Разделы сайта
Выбор редакции:
- Цитаты великих людей о россии и русских
- Интересные высказывания о жизни
- Новый порядок уплаты страховых взносов
- К чему снится ленин, ленин во сне
- Как закрыть аджику из кабачков на зиму?
- Как замариновать семгу для шашлыка Правильный маринад семги для шашлыка
- Пастила из яблок в домашних условиях: простые пошаговые рецепты
- Салат из курицы с черносливом и грецкими орехами
- Рецепты разных зеленых щей со щавелем и с капустой, грибами, рыбой, крапивой, фасолью
- Суп с мясом и картошкой: рецепты простые и очень простые
Реклама
Переконструирование текстов. Зачем жуют добрана? Что означает зачем жуют добра на |
На одном из форумов я нашла интересный вопрос. Многие родители интересовались, почему дети спрашивают: Зачем жуют добрана? Когда я узнала, кто такой добран и почему его едят, мне стало смешно. У маленьких деток, да и у взрослых бывает такое, что они воспринимают прочитанное не должным образом.
Вариантов с большое количество. Это явление называется омофония, и в Википедии есть статья об этом . Вернемся к вопросу: "Зачем жуют добрана?"Родители часто читают сказки . Мы с ребенком любим перед сном почитать книжку. Как правило, литература со сказками всегда заканчивается добром. Часто в русских народных сказках и не только произведение заканчивается такими словами: "стали жить и добра наживать". Теперь берем и с помощью омофонии произносим "Добрана жевать". Объясните ребенку, что добрана не существует, а что правильно нужно воспринимать добра наживать. Что главные герои стали жить и хорошие поступки совершать. Раньше я не знала про омофонию и тем более про Добрана. Кстати, у нас с дочкой никогда не возникало подобных вопросов. Но теперь я точно смогу ответить на вопрос: "Зачем жуют добрана?". Вчера в нашей школе детишки писали олимпиаду "Русский медвежонок - языкознание для всех". Конечно, задания для 6-7 класса были посложнее, чем для третьего. Но и с ними ребенок справился неплохо. Надеюсь на хорошее место. Будем ждать результатов конкурса на официальном сайте "медвежонка". Олимпиадные вопросы были интересные, и не такие дурные, как в прошлом году. Над многими ответами, конечно, пришлось поломать голову, но по крайней мере задания были логичные и именно по русскому языку, а не на не пойми какую тему, как тогда. Вот, зацените сами вопросы конкурса "Русский медвежонок" - 2016-2017 для 6-7 классов. Написала и наши ответы на них, которые считаю правильными. Задачи, оцениваемые в 3 балла 1. Наутро после похода Костя был свеж как... . Варианты: А) помидорчик; Ответ: В. Наутро после похода Костя был свеж как огурчик. 2. Вот первые слоги двусложных слов: ба-, бе-, бу-, а вот вторые: -ран, -тон. Сколько слов можно получить, соединяя первые слоги со вторыми? А) два; Ответ: Г - пять: баран, батон, бетон, буран, бутон. 3. В каком словосочетании слово толковый обычно не звучит как похвала? Варианты: (А) толковая книга; Ответ: Г - толковый словарь от слова толковать. 4. В каком из этих слов суффикс имеет не то значение, что в остальных? Варианты: (А) солоноватый; Ответ: Д - Виноватый. В остальных словах суффикс имеет значение уменьшения. 5. Вот описание виртуальной зверушки в одной компьютерной игре: Питается клубникой и блюдами из неё. В какой фразе есть ошибка? Варианты: (А) в первой; Ответ: Д - в пятой. Не свет, а след. Только отвернулся, а её уже и след простыл! 6. Четыре из этих пяти слов сложные, а одно - нет Какое? Варианты: (А) козерог Ответ: Г - бегемот. Все остальные состоят из двух слов: коза + рог, едино + рог, носо + рог, дикий образ 7. Подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, существительное. Какое слово, скорее всего, попало в этот список по ошибке? Варианты: (А) подлежащее; Ответ: Д - существительное. Существительное - это часть речи, все остальное - это члены предложения. 8. Родителей Бори зовут Лена и Лёня Если писать их имена не ставя точки над буквой ё то в некоторых падежах непонятно, о ком из них идёт речь. В скольких падежах? Варианты: (А) в одном; Ответ: Б - в двух, в дательном и предложном: (кому?) Лене - Лене, (о ком?) о Лене - о Лене 9. Миша читал в компьютере книжку, и текст отображался немного странно. Варианты: (А) ЛК; Ответ: Д - к. Л - соответствует римской цифре I, ЛЛ - II, ЛЛЛ - III, Лк - IV, к - V 10. Давно, недавно, сейчас, скоро, нескоро. Этому ряду соответствуют идущие друг за другом события. Куда в этом ряду поставить только что? Варианты: (А) после давно; Ответ: Б - после недавно Задачи, оцениваемые в 4 балла 11. Рассказывают такую историю. Во время Сталинградской битвы кто-то из бойцов написал на стене дома, за которой шли бои: "Отстоим тебя, родной Сталинград!". Позже, когда бои закончились и город лежал в развалинах, мимо этой стены шла учительница. Увидев надпись, она добавила в одно из слов одну букву. Какую? Варианты: (А) и Ответ: Д - р. "Отстроим тебя, родной Сталинград!" 12. Предлоги за, перед, под, над и около могут использоваться в составе нераспространённых обстоятельств места: за городом, перед домом, под горой, над лесом, около школы. Четыре из них могут также использоваться в составе нераспространённых обстоятельств времени. А какой не может? Варианты: (А) за Ответ: Г - над 13. В итальянских сказках действуют король и королева - re и regina. А как перевести с итальянского на русский язык zarina? Варианты: (А) царевна; Ответ: Б - царица 14. Какое из этих названий предметов одежды и обуви образовано от названия части тела? Варианты: (А) варежка; Ответ: Б - перчатка, от слова перст 15. Изготовление тонкой витой золотой проволоки было медленной и нудной работой. А называлась эта проволока... Варианты: (А) сурдинка; Ответ: Г - канитель. 16. К формам повелительного наклонения иногда присоединяется частица -ка. А может ли она просоединяться к формам единственного числа изъявительного наклонения? Варианты: (А) да, но только к форме 1-го лица; Ответ: А - да, но только к форме 1-го лица; 17. Миша сочиняет рассказ. В какой-то момент в его рассказе должен впервые появиться грузовик. Какое предложение лучше подходит Мише? Варианты: (А) Грузовик на огромной скорости вылетел из-за угла. Ответ: Б - Из-за угла на огромной скорости вылетел грузовик. 18. Вот 4 предложения: В каком из них слово практически можно понять в двух разных смыслах? Варианты: (А) в первом; Ответ: Г - в четвёртом. 19. Какое из этих слов объединяет ворону со шляпой? Варианты: (А) проглотить Ответ: Б - проморгать 20. Английский поэт Джон Харрингтон в своем стихотворении "Простая истина" справедливо отмечает: Какое слово стоит в стихотворении на месте пропуска? Варианты: (А) поход; Ответ: Б - мятеж Задачи, оцениваемые в 5 баллов 21. Названия каких дней недели содержат звук [в] Варианты: (А) вторник, четверг и воскресенье; Ответ: Д - только воскресенье 22. В словах рис и рисунок представлено два разных омонимичных корня: рис и рис. Сколько разных корней представлено в словах водовоз и возводить? Варианты: (А) два: вод и воз; Ответ: В - три: вод, вод и воз 23. По мнению некоторых исследователей, одно русское слово обязано своим происхождением тому, что во французском слове couvert "закрытый" одна буква была... Варианты: (А) пропущена; Ответ: В - перевернута 24. Дано предложение из стихотворения Бориса Пастернака: Выберите вариант, в котором в правильном порядке Варианты: А - им..род.вин.род (А) им..род.вин.род.; 25. Какое из этих слов может произноситься с ударением на первом слоге? Варианты: (А) выходя; Ответ: В - походя 26. Некоторые маленькие дети спрашивают родителей: "зачем жуют добрана". А о чём идет речь? Варианты: (А) о болезни; Ответ: В - о богатстве. Когда родители читают детям конец сказки: "стали они поживать да добра наживать". Им слышится не добра наживать, а добрана жевать. 27. Замечательный бельгийский художник получил известность под псевдонимом Эрже, А его настоящее имя - ... Варианты: (А) Роберт Ван Ауденарде; Ответ: Д - Жорж Реми 28. ____ звук, ____ ветер, ____ дыхание, ____ берег. Во всех этих словосочетаниях пропущены прилагательные, различающиеся только приставками. Восстановив общую часть всех прилагательных, определите, каков правильный порядок приставок. Варианты: (А) от-, по-, пре-, об-; Ответ: А - от-, по-, пре-, об- (отрывистый звук, порывистый ветер, прерывистое дыхание, обрывистый берег) 29. Сколько слов из списка Варианты: (А) одно; Ответ: Г - четыре: впасть, пасть, пропасть, спасть 30. По-сербски - крава, по-польски - крова. По-сербски - злато, по-польски - зуото. По-сербски - глава, по-польски - гуова. Даны еще 5 утверждений, из которых одно неверно. Какое? (Польские слова записаны в русской транскрипции). Варианты: (А) по-сербски брат, по-польски брот; Ответ: А - по-сербски брат, по-польски брот Одна моя знакомая, сейчас уже имеющая внуков, вспоминает, что в детстве она горько рыдала, жалея бедного Рапунка (имя такое!), который чудился ей в строках А.С. Пушкина «И умер бедный РАБ У НОГ непобедимого владыки». Случай с этим самым РАПУНКОМ отнюдь не единственный. Она же рассказывает, что однажды очень насмешила своих родителей, приставая к ним с просьбой, чтобы ей спели песню «СОБАКОЙ НЕ ПОЛАЕШЬ». Ник-го такой песни не знал. И только гораздо позднее выяснилось, что речь шла о строчках « Что нежной страстью сама ко мне пылаешь» из «Неаполитанской песни». Подобных примеров каждый может привести немало. Мы надеемся, что с помощью читателей картотека наша значительно пополнится: обычно память любого человека цепко хранит такие забавные случаи детства. Переконструированию могут подвергаться не обязательно строчки стихотворных произведений. Один из жителей Ташкента рас- сказал, что его маленькая дочь считает, что станция метро называется не «Площадь Алшиера Навои», а «ПЛОЩАДЬ НА ДВОИХ» Пятилетняя Леночка, жительница Петербурга, убеждена, что есть станция метро под названием «ПЛОЩАДЬ С ХВОСТАМИ». Это ей слышалось каждый раз, когда автоматический голос произносил в вагоне поезда: «Следующая станция - площадь Восстания»). Мы в состоянии зарегистрировать лишь ничтожную часть случаев (в нашей книге речь идет о детях, но этот феномен известен и в речи взрослых), когда ребенок не замечает, что воспринимает те или иные фрагменты текста не так, как все. Выявляется это, если ребенок начинает задавать вопросы по поводу РАПУНКА или чего-то иного или же взрослый замечает какую-либо несообразность в передаче звучания. Мы будем говорить здесь о деформации, которой подвергаются стихотворные и песенные тексты, хотя многое из того, о чем пойдет речь, может быть распространено и на тексты прозаические, а также на столь хорошо знакомые нам «ослышки» в наших повседневных разговорах. Отчего возникают подобные преобразования? У всех этих явлений есть глубокие лингвистические и психологические причины. Поистине, каждый слышит не то, что реально произносится, а то, что он в состоянии осмыслить. Дети зачастую не понимают отдельных слов или выражений в тексте и иногда не вполне улавливают и содержание текста. «Пустота» может заполняться другим содержанием - ребенок реконструирует текст, внося в него приемлемый для него смысл. Звучание при этом может совсем не изменяться, изменяться незначительно и изменяться кардинальным образом. Примеры окказионального восприятия, при котором звучание совсем не изменяется: Что мы сажаем, Что мы сажаем, сажая леса! САЖАЯ ЛИСА? Сажая осмыслено как прилагательное к лисе, значение которого непонятно, зато грамматически согласование верное. Сгорю ли я в горниле страсти, Сгорю ли я в горниле страсти, Иль закалят меня напасти? Иль закалят меня НА ПАСТИ? Это строчки из телевизионного фильма «Собака на сене», адресованного взрослым, но очень любимого детьми. Слово напасть ребенку еще не встречалось, а пасть -- встречалось часто. Не совсем, правда, понятно, как это можно кого-нибудь закалять на чьей-либо пасти, но ведь дети давно уже примирились с тем, что в речи взрослых полно несуразностей и не все можно понять до конца. Стали они жить-поживать Стали жить-поживать, Да добра наживать. И ДОБРАНА ЖЕВАТЬ. Кто такой ДОБРАНА и зачем его жуют? Некоторые думают, что это чье-то имя. Наживать добра - устойчивое выражение, которое часто встречается в сказках. Но немотивированность сочетания уводит ребенка от правильного понимания смысла слова, так как оно употреблено здесь в необычном для ребенка значении и в немотивированном с точки зрения современных норм языка родительном падеже. Сатана там правит бал. САТАНАТАМ правит бал. САТАНАТАМ - существо, конечно, загадочное для ребенка, но не более, чем Сатана. Выражение править бал понятно лишь отчасти. Получается, что одно неизвестное заменяется другим, не более того. Ударение на там, крайне невесомое, помогает слиться двум словам в одно целое. В большинстве подобных случаев в речи ребенка происходит и звуковая перестройка текста, иногда сопровождаемая изменением его ритма и размера. Излюбленный детский стихотворный размер - хорей. Это показал еще К.И.Чуковский. Не случайно большая часть первых двусложных детских слов имеет ударение на первом слоге. Можно привести примеры перестройки стихотворений, сопровождаемой изменением размера: Маленькой елочке Елке холодно зимой, Холодно зимой. Елку взяли мы домой. Конец работы - Эта тема принадлежит разделу: Язык и ребенок. Лингвистика детской речиС н цейтлин.. язык и ребенок.. лингвистика детской речи.. Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Что будем делать с полученным материалом:Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Все темы данного раздела:Цейтлин С.Н.
Лингвистика детской речи
Языковые правила и их усвоение детьми
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность
Косериу Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике
Детский лепет
Язык жестов
Как мать говорит со своим ребенком
Имитация и ее роль в усвоении языка
Разные пути освоения языка
Начальный детский лексикон
Андрюша А
Просит что-нибудь
Таня К
Основные группы слов в речи маленького ребенка
Низя, азя (с жестом), аи-аи
Низя, азя (с жестом), аи-аи
Овладение звуковой основой речи
КОСИ - косточка ДАНЯЙ - догоняй ГАЗИН - магазин
Усвоение морфологии
Усвоение категории числа
Овладение падежами
Преды сшллст «зсшюрилуеппыи ридигельпыи, а не
Склонение существительных
Усвоение категории рода
Существительные существительные
Прилагательные в речи ребенка
Цейтлин
Усвоение категории принадлежности
Образование глагольных форм
Усвоение глагольного вида
Усвоение возвратных глаголов
Мы опираемся на теоретическую концепцию каузативности, изложенную в мо-н°графии «Типология каузативных конструкций» (1969)
Усвоение каузативных отношений
Виды инноваций
Конструирование новых слов
Посмотрюсь
Велосипедист
Колготки
Свирепый сенокосилка
Шахматы шифоньер экскаватор якут
Расширение и сужение значений слов
Словесные замены
Интерпретация производных слов
Усвоение переносных значений слов
Овладение фразеологией
Средь бела дня на босу ногу сложа руки сломя голову
Овладение синтаксическими конструкциями
Субъект - время - предикат - прямой объект - объект-отправитель - локатив*
Маленькие лингвисты
Взяли мы домой
Усвоение грамоты
Заключение
Лингвистика детской речи
«Зачем жуют добрана?» – этот вопрос может поставить в тупик любого, кто слышит его в первый раз. Те же, кто уже знаком с такими вопросами некоторых маленьких детей и ситуациями, в которых они появляются, лишь улыбнутся. О чём идёт речь во фразе «Зачем жуют добрана?»Несмотря на распространённое мнение о том, что подобный вопрос может задать только маленький ребенок, не обладающий ещё большим словарным запасом, многие из нас могут признаться в том, что иногда не понимают, о чём идёт речь в песнях или стихах. Вроде бы все слова понятны, а смысл уловить сложно. Так происходит из-за того, что наш слух вычленяет в устной речи знакомые комбинации, и мозг переосмысливает их. Этот эффект получил название ослышка, в английской версии – мондегрин. В отличие от омофонов, – слов, звучащих одинаково, но имеющих разное написание и смысл (порог – парок, бал – балл, плод-плот), ослышки могут формироваться там, где звуковое сближение различных слов сопровождается непониманием общего смысла в силу различных причин. Одни из самых популярных детских ослышек – заключительная фраза из большинства русских сказок: «И стали они поживать, добра наживать», интерпретируемое в «Добрана жевать» и «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам», превратившееся в «Пусть бегут Неуклюжи». Самый известный взрослый вариант такого выражения – песня И. Саруханова «Скрипка-Лиса» или «Скрип колеса», причём в настоящее время она зарегистрирована под двумя названиями. Маленькие дети чаще попадают в ситуации, когда незнакомая комбинация звукосочетаний подменяется формально знакомой. Например, К. Чуковский рассказывал о том, как читал своему сыну былину, в которой слова «Уж я Киев-град во полон возьму» были поняты ребёнком как «Уж я Киев-град в «Аполлон» возьму» («Аполлоном» назывался журнал, в редакцию которого его часто брал отец). Вопросы, возникающие у детей в связи с подобными ослышками, и задаваемые ими взрослым, часто вызывают недоумение, настолько они неочевидны для тех, кто всё расслышал правильно. Подобные ошибки речевой коммуникации совершались и Ф. М. Достоевским, и А. Белым, и они вовсе не означают, что авторов следует упрекнуть в незнании грамматических конструкций. Поэтому ничего зазорного в том, что порой на свет появляются неведомые звери-«добраны», нет. Наоборот, намеренно неверное распознание фраз и отдельных слов зачастую становится фишкой тех или иных теле- или радиопередач или шоу-программ – приколы Н. Фоменко, юмористические выпуски «Уральских пельменей». "Зачем жуют добрана?" - о чем идет речь?
С детства помню эту фразу И ДОБРА НА ЖИВАТЬ . Очень много книг читал, особенно сказок и поэтому эта фраза у меня до этих пор, мы когда маленькие, очень часто перефразируем много вещей, много слов и так далее. Тем более многим сказки читают на ночь, и уже почти спя дети могут слышать что угодно. Вот у детей и появилась эта фраза Зачем жуют добрана? . Что только детям не привидится и не слышится. Многие детишки, слушая прочитанные им сказки, воспринимают словосочетание Стали они жить-поживать и добра наживать, совсем по-другому. Приставку на в слове наживать они присоединяют к окончанию в слове добра и поэтому, ребятишкам слышится не добра наживать, а добрана жевать. Вот и весь секрет, почему дети спрашивают: Зачем жуют добрана. А вообще, это из серии известной книги Корнея Чуковского От двух до пяти, в которой очень много таких вот смешных детских выражений. Данный вопрос свойственен только меленьким деткам, которые ещ самостоятельно не умеют читать сказки и вс воспринимают на слух. Так, многие сказочные повествования заканчиваются стандартной и всем нам знакомой фразой:
|
Читайте: |
---|
Новое
- Интересные высказывания о жизни
- Новый порядок уплаты страховых взносов
- К чему снится ленин, ленин во сне
- Как закрыть аджику из кабачков на зиму?
- Как замариновать семгу для шашлыка Правильный маринад семги для шашлыка
- Пастила из яблок в домашних условиях: простые пошаговые рецепты
- Салат из курицы с черносливом и грецкими орехами
- Рецепты разных зеленых щей со щавелем и с капустой, грибами, рыбой, крапивой, фасолью
- Суп с мясом и картошкой: рецепты простые и очень простые
- Дмитрий Медведев ушёл в запой