Главная - Стены
Съемка пейзажа вечером в горах. Идем в горы

Если вы когда-нибудь бывали в горах не с автобусной экскурсией, где вам дается двадцать шесть с половиной минут и ни секундой больше на осмотр местности, отстаивание очередей из фотографов на единственной смотровой площадке и собственно съемку, вы наверняка почувствовали, что горы - это совершенно уникальное место.

Горы - это стихия. Причем стихия, настроенная не всегда дружелюбно, но при этом позволяющая увидеть и сфотографировать такое, что вы не увидите и не сфотографируете больше нигде.

Должна отметить, что речь в статье пойдет именно о пейзажной фотографии, поскольку съемка портретов требует несколько иного подхода. Направляясь в горы и собираясь там пофотографировать, нужно быть готовым очень ко многому, и не только в плане фотооборудования, потому я рассмотрю проблемы, с которыми лично я сталкивалась во время съемки в горах, а потом расскажу, что желательно взять с собой.

I. Наиболее вероятные проблемы в горах

1.1. Резкая смена погоды

В качестве иллюстрации начну со свежего примера из жизни. Этой зимой мы ездили в горный городок в Германии, и в один из дней зашли в самом городе в кафе, сели перед стеклянной витриной, выходящей на улицу, и стали наслаждаться видами.

В течение трех минут там происходит следующее: сначала начинается дождь, резко усиливается, бушует ураган, людей чуть не сдувает вместе с зонтами, гром и молния, сигнализация, где-то испугался и заплакал ребенок, дождь переходит в град и метель, а потом все стихает, только снег обильно посыпает улицы. Мы как сидели с чашками в руке и открытыми ртами, так и остались. Обещали, конечно, изменения погоды в тот день, но лично у меня было чувство, что кто-то наверху просто рычаг передернул - чего время тянуть.

Собственно, то же самое происходит и в самих горах, причем очень часто. Если во время вылазки на несколько часов погода не поменялась - считайте, что вам сильно повезло. Как-то, путешествуя по южным уже хребтам, в течение нескольких часов мы успели застать палящее солнце, пасмурную погоду, дикий ливень, туман и вновь палящее солнце.

Все это создает следующие сложности:

  • Вам нужно быть готовым ко всему и брать с собой экипировку с большим запасом.
  • Приготовьтесь к веселью с выбором экспозиции: если в течение трех минут вам придется для правильного экспонирования поменять настройки пять раз, в этом нет ничего удивительного.

Также хочу отметить, что съемка закатного неба с вершины горы - это потрясающий опыт, но если вы не в походе с палатками и запасом еды, рассчитанным на несколько дней, я не советую вам рисковать и ради такого кадра ждать на вершине, пока сядет солнце. Находиться ночью в горах может быть небезопасно. Там и днем-то небезопасно.

1.2. Безопасность

Перво-наперво, я вам не советую ходить в горы в одиночестве. Если вы хорошо ориентируетесь по горным картам - это отлично, но все же стоит взять с собой минимум еще одного человека, если вы идете не группой, и желательно из местных. В горах бывает очень легко заблудиться. Как-то раз я отправилась как раз одна по известному крымскому маршруту в Большом каньоне.

Благополучно прошла маршрут, который оказался очень коротким - всего около километра, - и, дойдя до смотровой площадки, которая по наводке должна была быть через 200 метров от озера, я решила, что там конечно очень красиво, но как-то низковато. В горах тяжело с ориентацией в пространстве, и я подумала, что, наверное, смотровая площадка - она выше, а это так, перевалочный пункт.

Я свернула на лесную дорогу, пошла по меткам на деревьях и ко второму часу ходьбы начала понимать, что все-таки что-то тут не то, и никакие «бабушки с детями» столько не пройдут. На вершине горы лежало облако, и уже на расстоянии 10-20 метров решительно ничего не было видно, фотография ниже сделана именно там. На мое счастье, плато оказалось обитаемым, там был т.н. «чайный домик», где меня отогрели, напоили чаем и отправили вниз к дому.

Если бы домика не было, я бы, пожалуй, легко получила бы обморожение и продолжение приключений. В общем, надеюсь, вы поняли, что так делать не надо. Обязательно берите с собой проводника и карту. В пылу фотосъемки вы можете просто не заметить, что забрели куда-то не туда.

Погода в горах часто подбрасывает сюрпризы, иногда очень легко заблудиться

Также стоит отметить, что в горах вы рискуете повстречаться не только с белками и бабочками, и растут там не ромашки. В крымских горах, например, водятся кабаны и змеи, а еще чудесные ядовитые насекомые типа сколопендр, фотографию которых я даже показывать не буду, т.к. тут могут быть женщины и дети.

Говоря о растениях, помимо общеизвестной волчьей ягоды, в крымских же горах, например, встречается Ясенец, также известный как Купина Неопалимая. Очень красивый цветок, наверняка захочется его снять на память, но лучше не надо. Прикосновение к этому растению и даже попадание в непосредственную близость от него во время цветения, чревато получением сильного химического ожога.

Итак, с техникой безопасности на этом пока закончим, перейдем к чисто фотографическим проблемам.

1.3. Неочевидная перспектива

Если вы когда-нибудь снимали в горах, то, вероятно, сталкивались с проблемой склеивания заднего и переднего плана. Если вы снимаете, фокусируясь на бесконечность, то есть некий пейзаж, находящийся от вас на отдалении, может выйти так, что визуально изображение получится плоским. Советую вам найти какой-нибудь объект на переднем плане, например, дерево, чтобы подчеркнуть перспективу.

Если же такого объекта нет, постарайтесь дождаться, когда солнце будет не в зените и создаст на горах тени, которые визуально сформируют слои в вашем изображении. Также для создания перспективы служит так ненавидимая многими «дымка», о которой речь пойдет позже.

Дерево на переднем плане помогает подчеркнуть глубину в кадре

1.4. Некорректное срабатывание затвора

Если вы снимаете на пленочную камеру, вы можете столкнуться с проблемой, с которой столкнулась однажды я, снимая на среднеформатный старенький Киев-60 на холоде (на вершине горы температуры гораздо ниже, чем у подножья).

Дело в том, что у меня просто-напросто замерзла смазка. Плюс лаг в механизме не самой надежной камеры на Земле, и на коротких выдержках затвор просто не успевал отработать выдержку в 1/500 и 1/1000 секунды. Кадры выглядели очень загадочно: они просто были наполовину черными. Так что, если вы не хотите получить загубленные кадры, во-первых, выбирайте с собой в поход камеру понадежней, во-вторых, проверьте ее перед поездкой в мастерской или самостоятельно, если умеете, и, в-третьих, если вы в ней не уверены, снимайте максимум на 1/250.

1.5. Холод

Данная проблема особенно актуальна при съемке зимой в горах на цифровую камеру. Во-первых, аккумуляторы на холоде разряжаются гораздо быстрее, более того, холод вообще может вывести их из строя, поэтому держать запасные аккумуляторы желательно где-нибудь ближе к телу, в кармане, например. Принеся камеру домой с холода, желательно не включать ее некоторое время, несколько часов, дать ей согреться и сойти конденсату (водяному осадку), который образуется при резком перепаде температур, и может навредить оптике и электронике.

Вообще стоит стараться беречь камеру от резких скачков температур. Так делать не надо: поснимали полчаса на морозе - забежали в кафе выпить глинтвейна, в это время протирая рукавом водяные капельки и просматривая отснятое, а потом опять побежали фотографировать. Перенося камеру с холода в тепло, повторюсь, не включайте ее, дайте испариться конденсату. Подробнее о съемке на холоде вы можете почитать еще , довольно любопытная статья.

1.6. Сильный ветер на вершине

Если вы собираетесь достичь вершины горы или промежуточного открытого плато для съемки, будьте готовы к сильному ветру, который затруднит процесс съемки. Он влияет как на устойчивость камеры, так и на физический комфорт фотографа. На что нужно обратить внимание и что взять с собой, я опишу ниже.

1.7. Сложности в замере экспозиции

Когда перед вами открывается прекраснейшая панорама гор на много километров вокруг, потерять голову от восторга нетрудно. Особенно если вы снимаете на пленку, предвкушая прекраснейшие фотообои во всю стену, и не видите результата сразу. Дело в том, что в горах вы можете столкнуться с такой проблемой как большие перепады в зонах освещенности , как на примере ниже.

Резкие перепады в уровнях освещенности вершин и подножья

Как вы видите, вершины гор освещены очень хорошо, а вот попавший на передний план лес просто тонет в темноте. Кроме того, провести правильное экспонирование, когда вокруг снежные вершины, активно отражающие падающий на них свет, очень непросто. Посему, во-первых, очень советую взять с собой цифровую камеру хотя бы для замера экспозиции.

Мне приходилось делать поправку на пару ступеней вниз, чтобы выйти на нормальный уровень освещения, но эта поправка увела в глубокую тень менее освещенную лесную полосу. Как вариант решения проблемы возможно использование техники HDR . Экспонирование в данном случае проводится отдельно по заснеженным горам и отдельно по менее освещенным зонам у подножья горы.

II. Что нужно взять с собой

Итак, выше мы рассмотрели основные проблемы, с которыми вы можете столкнуться в горах. Что же, исходя из этого, вам нужно иметь при себе, планируя горную фотовылазку?

2. 1. Фотооборудование

Объектив

Если вы собираетесь снимать пейзажи, о которых тут и идет речь, то вам потребуется широкоугольный объектив. В горах обычно даже широкоугольника кажется мало, потому что перед вами, насколько хватает глаз, расстилается бескрайнее пространство, сразу же хочется снимать панорамы. Конечно, телеобъектив вам может тоже пригодиться, но с гораздо меньшей вероятностью, если, конечно, вы не ради портретов поднимаетесь в горы или не хотите рассмотреть вооооон тот маленький домик на противоположной вершине.

Если не тяжело и не жалко - можно и взять, но если выбирать между двумя вариантами, выбирайте широкоугольник. Также для творческих экспериментов в горах очень кстати может прийтись «рыбий глаз». Эти объективы, к тому же, обычно совсем не тяжелые, и вы поблагодарите за это производителя, если вам со всей техникой придется несколько часов ползти пешком наверх по жаре.

И да, чисто съемочный момент - для пейзажей выбирайте достаточно узкую диафрагму, лучше f/8-f/16, чтобы большая область попала в зону резкости, и на снимке было больше деталей. Главное не переусердствовать - на f/22 резкость может снижаться за счет дифракции.

Штатив

Как я упоминала выше, на вершине горы и на открытых плато обычно очень сильный ветер. Поэтому, хоть и тяжело тащить с собой на гору лишнее оборудование, советую вам взять штатив.

Потому что если, добравшись до верха, вы обнаружите, что там нет дерева, на которое можно опереться, дабы обрести устойчивость, а вы сами не можете скомпенсировать силу ветра при съемке с рук, тем более, если уже начинает вечереть, или вы хотите использовать поляризационный фильтр, или же перед вами расстилается прекрасное облачное предгрозовое небо, будет очень обидно.

Более того, желательно выбирать специальный штатив с крюком для утяжеления снизу. На этот крюк вы можете повесить пакет с камнями или фотосумку, и штатив будет гораздо более устойчив. Он также пригодится вам, если вы захотите (а наверняка ведь захотите) поснимать панораму. Поверьте, там для этого есть все возможности.

Штатив с крюком для подвески груза

Бленда

Впрочем, помогает бленда не всегда, если вы будете снимать прямо напротив солнца, то в случае с некоторыми объективами, в особенности бюджетного класса, блики все равно появятся, но лучше по возможности перестраховаться.

Бленда

Фотофильтры

В горах наиболее сильно заметно такое явление, как «дымка» , появляющаяся при съемке удаленных объектов. Причина возникновения дымки - рассеивание света на взвешенных в воздухе частицах и молекулах воздуха. Также причиной «голубого» налета на снимке является ультрафиолетовое излучение, влияние которого в горах усиливается. При увеличении высоты уменьшающийся слой атмосферы поглощает ультрафиолетовое излучение в меньшей степени.

С увеличением высоты на каждые 1000 м уровень ультрафиолетового излучения возрастает на 10% - 12%. Человеческий глаз не так восприимчив к ультрафиолетовому излучению, как матрица фотоаппарата и тем более пленка.

Иногда «дымка» может помочь усилить перспективу изображения, за счет того, что более близкие объекты отображаются в кадре как более четкие и контрастные, а более далекие - как менее контрастные и подернутые голубоватой вуалью. Тем не менее, некоторые предпочитают с ней бороться.

Фильтры, обычно используемые для решения этих проблем:

  1. Ультрафиолетовый (UV), позволяющий частично блокировать ультрафиолетовое излучение. По моему опыту, никакого видимого влияния на голубой оттенок или дымку он не оказывает. Он выполняет роль скорее защитную, что впрочем, также не менее важно при съемке в любых условиях.
  2. Фильтр SkyLight, придающий снимку более теплый оттенок за счет того, что он окрашен в легкий розовый цвет, и также блокирует ультрафиолетовое излучение. Опять же, какого-то сногсшибательного эффекта от него ожидать не приходится.
  3. Фильтр против дымки (Haze), практически полностью блокирующий ультрафиолетовое излучение. Признаться, лично я с ним не работала, но сомневаюсь, что он сможет убрать именно «дымку», поскольку обусловлена она не только УФ-светом.

Иногда дымка помогает подчеркнуть перспективу и глубину кадра

На мой взгляд, лучший выбор в данной ситуации - поляризационный фильтр , основное назначение которого состоит в том, что он позволяет убрать нежелательные отражения и блики от неметаллических поверхностей (например, с воды и стекла). Он преобразует поляризованный свет, образующийся в результате отражения от любых неметаллических поверхностей.

Помимо этого данный фильтр дает еще несколько эффектов, более интересных для нас в рассмотренных ситуациях: он затемняет небо, придавая ему более глубокий синий оттенок, делает более насыщенными цвета на снимке, и изображения с ним выглядят более контрастными. Таким образом, с его помощью можно отчасти нивелировать визуальные «последствия» дымки - снижение контраста и потускнение цветов. Подробнее про фильтры вы можете почитать .

Отмечу лишь, что, во-первых, для фотоаппарата с автофокусом нужно выбирать циркулярный поляризационный фильтр, во-вторых, при его использовании нужно делать поправку в экспозиции (он уменьшает количество проходящего через него света), ну и, в-третьих, с широкоугольными объективами нужно использовать «тонкие» поляризаторы, чтобы избежать эффекта виньетирования. Я обожаю этот фильтр, и единственный его недостаток, на мой взгляд, это цена. Впрочем, оно того стоит.

Также есть еще одна проблема, с которой вы можете столкнуться в горах, и для решения которой также может пригодиться «поляризатор». Всем известно, что съемка пейзажа против солнца в ясную погоду - прямой путь к белому переэкспонированному небу. А так как в горах у вас не всегда есть возможность снять в другую сторону, дождаться, пока по небу побегут колоритные спасительные тучки или же подождать, пока солнце уйдет к вам за спину, это может серьезно повредить итоговому результату.

«Поляризатор» затемнит небо и сможет убрать часть бликов, хотя, конечно, в идеале надо именно найти такой ракурс, когда солнце будет под углом к камере, а не прямо напротив.

Аккумуляторы

В горах не так часто попадаются розетки для подзарядки аккумуляторов, да и ларьки, торгующие батарейками не сказать что на каждом шагу, и поэтому многие фотографы предпочитают брать с собой пленочную полностью механическую камеру, чтобы избежать этой проблемы. Если же у вас цифровик, и вы собираетесь на фотопрогулку не на пару часов, позаботьтесь о том, чтобы у вас с собой было, по меньшей мере, 2 запасных аккумулятора.

Как уже упоминалось выше, если вы снимаете на холоде зимой, то аккумуляторы разряжаются быстрее, и эта проблема становится еще более актуальной. В любом случае, батареек много не бывает.

Фотосумка

К выбору фотосумки при съемке в горах стоит подойти очень ответственно. Я крайне настоятельно рекомендую вам обзавестись фоторюкзаком. Если вы идете в поход на несколько дней - сложите камеру в основной туристический рюкзак, завернув ее в специальную влагозащитную ткань, которую можно найти в специализированных магазинах. И ни в коем случае не берите с собой наплечную сумку.

Нет, разумеется, с вами может ничего плохого и не случиться, но, как известно, береженого Бог бережет. Первые несколько раз я совершала вылазки в горы именно с наплечной сумкой, но было несколько моментов, когда я не рухнула вместе со всем своим добром в обрыв или в горную реку, лишь благодаря проявленным мной чудесам эквилибристики.

Когда вы карабкаетесь по скользким камням, вам нужно, во-первых, чтобы были свободны руки, а во-вторых, чтобы ничто не нарушало вашего равновесия, а тяжелая наплечная фотосумка будет перетягивать вас на одну сторону, и если она неудачно соскользнет с плеча, когда вы висите на камнях, потерять устойчивость более чем вероятно. Поэтому поберегите себя и купите фоторюкзак.

Также следует отметить, что рюкзак нужно выбирать с непромокаемым покрытием и защитой внутренних отсеков от влаги, потому что, как я уже говорила выше, предсказать погоду в горной местности достаточно проблематично.

Фоторюкзак незаменим при съемке в горах

2.2. Нефотографическое оборудование

Помимо фотографического оборудования, вам необходимо иметь при себе ряд вещей для обеспечения безопасности, как собственной, так и для защиты техники.

Дождевик

Отправляясь в горы, запаситесь дождевиком. Конечно, лучше взять специальный дождевик для фотографов, защищающий также и камеру и позволяющий продолжать съемку даже, когда идет дождь, но если такого у вас нет, купите несколько самых простых дождевиков за 20 рублей, их можно найти почти в любом хозяйственном магазине. Что забавно, в Крыму я их найти не смогла. Если же вы, как и я, окажетесь без дождевика, возьмите с собой обычный пакет. Идя в горы, я беру с собой, по крайней мере, большой пакет-майку, в который можно завернуть фотосумку, если вдруг погода резко испортится.

Карта

Карта или навигатор - это то, что вам точно пригодится, даже если вы идете группой или с проводником. Горы - не статичная местность, часто бывает так, что там, где раньше была звериная тропка, теперь растет кустарник, веревки для спуска обрезаны, а основная дорога заросла или завалена. В любом случае, даже чтобы сориентировать спасательную службу, вам нужно будет знать свое приблизительное местоположение.

Телефон

Думаю, тут дополнительные комментарии не требуются. Проверьте, чтобы телефон был полностью заряжен, потому что, по моему опыту, на вершине не так часто встречаются люди, у которых можно попросить мобильный.

Огонь

Если вы все же заблудились или задержались настолько, что успело стемнеть, и вы не успеваете выйти на трассу или к обитаемой местности, огонь вам может пригодиться, поскольку ночами в горах очень холодно, это даст вам возможность разогреть еду или питье, и, в конце концов, подать сигнал спасателям. Кремнем все же не все умеют пользоваться, так что имейте при себе спички и зажигалку, на случай, если что-нибудь из этого выйдет из строя.

Да и, по моему опыту, когда мы ходили раздетые по пояс по горной реке с температурой воды не выше 5 градусов по Цельсию, т.к. не могли ее обойти, небольшой костерок для сушки носков очень помог нам не околеть и не простыть. Только, пожалуйста, помните о правилах разведения костров в лесах. Вы представить себе не можете площади сожженного леса в горах Крыма, и все из-за того, что люди не гасят костры должным образом или разводят их неправильно.

Одежда и обувь

Как я уже говорила, погода в горах непредсказуема, и поэтому у вас с собой обязательно должна быть запасная теплая одежда, термобелье, если вы идете в горы зимой, непромокаемая ветровка, косынка на голову как защита от перегрева и лесных клещей летом и удобная обувь, крепко держащая ногу и с нескользящей подошвой.

Даже если при выходе из дома вы видите только людей во вьетнамках, шортах и гавайских рубашках, не поддавайтесь на искушение и перестрахуйтесь, порой от этого зависит ваша жизнь и здоровье, особенно от обуви. Я делаю на этом акцент, так как сама, как фотограф, видя красивые виды, очень часто забываю обо всем на свете.

Перчатки

Когда вы снимаете в горах на холоде, руки вы перестаете чувствовать через несколько секунд, что чревато обморожением. А в толстых перчатках так ужасно неудобно снимать, что так и хочется снять их, «ну всего на пару кадров», а потом вы и сами не заметите, как начнете замерзать. Я нашла для себя хорошее решение в виде перчаток рыбацкого типа - тех, что с обрезанными пальцами и надевающейся сверху варежкой на липучке.

Скидываете варежку на пару секунд, делаете кадр, надеваете ее обратно. Как известно, варежки гораздо лучше сохраняют тепло, чем обычные перчатки. Летом же я брала с собой велосипедные мягкие перчатки с «обрезанными» пальцами, чтобы не ободрать руки о камни.

В таких перчатках очень удобно снимать зимой в горах

Еда и вода

Когда вы собираетесь в горы, обязательно берите с собой воду про запас. По собственному опыту должна заметить, что если зимой еще можно в случае дефицита воды растопить снег, то летом, когда на половине маршрута вода заканчивается совсем, а все ручьи, на которые возлагались надежды, пересохли, идти дальше очень тяжело, и уже не то, что снимать не хочется, уже жить не хочется.

Обезвоживание - страшная вещь. Не бойтесь перегрузиться, лучше принести избыток воды домой, чем остаться без нее. Весной и осенью гораздо проще найти горные речки и ручейки, и пополнить запасы, но жарким летом они все мельчают или полностью уходят.

Подъем пешком в горы, тем более с фотооборудованием, сжигает уйму энергии, и потому с собой следует взять что-нибудь из быстрых углеводов, типа шоколада, чтобы восстановить силы. Если же вы идете на несколько дней, то, разумеется, рацион надо составлять полноценный, с мясом и крупами. Но даже если вы идете на несколько часов обеспечьте себе комфорт, возьмите что-то на перекус.

Аптечка

Даже если вы отправляетесь в горы ненадолго, не поленитесь и возьмите с собой, по крайней мере, перекись водорода, бинт и пластырь. Потому что пара часов легкой прогулки по горам могут превратиться в пытку с подвернутой ногой или натертой мозолью, и тут будет уже не до съемок. Ну и лично я, как особо везучий персонаж, умудрялась в горах руками находить стекла и доблестно о них резаться, а потом ходить и пугать всех кровавыми пальцами. В общем, возьмите аптечку. Она много места не занимает.

Заключение

Надеюсь, я не сильно вас перепугала своей статьей. Горы - опасное место, но если соблюдать технику безопасности и правильно подойти к выбору оборудования, то все эти трудности с подъемом, плохой погодой, холодом и т.д. окупаются во сто крат, и вы получите прекраснейшие, уникальные кадры невозможной красоты мест.

Для меня, например, нет ничего более завораживающего, чем горные пейзажи, и, как говорится, лучше гор может быть только горы. И помните, что помимо панорам, в горах есть множество интересных уголков, маленьких локаций и чудесных природных явлений, которые также заслуживают вашего внимания!

Горные реки - отличный объект для съемки

Желаю вам удачи! Было бы интересно послушать ваши истории о фотосъемке в горах, и поделитесь своим опытом!

Пожалуй, съёмка в горах - одна из самых тяжёлых. Атмосферная обстановка здесь меняется очень быстро. В такой ситуации от вас потребуется высокая оперативность, умение быстро реагировать на изменения окружающей среды и, прежде всего, освещённости.

Снято на Nikon D700 и NIKKOR 24-120 f4

Съёмочный период непродолжителен и приходится на полуденные, наименее благоприятные для этого часы, когда освещение наиболее контрастно. Различие в яркости освещения и теневых участков в горах заметно больше, чем на равнине. Иногда снизить контрастность можно выбрав для съёмки такие участки, где тени подсвечиваются отражённым светом от больших поверхностей, покрытых снегом.

Горный воздух более прозрачен, что связано с малым содержанием в нём пыли и влаги. Атмосферная дымка в горах проявляется слабо, пространство на снимках передаётся плохо. Несколько улучшается передача пространства, когда в кадре на переднем плане есть тёмные предметы. Самые лучшие условия съёмок в горах бывают после дождя или утром при лёгком тумане, когда воздух насыщен влагой.

Какую технику лучше всего брать с собой?

Необходимая техника

Лучшей для съёмок в горах является малоформатная однообъективная зеркальная камера.

Желательно также иметь несколько разнофокусных объективов. Вам обязательно понадобится широкоугольный объектив, например, AF-S Zoom-Nikkor 17-35mm f/2.8D IF-ED или AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED . Оптимальным набором можно считать объективы с фокусным расстоянием 28, как AF-S NIKKOR 28 мм f/1,8G , AF Nikkor 28mm f/2.8D , и с фокусным расстоянием 50, как AF-S NIKKOR 50 мм f/1,8G или AF Nikkor 50mm f/1.8D . Телеобъективы используются несколько реже, однако их наличие поможет сделать впечатляющие снимки горных массивов. Лучше всего, если у вас будет возможность использовать телеобъективы типа 70-200, к примеру, AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II или AF-S NIKKOR 70-200mm f/4G ED VR .

Вам непременно понадобится штатив, чтобы избежать эффекта смазывания изображения от дрожания рук. И, кстати, применение противосолнечных бленд в горах обязательно. Будет полезно захватить с собой набор фильтров, таких как ультрафиолетовый фильтр, PL-фильтр и другие. Однако стоит учитывать, что при съёмке гор контрастные цветные фильтры хотя и прорабатывают облака, но делают небо неестественно тёмным и увеличивают и без того высокий контраст предметов.

Технические детали

Определение экспозиции при съёмке в горах имеет ряд особенностей, и для предотвращения существенных ошибок лучше всего делать экспозиционные дубли одного и того же сюжета. Когда в кадре есть тёмные предметы, съёмка с экспозицией, достаточной для проработки деталей этих предметов, приводит к некоторому переэкспонированию далей, что благоприятно сказывается на конечном результате.

Необходимо помнить о том, что компенсация экспозиции может подчеркнуть белизну облаков и снега. Попробуйте менять значение экспозиции при съёмке утренней зари и вечернего заката.

Композиция

Строя композицию горного пейзажа, необходимо заранее подумать о том, что вы хотите передать в кадре. Имейте в виду, что в горном пейзаже почти не используется низкий горизонт, поскольку отдельные вершины и небо не могут передать нужного впечатления от окружающей картины. Снимки же, сделанные общим планом, могут быть перегружены мелкими деталями и восприниматься излишне пёстрыми, маловыразительными.

Съёмка в горах в большинстве случаев ракурсная, очень часто камеру приходится наклонять вверх, или вниз, чтобы включить в кадр необходимый элемент, но при этом возникают перспективные искажения, с которыми необходимо считаться.

Особенности горного пейзажа на снимках передаются значительно лучше при съёмке снизу вверх, а не наоборот. При построении композиции можно оживлять кадр, включая в него фигуры людей, животных, различные постройки. Высокогорные растения также являются замечательным объектом для съёмки.

Помните, есть два способа снимать горные цветы. Один из них - это зафиксировать их скопления, например, поляну с цветами. Другой способ состоит в использовании возможностей макрообъективов. Если вам в горах попались животные, постарайтесь построить кадр так, чтобы составить композицию, в которой будет задействован окружающий пейзаж.

Также следует учитывать, что у каждого вида горного пейзажа свои особенности.

Виды горных пейзажей

С равнины . При съёмке «снизу-вверх» теряется масштаб, и горы получаются фоном. Здесь обязательно нужен интересный передний план.

Низкие горы , высотой до 2 километров. Деревья чаще всего закрывают сцену, но правильно подобранная композиция может дать интересные результаты. Включите в кадр одиночные растения, небольшие группы деревьев на фоне гор.

Средние горы , высотой 2-3,5 километра. Отличная видимость до горизонта в сочетании с лёгкой доступностью этих высот.

Высокие горы , выше 3,5 километров. Обычно здесь снег и лёд никогда не тают, так что фотосъёмка на этих высотах - довольно непростое занятие.

Ущелья . В этих случаях следует выбирать участки с более светлыми скальными породами, хотя и при этом съёмка здесь зачастую возможна только в течение очень короткого промежутка времени при наиболее выгодном положении солнца на небосводе. Косые, скользящие лучи солнечного света, проникающие в ущелье, создают иногда необычные световые эффекты, но, в то же время, существенно повышают интервал яркостей снимаемой сцены. Глубина пространства на снимках передаётся лучше, если дальние планы освещены сильнее ближних.

В следующей части мы расскажем об ошибках, которые часто совершают фотографы при съёмке в горах.
Благодарим за предоставленные иллюстрации

Согласно современной статистике – подавляющее большинство населения земного шара живет в городах. Может быть, именно поэтому мы так ценим возможность вырваться на природу из мира автомобильных пробок, запруженных улиц и шумных супермаркетов. Но после возвращения назад приятно оказаться не просто один на один со своими воспоминаниями, а с чем-нибудь более осязаемым, например пачкой фотографий, которые можно не только рассматривать самому, но и показывать другим. Но не каждый уголок природы пригоден для съемок. Конечно, спору нет, подышать воздухом в ближайшем лесочке очень приятно, но вот фотографировать там, скорее всего, будет нечего, поскольку далеко не всякая местность бывает одинаково интересна для зрителя. Да и сами мы любим разглядывать в журналах не много раз виденные пейзажи средней полосы, а величественные творения природы – море, горы, пустыню или джунгли. Но горы в этом списке стоят особняком – уж больно завораживают взгляд эти каменные исполины, перед которыми человек ощущает себя пылинкой. «Лучше гор могут быть только горы…» пел Владимир Высоцкий, и те, кто хоть раз побывал в горах, знают – лучше не скажешь!

Несмотря на то, что большинство из нас живет на равнине, редко кто хоть раз в жизни не побывал в горах. И, наверное, каждый пытался их фотографировать, потрясённый вечной красотой и величием гор. Но чаще всего – безуспешно. Потому что на фотокарточках не осталось и сотой доли того, что мы видели воочию. И мои первые снимки гор тоже оставляли желать лучшего. Однако, это мне стало понятно сейчас, а первое время я недоумевал – почему же мои зрители вежливо молчат, просматривая мои “лучшие” снимки (илл. 0)? Позже, поняв на практике основные правила, и научившись снимать неплохие пейзажи, я стал сравнивать свои неудачные кадры, и неудачные кадры, сделанные другими. И понял: все фотографы могут делать похожие ошибки, только начинающие делают их почти всегда, опытные фотографы – редко, а мастера фотографии – почти никогда. Почему? Потому, что мастера критически оцениваю будущий снимок ещё во время съёмки.

Илл.0. Один из моих лучших кадров, снятых в период первого знакомства с Альпами. Несмотря на интересную цветовую гамму, отсутствие переднего плана и съёмка «снизу-вверх» лишает снимок глубины, а отсутствие какой-либо художественной идеи дополняет «качества» этого снимка, по сути, не выражающего ничего, кроме факта существования этой горы.
Фотоаппарат: Canon 50, объектив: Canon 24-85mm, плёнка: Kodak Gold 100.

Напротив, новичка зачастую так поражают открывшиеся его взору виды, что он перестает задумываться о том – как, собственно, наилучшим образом передать эту красоту на фотографии? Ведь фотограф должен выстраивать композицию каждого кадра, а снимать все подряд – это плохая идея. Съемка гор не фоторепортаж, и тут не нужно ежесекундно давить на спуск – количество фотографий не перейдёт в качество. Начинающие авторы, как правило, думают, что натура самодостаточно красива, то есть, если снимаешь великолепный вид, то можно особенно и не напрягаться. «Зачем, ведь Монблан или Килиманджаро эффектны сами по себе?» При этом они забывают, что фотоаппарат – лишь слабое подобие человеческого зрения, а фотоплёнка или матрица способны зафиксировать только изображение. Ваше восхищение останется за кадром. Зритель не догадается, что вам приходилось запрокидывать голову и поднимать глаза, чтобы сфотографировать вершину. И у него не закружится голова, как у вас, стоящего на краю глубокого каньона. Ведь на фотографии он увидит не глубокий каньон, а просто тёмное пятно. Поэтому съемка без понимания художественных и технических возможностей фотографии для передачи красоты каждого выбранного сюжета – это потерянное время.

Итак, какие же ошибки чаще всего делают начинающие пейзажисты гор?

1. Съёмка одних вершин. Это наиболее распространенная ошибка. Обычно это происходит примерно так: турист впопыхах выбирает экскурсию на близлежащую вершину, заезжает туда на фуникулёре, выйдя, подходит к перилам смотровой площадки, и, восхищаясь ощущением полёта и открывшийся панорамой, наводит 50-ти миллиметровый объектив на бесконечность и делает снимок с рук. В самом лучшем случае, с помощью такого манёвра вы просто повторите одну (далеко не самую выразительную!) открытку, которую можно купить в сувенирной лавке. Но на фирменной открытке будут хотя бы подписи с названием пиков. Ваша же фотография будет лишена даже этого.

2. Съёмка при вертикальном солнечном свете. К сожалению, есть много причин, подталкивающих фотографа горных пейзажей снимать днём: утром хочется спать, вечером спутница запланировала посещение ресторана, да и общественный транспорт ходит преимущественно днём. Равномерно освещённая сверху гора будет выглядеть на вашей фотографии немногим лучше, чем лицо фотомодели, освещённой сверху.

3. Съёмка без UV-фильтра. В безоблачный день на высоте двух километров ультрафиолетового излучения обычно бывает вполне достаточно, чтобы превратить палитру вашего снимка в подобие синей джинсовой рубашки.

4. Съёмка без учёта широты фотоплёнки или матрицы. Если начинающий пейзажист, прочитав два предыдущих пункта, и, решив пожертвовать вечерними часами, помчится фотографировать закат в горах, то скорее всего он «споткнётся» на другой проблеме. Это – неспособность фотоплёнки или матрицы передать весь диапазон интенсивности света, от яркого закатного неба до глубоких теней в долинах. Если камера постарается вам помочь, и поставит экспозицию ровно посередине между оптимальными (для наиболее светлого и наиболее тёмного места) значениями экспозиции, то и небо будет передержано, и долины будут недодержаны. Если же вы попытаетесь камеру обмануть, и увеличите (или уменьшите) выдержку, то на снимке получится хорошо только выбранная вами половина пейзажа.

5. Съёмка с доступных точек (площадок фуникулёров, придорожных парковок, горнолыжных трасс и т.д.). При этом вы обязательно столкнётесь с тем, что в кадр будут лезть различные объекты, эстетическая ценность которых весьма сомнительна: столбы и высоковольтные мачты, провода и серпантин шоссе, автомобили и придорожные закусочные, и, наконец, просто случайно гуляющие люди.

Подводя итог, можно сделать вывод: получить хороший кадр горного пейзажа случайно, или в качестве дополнения к туристским развлечениям практически невозможно. Вывод несложный, не правда ли? Однако, несмотря на очевидность этого тезиса для ВСЕХ, количество фотографов, упорно повторяющих одни и те же ошибки, ничуть не уменьшается – достаточно взглянуть на многие работы фотографов, выставляющихся в любой интернет-галерее.

Вышеприведённые примеры подсказывают, как снимать не надо. А как надо? Об этом пойдёт речь дальше, но сначала пару слов о том, что, собственно, мы собираемся снимать. То есть – о горных пейзажах. Какими они бывают?

Горные пейзажи, снятые с равнины

Это наиболее распространённый вид съёмки среди новичков, и, к сожалению, дающий наименее интересные результаты. Основная причина такова: при съёмке «снизу-вверх» теряется масштаб, и горы получаются фоном, настоятельно требующим переднего плана. Притом, что найти интересный передний план в условиях населённой и цивилизованной равнины весьма непросто. Чаще всего в этих условиях получается «гражданский портрет» горы, демонстрирующий зрителю не более чем сам факт её существования. Включение фигур жены, друзей, любимой собаки или собственного автомобиля только ухудшают сцену и, как правило, полностью лишают подобные снимки художественной ценности. Исключение могут составить редкие снятые «снизу» кадры, на которых всё же удалось показать величие гор с помощью противопоставления их знакомым объектам, например, небольшому домику или идеально гладкой поверхности озера (Илл.1).


Илл.1. Озеро Vierwaldstattersee (Четырёх кантонов). Несмотря на отсутствие ярко выраженного переднего плана, сопоставление гор с идеально гладкой поверхностью озера позволяет подчеркнуть величие гор. Чередование уходящих от зрителя склонов гор подчёркивает воздушную перспективу. Слабый, почти вертикальный луч, образованный «севшим» на вершину Gitschen облачком, дополнительно украшает снимок.
Фотоаппарат: Canon 50, объектив: Canon 24-85mm, плёнка: Kodak Royal Gold 25.


Илл.2. Одинокая сосна, найденная мною при посещении местечка Chandolin (высота 1,6 км). На заднем плане центральная долина реки Роны, протекающего по горному кантону Вале (Valais). Стоя в окружении деревьев, фотографу нелегко избавиться от присутствия ветвей в кадре. Однако, найдя подходящий ракурс, ветки можно заставить играть в кадре определённую художественную роль.
Фотоаппарат: Pentax 67II, объектив: Pentax SMC 55-100mm, плёнка: Fuji Provia II, сканирована на 2000 dpi.

Пейзажи в низких горах (высота до 2-х км)

Основной особенностью горных пейзажей, снятых на этой высоте, является наличие деревьев. Во многих случаях они закрывают сцену, но умелая аранжировка стволов и ветвей в кадре порой может дать вполне приличные результаты (Илл.2). Но гораздо интереснее бывают кадры с включением одиночных растений, или небольших групп деревьев, естественно, в контексте гор. Кроме того, на этих высотах часто встречаются отдельные дома или даже целые поселки. Это необходимо учитывать при выборе места съёмки, и, при желании, умело включать их в композицию (Илл.3,4).


Илл.3. Присутствие в кадре желтых лиственниц создало цветовой контраст, подчёркивающий глубину снимка, в то время как наличие домика позволило противопоставить уют человеческого жилья холодному величию заснеженных вершин.
Фотоаппарат: Pentax 67II, объектив: Pentax SMC 55-100mm, плёнка: Fuji Reala 100, сканирована на 2000 dpi.


Илл.4. Zermatt. Домики стоят так плотно, что все это больше похоже на соты в улье, но после некоторых поисков, мне удалось выстроить их в композицию с Маттерхорном так, что, даже обычно портящая небо на снимках линия самолета, оказалась как нельзя кстати.

Пейзажи в средних горах (2-3,5 км)

Отсутствие деревьев с лихвой компенсируется обилием камней и нетипичных для равнины трав и цветов, также встречаются небольшие озёра (Илл.5), и даже маленькие снежники и ледники. Всё это, в сочетании с отличной видимостью до самого горизонта, делает фотосъёмку пейзажей в средних горах наиболее привлекательной. Немалым плюсом также является относительно легкая доступность этих высот с одной стороны, и полной независимостью фотографа от цивилизации с другой.


Илл.5. Ледник Glacier de Moming. На высоте более 2-х км деревья отсутствуют, зато есть много небольших озер. Типичным сюжетом являются фотографии горных вершин и их отражений от спокойной глади воды.
Фотоаппарат: Pentax 67II, объектив: Pentax SMC 90-180mm, плёнка: Fuji Reala 100, сканирована на 2000 dpi.


Илл.6. Горная гряда массива Монблан, вид на ледник Мер де Глас (Mer de Glace). Величие гор подчеркивает маленькая фигурка человека.
Фотоаппарат: Pentax 67II, объектив: Pentax SMC 90-180mm, плёнка: Fuji Reala 100, сканирована на 2000 dpi.

Однако, так как большинство зрителей никогда не бывали ни в средних, ни тем более в высоких горах, им скорее всего будет непонятен истинный размер типичных для этих высот объектов, например карликовых деревьев или огромных глыб льда. Поэтому, для показа масштаба бывает очень полезно включать в кадр людей. Кроме такой технической стороны, присутствие в кадре (не случайной!) человеческой фигурки позволит зрителю как бы поставить себя на его место, и, с помощью этого, легче «войти в кадр». (Илл.6)

Пейзажи в высоких горах (выше 3 км)

Так как выше 3,5 км на широте Европы снег и лёд обычно никогда не тает, то фотосъёмка на этих высотах – довольно непростое занятие, даже для альпиниста со стажем. С фотографической точки зрения, составление композиций из небогатого набора «материалов» (снега, льда и камней) сложно, что часто усугубляется отсутствием структуры поверхности на освещённом снеге и высоким контрастом между освещённостью снега и тенями на камнях. В таких условиях, в композиции необходимо наличие крупных, хорошо читаемых элементов. Присутствие в кадре человеческих фигурок, занятых своим делом – излюбленный приём (Илл.7).


Илл.7. Aiguille du Midi, спуск к леднику Mer de Glace (высота около 3.8 км). Фигурки лыжников оживляют суровый, безжизненный пейзаж, как-бы приглашая зрителя «войти» в кадр. Тонкие ниточки тропинок, видимых на освещённом участке снега, позволяют зрителю оценить масштаб.
Фотоаппарат: Pentax 67II, объектив: Pentax SMC ED 300mm, плёнка: BW400-CN, сканирована на 2000 dpi.

Однако, с практической стороны высокогорные экспедиции требуют хорошей физической подготовки, наличия тяжелого специального оборудования, равно как и присутствия спутников по подъёму, желательно сочувствующих вашим фотографическим усилиям. Добавим сюда низкую температуру и жесткий временной график. Все это отнюдь не располагает к неторопливой, вдумчивой съёмке с использованием разнообразной фототехники. С другой стороны, именно поэтому хорошо снятые высокогорные пейзажи исключительно красивы и очень редки. К сожалению, сам я не могу похвастаться хорошей коллекцией таковых.

Продолжение следует…

May 31st, 2010 , 02:15 pm

Лучше гор могут быть только горы на которых ещё не бывал… Это пожалуй все знают. По мне так необязательно на них лезть (хотя у меня такое желание возникает часто, когда они рядом), можно на них смотреть и снизу и с соседних гор, а ещё они хорошо о себе напоминают с фотокарточек, особенно снятых именно Вами и вы можете показывать на них те самые моменты, что сняли именно вы и рассказывать, рассказывать:) Звучит заманчиво, вот так и я подсел на это дело – теперь поездка в горы и вылавливание моментов горной жизни для меня любимое хобби.

Я много написал уже тут про то, как фотографировать, давайте дам вот ещё один совет. Лучше меньше, да лучше! Я не сторонник щёлканья по несколько раз в секунду и камеру беру с собой именно для того, что бы снимать. Потому, на мой взгляд, если вы хотите получить красивый и правильный пейзажный кадр – можно снимать только дважды в день. Во-первых, на рассвете, за 30 мин до появления солнца и далее до часа после его появления. Во-вторых, на закате, за час до и два часа после падения солнца. Все остальное время можно отдыхать:)

Теперь про съёмку в горах.
Лично я стараюсь фотографировать под таким углом, под которым мы не смотрим в обычной ситуации. Например, если вы фотографируете горы, то не нужно делать снимок с дороги, у подножья гор. Этот вид доступен всем. Поэтому лучше не снимайте снизу вверх. Чтобы создать впечатляющие снимки гор, действительно интересные людям, лучше фотографировать с необычной для людей позиции: сверху вниз. Поднимитесь на автомобиле как можно выше в горы, или вскарабкайтесь на вершину и сделайте снимок сверху вниз или параллельно линии горизонта. Это то же правило, по которому не нужно фотографировать цветы сверху вниз. Мы всегда видим цветы именно так, поэтому такие фотографии не впечатляют. И горы мы видим чаще снизу. Это обычно, это скучно и не демонстрирует людям ничего, что они бы не видели сами сотни раз.

Несколько слов про аппаратуру. Хорошая аппаратура та, которую вы можете купить, изучить и использовать на сто процентов. Для супер кадров не надо ждать супер камер. Можно иметь дорогую камеру, и не снимать ничего путного и, наоборот, довольно простенькой камерой можно снимать Шедевры… При выборе – что купить - камеру или новый объектив, сделайте предпочтение в пользу Хорошей оптики…

Про фокусное расстояние. Особо большого широкоугольного объектива в горах не надо. Обычно вполне достаточно 28мм. Телевики более важный класс объективов для гор. Без них нельзя снять громады хребтов такими, какие они есть в действительности. Нужен максимально качественный зум-объектив, перекрывающий диапазон фокусных расстояний от 100мм до 300мм, а ещё лучше до 400мм.

Думай и снимай градиентно - глаз легко приспосабливается к перепаду яркостей, но плёнка и уж подавно цифра не передаст большой контраст - градиентный фильтр или вилка экспозиции с последующей мультиэкспозицией при пост обработке обязательны.

Снимайте с UV-фильтра. В горах, там где человеческая кожа не загорает, а обгорает за часы, по меньшей мере странно ждать от камеры чёткой цветопередачи без ультрафиолетового фильтра, надеваемого на объектив

Если вы делаете снимок с объектами на переднем плане, находящимися в непосредственной близости от фотокамеры, устанавливайте диафрагменное число в диапазоне F11-16 и фокусируетесь так, чтобы весь передний план снимка был чётким. Если не лень тащить штатив снимайте с него, так вы избавитесь от дрожания рук.

И в конце снова банальный совет - в целом важно, что бы вы понимали и продумывали компоновку кадра до того как нажимаете кнопку.

Удачных вам кадров:)

Предыдущие записи по теме Travel Photo

Череда гор — великих, неприступных. Чувствуешь себя, как будто у подножия вершины мира, не осмеливаясь нарушить покой. Как можно описать эту картину, чтобы передать всю палитру цветов, высоту, мощь? Как подчеркнуть глубину каждой трещины на скале, вскрывающей грубую горную породу? Или яркость растущих у подножия горы цветов, что со всей любовью окутывают изгибы долины? И силу, с которой эти «крохи» прорываются через тяжелые массы земли? Как почувствовать потом тот ветер, убаюкивающий травы, деревья и горы?

Тот воздух — чистый, пустой, но и в то же время чем-то наполненный. Горный воздух — это своего рода абсолют чистоты атмосферы, сравни нулевому звуку в заснеженном лесу. После него остро ощущаешь всю густоту отнюдь не самых приятных запахов города, в котором всю жизнь рос. Удушающий поток техногена...

Но, там, в горах, все иначе. Чем выше ты находишься, тем больше меняется мир, смещается своего рода «точка сборки»*, происходит преломление привычного понимания мира, его значимости и наполненности. Тем, кому все же удается хоть ненадолго уезжать или, в лучшем случае, жить за чертой города, знакомо, что значит быть чище телом и духом и ближе к своим истокам.
Передать увиденное в горах — это искусство, проводящее черту между тем, что с трудом можно представить и тем, что неподвластно воображению («Восхождение» А. Букреев).
Однако «перо» стоимостью в несколько десятков тысяч долларов или любительский вариант фотоаппарата в горах могут стать совершенно бесполезной грудой современного оборудования. Незнание или, вернее, не понимание исключительности условий съемки, может свести на нет все старания. Что же ждет на пути к безумным панорамам, ради которых преодолеваются сотни километров? И что нужно сделать, чтобы не упустить эту «синюю птицу» из рук, и суметь не просто поймать ее, а принеся домой, услышать как она поет?

Фотоаппарат
В зависимости от условий съемки, можно составить для себя список того, что нужно взять, чтобы облегчить себе поход и в дополнение или, вернее, в вознаграждение, получить удовольствие от трека.
Здесь стоит выделить большой и средний форматы. Именно такого рода камеры в наибольшей степени помогают передать всю масштабность и грандиозность открывающейся перед вами картины. Однако если говорить о весе такой камеры, то существует зависимость: чем шире пленка, тем тяжелее аппаратура. Так что выбор за вами. Для меня наилучшим фотоаппаратом в горах по соотношению критериев вес/качество является малоформатная зеркальная камера.
Интересным вариантом может оказаться выбор дополнительного панорамного фотоаппарата, который позволяет делать удивительные по выразительности снимки пейзажей и может стать отличным дополнением к основной камере. Но при пользовании такой камерой стоит помнить о таких моментах, как выбор правильной экспозиции и выравнивание камеры по горизонту. Если же у вас нет в наличии такой диковинки, как панорамный фотоаппарат, вы смело можете попробовать съемку панорамных фотографий на «обычные» камеры, которые позволяют не менее эффектно передать во всех деталях динамичные пейзажи гор, а современные программы, использующие передовые алгоритмы «склеивания» изображения, помогут вам воссоздать масштабность и полноту увиденной картины.
Что касается количества фотоаппаратов, которое стоит взять с собой в горы, я бы порекомендовал два. Это связано с несколькими причинами:
- во-первых, всегда надо иметь при себе запасную камеру, которая в случае непредвиденных обстоятельств могла бы заменить основную;
- во-вторых, очень удобно, когда на одном фотоаппарате стоит широкоугольный объектив для съемки пейзажей и панорам, а на другом — портретник или телевик, для съемки портретов и крупных планов. Это позволяет экономить время и силы на смену объективов и повышает шансы запечатлеть уникальные мимолетные сюжеты.
Для любителей цифровой аппаратуры неплохим вариантом может послужить такое сочетание фотоаппаратов: основная камера — полнокадровая малоформатная зеркалка и камера с неполноразмерной («кропнутой») матрицей (позволяет «увеличить» фокусное расстояние имеющихся у вас объективов и тем самым сэкономить вес на дополнительном длиннофокусном оборудовании).

Оптика
Наиболее востребованным объективом в горах является широкоугольник (так и хочется охватить одним взглядом величественные горные пейзажи). Именно такого рода объектив лучше всего использовать в качестве основного. Но, в отличие от равнинного пейзажа, в горах, все-таки, одним широкоугольником не обойтись. Не лишним здесь окажутся объективы среднего и длинного фокусного расстояния (телеобъективы), которые имеют чудесное свойство «стягивать» планы, сокращая тем самым перспективу в кадре. Это дает возможность сделать удивительные по красоте снимки горных массивов и цепей, а также отдельно стоящих пиков при съемке с удаленных точек.

Фильтры
Среди фильтров стоит обратить внимание на следующие:
- ультрафиолетовый — при съемке в горах просто незаменим, так как с набором высоты уровень ультрафиолета постепенно увеличивается и негативно сказывается на качестве и цвете фотографий. Также данный фильтр можно применять как защитный, предохранив тем самым дорогостоящую оптику от пыли и непогоды. В обязательном порядке перед началом путешествия установите УФ-фильтры на все имеющиеся у вас объективы;
- поляризационный — отсекает переотраженный свет, хорошо затемняет небо и выравнивает яркость в кадре (для автофокусной цифровой аппаратуры следует использовать циркулярный поляризационный фильтр). Важно заметить, что на широком угле и при съемке панорам, ввиду неравномерного «затемнения» неба, такой фильтр лучше не использовать, а заменить его градиентным фильтром. Интересно, что в связи с тем, что воздух в горах более разреженный, небо там заметно темнее, чем над равниной. На больших высотах его с помощью поляризационного фильтра можно превратить в черное пятно, так что смотрите не переусердствуйте;
- градиентные фильтры — в большинстве случаев являются легкой и качественной альтернативой HDR-техники; используются для выравнивания яркости в кадре, тем самым расширяя динамический диапазон снимка. Можно применять в комбинации с другими градиентными фильтрами разной плотности и заливки, добиваясь различных эффектов;
- нейтральные фильтры — помогают увеличить выдержку при ярком дневном освещении, когда надо придать кадру динамики, пластики и объема, к примеру, смягчив воду или размыв облака.
Можно было бы вспомнить еще ряд не менее интересных и эффектных фильтров, но они относятся уже к более специфическим видам съемки.


Кофр
Без дополнительных приспособлений в горах не обойтись. Здесь не лишним будет целый ряд помощников, улучшающих и подчеркивающих кадр, а также облегчающих тяжелую жизнь фотографа на горе.
Удобный и качественный кофр в походе — незаменимая вещь. При его выборе стоит обратить внимание на следующие моменты:
- кофр должен быть негромоздким и удобным, чтобы позволять фотографу оперативно проводить съемку, менять объективы, фильтры и доставать, при необходимости, любую другую фотографическую утварь;
- весьма удачным выбором может быть торс-пак (фотокофр, который носится спереди, на груди);
- если выбирать фоторюкзак, то я бы посоветовал модели, в которых совмещены вещевой и фотоотделы;
- любая сумка для фотоаппарата должна иметь прочный всепогодный чехол, который при случае непогоды надежно защитит дорогую технику;
- любой кофр или фоторюкзак должен иметь прочный корпус и хорошую ударозащиту, ведь от падений никто не застрахован;
- очень удобно совмещать фото-рюкзак (для громоздкого оборудования), фотожилетку и/или поясную сумку для аппаратуры (для небольших объективов и мелких фото-аксессуаров).

Штатив
Во всех книгах и журналах по фотографии пишется, что штатив, который вы берете в горы, должен быть крепким и увесистым. Это конечно так, но в горах, из-за предельной нагрузки, всегда хочется иметь максимально легкий штатив, или вообще обойтись без него. Но от легкого штатива пользы не много, потому что сильный порывистый ветер в горах — это риск разбить камеру или, как минимум, получить на кадре шевеленку. Поэтому, если вы все-таки решились взять его с собой, то надо найти модель, соотношение веса-устойчивости которого, соответствовало бы планируемым условиям съемки и габаритам вашей камеры, но не более.
Также неплохим вариантом может оказаться монопод или, еще лучше, трекинговая палка с соответствующим переходником для крепления фотоаппарата.
Что касается головки к штативу, то тут я однозначно посоветовал бы вам брать с собой трехосевую головку, в силу ее большой механической стабильности и возможности двигаться отдельно в рамках каждой из трех осей. Шаровая же головка рассчитана на быструю установку камеры в нужном положении в ущерб остальным ее характеристикам. В горах нам спешить особенно некуда, так что, по моему мнению, здесь выбор очевиден.

Энергопитание
В горах в связи с большими перепадами температур батареи имеют тенденцию очень быстро садиться. Поэтому, для того чтобы однажды утром не обнаружить у себя в кофре бездыханную фототехнику, надо как следует позаботиться об энергообеспечении имеющейся у вас аппаратуры. Батарейки надо брать с запасом, как минимум раза в два больше запланированной вами нормы. Держать их желательно в теплом месте, например, во внутреннем кармане куртки.
Так как во многих горных регионах электричество является большой роскошью, стоит подумать о приобретении такой полезной вещи, как зарядка от солнечной батареи.

Память
Не стоит забывать о запасных карточках с памятью (карты памяти должны быть рассчитаны на экстремальные условия съемки). К сожалению, дать универсальный совет, относительно объема памяти, который стоит брать с собой, невозможно, поскольку у каждого фотографа свой режим съемки. Кто-то может сделать один кадр за весь день, а кому-то будет мало и двух тысяч. Выбор за вами.
В связи с продолжительностью похода и, опять же, отдаленностью от цивилизации, не лишним будет фотобанк. Однако он достаточно нестабильно ведет себя на больших высотах, так что в этом случае надо быть предельно осторожным и сохранять информацию, по возможности, на небольших высотах (до 4000 м).

Экспозиция
Пользуетесь вы встроенным или отдельным экспонометром, стоит учитывать, что в горах полностью полагаться на точность значений, которые он дает, нельзя. Так, при съемке на снегу и льду часто приходится прибегать к экспокоррекции в плюс как минимум на 1-2 ступени (а то и на 2-3) из-за повышенной яркости света, которая вводит в заблуждение даже самое дорогое оборудование. Гарантировать правильную экспозицию в подобных условиях съемки может только ваш собственный опыт.

Вспышка
Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что брать в горы вспышку обычно нет никакой необходимости, если только вы не хотите отяжелить свою и без того нелегкую ношу или согнать с себя пару лишних килограммов. В большинстве случаев можно обойтись даже встроенной вспышкой или простым фонариком.

Продолжение следует...

 


Читайте:



Деньги в подотчет на карту работника сколько можно

Деньги в подотчет на карту работника сколько можно

Изложенный выше порядок относится только к расчетам наличными. Но для компании будет все же не лишним оформить один из этих документов. Так она...

Страховые взносы на больничный лист

Страховые взносы на больничный лист

Работодатель оплачивает период временной нетрудоспособности по среднему заработку. За счет организации выплачивается сумма только за первые три дня...

Валовой доход фирмы. Бухучет инфо. Что влияет на величину

Валовой доход фирмы. Бухучет инфо. Что влияет на величину

Валовые доходы от реализации товаров в процессе управления ими выражаются следующими основными показателями:1. Абсолютной суммой валовых доходов от...

Технолог общественного питания Институт технология продукции и организация общественного питания

Технолог общественного питания Институт технология продукции и организация общественного питания

Наиболее распространенные экзамены при поступлении: Русский язык Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза Химия - по выбору...

feed-image RSS