Главная - Стены
Агитпоезд цк влксм. «Красный эшелон», агитпоезд

Помните, как это было?

Знаменитый агитпоезд ЦК ВЛКСМ «Комсомольская правда» - неотъемлемая часть истории комсомола. На легендарном агитпоезде тысячи лекторов, выдающихся ученых, военных, писателей, композиторов, артистов добирались до самых глухих и далеких точек нашей страны. Выступали перед рабочими, молодыми ребятами-комсомольцами, поддерживали их дух и веру в собственные силы - чем могли и как умели: стихом, песней, танцем, юмористическим куплетом или горьким воспоминанием о войне. Или рассказом о космосе. Конечно, пропаганды, идеологии хватало, но самое главное - раз в маленькие палаточные городки среди тайги приезжают люди, известные всему Советскому Союзу, значит, страна помнит о тех, кто был первопроходцем и тайге, горах, степи…

Внимание встречающих! В Хакасию прибывает агитпоезд ЦК ВЛКСМ «Комсомольская правда». В составе делегации, прибывшей на гостеприимную землю республики - вокально-инструментальные ансамбли, известные певцы, спортсмены, участники Великой Отечественной войны. В специально оборудованном вагоне-клубе расположились экспозиции из Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи…

Это наша с тобой биография

Среди встречающих - комсомольский актив Хакасии: первый секретарь окружкома ВЛКСМ в 1972 - 1973 годы Владимир Штыгашев (сейчас - председатель Верховного Совета Хакасии). Рядом с ним - комсомольцы-активисты (фактически весь состав Верховного Совета республики). На встречу агитпоезда приехали комсомольские вожаки из городов и районов - первый секретарь Бейского райкома ВЛКСМ в 1989 -1990 годы Владимир Крафт (заместитель главы Хакасии), второй секретарь Саяногорского ГК ВЛКСМ в1986 - 1990 годы Ирина Смолина (заместитель главы Хакасии) и другие официальные лица.

Путевка в науку

Слово предоставляется Валентине Тугужековой , заведующей лекторской группы Хакасского обкома комсомола (директор Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории):

- От своего комсомольского прошлого я не открещиваюсь. Комсомол многому меня научил, можно сказать, дал путевку в жизнь.

После школы я поступила на биолого-химический факультет Абаканского государственного педагогического института. И сразу занялась научной работой. Кузнечиков изучала. Меня даже от студенческих летних работ освобождали. Вот я и ловила на полянах возле поселка Коммунар прыгунчиков, а потом их крылышки в микроскопе изучала… Исследовательский труд назывался «Прямокрылые Кузнецкого Алатау». За него была признана лауреатом студенческого конкурса, и в качестве поощрения даже награждена путевкой на красноярские «Cтолбы».

После окончания института два года работала в гистологической лаборатории Хакасской областной больницы. Возглавляла ее Галина Яковлевна Ремишевская. С ее подачи я стала заместителем комсорга больницы. Участвовала в различных комсомольских мероприятиях. Играла в баскетбол, волейбол, но больше притягивал настольный теннис, а потом - шахматы. Даже на мужские турниры допускали…

Раньше кадры растили. Если человек стоящий, то и обучали, и на контроле держали. Был даже специальный отдел по решению вопросов работающей молодежи, что сейчас, кстати, восстанавливается, только под другим названием.

Так я стала членом горкома комсомола, а потом и заведующей лекторской группы Хакасского обкома комсомола. Десять лет отработала… Мы были искренними в своей вере! И старались соответствовать высоким идеалам. И не считают в этом ничего зазорного.

Мероприятий под эгидой комсомола тогда проходило очень много. Это все культурные, спортивные, походы, обязательно - субботники. Да все стройки были ударно-комсомольскими! Часто прибывали агитпоезда «Комсомольской правды». Это было как свежее дыхание с большого мира. Концерты, выступления, свежие номера газеты. А какие познавательные были лекции! Лекторы - кандидаты наук и доктора. Вот тогда-то и подумала - что же я наукой не занимаюсь? Начала работать в архивах Сибири, Москвы, Ленинграда - собирала материал об истории комсомольских организаций Хакасии и Сибири.

Поступила в аспирантуру Ленинградского педагогического института им. Герцена по специальности «история». Досрочно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Социально-экономическое и культурное развитие автономий Южной Сибири в послевоенные годы (1945 - 1965)». В 1994 году Высшая аттестационная комиссия присвоила ученое звание профессора.

Путевка в село

В Орджоникидзевском районе активно внедряется программа, разработанная обкомом комсомола Хакасии. О ней рассказывает комсомольский вожак Иван Вагнер, в 1981 - 1985 годах - инструктор, второй секретарь, первый секретарь Орджоникидзевского райкома ВЛКСМ. Сегодня Иван Эрвинович - заместитель главы Хакасии - министр сельского хозяйства и продовольствия республики:

- То время - самая хорошая пора жизни. Расцвет во всех отраслях народного хозяйства. В Хакасии обком комсомола разработал молодежную программу «Родная земля», которая сегодня во многом совпадает с сегодняшней программой возрождения малых сел.

Что делали? Создавали комсомольско-молодежное движение в сельском хозяйстве. Это были комсомольские бригады в животноводстве, полеводстве и растениеводстве. Здесь же - обучение сельскохозяйственными профессиями, и перепрофилирование. В период компаний - посевной и уборочной создавались комсомольские бригады, которые ехали туда, где не хватало рабочих рук. Мы ремонтировали технику, садились за комбайны и убирали урожай. И нам надо было отработать на отлично, ведь мы - комсомольцы!

«Детская» путевка

Корреспонденты, сопровождающие агитпоезд, обратились к Ие Борисовне Чанковой , первому секретарю Аскизского райкома ВЛКСМ в 1983 году (сейчас - председатель Общественной палаты Алтайского района, заведующая сектором по национальным вопросам Белоярского районного дома культуры) с вопросом о самом запоминающемся событии комсомольской жизни.

- До сих пор помню, как меня принимали в комсомол. Училась я в школе села Кызлас. Тогда собрали всех хорошистов и повезли в район. Я попала в эту группу, несмотря на то, что мне еще не было 14 лет. Второй секретарь Аскизского райкома комсомола Николай Марков задал мне единственный вопрос: «Как учишься, девочка?» Я ответила: «Хорошо…». А вот комсомольский билет дали, когда мне исполнилось 14 лет. После школы поступила в пединститут, по окончанию которого работала учителем в школе поселка Ясная Поляна, а потом перевели в родную Кызласовскую школу. С ребятишками мы много разных мероприятий придумывали. Думаю, поэтому меня пригласили возглавить отдел учащейся молодежи в райкоме ВЛКСМ.

У нас постоянно что-то проводилось. Это и игра «Зарница», и «Орленок», и тимуровское движение, и создание школьных бригад в лесничестве. А мотокроссы? Каждый ученик под присмотром комсомола. И ведь не было такого количества трудных детей. Подтягивали и по школьным предметам, и помогали при поступлении в техникумы. Повзрослевшие наши «трудные» говорили нам спасибо…

Потом была вторым, затем - первым секретарем Аскизского райкома комсомола.

Все мы родом из детства. И у каждого поколения - своя история. О комсомольской вспоминают с доброй ностальгией и не только потому, что это прошедшая молодость, а потому, что время было такое - идейное, бурлящее, полное надежд и светлого будущего…

КОНКРЕТНО

Агитпоезд ЦК ВЛКСМ вышел в свой первый рейс 24 сентября 1975 года. Он был похож на красную расписную птицу, готовую лететь за тысячи километров - такой яркий наряд подобрали вагонам.

Из истории комсомола Хакасии

Первым секретарем комсомольцев Хакасии стал Михаил Киштеев . Именно он на первой уездной конференции избран секретарем укома РКСМ. Комсомольским вожаком он был с 1924 по 1928 год.

Дольше всех комсомол Хакасии возглавлял Михаил Торосов , избранный секретарем окружкома ВЛКСМ на третьей окружной конференции - с 1928 по 1934 год.

Милентина Аткнина - единственная женщина , которую избрали секретарем Хакасского окружкома ВЛКСМ. Им она была с 1965 по 1970 годы. Больше «порулить» комсомольским движением представительниц слабого пола не допускали.

«Красный эшелон» - часть история . На этом легендарном агитпоезде тысячи лекторов, выдающихся ученых, военных, писателей, композиторов, артистов добирались до самых глухих и далеких точек нашей страны, где шла грандиозная стройка века: среди гор и по бескрайним таежным просторам прокладывали железную дорогу, возводили новые города, поселки, мосты, тоннели. Они тоже считали себя строителями БАМа. Выступали перед рабочими - молодыми ребятами-комсомольцами, поддерживали их дух и веру в собственные силы чем могли и как умели: стихом, песней, танцем, юмористическим куплетом или горьким воспоминанием о войне. Или рассказом о космосе. Конечно, пропаганды, идеологии хватало - бамовцам доводилось и лекции, и политинформации слушать. Но самое главное - они, добровольцы, знали: страна помнит о них, раз в маленькие палаточные городки среди тайги приезжают люди, известные всему Советскому Союзу.

Очередной участок новой дороги готов: торжественная встреча первого поезда, портрет Ленина обязательно впереди

Работа строителям БАМа выпала на износ - тяжелая, изнурительная. Выручали молодость, вера и энтузиазм

Где молодежь, там и дети

Гость БАМа - американский певец Дин Рид

Александра Пахмутова и Николай Добронравов, своими глазами увидев знаменитую стройку, написали о ней много песен

Хлопотное дело

Агитпоезд ЦК ВЛКСМ вышел в свой первый рейс 24 сентября 1975 года. Он был похож на красную расписную птицу, готовую лететь за тысячи километров, -- такой вагонам подобрали яркий наряд.

Создание агитпоезда оказалось делом необычайно интересным и далеко не простым, - вспоминает Е.Словецкий, его первый руководитель. - При общей заинтересованности и поддержке порой приходилось и преодолевать скептические взгляды отдельных хозяйственных руководителей, в том числе даже руководителей ГлавБАМстроя. В тот период видели они в новом деле лишь дополнительные хлопоты. «До них ли сейчас, если надо формировать строительные отряды, снабжать их механизмами и материалами, продуктами, строить жилье!» - говорили они и не верили, что в лице агитпоезда обретут себе настоящего помощника.

Чтобы понять, каким быть агитсоставу, Словецкий летал в Тынду - там потом находилась база «Красного эшелона»; ходил в обком партии, встречался с бамовцами, взял на заметку многие их просьбы и предложения. В результате родилась оптимальная схема поезда: два вагона-клуба, два - пассажирских, вагон-столовая и вагон-дизельэлектростанция. Эшелон должен был не только выполнять свои прямые задачи - нести БАМу культуру, но и автономно решать другие вопросы: технические, снабжения и т. д. А еще - работать там, где нет рельсов и даже дорог. Тогда надеялись на малые самолеты, вертолеты, автобусы, оленьи упряжки. Первые расчеты и планы работы агитпоезда 19 ноября 1974 года легли на стол секретарю ЦК ВЛКСМ.

Пианино на колесах

Почти год ушел на подготовку. Название родилось само собой: «Комсомольская правда» - по имени центральной молодежной газеты, в свое время бросившей клич «Все на БАМ!». В далекую поездку агитэшелон снаряжали на Московском вагоноремонтном заводе - надо было превратить обычные рейсовые вагоны в уникальный по своему интерьеру, оформлению и оснащению состав. Рабочие выходили после смены, предлагали, спорили.

Работников для поезда подбирали по всей стране - рассылали заявки в комитеты комсомола по разным союзным республикам. Так, в первый рейс, а потом и во многие другие ходила украинская бригада - пятерка девчонок с косичками, из Киева, им только-только исполнилось по 18 лет. Приехав в штаб, девушки сразу проявили характер: «Комсомольские путевки завоевали в ходе конкурса. Настроение боевое. Горим желанием поскорее начать работу, и никакие рассказы об ожидаемых трудностях переубедить нас не смогут. Мы твердо решили - едем на БАМ». Вот такая была молодежь!..

Вагоны поезда постепенно обустраивались - появились библиотека, кинозал, комната для комсомольского актива, загрузили спортивный инвентарь, устроили выставки лучших музеев страны. Целая история вышла с пианино, вспоминает Е.Словецкий:

Нам говорили, что в условиях поезда, тем более БАМа, брать его с собой не следует: привезем туда лишь груду дров. Но пианино просили строители, оно потребуется композиторам и исполнителям. Владимира Шаинского поехать с нами я уговорил лишь после того как пообещал музыкальный инструмент. В общем, вроде все ясно, а аргументов, как обеспечить сохранность пианино, у нас все не находилось. И вот наконец мне удалось найти одного из работников культуры, который в годы Великой Отечественной войны был в составе агитпоезда, тогда им здорово помогало в выступлениях пианино, которое осталось целым даже на военных дорогах. Этот факт решил все сомнения.

И потом сколько сотен тысяч километров отстучал наш «Красный эшелон», а комсомольское пианино так и звучало для всего БАМа - со дня самой первой встречи агитпоезда с отважными первопроходцами на дальневосточном разъезде БАМ, на обычной строительной площадке, 2 октября 1975 года.

На край света с баяном

Жизнь в агитпоезде и вправду была приближена к боевой: постоянное движение, рывки, остановки. Менялась обстановка вокруг, сменялись часовые и климатические пояса - новичкам было непросто. В штабе вели бортовой журнал, и записи в нем походили на военные сводки. Например:

«В ноль часов 30 минут на борт прибыла агитгруппа из Ворошиловграда. В 1 час 15 минут с группой проведено инструктивное совещание. Первое ее выступление назначено на восемь утра...»

Штаб собирался каждый вечер: подводили итоги, рассматривали возможности агитпоезда и заявки строителей, превращали их в точное число семинаров, лекций, концертов, устных журналов, вечеров отдыха, кинофильмов, спортивных соревнований. Порой это число достигало 40-50 в день.

Прибытие поезда на любую станцию становилось заметным событием для ее населения. «Красный эшелон» заменял собой клуб, кинотеатр, библиотеку, выставочный зал. Стараясь как можно шире вести культурное освоение магистрали, большую часть праздников для первооткрывателей БАМа эшелоновцы проводили вне стоянок поезда. До пяти агитгрупп забрасывали на вертолетах по разным населенным пунктам. А в это время на месте работал вагон-клуб. Иногда, например, через кинозал, вмещавший 60-70 человек, за день проходило до тысячи зрителей. В дорогу отправлялись не с пустыми руками - брали костюмы, книги, реквизит, музыкальные инструменты. Один сложный агитдесант в Чару вспоминает Е.Словецкий - на знаменитое Удоканское месторождение меди:

В 1976 году осенью там еще не было строителей. В поселках Чара, Западный и Наминга стояли в основном домики и палатки изыскателей и геологов. Рельсы большого БАМа должны были прийти лишь через несколько лет... Штаб поезда решил с помощью летчиков (самолеты туда летали редко, ледовая корка уже покрыла аэродром) забросить на Удокан десант. Летели самолетом, сменили три вертолета Ми-8, и вот наконец с ожиданиями погоды на третьи сутки Ми-6 доставил группу (23 человека!) в Чару. И сразу - в клуб. А рано утром уже тряслись по скалистой дороге, проложенной взрывами, иногда шли пешком, переправлялись на плотах и пароме, но выступили во всех близлежащих поселках. Из бортового журнала:

«8 февраля 1976 года. Все дальше на север уходит автобус с пропагандистско-художественной группой агитпоезда. В полночь около станции Нагорной миновали отметку 1140. Эта высота над уровнем моря - макушка Станового хребта. Синоптики обещали утром минус 52 градуса. Как выяснили в поселке Золотинка, дальше строителей пока еще нет, принимаем решение возвращаться на стоянку агитпоезда - в Тынду...»

Иначе они не могли - ехали туда, на край света, потому что чувствовали себя посланцами Большой земли, всей своей огромной страны. А начальники ГлавБАМстроя удивлялись, отмечая в своих докладах: после выступлений коллективов агитпоезда у строителей повышается производительность труда, люди работают с большим желанием и подъемом.

Двадцать четвертого сентября 1975 года с московского вокзального перрона отошел агитпоезд ЦК ВЛКСМ, направлявшийся на БАМ. Первый рейс, рассчитанный на несколько месяцев, протянулся на годы: более десяти лет «Красный эшелон» вел «культурное освоение» магистрали, помогая первопроходцам не только строить, но и, в общем-то, жить.

Шишкин в тайге

«Красный эшелон» привозил с собой клуб, кинотеатр, библиотеку, выставочный зал. Лучшие музеи страны отправляли на БАМ свои экспонаты - Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей... Благодаря этому строителям магистрали стали доступны уникальные произведения искусства. Пример показала Третьяковка.

Еще во время подготовки поезда к работе на БАМе сотрудница Третьяковки Марина Львовна Рысина, узнав об этом, сама пришла к нам, - рассказывает первый руководитель агитэшелона ЦК ВЛКСМ Е.Словецкий. - Рассказала, что в галерее давно создана передвижная выставка малых копий известных картин. Копии эти были выполнены с большим мастерством, и в свое время Рысина ездила с ними и к строителям Братской ГЭС, и на другие крупнейшие стройки. Вместе со своей хранительницей картины побывали и в тайге, и в пустыне... По предложению Марины Львовны технологи завода нашли решение по закреплению картин в вагоне, сохранению их от резко меняющихся климатических условий, большого перепада температур. Успех нашей галереи был огромен, на стоянках она работала почти круглосуточно.

Помню случай. Далеко заполночь научный сотрудник Государственного Русского музея Борис Столяров упаковал картины в ящики (завтра надо было возвращаться в Ленинград) и собирался прилечь отдохнуть. В это время, а было два часа ночи, с соседней станции пришли человек десять ребят и девчат с просьбой показать картины, рассказать о музее. И конечно, беседа состоялась. А уже утром Борис и ребята расстались: они помогли вновь упаковать картины, загрузить в автобус, отправлявшийся в аэропорт, а сами пошли на свои рабочие места.

Артист кино Олег Видов среди бамовцев. Октябрь 1978 года

Евгений Мартынов: от всей души для героев БАМа

ВИА «Самоцветы» много раз провожал комсомольцев в дальний путь песней со словами: «...веселей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче - БАМ...»

Владимир Шаинский и Иосиф Кобзон - постоянные участники концертов на великой трассе

Кино в вагончиках

Кинематографисты Страны Советов тоже не могли остаться в стороне от эпохального дела - поспешили на БАМ. Артисты привозили новые фильмы со своим участием, устраивали творческие встречи. В сентябре 1976 года в поселке Чегдомын состоялся первый кинофестиваль «Молодые - молодым». В составе делегации с Большой земли были Елена Драпеко, Павел Любимов, Елена Санько, Сергей Гурзо, Людмила Зайцева, Борис Токарев - всеми любимые и узнаваемые актеры.

Благодаря агитпоезду, его вертолету, его автомашинам мы пролетели и проехали по участкам огромной стройки тысячи километров, - вспоминали участники кинофестиваля. - Нередко нам приходилось выступать одновременно в двух клубах, а там, где их не было, в вагончиках. В одном шли фильмы, в другом - беседа, после которой мы спешили в первый клуб, а наши фильмы во второй.

На этих встречах мы узнавали героев наших картин. Они, конечно же, романтичны. Но и сметливы. Работают основательно. А еще любят смеяться, умеют красиво одеваться. И больше всего на свете ценят дружбу. Удивительно, но в глухих таежных поселках находилось место и время не только для кино - даже для балета.

В составе творческих групп работали солисты Большого театра, артисты театров Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Вильнюса, Риги, Таллина, более трех тысяч участников двухсот профессиональных и художественных коллективов, сотни поэтов, писателей, журналистов... Такие факты приводит Е.Словецкий.

Песни с туманом и запахом тайги

На БАМе появились на свет многие известные песни. Часто они рождались прямо в агитпоезде, что называется, под стук колес. Самые популярные советские композиторы - Владимир Шаинский, Людмила Лядова, Георгий Мовсесян, Евгений Птичкин, Александр Журбин, не говоря уже об Александре Пахмутовой и Николае Добронравове - были постоянными участниками «Красного эшелона», выступали на многих площадках Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Встречи на БАМе вдохновляли этих талантливых людей, строчки из их песен, напитанные туманом и запахом тайги, распевала потом вся страна.

Как искры высекались, рождались стихи, песни. Песню «Дорога железная» (исполнял ВИА «Пламя». - Авт.) мы написали в вагоне за одну ночь:

Дорога железная,

Как ниточка, тянется,

А то, что построено,

Все людям останется...

Впервые исполнили ее в Тынде, в Доме культуры «Юность». Очень волновались. Закончили петь, ждем реакции слушателей - в ответ тишина, ни одного хлопка. «Еще спойте», - попросил кто-то. Мы исполнили песню еще раз. Опять молчание. И голос: «Спойте еще раз». Мы с Шаинским переглянулись: неужели провал? Но просьбу исполнили. И вот тут слышим: «Теперь слова все переписали, спасибо за песню!» И такой шквал аплодисментов обрушился на нас, что жарко стало...

На детский сеанс

О гостеприимстве бамовцев уже сказано немало - участников агитпоезда они ждали всегда с огромным нетерпением. На встречи приходило буквально все население поселков, станций. Тогда еще на БАМе было мало детских садиков и яслей, детей оставить было не с кем и, как правило, молодым мамам и папам с ребятишками на руках отводились лучшие места в первых рядах.

Детей вообще очень любили в «Красном эшелоне» - дошколят, школьников. Для них устраивали детский кинотеатр на колесах, детские выставки и, конечно, игротеки. Композитор Владимир Шаинский и поэт Михаил Пляцковский заложили добрую традицию, вместе с ними ребячий хор на многих станциях распевал песенки о крокодиле Гене, об улыбке. У юных бамовцев остались на память рисунки Чебурашки, подарил их автор - художник киностудии «Союзмультфильм» Эдуард Назаров.

Один из дней июля 1980 года в поселке Кувыкта, - рассказывает Е.Словецкий. - Длинной разноцветной вереницей тянутся дети к поезду. Воспитатели то и дело пересчитывают свой караван. В кино, на мультфильм, в агитпоезд шагает детский сад в полном составе. Сегодня у них настоящий праздник. Старшие по возрасту покровительственно уступают места малышам. Расселись наконец. Потихоньку смолкает шум, гаснет свет... Лица и глаза маленьких бамовцев скажут вам все. Один сеанс заканчивается, начинается другой, третий... Детей на БАМе много, за первые 10 лет их родилось свыше 60 тысяч!

Аплодисменты в три часа ночи

О маршруте следования агитсостава на БАМе узнавали заблаговременно. Случалось, люди не раз просили остановиться в незапланированном населенном пункте хотя бы на часок, присылали в штаб эшелона целые делегации, порой за десятки километров, приезжали коллективами и семьями.

В поселке Амгунь, - вспоминает Е.Словецкий, - шел обычный рабочий день агитпоезда. Часов в девять вечера, когда проходил плановый концерт, к поезду подъехал мотоциклист. Найдя штаб, он начал горячо уговаривать нас выступить в другом поселке: «У нас в Ясном всегда ждут встречи с агитпоездом. И все никак она не удается, хотя от железной дороги совсем немного в сторону, всего 25 километров...»

Прикинув варианты, в штабе ехать отказались: у групп из Воронежа и Узбекистана в 22 часа должен был состояться уже четвертый концерт. Кроме того, по расписанию в ноль часов поезд уходил в следующий поселок. «Это ничего, - не сдавался комсомолец, - главное, чтобы вы согласились, а в остальном мы поможем. И локомотив остановим, и машину для аппаратуры и реквизита пришлем».

Около двух часов мы были уже недалеко от Ясного, на разъезде нас ждали: минуты - и все загружено в машины. Вскоре мы были перед поселковым клубом. Нам не терпелось увидеть зрителей, которые в 3 часа ночи пришли на этот концерт. И вот - оглушительный шквал аплодисментов. Лица мостостроителей светились радостью...

Наверное, никто так и не сможет точно подсчитать, на сколько ускорили прокладку стальной колеи прозвучавшие на БАМе стихи и песни. Но то, что это так, - факт! Хороший концерт иногда бывает нужнее пламенной агитации и призыва трудиться, это поняли многие.

«Красный эшелон» - это тоже символ БАМа. Агитпоезд не только очевидец, но и участник многих событий в жизни грандиозной стройки. Памятными маршрутами довелось пройти ему в качестве первого поезда - в Звездный, Беркакит, Улькан, Северобайкальск, Хорогочи, совершить переход по впервые замкнутому Дальневосточному кольцу. Есть в истории агитсостава особенный, дорогой подарок от бамовцев: в 1984 году «Красный эшелон» первым прошел по золотому звену, а затем во всей великой трассе.

Металл: Алюминий

Цвет: Золотистый

Диаметр: 63 мм

Среди прочих городов на медали так же указан Сахалин

Вариант медали в серебристом цвете

История:

Поезд "Комсомольская правда" наколесил по БАМу 500 000 километров


Поезд «Комсомольская правда» в очередной раз прибыл на станцию Тында. Осень 1976-го. На крыше вагонов - строители БАМа: сверху лучше было видно то, что происходило на импровизированной сцене

А давайте вместе послушаем перестук вагонных колес, записанный на БАМе, а заодно - и песню «Дорога железная»! - предложили мы на днях Евгению Словецкому, который был первым начальником нашего поезда.

А что - идет! - с ходу согласился он, и принес с собой в студию Радио «КП» ворох фотографий бамовской поры, газету «Байкало-Амурская магистраль», бортовой журнал, который мы вместе начали листать...

Почему поезд назвали также, как зовут нашу газету, и отправили именно на БАМ?

Вопрос странный...

Сам-то я много раз бывал на БАМе, а спрашиваю, чтобы нынешним нашим читателям было понятно.

БАМ - стройка века - это были не просто слова. Магистраль «прорубала в тайге» в основном молодежь. А кто, как не «Комсомольская правда», должна была ее агитировать и мобилизовывать? Так у газеты появилась «железнодорожная версия», идею эту в 1974-м поддержал XVII съезд ВЛКСМ.

И сколько же у «Комсомольской правды» было вагонов?

Шесть: два вагона-клуба, два - жилых, вагон-столовая и дизель-станция.

О, такую рань?

Сильно спешили! (улыбается) А потом - мы должны были вписаться в железнодорожное расписание. Нас прицепили к почтово-багажному составу...

Я думал, у вас свой локомотив был - ну, паровоз.

Это потом, когда через 10 дней мы добрались до БАМа, у «Комсомольской правды» появился и свой паровоз...

Здорово! А почему так долго ехали-то?

Так ведь мы работали в пути! На какой станции не остановимся, обязательно - митинг, хлеб-соль...

Агитировали за БАМ?

Да, это тоже была одной из задач нашего удивительного агитпоезда. Вместе с нами ехали замечательные люди - например, композитор Владимир Шаинский и поэт Михаил Пляцковский везли с собой песню «Дорога железная».

Дорога таежная, Байкало-Амурская –

Не очень широкая, но все же не узкая.

Дорога железная, как ниточка, тянется...

А то, что построено, все людям останется

Именно поезд «Комсомольская правда» привез эту песню на БАМ, а потом она разлетелась по всему Советскому Союзу...

С нами были Олег Видов, популярнейший актер в те времена, Альберт Шестернев, заслуженный мастер спорта Советского Союза, замечательный футболист.

Первый начальник поезда Евгений Словецкий показал нам много уникальных документов из нашей бамовской биографии.Фото: Виктор Гусейнов

Говорите - долго ехали... Мы сошли в Сковородино сТранссиба и пошли в направлении Тынды. Дорога только-только прокладывалась, рельсы еще были слабенькие, неустойчивые, мы двигались со скоростью 5-10 километров в час.

По ходу рельсы клали, что ли?

Конечно! Не в прямом смысле. Но мысли, мечты, работа наша, надеюсь, помогали строителям и шпалы укладывать, и рельсы...

Наша газета тогда на первой страницы давала репортажи о своем поезде-тезке.

Да! У нас же работали ваши журналисты. Я храню и письмо из «Комсомолки» о том, что ВладимирСунгоркин, нынешний главный редактор, в июне 1976-го был направлен к нам корреспондентом. У Володи это была первая трудовая часть биографии.

Магистраль «прорубала в тайге» в основном молодежь. А кто, как не «Комсомольская правда», должна была ее агитировать и мобилизовывать?

Сколько «Комсомольская правда» - имею ввиду поезд - колесила по БАМу?

Свыше 15 лет... Тогда 15-месячная командировка моя (452 дня на БАМе в составе поезда) превратились в 15-летнюю работу.

Я представляю, какие вы командировочные получили. Там же проценты тогда были!

Вы знаете, мы их не замечали. Честно говоря, если меня сейчас спросить, какая у нас была зарплата, я не скажу. Потому что это не было главным.

Счастливые люди.

Да, мы были абсолютно счастливыми. Мы начинали рано утром – и в 6, и в 7, и в 8, заканчивали работу и в час, и в 2 ночи. Переход на очередную станцию, и опять - все вновь.

40 лет назад, 5 октября 1975-го, в столицу Байкало-Амурской магистрали Тынду прибыл первый агитпоезд ЦК ВЛКСМ

Сколько всего километров прошел этот поезд за 15 лет?

За первый неполный год мы преодолели 40 тысяч км (это один виток вокруг Земного шара), если мы эту цифру умножим на 15, то, я думаю, где-то полмиллиона километров агитпоезд «Комсомольская правда» исколесил по Байкало-Амурской магистрали.

Евгений Леонидович, скажите - а что потом стало с вашим и нашим поездом? И куда он отправился?

Я мог бы ограничиться таким ответом: когда не стало комсомола, поезд тоже расформировали, вагоны были возвращены железной дороге. Но я считаю, что на самом деле этот поезд ушел... в историю - комсомола, Байкало-Амурской магистрали, которая неразрывно связана с историей страны. И еще, я думаю, он остался в памяти миллионов строителей БАМа.

Дорога железная, как ниточка, тянется.

А сердце горячее - горячим останется!


Приближается знаменательной событие - 100-летие Ленинского Комсомола. Комсомол Якутии внес достойный вклад в социально-экономическое развитие родной республики и страны.
Вековой юбилей комсомола для всех поколений комсомола будет особо памятен и дорог. Оргкомитетом были намечены ряд мероприятий, посвященных этой дате. 16 февраля был дан старт - проведен вечер - встреча «Мы родом из Мирного», отдавая дань самоотверженному труду людям, создавшим мирового лидера - уникальный алмаз-бриллиантовый комплекс России. Строительство города Мирный было ударной комсомольской стройкой, в 1970 году решением ЦК ВЛКСМ возведение Удачнинского ГОКа объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. За большие заслуги комсомольцев и молодежи в строительстве и развитии крупного промышленного комплекса на Крайнем Севере Мирнинская городская комсомольская организация в 1974 году была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.

Эстафету мероприятий далее принимает Южная Якутия. Мы все помним зарождение стахановского движения в Алдане. «Зажги свою звезду» под таким лозунгом в 1932 году на прииске Нижнесталинский состоялось торжественное открытие первой ударной комсомольско-молодежной шахты имени А.Косарева. В 1975 году строительство Южно-Якутского угольного комплекса было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Сюда по комсомольским путевкам направлялись молодые строители из Донецка, Караганды, Кемерово и других городов страны. Одним из крупнейших объектов Южно-Якутского ТПК являлась Нерюнгринская ГРЭС, на строительстве которого трудились объединенный комсомольский отряд имени XXVI съезда КПСС, сформированный ЦК ЛКСМ Грузии и Украины, а также Всесоюзный отряд имени 40-летия Победы.

Особое место в истории страны занимает строительство Байкало-Амурской магистрали, якутский участок БАМа - Амуро-Якутская магитраль.

С 1 по 5 августа 2018 года по решению оргкомитета в Якутии будет работать агитпоезд «Комсомольская правда». Из Москвы направляются А.Иванченко, бригадир комсомольско - молодежного коллектива СМП- 596, уложивший 26 октября1978 года последнее звено на ст. Угольная, О.Пухкалов, бригадир КМК комбината «Якутуглестрой», лауреат Государственной премии СССР, боец отряда имени XXVI съезда КПСС Г.Чочишвили, начальник штаба ЦК ВЛКСМ на якутском участке БАМа Т.Бирюкбаев, командир студенческого строительного отряда из Белоруссии В.Карягин, принимавший участие в строительстве пос. Золотинка и пос. Серебряный Бор, первые секретари Якутского ОК ВЛКСМ А.Томтосов, А.Акимов и др. В составе агитпоезда легендарные группы артистов: ВИА «Лейся Песня», «Поющие гитары», «Синяя птица», «Песняры» и др.

Агитпоезд сформирован при поддержке газеты «Комсомольская правда», АО «РЖД» и АО «ЖДЯ».

Предстоит насыщенная программа работы:

1-2 августа - встречи в трудовых коллективах и с молодежью в г. Нерюнгри;

2 августа - круглый стол Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, местному самоуправлению и делам Севера на тему: «Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории РС(Я) на примере «Южно-Якутского ТПК» с участием Правительства РС(Я), федеральных министерств и хозяйствующих компаний, праздничный концерт;

3 августа поезд отправляется со станции Беркакит, московским представителям присоединяются ветераны комсомола из Нерюнгри и Алдана;

4 августа состоится торжественное мероприятие на ж/д станции Томмот, посвященное Дню железнодорожника;

5 августа - на ж/д станции Нижний Бестях в торжественной обстановке состоится открытие пассажирского движения по Малому БАМу и будет заложена капсула времени с посланием молодежи 2068 года.

 


Читайте:



Чтобы милый заскучал: действенные заговоры на тоску Самый сильный заговор на переклад тоски

Чтобы милый заскучал: действенные заговоры на тоску Самый сильный заговор на переклад тоски

Перенести разлуку бывает нелегко, но не каждый человек готов это признать. Порой, чтобы сподвигнуть объект обожания на первый шаг, его нужно слегка...

Информация для влюбленных: самые совместимые знаки зодиака

Информация для влюбленных: самые совместимые знаки зодиака

Когда дело касается личной жизни, безоговорочно подчиняться законам астрологии не стоит, однако изучить ее прогнозы относительно благоприятности...

Русскую авиабазу в Сирии обстреляла «замирённая» группировка исламистов А что Россия

Русскую авиабазу в Сирии обстреляла «замирённая» группировка исламистов А что Россия

В Сирии 31 декабря обстреляна авиабаза Хмеймим, имеются потери среди российских военнослужащих. Это могла сделать группировка «Ахрар аш-Шам», ранее...

Мини-гид по Калмыкии: Тюльпановые поля, буддизм и Время цветения тюльпанов в калмыкии

Мини-гид по Калмыкии: Тюльпановые поля, буддизм и Время цветения тюльпанов в калмыкии

В середине апреля в Калмыкии, можно наблюдать уникальное явление – цветение степных тюльпанов. На сегодняшний день во всем мире очень мало таких...

feed-image RSS