посмотрите на этой картине они все есть, каждая из этих планет движется вокруг солнца по своей орбите, т.е. по своему кругу.. И сейчас я предлагаю вам посмотреть интересный видеоролик о планетах. Просмотр видеоролика.

Ребята, вы все очень хорошо справились со всеми заданиями в нашей космической школе, в будущем я думаю из вас получаться настоящие космонавты.

Итог.

Логопед: Ребята, вам понравилось занятие? Что именно вам понравилось?... (ответы детей…)

 


Читайте:



Суп с мясом и картошкой: рецепты простые и очень простые

Суп с мясом и картошкой: рецепты простые и очень простые

Мясо (говядина или мясо птицы) - 300 гр. Картофель - 4 шт. Морковь - 1 шт. (маленькая) Лук - 1 шт. Болгарский перец - 1 шт. Зелень, соль,...

Дмитрий Медведев ушёл в запой

Дмитрий Медведев ушёл в запой

Серия опросов в столице показали: москвичи не поддерживают премьер-министра Медведева, считают, что ему пора уйти, но не верят, в то, что «спящего...

Григорий винников, другие беглецы и неплательщики

Григорий винников, другие беглецы и неплательщики

Американским политическим экспертом в ток-шоу Первого канала оказался российский турагент, который обокрал клиентов в Нью-Йорке и сбежал с их...

К чему снится оторвать голову змее

К чему снится оторвать голову змее

Увидеть во сне змей – злиться из-за сплетен недоброжелателей наяву. Если вы в своем сне не испугались змею, и взяли ее на руки, то получите мудрый...

feed-image RSS