Главная - Дом
Древние школы. «На Руси учились так» Экскурс в историю Кто учился в первых школах на руси

Уважение к просвещению и грамоте — старинная русская традиция. Слово «грамота» в переводе с греческого означает «написанное». В народе говорили: «Грамота – второй язык», «Грамота – ключ в руце (в руке)», «Не познав и не уразумев грамоту, никто не приобретет доброго имени, почета и уважения». Люди тянулись к знаниям, понимая, что «человек без грамоты, что без свечи в потемках».

Издавна на Руси 1 декабря отмечали народный праздник День Наума-грамотника. По новому стилю день памяти святого ветхозаветного пророка Наума приходится на 14 декабря. Русский народ почитает пророка Наума покровителем и помощником во всякого рода умственных занятий. Он родился в Галилее в 7 веке до Рождества Христова. В день святого Наума на Руси начиналось обучение грамоте. Детей поднимали рано, приговаривая:

Просыпайтесь ранехонько,
Умывайтесь белехонько,
В Божью церковь собирайтесь!
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдете:
Святой Наум наставит на ум.

По русской традиции дети просили у пророка Наума благословения на разумение:

«Пророк Наум, наставь нас на ум».

В прописях и азбуковниках 17 века была напечатана молитва: «Святой пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостью добре руководствию навыкати».

В дом приглашали учителя. Учитель приходил в назначенное время. Встречали его с почётом и уважением. Отец семейства обращался к учителю с просьбой научить его ребенка уму-разуму со словами:

«Батюшка Наум-наведи на ум».

Отправляя дитя в школу, мать плакала, уговаривая его хорошо учиться. Она убеждала ребенка в том, что от его отношения к учебе зависит репутация семьи. «Учись хорошо иначе худая молва о нас пойдет», — говорила мать.


В древнерусской школе обучались только мальчики. В первый день встречи учитель награждал каждого ученика тремя символическими ударами плёткой. Каждый урок начинался с трёх земных поклонов учителю. Учение сопровождалось розгами. Люди верили во вколачивание наук с помощью розог. Розгами пороли за проказы. Проказников ставили в угол коленками на горох. Дети были обязаны слушаться учителя беспрекословно.

Запрещалось кушать на занятиях. Нельзя было открывать и держать открытой книгу без разрешения учителя. «Не ешь, а то заешь выученное», «Закрой книгу, а то все позабудешь», — говорил учитель.

Учебный день был долгим. До обеда мальчики повторяли прошлый урок, в полдень обедали, после обеда спали и с двух часов дня до вечера снова учились. В помещении, где проходили занятия, висели полки с книгами, стоял длинный стол и лавка с плеткой. У детей не было перемен и отдельных уроков, занятия шли часами. Каждый получал индивидуальное задание. Об освоении азбуки даже сложена пословица

«Азбуку учат – на всю избу кричат».

Один зубрил буквы, второй складывал из букв слова (перешел к «складам»), третий читал слова вслух, четвертый учил прочитанный текст… Старшие учили псалмы и молитвы. Стоял невероятный шум. Оценки не ставились. Выучил – молодец, не выучил – оставайся без обеда и получай розгой. После занятий наводили порядок в школе и расходились по домам.

Это интересно

В Древней Руси вся литература была церковной. Главным культурным центром, распространявшим просвещение, была церковь, поэтому грамоте обучали церковнослужители или дьяконы.

Работа учителя считалась самой важной и сложной. Учитель на Руси пользовался особым почетом. За труды учителю несли угощения. Отец награждал учителя хлебом или платьем, мать - одаривала собственноручно вышитым полотенцем.

Это нужно знать

В старину каждая буква имела название из целого слова: «аз», «буки», «веди», «глаголь», добро, есть… Сначала ученик запоминал названия букв. Затем шло изучение простых слогов: би, бе, бу, ба. После простых слогов запоминали сложные: гра, бра, бри, вра, бру… Перед складыванием слогов произносили названия букв: буки – аз – «ба», слово – аз – «са»… И вот теперь приступали к чтению слов, позже к чтению связных текстов из Евангелия. В «Азбуке» давались сведения по грамматике: состав слов, ударные и безударные слоги, спряжение глаголов…

В стародавние времена дети неукоснительно соблюдали особые правила поведения. Они старались овладеть грамотой, чтобы не быть позором для семьи. О роли грамоты в жизни народа сложено немало пословиц и поговорок.

Сперва аз да буки, а там и науки.
Хочешь познать истину – начинай с азбуки.
Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
С умом торговать, без ума горевать.

Существуют даже загадки о школьных принадлежностях того времени:

Пером сеют, глазами жнут, головой едят, памятью переваривают.
(грамота)

На столе живем в стекле, а гуляем по всей земле.
(Чернила)

Голову срезали, сердце вынули, дают пить, велят говорить.
(Перо)

По черной земле белый заяц пробег.
(Мел)

Ни небо, ни земля, видением бела: трое по ней ходят, одного водят; два соглядают, один повелевает.
(Бумага, пальцы, перо, глаза, ум)

Русский народ не только умел работать, но и стремился к знаниям. Наши предки твердо верили в то, что мир освещается солнцем, а человек – знанием. Обучение грамоте означало познание истины. Как правильно об этом говорит еще одна старая пословица: «Видит око далеко, а ум еще дальше».

МБОУ «Килемарская средняя общеобразовательная школа»

Урок на День Знаний

(в рамках мероприятий к 110–летию школы)

Как учились дети в старину

Внеклассное мероприятие

Сорокина Елена Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Килемарская СОШ»

2012 г.

Цели:

Знакомство учащихся с историей своего Отечества.

Формирование мотивации к учению.

Воспитание любви к своей Родине.

Ход мероприятия

Чтение предложения учащимися вслух “С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь”.

Учитель:

Объясните смысл данной пословицы.

(слайд 2)

(Грамотному все дороги открыты, а неграмотному очень тяжело жить)

Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников?

Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чем бы вы хотели узнать?

Ответы учащихся:

Когда появилась первая школа?

– Как учились наши сверстники?

Какие были у них учебники?

– Какие предметы преподавались?

– Как долго продолжались уроки?

– Кто был учителем?

Учитель:

Итак, определите тему нашего занятия.

Учащиеся:

Как учились школьники в старину

Учитель:

Ребята, чтобы получить ответы на ваши вопросы, я приглашаю вас и наших гостей совершить путешествие в далекое прошлое

Учитель:

В древности народ на Руси занимался, в основном, земледелием. С ранней весны до поздней осени работали крестьяне в поле, чтобы прокормить свою семью.

Но сейчас зима. Убран урожай. Пусто в поле и на улице. Тишина кругом… Хотя, – нет! Слышите: песня! Это девушки собрались на посиделки, работают, напевая любимый мотив.(Иван Купала «Молодость»)

И ребятишек не видно на улице…

Ах, да! Ведь они учатся! В старину по древнему обычаю детей отдавали на учение в день святого пророка Наума (слайд 3), называемого в народе Грамотником. И в народе говорили так: “Пророк Наум наставит на ум”.Празднуется этот день 14 декабря . Этот день не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «навести на ум» - надоумить, научить.

Итак, в этот день родители благословляли своих детей на ученье. Да и сами ученики просили у святого Наума “Батюшка Наум благослови на ум”!

(слайд3)

Ученик: (Крашенинникова Анна)

Поднимали ребятишек в этот день рано, приговаривали:

Просыпайтесь ранёхонько,
Умывайтесь белёхонько,
В Божью церковь собирайтесь,
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдёте:
Святой Наум наставит на ум.

Учитель:

14 декабря принарядившись, все шли в храм, где после Литургии служили молебен, испрашивая благословения на учение отрока. Отроками называли мальчишек 10-12 лет, подростков.

После службы в церкви дома у ученика встречали с почётом учителя, сажали его на лучшее место, угощали и одаривали. Учителя почитали особо , считая его работу чрезвычайно важной и трудной . Отец передавал сына учителю с просьбой не жалеть его, а научить уму-разуму, а за леность угощать побоями. А мать должна была плакать, иначе худая молва пойдёт. Сын отвешивал три земных поклона учителю, а учитель трижды ударял ученика по спине плёткой…заранее, чтобы отрок не озорничал, а учился прилежно, чтобы ценил серьёзность и пользу учёбы. В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. А перед уроком дети читали молитву: «Святой пророче, Божий Науме, вразуми мя»

Учитель:

Урок уже начался. Давайте потихоньку, чтобы не мешать маленьким школьникам, заглянем в класс.

Беседа по репродукции Б.М.Кустодиева “Школа Московской Руси”

(слайд 4,5)

Как вы считаете, похожа ли была школа того времени на современную?

Рассмотрите репродукцию картины Б.М.Кустодиева, который посвятил свою работу исторической теме “Школа Московской Руси”.

Что особенного в этом классе?

Что делают ученики? Сколько их?

Можно ли сказать, как они относятся к учению?

Чем эта школа отличается от современной?

Вы правильно отметили отличия школы Древней Руси от современной, а сейчас послушайте стихотворение о школе Древней Руси Н.Кончаловской, которое нам расскажут ученики нашего класса. Прослушав его, вы скажите о тех отличиях школ, о которых мы еще не говорили.

Ученик : чтение стихотворения “И в старину учились дети” наизусть.

И в старину учились дети – (Батраков Дмитрий)
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголы
И учитель для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали -
Из гусиного пера!
Этот нож не без причины
Назывался перочинный:
Очиняли им перо,
Если не было остро.


Трудно грамота давалась (Иванцова Екатерина)
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ни чему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Так из летописей старых
Знали дети москвичей
О литовцах, о татарах,
И о Родине своей.

Н.Кончаловская.

Итак, о чем еще вы узнали о школе Древней Руси из прослушанного произведения? (Учились дети на рассвете. Обучались в школах только мальчики. Их учил дьяк на славянском языке. По субботам учеников пороли. Раньше писали не ручкой, а гусиным пером .)

Физминутка.

Под русскую народную песню “Коляда” в исполнении группы “Иван Купала” дети танцуют, повторяя движения за учеником, танцующим у доски.

Рассказ об истории письменности.

Раньше детей учили писать только через год, когда была выучена азбука. О том, на чем и как писали, нам расскажут следующие ученики. (Было дано творческое домашнее задание: подготовить сообщение по этой теме .)

Ученик: сообщение “На чём и как писали?”

(Михайлов Антон ) Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.

(Серебрякова Настя ) На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нем никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы.

Дополнение учителя к докладу ребенка:

В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое значение. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединенных в группы по 4 листа. Такие книги назывались тетрадью.

Тетрадь – (греч. – четвёрка) свернутые вчетверо листы, на которых писали.

История возникновения алфавита.

Учитель: Прежде чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Кто же придумал русский алфавит? (ответы детей)

Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке.(слайд 6) Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев .

Учитель:

Давайте попросим учеников что-нибудь прочитать из их азбуки и попробуем перевести на современный язык.

(слайд 7)

мыслете аз мыслете аз (мама)

добро он мыслете (дом)

ша коко он люди аз (школа)

Учитель : В древней школе не было ни переменок, ни директора, и всего один учитель. Ученье шло с утра до вечера; в середине дня – перерыв, чтобы ученики пообедали. Правила были строгие: попить можно было за весь день только три раза, а по нужде выйти всего два раза.

Особо учили бережно обращаться с книгами, их нельзя было класть на лавку, а только на стол.

Так от темна до темна, шли уроки в древнерусской школе. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги, другой перешел уже к “складам”, третий уже читал “Часослов”. И все следовало выучить “назубок”, “вызубрить”. Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: “ Азбуку учат – во всю избу кричат ”.

За непослушание и невыученные уроки учитель, как говорили раньше “сокрушал ребра” розгами. Изображение розги было даже помещено в начале учебника и написано: “Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет”.

Я перевела для вас на наш современный язык: “Если тебя высекут – сразу захочешь учиться, память к тебе вернется и даже мысли не будет о том, чтобы не сделать домашнее задание”.

Кто учителя не слушается – поставят того на горох в угол на колени. Или без обеда оставят.

Кто выучил уроки, тот уходил домой, а нам тоже пора возвращаться из путешествия.

Ребята, вы убедились, что образование прошло длинный путь и, дойдя до вас, претерпело множество изменений. Учиться стало интереснее, обучение стало доступным для всех.

Вы – ученики. И учеба сегодня – ваш основной труд. Можно сказать, это ваша профессия.

Чтобы овладеть профессией, надо освоить много секретов, проявить старание, развивать в себе силу воли, настойчивость.

Ваша школьная отметка – это результат вашего труда. Если вы что-то не уяснили, что-то у вас не получается, следует проявить усилия и достичь поставленной цели. А мы, ваши учителя и родители, поможем вам в этом. Каждый родитель желает видеть своего ребёнка образованным. Можно сказать, что дать образование своему ребёнку является одной из ценностей семейного воспитания.

Желаю всем успехов в новом учебном году, старания, прилежания. Пусть каждый день в школе приносит вам радость. А родителям пожелаю терпения, благоразумия. Помните, что труд ученика не менее важен и сложен, чем ваш. Будьте терпимы и внимательны к своим детям. И самое главное, будьте им помощниками.

Рефлексия


Не надо думать, что Русь, а точнее Москва, были безграмотны. В Москве ведется огромная историческая работа, здесь создаются первые широко организованные государственные архивы, трудятся переводчики, составляются обширные библиотеки, как, например, библиотека Чудова монастыря в Кремле. Свои библиотеки имели бояре и купцы. В начале 16 века славилась своими книжными богатствами библиотека великого князя, заключавшая в себе редчайшие латинские и греческие сочинения, частью неизвестные на Западе. Эта библиотека вызывала удивление бывавших в Москве иностранцев. По словам пастора Веттермана, она состояла из еврейских, греческих и латинских книг и хранилась подле княжеских покоев под двумя каменными сводами. В великокняжеской библиотеке хранилось до 800 древнейших рукописей. Здесь были в подлинниках сочинения Тита Ливия, Цицерона, Светония, Юлия Цезаря, Саллюстия, комедии Аристофана, сатиры Сира, своды законов римских и византийских и многое другое.

В 15 и 16 веках тысячи писцов занимались в стране переписыванием книг. «Нет, кажется, ни одного народа, который столь много занимался и трудился бы над переписыванием, как русские», - писал посетивший впоследствии Москву академик Коль.

Усиленно растет в 15 и 16 веках грамотность широких масс населения. По подсчетам подписей на документах полагают, что в начале 16 века процент грамотных между помещиками московской области был свыше 65, а среди посадских достигал 25-40. Широко распространена была грамотность среди купечества посада. Особым уважением пользовались в древней Руси знание иностранных языков.

Сведения о школах 15-16 веков очень скудны. Одно из важнейших сохранилось в постановлениях Стоглавого Собора 1553года. Жалуясь на упадок образования, редакторы Стоглава писали: «А прежде этого училища бывали в Российском царстве на Москве и в Великом Новгороде, И по иным городам многие грамоте, писать и петь и читать учили: потому тогда и грамоте гораздых было много; писцы и певцы, и Чтецы славились по всей, славятся и до сих пор».

Обучение грамоте начиналось в древней Руси с 7 лет.

Вот как описывает школу В.Ян в своей книге.

«В глубине двора все (ученики) остановились перед небольшой избой. Тускло светило оконце, запорошенное снегом. Ребята взошли на крыльцо, стуча ногами, обивая снег…. В сенях толкнули низкую скрипучую дверь. Вошли в небольшую комнату и остановились у входа. В красном углу висели три старые иконы, освещенные горящей лампадкой. Длинные скамьи тянулись вдоль стены. Посреди стоял длинный узкий стол в две доски. Слюдяное окно, низкое и широкое, с настывшим льдом, пропускало тусклый свет.

К стене была прибита деревянная белая полка, где лежали рукописные книги. Под нею висели две ременные плети и связка березовых веток. Сбоку при входе стояла на табуретке деревянная лохань с водой; в ней плавал деревянный ковшик.

Учитель в меховой шапке и бараньем полушубке сидел на скамье в красном углу».

В древнерусских школах 14-16 веков производилось лишь начальное обучение: учили чтению, письму, читали часослов, псалтырь, апостола «и прочие божественные книги». Большое значение придавалось пению, обучение которому всегда упоминается рядом с обучением чтению и письму. Возможно, производилось обучение счету.

«Азбука» Ивана Федорова, изданная в 1574году, представляет собой первую российскую печатную учебную книгу. Она была составлена из 40 листов, или 80 страниц, на каждой странице по 15 строк. Две страницы пустые. В книге отсутствует нумерация страниц.

Азбука скромно оформлена пятью заставками и тремя концовками.

Иван Федоров положил в основу книги распространенный в то время буквослагательный метод, начинающийся с заучивания букв славянского алфавита и с усвоения двух- и трехбуквенных слогов. Первая часть книги - азбука - включает также и материал по грамматике.

На первой странице книги расположены 45 строчных букв кирилловского алфавита, затем приводится «впятословие», так русские книжники называли позднее алфавит, данный в обратном порядке. Далее знаки алфавита располагаются вразбивку, 8-мью колонками.

Это трехкратное повторение азбуки имело целью более твердое усвоение обучающимися каждой буквы алфавита.

Следующие упражнения представляют собой запись двух- и трехбуквенных слогов, с усвоения которых и начиналось собственно обучение чтению и письму.

В разделе «А сия азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматикии» даны образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с Б. В первом примере — спряжении глагола будити — глагольные формы соотнесены с местоимениями, а формы множественного числа пояснены описательно. Под заголовками «Страдательна ж суть тако» и «Страдательнаго убо золога времена» приведены формы страдательного залога глагола бита.

Следующий раздел «По прозодии а еже дващи воединых лежащее се есть повелительная и сказательная» объединяет сведения об ударениях и «придыханиях» в словах.

В разделе «По ортографии» даны в алфавитном порядке наиболее употребительные сокращения (слова «под титлами»). Но здесь же, в образцах склонения, приведены и полные написания существительных и прилагательных. Завершает изучение азбуки акростих, служащий для повторения алфавита.

Во второй части приводятся тексты для закрепления и развития навыков письма и чтения. Здесь помещены молитвы и наставления. Отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла как бы дают советы родителям, учителям и ученикам. Иван Федоров предстает перед нами провозвестником гуманной педагогики: он защищает детей от произвола родителей и призывает воспитывать «в милости, в благоразумии, в смиреномудрии, в кротости, в долготерпении, приемлю ще друг друга и прощение дарующе».

Азбука Ивана Федорова открывает историю российских печатных книг для обучения письму и чтению. Вся жизнь печатника-просветителя была посвящена тому, чтобы, как он писал, «по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу».

Азбука 1578 г. Показывает, что издание учебников было для Ивана Федорова делом всей жизни, где бы не основывал бы типографию печатник-просветитель, он везде издавал книги для обучения чтению и письму.

Чистый Максим, Тихонова Елизавета, Шевченко Дмитрий

Работа была выполнена в рамках внеурочной деятельности по предмету

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Как обучали грамоте на Руси

Дохристианская письменность Еще задолго до принятия на Руси христианства славяне имели собственную письменность, которая представляла собой одну из разновидностей рунического письма. Значение рун для культуры того времени было огромным. Их использовали для предсказаний и магических ритуалов, воины их наносили на свои щиты, мореплаватели изображали на судах эти знаки, отправляясь в дальние путешествия. Изготовленные в виде талисманов, руны помогали излечивать болезни, служили залогом здоровья. Hа сyществование y древних славян pyнического письма yказывают и многие аpхеологические данные. Дpевнейшими из них являются находки кеpамики с фpагментами надписей, пpинадлежащей чеpняховской аpхеологической кyльтypе, однозначно связанной со славянами и датиpyемой I-IV веками н.э.. До нас дошли 18 славянских рун. Сколько их было всего - никто не знает.

ДОХРИСТИАНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТ Ь Все знаки выполнены в основном длинными (черты) и короткими (резы) линиями. Это дало основание предположить, что данные знаки и есть письмо, одна из разновидностей древнеславянских «черт и резов ». До наших времен дошли сохранившиеся упоминания о «чертах и резах» в сказании «О писменех » (рубеж IX-X вв.). Автор, черноризец Храбр, отмечал, что славяне-язычники используют рисуночные знаки, при помощи которых они « читаху и гадаху » (читали и гадали). Таким образом, «черты и резы - это, скорее всего, примитивные символические знаки в форме черточек и зарубок, служившие у древних славян счетными, родовыми и личными знаками, знаками собственности, календарными знаками, знаками для гадания и т.п. Именно находки исследователей и подтверждают то, что, практически каждый горожанин того времени: - смог бы написать на бересте самое краткое и простое бытовое послание; - знал азы самого простого арифметического счета; - мог, с помощью тогдашней «почты», отправлять свои послания адресатам. Даже в маленьких деревнях, дети знали простейшую грамоту, необходимую в быту, которой они учились у «ведунов» - иерархов общин. Такой, довольно высокий уровень грамотности древних славян, объясняется тем, что общинный строй, в котором они жили, обеспечивал каждому из них взаимоподдержку;

Первые учебные заведения Родители отдавали своих детей в школы очень неохотно, не желая отступать от старых языческих традиций и просто отрывать от семьи помощников. Тем не менее, школьное дело на Руси развивалось. На Руси учебные заведения назывались училищами: слово школа стала называться с 14 века. Уже в первой половине 11 века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Во времена правления князя Владимира в школе учиться могли только мальчики, а первыми предметами для их обучения стало книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно. И только в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. В конце XI века в одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. Создание учебных заведений началось после Крещения Руси. Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц и « даяти нача на учение книжное», где обучались дети бояр и дружинников была открыта в Киеве в 988 г. Под 1028 годом летопись отмечает, что князь Ярослав в Новгороде « собра от старост и поповых детей 300 учити книгам».

Первые учебные заведения С принятием христианства (988 г.) Киевская Русь наследовала зрелую культуру Византии, опережавшую по уровню развития школьно­го дела Западную Европу. Особенно сильным стимулом для развития просвещения в этот период было введение усовершенствованной азбу­ки (кириллицы), созданной с учетом фонетической системы древнеславянского языка. Если на Западе освоение грамоты шло через изу­чение латыни - языка, чуждого европейским народам по своей лекси­ке, грамматическому и фонетическому строю, то на Руси, чтобы нау­читься читать, достаточно было знать азбуку. Народный и государ­ственный языки совпадали, и это способствовало распространению грамотности. Многочисленные археологические находки, относящиеся к Х-Х1 вв. (деловые и бытовые записи кириллическими буквами на дереве, берестяные грамоты), позволяют судить о том, что в Киев­ской Руси грамотность проникла почти во все слои населения. В этот период существуют два типа школ: училища элементар­ной грамоты, возникавшие обычно в среде дружинно-посадского на­селения зарождающихся городов, и дворцовые школы "учения книжно­го". Первая такая школа была основана при дворе князя Владимира Святославича уже в 988 году. В древнерусских летописях постоянно встречаются два разных термина: "грамоте научен" и "исполнен книжного учения", обозначавших два последовательных этапа в обу­чении. В начале XI века князь Ярослав Мудрый открывает школы "учения книжного" в Киеве, Новгороде, Смоленске, Галиче и других городах.

СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА Кириллица стала первой славянской азбукой, которую создали на основе греческого алфавита. Случилось это в 863 году. Именно этой азбукой люди пользуются и сегодня. Назвали новую азбуку в честь Кирилла, который и был ее основателем. Стоит отметить, что Кирилл разрабатывал эту азбуку на основе греческих знаний, а также благодаря своему брату Мефодию. Кирилл и Мефодий – первые люди, которые начали работать над азбукой. Мало кому известно, что им удалось создать сразу две азбуки: глаголицу, а также кириллицу. К сожалению, со временем глаголицу забыли, а стали использовать исключительно кириллицу. Кстати, кириллица – основа современного русского алфавита. Эти братьям удалось создать древнерусский алфавит буквы. Со временем основная часть букв кириллицы изменилась. Если точнее, то название букв стало намного короче, в отличие от первоисточника. Сперва кириллические буквы писали исключительно прямо и отдельно друг от друга. В период с XV по XII века появился шрифт первых русских печатных книг, который отливали особым методом. Во время правления великого Петра I в кириллице произошли некоторые изменения. Например, некоторые буквы были вовсе исключены. В это время кириллицу стали называть русской гражданской азбукой. Вообще, на Руси достаточно сильно ценили грамотность. Первые буквицы древнерусского письма дали толчок к существенному развитию древнерусского государс тва.

бЕРЕСТЯНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ Чтобы освоить алфавит и отработать почерк, ученики княжеских и семейных училищ использовали церы и писала. Церы – это небольшие деревянные дощечки, размером с обычную школьную тетрадь, с выпуклой каймой, заполненные вровень с ней воском. На церах, как на современной классной доске, можно было выцарапывать небольшие тексты. Затем стирать их и писать что-нибудь снова. Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Рабочий конец писала был заострен, а противоположный чаще всего художественно украшался. Если бы вам, как жителю Древней Руси понадобилось написать письмо, взять с собой на рынок список продуктов, оставить расписку в получении денег или составить себе походный молитвослов, вы бы стали осматриваться вокруг в поисках березы. Именно ее кору, иначе бересту, русичи использовали в качестве дешевого писчего материала для повседневных нужд. Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст. Крайне редко, для особо важных писем или черновиков официальных документов могли использовать чернила.

Обучение грамоте Учили азбуку так. Каждая буква имела свое название. А - аз - личное местоимение 1-го лица, единственного числа Я. Б - буки - буква, В - веде - i знаю, Г - глаголь - говори, Д - добро, Е - есть, Ж - животе, I 3 - земля, И - иже, К - како, Л - люди, М - мыслете, Н - наш, О - он, П - покой и т. д. Прежде всего, ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, и в разбивку. Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению складов. Склады были напечатаны в букваре: Ба, Ва, Га, Да, Жа … потом Бе, Be , Ге, Де… Би, Ви… и т. д. Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уже произносил так, как надо при чтении: Буки - аз - ба. Веде - аз - ва … Люди - есть - ле … како - - иже - ки … покой - он - по. После складов в две буквы шли склады в три буквы: Бла, вла, гла и т. д. Одолев и это, ученик переходил к изучению слов «по титлам». Некоторые слова из наиболее часто встречающихся и наиболее «важных», как «бог», «царь», «святой», «дух», «сын» писались не полностью, а сокращенно, и над ними ставился особый надстрочный знак «титло»: бг, црь, стый, fix , Ен. В букваре все эти слова были помещены, и ученик должен был и их знать назубок. Наконец, выучив азбуку, пройдя склады и запомнив слова по титлам, он переходил к чтению первого связного текста. Таким образом, прежде чем прочитать какую-то осмысленную фразу, ученик проводил долгие часы и дни, зубря совершенно бессмысленные сочетания: га, жа, дра … И за каждую ошибку полагалась розга. Понятно, почему в то время, как ученик приступал к изучению грамоты, мать его частенько стояла под дверью и голосила, как по покойнику. О том, чему и как учили мастера грамоты, свидетельствуют берестяные грамоты новгородского мальчика Онфима (13 в.). Онфим выучился 26-буквенному алфавиту, который был достаточен для записи речи, ведения торговых и деловых записей, но не достаточен для «учения книжного», основанного на 43-буквенном алфавите.

Обучение грамоте В 1957 году были найдены и первые ученические упражнения в цифровом письме. Цифры в древней Руси не отличались от обычных букв. Цифру 1 изображали буквой "а", цифру 2-буквой "в", 3- буквой "г" и так далее. Чтобы отличить цифры от букв, их снабжали особыми зрачками - "титлами"- черточками над основным знаком. В грамоте №342, найденной в 1958 году в слоях XIV века, воспроизведена вся система, существовавших тогда цифр. Сначала идут десятки, сотни, тысячи и, наконец, десятки тысяч вплоть до обведенной кружком буквы "д". Так изображалось число 40 000. Конец грамоты оборван. При обучении элементарной математике прибегали к образным примерам, пальцевому счету. В знаменитой «Русской Правде» (XI век) - юридическом памятнике Киевской Руси - обнаружены математические задачи, представляющие в совокупности учебное пособие для приобретения навыков в вычислительной практике и хозяйственных расчетах. Они делались с помощью счетного устройства типа греческой абаки. На древнерусской абаке (прототипе позднейших счетов) мелкими предметами (например, вишневыми и сливовыми косточками) откладывались числа в уровнях, идущих параллельными рядами снизу вверх: на нижнем - единицы, среднем - десятки, затем - сотни и т. д. Книжная мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков например «изборник Святослава» (1073). Это был курс семи свободных искусств, где давались материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений. Краткий и сравнительно легкодоступный курс помогал овладеть элементами знаний в духе византийской образованности. Обучали не только правилам чтения (определенный темп, трехкратное повторение пр.), но и искусству делать книги. Учебник изготовлял собственный изборник, т.е. выполнял работы переписчика, иллюстратора и переплетчика.

Обучение грамоте Обучение грамоте начиналось в древней Руси с 7 лет. Занятия начинались с 7-8 утра. Чаще всего в школу отправляли в день пророка Наума -1 (14) декабря. Поэтому в народном календаре святого Наума называли « Грамотником » и говорили: «Наум наведет на ум». Вот как описывают школу «В глубине двора все (ученики) остановились перед небольшой избой. Тускло светило оконце, запорошенное снегом. Ребята взошли на крыльцо, стуча ногами, обивая снег…. В сенях толкнули низкую скрипучую дверь. Вошли в небольшую комнату и остановились у входа. В красном углу висели три старые иконы, освещенные горящей лампадкой. Длинные скамьи тянулись вдоль стены. Посреди стоял длинный узкий стол в две доски. Слюдяное окно, низкое и широкое, с настывшим льдом, пропускало тусклый свет. К стене была прибита деревянная белая полка, где лежали рукописные книги. Под нею висели две ременные плети и связка березовых веток. Сбоку при входе стояла на табуретке деревянная лохань с водой; в ней плавал деревянный ковшик. Учитель в меховой шапке и бараньем полушубке сидел на скамье в красном углу». В древнерусских школах 14-16 веков производилось лишь начальное обучение: учили чтению, письму, читали часослов, псалтырь, апостола «и прочие божественные книги». Большое значение придавалось пению, обучение которому всегда упоминается рядом с обучением чтению и письму. Элементарной грамоте могли учиться все желающие. Наряду с детьми духовных лиц, принимались дети людей неизвестного звания, рабы, пленники, взрослые.

Обучение грамоте Содержание образования составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали и для обучения грамоте и иностранным языкам. Учебный день продолжался долго. В короткие зимние дни ученики собирались в школу еще затемно. Занятия начинались с часов семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице наступала темнота. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Впрочем, уроками их можно назвать очень условно. Каждый получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги - зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок» - «вызубрить». Заданий на дом не давали, да и когда их было бы делать, если весь день проходил в «училище». Заучить все надо было во время занятий - это и было основной методикой. Учили вслух. Каждый свое. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учит - во всю избу кричат ». Очень часто обучение грамоте входило составной частью в ремесленное обучение. Какой-нибудь портной, кузнец или сапожник брал к себе в дом ученика, обязуясь обучить его, «чему и сам горазд», а кроме того, грамоте и писать. Срок обучения - обычно пять лет, после которых ученик бывал обязан отработать еще пять лет «за ученье» и еще пять лет уже «по найму», т. е. за плату. Таким образом, ученик поступал в полное распоряжение учителя, у которого он жил, ел, спал, делал всю домашнюю работу и обучался ремеслу и грамоте.

Азбуковник «Азбука» Ивана Федорова, изданная в 1574году, представляет собой первую российскую печатную учебную книгу. Она была составлена из 40 листов, или 80 страниц, на каждой странице по 15 строк. Две страницы пустые. В книге отсутствует нумерация страниц. Азбука скромно оформлена пятью заставками и тремя концовками. Иван Федоров положил в основу книги распространенный в то время буквослагательный метод, начинающийся с заучивания букв славянского алфавита и с усвоения двух- и трехбуквенных слогов. Первая часть книги – азбука – включает также и материал по грамматике. На первой странице книги расположены 45 строчных букв кирилловского алфавита, затем приводится « впятословие », так русские книжники называли позднее алфавит, данный в обратном порядке. Далее знаки алфавита располагаются вразбивку, 8-мью колонками. Это трехкратное повторение азбуки имело целью более твердое усвоение обучающимися каждой буквы алфавита. Следующие упражнения представляют собой запись двух- и трехбуквенных слогов, с усвоения которых и начиналось собственно обучение чтению и письму. В разделе «А сия азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматикии » даны образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с Б. В первом примере - спряжении глагола будити - глагольные формы соотнесены с местоимениями, а формы множественного числа пояснены описательно. Следующий раздел «По прозодии а еже дващи воединых лежащее се есть повелительная и сказательная » объединяет сведения об ударениях и «придыханиях» в словах. В разделе «По ортографии » даны в алфавитном порядке наиболее употребительные сокращения (слова «под титлами»). Но здесь же, в образцах склонения, приведены и полные написания существительных и прилагательных. Завершает изучение азбуки акростих, служащий для повторения алфавита. Во второй части приводятся тексты для закрепления и развития навыков письма и чтения. Здесь помещены молитвы и наставления. Отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла как бы дают советы родителям, учителям и ученикам. Иван Федоров предстает перед нами провозвестником гуманной педагогики: он защищает детей от произвола родителей и призывает воспитывать «в милости, в благоразумии, в смиреномудрии, в кротости, в долготерпении, приемлю ще друг друга и прощение дарующе ». Азбука Ивана Федорова открывает историю российских печатных книг для обучения письму и чтению. Вся жизнь печатника-просветителя была посвящена тому, чтобы, как он писал, «по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу ».

Образование при Петре I Отношение к школе впервые при Петре I становится государ­ственной политикой. Старая школа, подчиненная церкви, не могла дать технически грамотных и образованных людей, в ко­торых нуждалось государство. он требовал, чтобы подданные «сколь возможно, чтению и письму детей обучали». Кроме азбуки рекомендовалось использовать часослов и псалтирь. С дворян был особый спрос: их дети должны были учить иностранные языки и другие науки. Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования. В связи с этим было принято решение открыть государственные школы для подготовки образованных людей дворянских, купеческих и верхушки посада. Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 году были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. 27 августа 1701 года в Москве открылась первая государственная школа «математических и навигацких наук». В нее набрано 180 первых добровольцев, среди которых были подростки 12 – 17 лет. Было и несколько взрослых – двадцатилетних учеников. Обучение в школе было бесплатное. Боле того – неимущие ученики (а такие тоже принимались в школу) получали от нее денежное пособие на питание. В этой школе готовили кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ. В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения « жениться не допускать и венечных памятей не давать». К 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивающие начальное обучение математике. Гуманитарное обучение обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академии.

Обучение грамотности в Туле Первая школа была открыта в 60-е годы 17 века на Каширских железных заводах у деревни Ченцово (Заокский район). В 18 веке в Богородицке при конном заводе была основана «школа конюховых детей» В 1761 году открылось Белевское духовное училище. В 1791 году открылась народная школа для любых учащихся, независимо от происхождения. Учение давалось нелегко. Неуспевающих ставили на горох и секли розгами. Один раз в неделю секли всех-для профилактики. «В 8 утра в классе тишина. Учитель сидел на кафедре и рассмотривал по замечаниям, кто не занл урока. Человек 30 он вызвал к двери и сошел с кафедры. Став пред осужденными и сделав рукой взмах, как дирижер перед открытием пьесы, учитель крикнул «Высечь!» Поступившие в школу могли оставить ее в любой момент. Из каждых 40-50 учащихся школу заканчивали 7-8 человек. Они пользовались почетом и уважением. Перед тем как отдать ребенка на обучение гадали. Родители варила горшок каши и выносили его во двор. Будущий ученик брал палку, ударял по горшку, и все смотрели, далеко ли полетели брызги. Чем дальше, тем способнее ученик. С поклонами встречали родители «учителя»-местного дьяка. Его усаживали в красный угол под иконами, и отец приводил к нему отрока. Будущий ученик трижды кланялся дьяку до земли, а тот трижды ударял его плеткой по спине, напоминая, что «идти в науку терпеть муку». Обязательно дьяка одаривали подарками.

Обучение грамоте в туле 1801 год-появилась Тульская духовная семинария. Учились здесь не только дети духовенства. Кроме обязательных предметов (русский язык, литература, физика, химия, математика) преподавали основы медицины, чтобы священник мог поставить диагноз. Учили французскому и немецкому, греческому и латыни. Семинаристы жили на полном пансионе. За крупный поступок на день и более лишались еды.

Обучение грамоте в туле В 1830-х гг. свое основание получило женское образование Тульской губернии. В 1832 г. возникло женское училище в Одоеве, в 1839 г. - частный женский пансион в Туле, в 1841 г., здесь же, женское училище. Была попытка организовать женскую школу в Богородицке, но она просущестовала здесь сначала всего 2 года, постоянно же действовать начала только в 1861 году. После правительственного распоряжения об учреждении женских училищ таковые стали появляться и в других городах губернии: в Алексине, Крапивне, Новосиле. Девочки жили в учебном заведении. Делились на « парфеток »-хороших учениц и « мовешек »-плохих. Плохие ученицы за обедом получали только кусок хлеба, который они ели стоя. Для отличниц-стол с дополнительными вкусностями. Выпускницы получали звание учительницы начальных училищ, могли преподвать на дому. Со временем правила поведения и обучения смягчились.

Итак, дошедшие до нас берестяные грамоты, а также разнообразные надписи, процарапанные на стенах древнерусских храмов, древние книги, свидетельствуют о том, что грамотность в допетровской Руси была высокой. До Петра I всё школьное образование на Руси было тесно связано с церковью. Грамоте учили по Псалтири, по Часослову, то есть основные тексты для чтения были церковными. И тексты эти были духовными и нравоучительными, то есть шло параллельно и обучение грамоте, и, что очень важно, - духовное воспитание. Собственно говоря, никогда не стояло вопроса, как ребёнка учить, что такое хорошо и что такое плохо, потому что тексты церковные это делали ненавязчиво, но так, что всё это входило в сознание человека на всю жизнь. Процесс развития российского образования и науки в первой четверти ХVIII века целиком связан с личностью грандиозного реформатора Петра I, который придал образованию первостепенную значимость для государства. Организованные в первой четверти XVIII в. государственные свет­ские школы были новым типом учебных заведений. Религия в них усту­пала место общеобразовательным и специальным предметам. В России благодаря новаторским реформам Петра I появилась система профессионального образования. Основаны пушкарская, навигацкая, приказная, госпитальная и школа «математических и навигацких наук» Здесь обучали будущих капитанов, кораблестроителей, а также преподавателей для иных школ. Петровская эпоха предоставила уникальные возможности для личностного роста каждому талантливому человеку из народа.

МАОУ СОШ №74

Исаевой Софии 5 а класс


  • Цели: познакомить с историей обучения грамоте на Руси;
  • Задачи: изучить статьи по данной теме;
  • Ответить на вопросы: когда появились первые школы, чему учили детей в школах, кто учил грамоте

Сперва аз да буки,

а потом другие науки.


  • Интересно, а все ли могут себе представить, как учили грамоте на Руси? А какой была тогда школа?
  • Этой проблемой занимались многие историки-исследователи, чтобы искоренить издавна сложившееся мнение, что до Петра Первого на Руси вообще ничему не учили.

  • Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира Красное Солнышко

В. Пукирев «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда»





В Древней Руси могли учиться

элементарной грамоте все

желающие

Н.Богданов-Бельский «Устный счёт»


  • Дети начинали ходить в школу с семи лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать и прясть. По давно заведенному обычаю детей отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума». Этот святой праздник православная церковь празнует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Великого праздника Пасхи.
  • Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Изнутри класс похож на обыкновенную русскую избу.

Для уроков нужны были «ручка» и «бумага»

В школах писали на вощёных дощечках палочками, на коре берёзы, глиняных табличках, на пергаменте

Новгород.

С 11 по 15 век




  • Береста – верхний слой коры березы, на которой палочкой продавливали буквы.
  • Папирус – полученные из тростника и склеенные в один свиток полосы, на которых можно писать.
  • Свиток – свернутая длинная-предлинная рукопись.
  • Пергамент – это специально обработанная телячья, свиная или баранья кожа, на которой можно было писать. Книги из пергамента были очень дорогие. Бумаги тогда ещё не было. Книги сначала писали на свитках, а позже в тетрадях. Слово тетрадь образовано от греческого –тетра- , что обозначает четыре. Если перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам, получится маленькая книжечка из 4 листков. Такими были первые тетрадки.

  • Грамота
  • Церковное пение
  • Грамматика
  • Арифметика
  • Геометрия
  • Иностранный язык
  • История (изучение летописей)
  • «Дворянские науки» (фехтование, верховая езда, танцы и пение, стихотворство и рисование)

В древней русской школе не было ни переменок, ни директора, а всего лишь один учитель

Не было отдельных уроков. Каждый ученик получал индивидуальное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить

Учитель оценки не ставил. Выучил урок – молодец, ступай домой, а не выучил – вот плётка, вот розги…

Б.М.Кустодиев «Школа в Московской Руси»


  • Учёба начиналась с раннего утра и продолжалась до самого вечера с двухчасовым обеденным перерывом. А как они учили азбуку!
  • Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал. И все следовало выучить «назубок». Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат - во всю избу кричат».



С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. Развитие школ потребовало издания учебников.




Рябушкин А. «Школа XVII века» За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда.



К. Лебедев. ПЁТР I ПРИНИМАЕТ ЭКЗАМЕН У ВЕРНУВШИХСЯ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ РУССКИХ (НОВИКОВ)

При Петре I была создана Школа математических и навигационных наук. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) 12-20 лет. Были созданы пушкенская, госпитальная и приказная школа. Было правило: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать…».


А. Карнеев ОТПРАВЛЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО МАЛЬЧИКА В УЧИЛИЩЕ

Училищами раньше называли школы, а класс - дружинами


Морозов А. СЕЛЬСКАЯ БЕСПЛАТНАЯ ШКОЛА

В сельской школе 19 века могло быть 3 или 2 учительницы. Одна из них слушает устные ответы, другая следит за выполнением письменных работ. Дети все разного возраста.



  • Да, изучив материал о древнерусской школе, я сделала много выводов: первые школы появились во времена князя Владимира, учили детей сначала грамоте, а потом другим наукам.
  • Ох, и нелегко же давалась грамота нашим предкам! А нашему поколению есть чему у них поучиться. Это, во-первых, аккуратности и внимательности, ведь им приходилось писать чернилами, капли которых при письме могли капнуть и испортить весь текст. Во-вторых, терпению и выносливости, так как раньше занятия в школе проходили с утра до вечера. В - третьих, трудолюбию, ведь наши далёкие сверстники трудились также от зари до зари наравне с родителями. А самое главное, послушанию и уважительному отношению к взрослым и к своей Родине.
  • Многое из истории древнерусской школы нужно взять на заметку нынешнему школьнику. Бережное отношение к книге, терпение и дисциплинированное отношение к учёбе. А главное – беспрекословное подчинение тому человеку, который даёт тебе знания!

  • 1. Монография "Русские школьные книги" Даниила Лукича Мордовцева (1830-1905) (в своих исследованиях он опирался на любопытный исторический источник, попавший к нему в руки, - "Азбуковник« (это памятник 17 века)
  • 2. «Энциклопедический словарь юного филолога» (М.: Педагогика, 1984. – с.39);
  • 3. КАК УЧИЛИ И УЧИЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ ( http://www.nkj.ru/archive/articles/4478/ )
  • 4. Путешествие в древнерусскую школу ( http://www.detisavve.ru/prose/2011/32469/ )
  • 5. В. Кончаловский «Наша древняя столица» (http://www.detisavve.ru/prose/2011/32469/)
 


Читайте:



Загляни в свое будущее с помощью гадания на игральных картах

Загляни в свое будущее с помощью гадания на игральных картах

Узнать свое будущее хотят многие люди. Только часто они подходят к вопросу неправильно. Насмотревшись передач об экстрасенсах, они необоснованно...

Вооруженные силы рф и их предназначение

Вооруженные силы рф и их предназначение

В состав Федерации входят разные войска (ракетные, сухопутные, воздушно-космические и т.д.), и все вместе они представляют собой организацию для...

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А

Профессиональный отбор кандидатов, поступающих в ВА МТО для обучения курсантами, проводится приемной комиссией в целях определения способности...

Чтобы милый заскучал: действенные заговоры на тоску Самый сильный заговор на переклад тоски

Чтобы милый заскучал: действенные заговоры на тоску Самый сильный заговор на переклад тоски

Перенести разлуку бывает нелегко, но не каждый человек готов это признать. Порой, чтобы сподвигнуть объект обожания на первый шаг, его нужно слегка...

feed-image RSS