Главная - Хрущевка
Сколько процентов ндс на пшеницу яровую. "Новые правила налоговой: аграрии ищут способы реализовать выращенное зерно", "Птицевод"

В перечень продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10 процентов, внесены изменения (постановление Правительства РФ от 18 июня 2012 г. № 597). О том, что в связи с этим необходимо предпринять хозяйству, - в статье.

Какие виды продукции льготируются

Перечень товаров, реализация которых облагается ставкой налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, определен пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ. В частности, к ним относятся следующие продовольственные товары:

Скот и птица в живом весе;

Мясо и мясопродукты (за исключением деликатесов);

Молоко и молокопродукты;

Яйца и яйцепродукты;

Масло растительное, масло семян и продуктов их переработки;

Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы;

Рыба живая (кроме ценных пород);

Мука и др.

Кроме того, вышеперечисленные виды продукции определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП), утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301, и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД), утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18 нояб-ря 2011 г. № 850. На сегодня Перечень льготируемых товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908. В него постановлением Правительства РФ от 18 июня 2012 г. № 597 были внесены изменения. Так, из Перечня исключена продукция, определяемая по коду ОК 005-93 «91 4230-91 4234». А также раздел 3 «Маргарин» изложен в новой редакции «Маргарины. Жиры специального назначения. Эквиваленты, улучшители и заменители масла какао (91 4210-91 4213)». Изменения коснулись и разделов: «Молоко и молокопродукты» (раздел 1), «Масло растительное» (раздел 2), «Продукты детского и диабетического питания» (раздел 4).

Как подтвердить соответствие продукции

В примечании к Перечню приведен порядок определения кодов в соответствии с ОКП по продовольственным товарам отечественного производства. Он распространяется на правила подтверждения кода ОКП на реализуемую организацией продукцию. А подтвердить принадлежность к соответствующему коду можно документом, удостоверяющим соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (сертификата соответствия). .

Но при условии, что код ОКП в указанном документе соответствует коду ОКП в национальном стандарте, отраслевом стандарте и техническом условии.

А вот при подтверждении соответствия продукции, ввозимой на таможенную территорию России, посредством ТН ВЭД нужно руководствоваться как самими кодами, так и наименованиями товара. Также необходимо отметить, что в постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908 не прописаны правила применения кода ОКП в случае, если ввозимый в Россию импортный товар реализуется на ее внутреннем рынке, обязывающие для целей НДС определять соответствие кода ТН ВЭД коду ОКП. Поэтому применение кода ТН ВЭД производится не только при ввозе товаров, но и при реализации этой импортной продукции на территории России. То есть без определения соответствия кода ТН ВЭД коду ОКП. Такие разъяснения дали чиновники ФНС России в письме от 1 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/1420@.

Если изменилась ставка налога

Моментом определения базы по НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ признается наиболее ранняя из следующих дат:

День отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

День оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Следовательно, при исчислении налоговой базы в отношении продукции, по реализации которой ставка налога была изменена, бухгалтеру сельхозпредприятия по состоянию на последнее число квартала необходимо ее выделить и начислить налог на добавленную стоимость по ставке, которая действуют на момент реализации.

Если следовать норме пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ, то акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, а также повышающие налоговые ставки или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Следовательно, пересчитывать налоговую базу ретроспективно не следует.

А что делать с авансовыми платежами, которые организация уже перечислила в бюджет при отгрузке продукции? В этом случае уплаченный налог подлежит возмещению по составленному ранее счету-фактуре. То есть сумма налога, исчисленная до изменения налоговой ставки, принимается к вычету в размере уплаченного налога. Кроме того, при изменении ставки налога необходимо внести поправки в договор поставки. А именно в условие о цене (если НДС выделен).

В этом случае цена подлежит пересмотру на основании изменения существенного условия договора (ст. 451 Гражданского кодекса РФ).

Важно запомнить

Добрый день, уважаемые коллеги.

Первый вопрос, казалось бы, относится к достаточно узкому сектору - к сектору сельхозпроизводителей и экспортеров зерна. Тем не менее, это общероссийская проблема компаний на классической системе налогообложения.

Читаю: «Уважаемый Владимир Викторович, поднимите, пожалуйста, в своих экспертных обзорах тему зернового бизнеса. В частности - принятие зерновым сообществом, так называемой, «хартии» (без кавычек рука не поднимается писать), так как экспортеры, трейдеры подписали данную «хартию» под давлением ФНС и силовиков: работать чисто, без схем незаконной оптимизации и незаконного возмещения НДС. В итоге: забыли предупредить банки и сельхозпроизводителей. С уважением, Р. Н.»

Прежде чем давать комментарий по этой теме, я, конечно же, посмотрел видеоролик процедуры подготовки к подписанию этой «хартии». Это видео не для слабонервных… Более жесткого и прямого разговора я в своей жизни не видел. Если б вы только слышали, что бизнесмены, экспортеры и производители зерна говорили в глаза высоким начальникам из ФНС, ФСБ, ОБЭП и т.д.

Вернемся к замечательной «хартии». Ключевая вещь, о которой шла речь, - это добиться от производителей и экспортеров зерна, чтобы они не мухлевали, и чтобы они не закупали зерно у, так называемых, «поставщиков» зерна с НДС, и, чтобы не было незаконного возмещения НДС на границе во время экспорта. При этом производители прямо говорили: «Да, мы покупаем зерно без НДС, но оформляем его, как купленное с НДС». Называли причины, и этой причиной в чистом виде является экономика: «Мы вылетим после этого с рынка». Эти экспортеры все, как один, требовали от чиновников, чтобы они отменили ЕСХН, и чтобы те, кто выращивает зерно, сельхозпродукцию, выращивали ее и продавали с НДС. А потом трейдеры могли закупать эту продукцию с НДС, ставить НДС к вычету, а при экспорте соответствующим образом возмещать. Вот, о чем шла там речь.

Да здравствует бюджет - умрите производители

Мое личное мнение: ни те, ни другие неправы. Государство категорически неправо в том, что продавило производителей (под словом «производители зерна» я подразумеваю крупных посредников и трейдеров, которые скупают зерно, а затем его продают). Чиновники категорически неправы в том, что они заставили бизнесменов подписать эту «хартию». Экономика не может успешно развиваться в условиях давления. Невозможно командно-административными методами, когда нет экономического интереса, заставить бизнесмена следовать этой «хартии». Я вас уверяю, бизнесмены все равно найдут какую-то лазейку. В этом отношении чиновники, по моему мнению, неправы.

Что произойдет? Как я это вижу? Совершенно однозначно, что крупные трейдеры, вынужденные закупать зерно без НДС, а, соответственно, делать схемы, как будто они закупают с НДС, после подписания «хартии» действительно примут решение работать легально. Чтобы не вылететь с рынка, чтобы быть хоть чуточку конкурентоспособными, они начнут давить производителя зерна, работающего на ЕСХН. Они начнут требовать НДС от производителя - легальный НДС, и он вынужден будет перейти с ЕСХН на ОСН просто для того, чтобы продать свое зерно. Это означает, что мы увидим всплеск цен, и каждый гражданин страны почувствует этот всплеск цен на хлебобулочные изделия, например.

Либо второй вариант развития событий: чтобы выжить, трейдер вынужден будет проламывать цену у того, кто выращивает зерно, опуская стоимость, чтобы хоть немножко компенсировать себе потери на уплате НДС. Что мы в результате получим? Да, мы получим замечательный всплеск за счет этой отрасли по уплате НДС в бюджет. Да здравствует бюджет! Бюджету какое-то короткое время будет хорошо. Но мы автоматически плохо сделаем тем, кто производит эту сельхозпродукцию: мелкие начнут просто тихо и тупо умирать…

Неделю назад я разговаривал с производителем зерна «средней руки» - у него порядка 30 тысяч гектар. Он мне рассказывал совершенно мутные истории по поводу поддержки сельского хозяйства, по поводу субсидирования. По моему мнению, там бардак полнейший. Благодаря этой «хартии» мы этого бардака добавляем.

Следующий минус. Насколько я знаю, с точки зрения экономики этой отрасли: трейдеры не купаются в золоте-бриллиантах и не извлекают какую-то сверхприбыль. На мировом рынке достаточно жесткая конкуренция. Если производителям зерна не проломят цены, либо не заставят их перейти на классическую систему налогообложения, то трейдеры станут нерентабельными, либо неконкурентоспособными на мировом рынке. Россия получит меньше валюты.

Одна прекрасная идея, убивающая экономику

Я считаю эту идею совершенно непродуманной, но это далеко не все. Высокопоставленный налоговик в этом видеоролике заявила следующее: «К осени мы разработаем законопроект и подадим его в Госдуму, и со следующего года мы внесем изменения в Налоговый кодекс, и сделаем так, когда компания «А» платила компании «Б», чтобы НДС не передавался поставщику». Согласно этой идее, налоговики планируют с 1 января 2018 года сделать так, чтобы любой покупатель, который что-то покупает с НДС, отдавал этот НДС напрямую в бюджет… Прекрасная идея для бюджета! Прекрасная идея, гробящая экономику, по той лишь простой причине, что совокупная налоговая нагрузка на любых товаропроизводителей, работающих на «классике», на сегодняшний день такова, что практически ни одна российская компания, занимающаяся реальной сферой производства не способна конкурировать на мировом рынке. Послушайте: ни одна!

Сама по себе «хартия» совершенно непродуманна. Она принесет временную пользу бюджету, в перспективе от полугода до года, а потом эта польза для бюджета будет автоматически потеряна за счет еще сильнее сжимающейся удавки для большинства сельхозпроизводителей. В конце концов, с точки зрения даже среднесрочной перспективы, мы получим с вами больше минусов, чем плюсов. Но, если чиновники выполнят свое обещание и с 1 января 2018 года внесут изменения в Налоговый кодекс (каждый, кто покупает товар с НДС, будет напрямую платить НДС в бюджет) - что ж, обналичка исчезнет мгновенно, автоматически. Даже не нужны никакие законы, связанные с ужесточением ответственности за обналичку. Она просто исчезнет. Пойдет ли это на пользу экономике? Боюсь, что никто это толком не просчитывал.

Использование НК РФ без здравого смысла - подавление

«А где решение?» - спросите вы. Я уже 100 раз предлагал сделать плоскую шкалу по налогу на добавленную стоимость. Я считал, научно-исследовательские институты подтвердили мои расчеты. Сделать плоскую шкалу, поставить НДС 10%, отменить всякие льготы по ст.145 НК РФ , чтобы все спецрежимы платили НДС, и убрать ставку 18% и нулевую ставку. Это автоматически решит все проблемы. Это могло бы быть переходным периодом к полной отмене НДС. Вы спросите: «А какого черта, почему такая простота не видна нашим чиновникам?» Знаете, это уже область предположений. У меня нет точной статистики того, сколько чиновники имеют за счет бардака, связанного с уплатой НДС, и сколько имеют люди в погонах, крышующие эту область. У меня нет этой статистики, поэтому мне здесь сложно оперировать. Но, думаю, это одна из причин, почему никому из них не нужна плоская шкала по уплате НДС.

Моя оценка этой подписанной «хартии»: больше плохого, чем хорошего. Два человека спорят друг с другом о чем-то, если вы разрешаете этот спор, если вы занимаете точку зрения лишь одной из сторон, то это будет плохим решением. Разрешая этот спор, вы должны учитывать точки зрения обеих сторон. Вы должны устанавливать истину для обеих сторон. Так вот, здесь истина для стороны под названием «сельхозпроизводитель», «трейдер» и людей, создающих национальное достояние страны, установлена не была. Я смотрел все это обсуждение: их даже слушать никто не стал. Как бы бизнесмены не выступали жутко эмоционально, и, в том числе, делали свои предложения. По результату я не увидел, чтобы хоть кто-то из чиновников услышал. Я увидел, как высокопоставленный чиновник ФНС, искренне гордясь собой, говорила о том, что «мы продолжим делать свою работу», и ее работа заключалась в доначислении безмерных сумм НДС и налога на прибыль, ведущих к разорению компании… А что будет с этой компанией после того, как доначислят и взыщут -чиновницу не интересовало. Вы знаете, даже сотрудник ФСБ (он был в разы более адекватным) слышал бизнесменов! А налоговики: им в одно ухо влетело, в другое - вылетело. Очень жаль, очень жаль. Было бы здорово, если бы налоговая инспекция страны руководствовалась не только Налоговым кодексом, но и хоть немножко здравым смыслом. Можно использовать Налоговый кодекс без учета здравого смысла - это будет подавлять. А можно использовать Налоговый кодекс с учетом здравого смысла - и это будет давать шанс российским товаропроизводителям продолжать работать в нашей стране, а не разоряться.

Если фирма продает сельскохозяйственную продукцию, закупленную у населения, НДС нужно заплатить так, как того требует пункт 4 статьи 154 Налогового кодекса РФ.

При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной
у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется
как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом налога
и ценой приобретения указанной продукции.

Перечень сельхозпродукции

Перечень сельхозпродукции, при продаже которой действует такой порядок, утвержден постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 года № 383.

Вот этот перечень:

Скот, птица и кролики в живом весе
Мясо и субпродукты скота и птицы
Молоко и молокопродукты
Яйца
Сырье кожевенное (мелкое, крупное, свиное)
Кожи жесткие, сыромятные, полуфабрикаты кожевенные (продукция переработки кожевенного сырья)
Овчины меховые, шубные, шкурки ягнят и козлят невыделанные
Шкурки кроликов, норки, песца, лисицы и нутрии невыделанные
Сырье перопуховое
Отходы при переработке скота, птицы, кроликов, молока, перопухового сырья
Рога, копыта, волос, щетина, кость, панты
Шерсть всякая
Рыба всех видов (любительское рыболовство)
Лекарственные растения (возделываемые и дикорастущие, кроме мака)
Мед пчелиный, воск пчелиный, вощина
Зерновые и зернобобовые культуры
Масличные культуры (кроме конопли)
Свекла сахарная
Папоротник
Картофель
Овощи открытого и защищенного грунта
Бахчевые продовольственные и кормовые культуры
Плоды семечковых и косточковых культур
Виноград
Плоды цитрусовых культур
Чайный лист
Орехи культурные и дикорастущие
Ягоды культурные и дикорастущие
Грибы культурные и дикорастущие (свежие)
Сено
Материалы растительные дикорастущие, используемые для изготовления щеточных изделий, метел
и веников

Цена, определяемая в соответствии со статьей 105.3 Налогового кодекса – это та цена,
по которой фирма продает сельхозпродукцию. Однако эту сумму нужно сравнить с рыночной ценой на такую же партию такого же товара.

Если в результате проверки цен со стороны ФНС окажется, что цена, установленная в договоре купли-продажи, находится вне пределов интервала рыночных цен, выручку (а, следовательно,
и НДС) придется пересчитать исходя из рыночной цены.

Оформление покупки у физического лица

Покупку сельхозпродукции у физического лица оформляют договором купли-продажи или торгово-закупочным актом. Для торгово-закупочного акта предусмотрен типовой бланк
(форма № ОП-5, утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132).

Обратите внимание

О сумме, выплаченной физическому лицу при закупке у него сельхозпродукции, фирма должна сообщить в свою налоговую инспекцию. Для этого бухгалтер должен заполнить справку
о доходах физического лица (форма № 2-НДФЛ).

Справку нужно сдать в инспекцию не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором были выплачены деньги (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Обособленный учет

На практике трудности с исчислением НДС возникают у тех фирм, которые закупают сельхозпродукцию как у частных лиц, так и у организаций.

Чтобы в этом случае правильно заплатить налог, нужно организовать обособленный учет сельхозпродукции, приобретенной:

  • у физических лиц, не являющихся плательщиками налога;
  • у организаций и предпринимателей.

Лучший выход в такой ситуации – организовать обособленный количественно-суммовой учет продукции, закупленной у населения, и учитывать приобретение и продажу такой продукции
в отдельных журналах.

Если же это сделать невозможно, придется составлять бухгалтерскую справку-расчет, подтверждающую цену покупки и цену реализации продукции, закупленной у населения.

Как составить такой расчет, покажет пример.


ПРИМЕР СОСТАВЛЕНИЯ СПРАВКИ О ЦЕНЕ ЗАКУПКИ И ЦЕНЫ РЕАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

ООО «Урожай» закупает зерно как у населения, так и у других фирм. Складские помещения не позволяют организовать обособленный количественно-суммовой учет зерна, приобретенного у населения.

Согласно учетной политике, фирма учитывает выбытие материально-производственных запасов по методу ФИФО.

В августе было закуплено (без учета НДС):

  • 120 т зерна у организаций, в том числе:
  • 3 т зерна у населения, в том числе:

В этом же месяце было продано:

  • 15 августа – 35 т по цене 1450 руб. за тонну, в том числе НДС;
  • 25 августа – 56 т по цене 1490 руб. за тонну, в том числе НДС.

Предположим, что эти цены соответствуют рыночным.

Бухгалтер «Урожая» использует такие субсчета к счету 41 «Товары»:

  • 41-1 «Сельхозпродукция, закупленная у организаций и предпринимателей»
  • 41-2 «Сельхозпродукция, закупленная у населения».

Ниже в таблице приведен расчет списания стоимости зерна в августе по методу ФИФО:

Приход Остаток (т) Расход
Дата Кол-во (т) × Цена (руб.) Сумма, руб. Дебет счета Дата Кол-во (т) × Цена (руб.) Сумма, руб. Кредит счета
10.08.2016 40 × 1200 48 000 41-1 40
5 15.08.2013 35 × 1200 42 000 41-1
17.08.2016 1,5 × 1220 1830 41-2 6,5
21.08.2016 0,3 × 1230 369 41-2 6,8
24.08.2016 80 × 1190 95 200 41-1 86,8
30,8 25.08.2013 56 т, в том числе:
5 ×1200 6000 41-1
1,5 × 1220 1830 41-2
0,3 × 1230 369 41-2
49,2 × 1190 58 548 41-1
30.08.2016 1,2 × 1280 1536 41-2 32
Итого 123 т 146 935 32 т 91 т 108 747

Таким образом, остаток зерна на конец месяца – 32 т, в том числе:

  • по субсчету 41-1 – 30,8 т по цене 1190 руб./т;
  • по субсчету 41-2 – 1,2 т по цене 1280 руб./т.

Всего за август продано 1,8 т (1,5 + 0,3) зерна, приобретенного у населения, себестоимость (цена закупки) которого составила 2199 руб. (1830 + 369). Это зерно было реализовано
25 августа по цене 1490 руб./т, в том числе НДС.

Таким образом, с выручки от продажи зерна, закупленного у населения, нужно будет заплатить НДС:

(1,8 т × 1490 руб./т - 2199 руб.) × 10% : 110% = 44 руб.

Если же раздельный учет продукции, закупленной у населения и у других фирм, не будет организован, налоговики пересчитают налог по всем сделкам исходя из полной суммы реализации.

С 1 июля на зерновом рынке начала действовать новая концепция, предложенная Федеральной налоговой службой.

Аграрии говорят о параличе рынка: зерно, фактически, невозможно продать. Экспортёры, напротив, уверены, что провала нет, а рынок успел перестроиться. О перспективах текущего сезона рассказали на Налоговом форуме в Ростове-на-Дону 6 июля.

Когда к микрофону вышла начальник отдела анализа налоговых рисков и планирования налоговых проверок контрольного управления ФНС России Варвара Бурлевич, сидящие в зале как по команде включили смартфоны на видеозапись. Вероятно, все ожидали такой же бурной дискуссии, как на зерновом раунде в Геленджике, ролики с которого разошлись в соцсетях. Но встреча в РИНХе прошла относительно спокойно.

Возможно, из-за того, что шок от первых заявлений прошёл. Или благодаря модератору Вадиму Засько, который сразу пресёк попытки задавать вопросы из зала. «У нас тут не майдан», - заявил он, и зал как будто потух: потерялась сама идея форума как публичного обсуждения. Стало ясно, что обсуждать, в общем-то, уже нечего.

Напомним вкратце ход событий. 19 мая ФНС России предложила участникам зернового рынка принять хартию в сфере оборота зерна. Суть её заключается в том, чтобы отказаться от услуг посредников и закупать зерно у производителей напрямую. По мнению налоговой, это должно очистить рынок от серых схем по необоснованному возмещению НДС, которыми пользовались недобросовестные посредники.

Потери бюджета от таких схем составляют порядка 65 млрд рублей при экспорте зерна и масла и ещё 100 млрд рублей от неуплаты НДС на внутреннем рынке, - озвучила масштабы проблемы Варвара Бурлевич.

Дискуссия о том, нужна хартия или нет, уже не идёт, - высказал своё мнение Николай Демьянов, директор департамента маркетинга ООО «Международная зерновая компания». - Мы уже живём в хартии, понимаем последствия её нарушения и готовы к ним. Принцип один: нельзя воровать НДС (зал дружно захлопал. - Прим. авт.). Конъюнктура сейчас хорошая. Хотя производители этого ещё не почувствовали (все ухмыльнулись. - Прим. авт.). Но провала в закупках, которого все боялись, нет (зал зашушукался. - Прим. авт.).

Обращения сельхозпроизводителей в редакцию, скорее, говорят о другом: желающих купить зерно у фермеров практически нет. Продать выращенную продукцию трейдерам с поля невозможно из-за сложностей с доставкой и оформлением карантинных сертификатов. Как бы ни относились представители налоговой к деятельности компаний-посредников, против которых направлена хартия, они выполняют на рынке важную функцию - аккумулируют партии зерна определённого объёма и качества, берут на себя хлопоты с документацией и быстро рассчитываются с аграриями. Получилось так, что в борьбе государства за чистоту рынка пострадали именно рядовые фермеры, которым теперь некуда сбыть зерно и нет денег на продолжение уборочной кампании.

Любое лечение неприятно пациенту, но в конечном итоге наши усилия направлены на то, чтобы развивать АПК, - пыталась переубедить всех собравшихся Варвара Бурлевич. - После очистки рынка мы готовы отказаться от налоговых проверок. А прямые поставки трейдерам сулят сельхозпроизводителям более выгодные цены.

Варвара Бурлевич озвучила новые правила, по которым теперь предстоит жить зерновому рынку. Если продукция поставляется без НДС (а это 85% рынка), её должны покупать без НДС по прямым договорам или по «агентской» схеме. То есть посредник выступает агентом производителя, сделка должна быть полностью прозрачной, чтобы можно было проследить, кто произвёл, кто доставил зерно, по какой цене и какова сумма агентского вознаграждения.

В качестве варианта трейдерам предложено открыть отдельную фирму на упрощённой системе налогообложения и закупать зерно небольшими партиями (лимит остаточной стоимости основных средств для таких компаний не может превышать 150 млн рублей).

По итогам третьего квартала мы рассчитываем увидеть закупки зерна без НДС, - заявила Варвара Бурлевич. - В основном рынок уже перестроился, но мы видим, что посредники с НДС ещё остались. У нас есть договорённость с банками. Если банк видит, что расчёты идут с «техническими» организациями (фирмами-однодневками. - Прим. авт.), расчётно-кассовое обслуживание таких счетов приостанавливается. Далее будут возбуждаться уголовные дела.

Я хотел бы отметить потрясающую работу ФНС России, - прокомментировал со сцены эти требования бизнесмен Кирилл Подольский. Ранее он владел группой компаний «Валинор», занимавшейся производством и экспортом зерна. - В 2007-2008 годах я пережил глобальную налоговую проверку с огромными доначислениями. Сейчас изменился не только уровень профессионализма работников налоговой службы, но и их подход к плательщикам. Поверьте, возможности ФНС сейчас позволяют спокойно снести весь рынок. Но они решили вносить изменения поэтапно. Предложили вам добровольно (в этом месте Кирилл Подольский выразительно кашлянул. - Прим. авт.) перейти к нормальным методам работы, дали шанс всё изменить в лучшую сторону. Лучших условий они предложить рынку просто не могли.

«Галёрка», где сидели фермеры, зашуршала: эти слова и новые правила игры обращены к трейдерам, а не производителям сельхозпродукции. Между тем, именно они сейчас больше всего нуждаются в разъяснениях, как жить дальше.

Вопрос о том, куда же аграриям сбывать зерно, задала фермер из Мартыновского района Татьяна Трегубова.
- Человек, у которого всего 150-200 га земли, не может самостоятельно оформить столько документов, чтобы напрямую продавать зерно экспортёрам. Я работаю с НДС, если я куплю зерно у 5-10 производителей и перепродам его трейдерам, при этом я заплачу НДС, что мне за это будет? - спросила Татьяна Трегубова.

Варвара Бурлевич пояснила, что борьба налоговой направлена против компаний-посредников. «А сельхозпроизводителей вообще не трогают». У сельхозпроизводителя есть возможность закупать и продавать продукцию в пределах 30% от оборота. Значит, подобная кооперация может быть законным выходом из ситуа-ции.

Однако в дальнейшем, отвечая на вопросы журналистов, Варвара Бурлевич заявила, что площадки по отмыванию НДС могут переместиться на базу сельхозпредприятий. Налоговая это понимает и будет внимательно следить за чистотой подобных сделок.
Резонный вопрос: почему именно сейчас, перед началом уборки задумали наводить порядок на зерновом рынке. Получается, раньше государство закрывало глаза на серые схемы?

Государство не закрывало глаза, но сложно было доказывать незаконность подобных операций, - объяснила Варвара Бурлевич. - Без правоохранительных органов сделать это было невозможно, мы шли в суды, но часто их проигрывали. А наводить порядок мы начали давно, с внедрения системы учёта АСК НДС 2, которая позволяет отслеживать разрывы в финансовой отчётности компаний. Далее мы стали внедрять концепцию СУП (система управления поведением налогоплательщиков) на всех рынках поэтапно. Первыми были рынки бытовой техники и алкоголя. То, что мы работаем с рынком в целом, а не с отдельными его участниками, - более эффективно, так как в этом случае мы защищаем интересы честных игроков рынка.

По мнению Варвары Бурлевич, в связи с принятием новых правил более половины сельхозпроизводителей могут перейти с единого сельхозналога на общую систему налогообложения, так как в этом случае они смогут продавать свою продукцию на 10% дороже. Чтобы стимулировать закупки зерна у производителей, на сайте донского минсельхозпрода опубликован реестр, в котором перечислены все компании по производству зерна.
- Некоторые игроки рынка потеряли связь с сельхозниками из-за того, что раньше они работали через посредников. Теперь связь придётся восстанавливать. В реестре указано, какие культуры производят предприятия, какой режим налогообложения применяют, - объяснила Варвара Бурлевич.

Руководитель управления ФНС России по Ростовской области Дмитрий Фотинов заявил, что в помощь сельхозпроизводителям сотрудники учреждения разработали методические рекомендации для бухгалтеров фермерских хозяйств, а также собрали образцы договоров, по которым необходимо совершать сделки покупки и продажи зерна. Методички разосланы в территориальные органы налоговых служб.

Ожидает своего решения и проблема оформления карантинных сертификатов. Напомним, ранее Agrobook.ru сообщал, что замминистра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Ольга Горбанева рассказала, что ведомство направило в Правительство РФ предложение о внесении изменений в ФЗ «О карантине растений». Зерно относится к подкарантинной продукции и каждая его партия, выпущенная в оборот, должна сопровождаться карантинным сертификатом.

В настоящее время объём одной партии ограничивается одним транспортным средством.

Это высокая нагрузка на сотрудников Россельхознадзора, возникают очереди грузоотправителей. Для снижения финансовых потерь мы просим внести изменения в федеральный закон и разрешить осмотр зерна на складе, а сертификат оформлять на партию объёмом свыше тысячи тонн, - пояснила Ольга Горбанева.

Что нужно учесть налогоплательщику, реализующему сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки, которые включены в перечень, утвержденный Правительством РФ?

По общему правилу по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (продукции) определяется исходя из стоимости этих товаров (продукции) (п. 1 ст. 154 НК РФ). Особый порядок исчисления налога п. 4 названной статьи предусмотрен для операций по реализации закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС) сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, которые включены в правительственный Перечень. Налоговая база в этом случае рассчитывается как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. О нюансах применения такого особого порядка поговорим в рамках данной статьи.

Особый порядок исчисления налоговой базы.

Согласно п. 4 ст. 154 НК РФ при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

Суть особого порядка, установленного данным пунктом, заключается в том, что исчисляется с межценовой разницы и с использованием расчетных ставок – 10/110 или 18/118. Добавим, на многие виды продукции, закупаемой у физических лиц, распространяется п. 2 ст. 164 НК РФ, то есть они облагаются НДС по ставке 10%.

Налоговая база (или межценовая разница) в анализируемой ситуации рассчитывается по формуле:

Указанный порядок позволяет уплачивать НДС с реализации в меньшем размере, поскольку налог в данном случае исчисляется не со всей стоимости реализованной продукции, а с межценовой разницы. Правда, сфера применения обозначенной преференции (а предоставление налогового преимущества отдельным категориям лиц является именно преференцией) ограничена рядом дополнительных условий. Проанализируем эти условия.

Закупаемая продукция должна быть включена в Перечень

* К примеру, если в Перечне указан только вид сельскохозяйственной продукции, а продукты ее переработки не упоминаются, то к названным продуктам переработки п. 4 ст. 154 НК РФ не применяется (см. Письмо Минфина России от 26.01.2005 № 03-04-04/01).

К сведению:

В Перечень, в частности, входят скот, птица и кролики в живом весе, мясо и субпродукты скота и птицы, молоко и молокопродукты, яйца, невыделанные шкурки кроликов, норки, песца, лисицы и нутрии, рыба всех видов (любительское рыболовство), пчелиный мед, пчелиный воск, вощина, зерновые и зернобобовые культуры, масличные культуры (кроме конопли), сахарная свекла, картофель, овощи открытого и защищенного грунта, бахчевые продовольственные и кормовые культуры, плоды семечковых и косточковых культур, виноград, плоды цитрусовых культур, чайный лист, культурные и дикорастущие орехи и ягоды, культурные и дикорастущие (свежие) грибы.

Пример 1.

Налогоплательщик закупил у физического лица красную свеклу в количестве 245 кг по цене 18 руб. за кг. В дальнейшем свекла была реализована по цене 25 руб. за кг.

Свекла поименована в Перечне (она относится к овощам открытого грунта).

Следовательно, при ее реализации налоговая база в целях исчисления НДС определяется как межценовая разница в порядке, установленном п. 4 ст. 154 НК РФ. В данном случае налоговая база составит 1 715 руб. ((25 - 18) руб. x 245 кг).

Соответственно, операции по реализации товаров (продукции), которые не включены в этот Перечень, облагаются НДС в общем порядке на основании п. 1 ст. 154 НК РФ.

Продукция должна быть закуплена у физических лиц

* Но при условии осуществления реальной закупки продукции у населения (см. Постановление АС ПО от 25.08.2016 № Ф06-11507/2016 по делу № А65-25498/2015).

В силу п. 2 ст. 11 НК РФ физическими лицами признаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Вместе с тем в названном пункте упоминается еще одна категория физических лиц – это лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К последним отнесены индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Причем о предпринимательской деятельности (как о критерии, который позволяет разграничивать обычных физических лиц от предпринимателей и глав фермерских хозяйств) в п. 4 ст. 154 НК РФ не упоминается. В нем лишь есть оговорка о неплательщиках налога. А неплательщиками НДС, как известно, могут быть и предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы (например, УСНО).

Между тем данное обстоятельство правоприменительной практикой толкуется не в пользу предпринимателей. И чиновники (см. Письмо Минфина России от 07.12.2006 № 03-04-11/234), и суды (см. Постановление ФАС ПО от 03.12.2013 по делу № А12-6633/2013) считают, что действие п. 4 ст. 154 НК РФ не распространяется на предпринимателей-спецрежимников.

Пример 2.

Используем данные из предыдущего примера.

Налогоплательщик приобрел свеклу для дальнейшей реализации у фермера – индивидуального предпринимателя.

В этом случае налоговая база определяется по общему правилу, установленному в п. 1 ст. 154 НК РФ, то есть с полной стоимости реализованной продукции: 6 125 руб. (25 руб. x 245 кг).

Продукты переработки.

Дословно операции, в отношении которых подлежит применению правило, установленное п. 4 ст. 154 НК РФ, определены так: при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками).

Исходя из построения фразы, получается, что продукты переработки как будто исключены из контекста анализируемой нормы. Хотя в названии Перечня говорится именно о сельскохозяйственной продукции и продуктах ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц.

В результате на практике нередко возникают споры относительно правомерности исчисления НДС с межценовой разницы при продаже продукции, изготовленной налогоплательщиком из сырья, закупленного у физических лиц. Об этом свидетельствуют примеры судебных решений.

Есть решения, в которых высказывалась иная точка зрения: вправе определять налоговую базу по НДС как разницу между ценой реализации и ценой приобретения, в том числе и при реализации продуктов, при изготовлении которых использовалась сельскохозяйственная продукция, поименованная в Перечне и приобретенная у физических лиц, не являющихся плательщиками данного налога.

В частности, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.08.2013 по делу № А12-6633/2013 отметил, что в силу прямого указания действие п. 4 ст. 154 НК РФ распространяется не только на операции по перепродаже сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, но и на операции по продаже продуктов ее переработки.

Схожие выводы (что особый порядок определения налоговой базы распространяется не только на ситуации, когда приобретенная у физических лиц продукция и продукты ее переработки перепродаются в неизменном (непереработанном) виде, но и на случаи реализации готовой продукции, произведенной из названных продуктов и продуктов их переработки) были также сделаны:

    в Постановлении ФАС СКО от 16.01.2007 № Ф08-6441/06-2826А по делу № А32-24896/2005-60/971 (Определением ВАС РФ от 09.08.2007 № 8061/07 оставлено в силе);

    в Постановлении ФАС УО от 08.05.2009 № Ф09-2751/09-С2 по делу № А07-13574/2008-А-БЛВ.

Следует обратить внимание и на Постановление АС ВСО от 30.07.2015 по делу № А78-7926/2014, в котором уточнено, что в отношении операций по реализации продуктов переработки, для изготовления которых налогоплательщик закупает у физических лиц сельскохозяйственное сырье, также применяется особый порядок исчисления налоговой базы, но при условии, что продукты переработки из закупленного у физических лиц сельскохозяйственного сырья поименованы в Перечне.

Иная точка зрения отражена в Постановлении ФАС ЗСО от 08.06.2009 № Ф04-2975/2009(6522-А03-42) по делу № А03-8680/2008: в отношении операций по реализации мясных деликатесов и полуфабрикатов, выработанных предпринимателем из мяса, закупленного у населения, налоговая база должна исчисляться в общеустановленном порядке (то есть в порядке п. 1 ст. 154 НК РФ).

Официальных писем по анализируемому вопросу немного, и, к сожалению, в них не всегда приведены исчерпывающие разъяснения, исключающие двоякое толкование.

Реквизиты документа

Разъяснения, приведенные чиновниками

Письмо Минфина России от 26.01.2005 № 03-04-04/01

В Перечень включен папоротник, а не продукты его переработки. Поэтому при реализации продуктов переработки папоротника (в том числе папоротника соленого), закупленных у физических лиц, налоговая база по НДС определяется в общеустановленном порядке, то есть в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ

Письмо Минфина России от 27.04.2002 № 04-03-11/17

Что касается реализации товаров (в том числе колбасных изделий), произведенных налогоплательщиком из мяса, закупленного у физических лиц, то согласно п. 1 ст. 154 НК РФ в таких случаях налоговая база устанавливается исходя из полной стоимости реализованных товаров, исчисленной на основании цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ без включения в них НДС и налога с продаж

Более точные формулировки, на наш взгляд, Минфин привел в Письме от 11.07.2017 № 03-07-14/43942.

Чиновники фактически указали, что условием применения названной налоговой преференции является именно перепродажа ранее закупленных у населения и сельскохозяйственной продукции, и продуктов ее переработки в неизменном виде. Буквально они сказали следующее: налоговая база по НДС определяется в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 154 НК РФ, в случае перепродажи налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретенных у физических лиц, не являющихся плательщиками налога.

Кроме того, финансисты подчеркнули, что если происходит реализация товаров, произведенных из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, то согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса в таких случаях налоговая база определяется исходя из полной стоимости реализованных товаров.

Мы неслучайно процитировали эту фразу, поскольку из-за отсутствия в ней упоминания о Перечне, ее можно истолковать двояко. Под товарами здесь понимаются:

    либо продукты переработки, произведенные налогоплательщиком из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, которые прямо не указаны в Перечне;

    либо любые продукты переработки, произведенные налогоплательщиком из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц.

Значит, что каждый участник налоговых правоотношений (включая налоговиков) может (и, скорее всего, будет) трактовать разъяснения, приведенные в Письме Минфина России № 03-07-14/43942, в свою пользу. Что в результате неизбежно приведет к налоговым спорам, исход которых предугадать сложно.

 


Читайте:



Гадаем дома: три гадания на любовь Гадание самой себе на будущее

Гадаем дома: три гадания на любовь Гадание самой себе на будущее

Пробовала по приколу гадание на телефоне. Позвонила, поднял трубку молодой человек, которы оказался на роуминге. Он на меня очень разозлился за...

Ароматные лепешки с творогом на сухой сковороде Жареные лепешки с творогом и зеленью

Ароматные лепешки с творогом на сухой сковороде Жареные лепешки с творогом и зеленью

Пошаговые рецепты приготовления вкусных и пышных лепешек с творогом 2018-06-11 Наталья Даньчишак Оценка рецепта 2583 Время (мин)...

Молдавские пирожки вэрзэре

Молдавские пирожки вэрзэре

Вэрзэре – мое любимое «зимнее» блюдо с детства, его также можно есть во время поста. Рулетики с квашеной капустой легко готовить, и получаются они...

Рецепт как приготовить мексиканскую смесь

Рецепт как приготовить мексиканскую смесь

Современная жизнь заставляет человека постоянно куда-то спешить. В итоге многие предпочитают питаться фастфудом без отрыва от работы, а приходя...

feed-image RSS