Главная - Ванные
Бунин и его любовь к родине. Записи с меткой тема родины в творчестве бунина

«Эмиграция стала поистине трагическим рубежом в биографии Бунина , порвавшего навсегда с родной русской землей, которой он был, как редко кто, обязан своим прекрасным даром и к которой он, как редко кто, был привязан «любовью до боли сердечной». За этим рубежом произошла не только довременная и неизбежная убыль его творческой силы, но само его литературное имя понесло известный моральный ущерб и подернулось ряской забвения, хотя жил он еще долго и писал много»

Это общее положение. Издавна так принято говорить о талантливых писателях, не понявших и не принявших революцию, хотя лучшие их творения принадлежат России, русскому народу. Но верно ли оно в отношении некоторых из них, и в частности в отношении Ивана Бунина ?

Идейное и духовное падение писателя понятно и объяснимо. А в крупнейших своих произведениях эмигрантского периода Бунин как бы отходил от злобы дня и находил гармонию в прошлом, продолжая разрабатывать свои основные темы. Однако это не значит, что революция и строительство новой жизни в России не оказали никакого влияния на творчество Бунина .

Те перемены на далекой теперь родине, которые он не захотел понять и принять, тоска по ней побудили писателя искать все новые и новые ракурсы темам любви и смерти, одиночества человека, предаваться реминисценциям прошлого, столь очаровательного и становившегося не только хронологически таким далеким.

Твардовский считает, что в раннем рассказе «На край света» писатель «не свободен от той несколько эстетизированной философичности, которая невольно сближала его с ненавистным ему «модным» искусством упадка». Как мы видели, тенденция воссоздания объективного мира через больное субъективное восприятие героев произведений возникла еще в доэмигрантские годы. И вполне естественно, что влияние на

Бунина фрейдизма и литературы, покоящейся на анализе подсознательного и патологических явлений, заметно усилилось в эмиграции. Этого нельзя недооценивать потому, что останется невыявленной та борьба, которую в области художественного творчества вел с самим собой писатель.

Интерес к фрейдовскому психоанализу у Бунина был тесно связан со стремлением проникнуть еще глубже во внутренний мир человека и найти там ответы на проклятые вопросы жизни. Но вопреки благим намерениям писателя совершался уход от фактов действительности, от общественной жизни в сферу личного, подсознательного. Однако и тут дело обстояло далеко не просто. Когда Бунин обращался к собственной жизни, к переживаниям детства и юности, он не выходил за пределы великих традиций таких замечательных мастеров психологического анализа, как Лев Николаевич Толстой и Антон Павлович Чехов . Но идейное бездорожье одиночки-эмигранта приводило к объяснению некоторых жизненных явлений иррациональными свойствами человеческой натуры.

Все это в определенной мере сказалось на одном из крупнейших произведений эмигрантского периода - повести «Митина любовь» и особенно на повести «Дело корнета Елагина».

«Митина любовь» - произведение не автобиографичное в прямом значении этого слова. В нем нет тех фактов и явлений, которые сопутствовали первому и, видимо, самому большому чувству писателя - его несчастной любви к Варе Пащенко.

Впоследствии, в пятой книге автобиографического романа «Жизнь Арсеньева», он расскажет о любви к ней, вспоминая детали и факты тех лет своей жизни. Но и повесть «Митина любовь» полна терпкого аромата ничуть не поблекших цветов юности.

В раскрытии темы любви здесь, как и в предыдущих произведениях, выступает явное несоответствие между высоким напряжением чувств героя и мещанской сущностью его возлюбленной.

Катя - мещаночка, живущая чужими мыслями и жадно впитывающая фальшь артистической богемы. Внешне она прелестна, а внутренне пуста. Ее кокетливость манерна, а женственность едва скрывает натуру эгоистичную и мелкую.

Она называет глаза Мити «византийскими», а он отвечает ей с сарказмом: «На византийца я похож так же, как ты на китайскую императрицу. Вы все просто помешались на этих Византиях, Возрождениях». Он говорит ей о пошлости ее знакомых. «Как ты не понимаешь, что ты для меня все-таки лучше всех, единственный? - негромко и настойчиво спросила она, уже с деланной обольстительностью заглядывая ему в глаза, и задумчиво, медлительно продекламировала:

Меж нами дремлющая тайна,
Душа душе дала кольцо...»

Умение емко обрисовать человека через диалог - одна из характерных черт таланта Бунина . Слова Кати «лучше всех, единственный» убийственны как своей стертостью, пошлостью, так и несовместимостью понятий «лучше всех» и «единственный». А ее взгляд как бы довершает раскрытие натуры мелкой, неспособной любить.

Казалось бы, Катя достаточно ясна из одной или двух подобных характеристик, но Бунин сосредоточивает на ней огонь критики. На это у писателя имелись серьезные основания.

Композиционно повесть делится на две неравные по объему части. Первая и меньшая из них заканчивается отъездом Мити из Москвы в деревню. Мите более не суждено увидеть Катю, но все, что происходит во второй части, неразрывно связано с ней.

О трагедии любви, постигающей человека из-за несоответствия взлелеянного им идеала его реальному воплощению, написаны сотни книг. Но талант преодолевает опасность повторения и, обратившись к старой теме, раскрывает ее свежо, по-новому. В первой части повести в нескольких строках Бунин как бы определяет ее тему, не смущаясь тем, что ее «обыгрывали» многие: «Январь, февраль закружили Митину любовь в вихре непрерывного счастья... Но уже и тогда что-то стало (и все чаще и чаще) смущать, отравлять это счастье. Уже и тогда нередко казалось, что как будто есть две Кати: одна та, которой с первой минуты своего знакомства с ней стал настойчиво желать, требовать Митя, а Другая - подлинная, обыкновенная, мучительно не совпадавшая с первой».

Эта «другая» Катя и приводит к гибели героя. Уже в первой части повести имеется ряд намеков на то, что должно произойти. Митя ревнует любимую девушку, и его ревность имеет под собой серьезные основания. Она рассказывает о своих успехах в театральной школе, о внимании, которое ей, талантливой ученице, уделяет директор этого заведения, а Митя понимает, что дело совсем в другом, что пожилой повеса собирается ее соблазнить, как не раз он уже соблазнял других учениц. Но этот мир духовно близок Кате, ее неудержимо тянет к поверхностной, легкой жизни. Она, собственно, частичка этого мира и без рассуждений готова ринуться в его объятия.

Встреча с Митей - эпизод в ее жизни, не более того. Митина любовь ненадолго подхватывает ее, так восприимчивую к тому, чтобы ее считали лучше и прекраснее всех, столь эгоистичную, что ей льстит любое внимание. Она - порождение среды, где все насквозь фальшиво, безжизненно, накрепко уложено в готовые понятия. Она то и дело изрекает прописные сентенции: «Ревность - это неуважение к тому, кого любишь», «Ты любишь только мое тело, а не душу!» и так далее.

В первой части «Митиной любви», тесно переплетаясь, развиваются две повествовательные линии. Одна из них - это изображение дальнейшего омещанивания Кати, ее превращения из «барышни» в молодую светскую даму, озабоченную новыми нарядами, визитами, знакомствами с корифеями «изысканного» искусства.

Бунин не называет имен, не дает точного «адреса», но по ряду намеков можно с уверенностью сказать, что речь идет о деятелях «новейшего» декадентского искусства. Тут и некий скульптор, который предлагает лепить Катю «в виде... умирающей морской волны», тут и выступление Кати на экзамене в театральной школе, очень выразительно описанное автором: «Читала она с той пошлой певучестью, фальшью и глупостью в каждом звуке, которые считались высшим искусством чтения в той ненавистной для Мити среде, в которой уже всеми помыслами своими жила Катя: она не говорила, а все время восклицала с какой-то назойливой томной страстностью, с неумеренной, ничем не обоснованной в своей настойчивости мольбой...».

Выступая против модернизма, показывая в прекрасных реалистических образах его мертвенность, растлевающее влияние, его штампы дурного вкуса, писатель, однако, незаметно для себя воспринял некоторые из его философских и эстетических догм.

Выразилось это прежде всего в том, что, отвергая манерное, деланное, далекое от жизни искусство, он и сам уводил своего героя от живой и сложной действительности, замкнул его «я» в порочном кругу обостреннейших любовных переживаний, придал этим переживаниям болезненный, гнетущий характер.

В начале повести Митя, пылко любя, жадно стремясь к обладанию любимой, непрестанно ревнуя ее, все же реально оценивает ее отрицательные качества и скудость интеллекта. Его любовь омрачена и капли яда в нее влиты пошлостью, ложью и уродством жизни. Но во второй части начинается некое смещение в сторону идеализации любимой, в которой, как начинает казаться Мите, воплощено все хорошее, без которой и жить-то немыслимо. Катя теперь выступает в его воображении как бы очищенной от скверны засосавшей ее среды.

Любви, «поразившей» Митю, дается следующее объяснение устами его приятеля Протасова: «...Катя есть прежде всего типичнейшее женское естество... Ты, естество мужское, лезешь на стену, предъявляешь к ней высочайшие требования инстинкта продолжения рода, и, конечно, все сие совершенно законно, даже в некотором смысле священно. Тело твое есть высший разум, как справедливо заметил герр Ницше. Но законно и то, что ты на этом священном пути можешь сломать себе шею. Есть же особи в мире животном, коим даже по штату полагается платить ценой собственного существования за свой первый и последний любовный акт».

Повествование в «Митиной любви» ведется от третьего лица, писатель почти не покидает своего героя и лишь в диалогах несколько отступает на задний план. Но когда Бунину нужно высказать некую тривиальную истину, он «передает слово» эпизодическому персонажу, который и излагает ее то в шутливой, то в иронически-назидательной форме. Протасов и появляется лишь для того, чтобы сказать эти несколько слов, вплести в тему любви первую мысль о возможности трагического исхода.

Однако на этом не завершается подготовка к тому, что должно впоследствии произойти. Живущий напротив Мити студент поет песню «Азру». И слова песни, заканчивающейся трагическим воплем:

Я из рода бедных Азров,
Полюбив, мы умираем! -

назойливо лезут в голову, вызывают у Мити какие-то неясные предчувствия.

От принятия формулы «тело - высший разум» до признания инстинктивного, подсознательного как главного импульса поведения человека - всего один шаг. Писатель делает его во второй части рассказа.

И тут в полной мере сохраняется реалистичность повествования. Реальный мир воссоздается самим писателем с обычной для Бунина точностью и новизной детали. Писатель уделяет много внимания пейзажу. И всякий раз природа призвана контрастировать с душевным состоянием человека, все сильнее подпадающего под власть всесильного инстинкта.

Инстинкт оставляет в памяти «идеальную» Катю, ее прелестное тело, ее женственность, все то, что вызывало столь сильное желание и вносило гармонию в окружающий мир. «Эта весна, весна его первой любви, тоже была совершенно иная, чем все прежние весны. Мир опять был преображен, опять полон как будто чем-то посторонним, но только не враждебным, не ужасным, а напротив,- даже сливающимся с радостью и молодостью весны. И это постороннее была Катя, или, вернее, то прелестнейшее в мире, чего от нее хотел, требовал Митя».

То прекрасное, что Митя хотел видеть в Кате, долго еще продолжает ассоциироваться с красками весенней природы. И эти ассоциации возникают от любого толчка извне. Вот Митя получает от нее письмо. Оно начинается словами: «Мой любимый, мой единственный!». Еще в Москве он твердо знал, что это не так, что ее увлечение проходит, что он далеко не единственный в ее мыслях и желаниях. Но в деревне все это позабыто. И восторг от полученного письма, которое вопреки всему воспринимается как правда, дополняется чистым видением природы, песней соловья.

Неутоленное желание любви становится постепенно наваждением. С чем бы ни соприкоснулся Митя, куда бы ни бросил взор, что бы ни взял в руки, неизменно возникает образ Кати и еще более нестерпимой становится жажда обладать ею. Все разумные соображения отступают на задний план. Открывая книгу, он не улавливает в ней мысли, а находит строки о том главном в мире, чего он ждет от Кати. Сила его желания делается сильней его любви, инстинкт требует удовлетворения во что бы то ни стало.

Несмотря на всегда прекрасные и как бы высветленные пейзажи, внутренняя настроенность повести с каждой страницей обретает все более мрачную окраску. Но примерно в ее средней части вводится новая сюжетная линия, тесно увязанная с основной темой и создающая разрядку. Так, появляются персонажи, несущие в себе народные живые черты в хорошем и дурном, на время отвлекающие его от мыслей о Кате.

И вновь Бунин обнаруживает свое неистощимое и глубокое знание русской деревни на рубеже двух веков. Вновь появляются выразительно и лаконично вылепленные фигуры крестьян, вновь звучит сочная и остро приправленная поговорками и прибаутками речь средней полосы России.

Митя спрашивает влюбленную в него молоденькую девку Соньку, почему она противится воле родителей и отвергает жениха. Она же отвечает:

«- Богат, да дурковат, в голове рано смеркается... У меня, может, об другом об ком думки идут...».

Соньку прерывает ее подруга Глашка, более серьезная и молчаливая:

«- Уж и несешь ты, девка, и с Дону, и с моря! - негромко сказала она.- Ты тут брешешь что попало, а по селу слава пойдет...»

А Сонька парирует:

«- Молчи, не кудахтай!.. Авось я не ворона, есть оборона!».

Густая образность речи Соньки обусловлена ее характером и чувствами. Она рисуется перед барчуком, в которого влюблена, дурачится, горячится, хочет понравиться, ревнует его к горничной Парашке, с которой, как ей мнится, он живет.

Она ведет себя смело, несколько вызывающе, считая, видимо, что влюбленность в молодого барина дает ей на это право, залихватски запевает частушки, грубовато шутит, заявляя: «Пойдемте со мной в салаш отдыхать, я на все согласна!».

Простота отношения крестьянок к вопросам пола воспринимается автором как некое противопоставление духовной рефлексии интеллигенции.

Естественно, что в таком противопоставлении писатель отдает предпочтение интеллигенции. Это видно хотя бы из того, как он показывает отношение к «таинству» любви молодой и привлекательной крестьянки.

Игривость влюбленной Соньки то отвлекает Митю от предмета его постоянных мыслей и терзаний, то обостряет живущее в нем желание, стремление к счастью. Он лежит на траве, положив голову на колени девушки, «...а желание Кати и желание, требование, чтобы она во что бы то ни стало немедленно дала именно это сверхчеловеческое счастье, охватило так неистово, что Митя, к крайнему удивлению Соньки, порывисто вскочил и большими шагами зашагал прочь».

Сила инстинкта захлестывает Митю, когда открывается возможность реальной близости с женщиной, образ Кати в этот момент куда-то отодвигается и остается лишь одно неукротимое желание.

В сущности, Митя с первых же строк повести является жертвой подсознательного. Будь то в Москве, в отношениях с Катей, будь то в деревне, когда староста предлагает ему привлекательную Аленку, невестку лесника, Митя и не пытается противостоять инстинкту, разобраться в своих чувствах, отбросить наваждение. Этим-то и объясняется, что в рассказе о короткой жизни и гибели молодого дворянина почти полностью отсутствуют внутренние размышления. Размышления Мити ограничиваются одной емко выраженной мыслью, которая повторяется в нескольких местах повести: «Если через неделю письма не будет,- застрелюсь!», «Застрелюсь! - подумал Митя, твердо глядя в книгу и ничего не видя».

Эта мысль подготавливает трагический исход.

К усилению безысходного настроения барчука приводят его встречи в шалаше с Аленкой.

Аленка, жена ушедшего на шахты крестьянина, столь же прелестна, сколь и неосознанно цинична. В ней олицетворены простота любовных нравов деревни, низведенная до формулы: «продажа - купля».

Так ставя Аленку на место Кати, писатель сталкивает своего героя с двумя формами вырождения интимных чувств. Катя - это, в сущности, кукла. Аленка же примитивное животное, сгусток идиотизма деревенской жизни.

Ничего другого автор не предлагает своему герою, тем самым лишая его возможности выйти из тупика, в котором он оказался. На страницах, посвященных «сделке» между Митей и Аленкой, «проблема» пола выступает в самом неприглядном свете.

Митя не спит ночами, терзаясь неразделенной любовью, переходит от надежды к отчаянию, снова надеется, хотя ему, как он понимает, нечего уже ждать от Кати. Прекрасная природа говорит ему: радуйся, живи, посмотри, как хорошо вокруг тебя. И он на мгновения поддается ее очарованию, а затем еще мучительнее становятся чувства, терзающие его.

В «Митиной любви» чистая красота природы не вызывает светлых надежд на счастье. Она лишь манит, вдохновляет на очень короткое время, чтобы вскоре на ее светлом фоне еще мрачнее вырисовывался трагизм жизни, где нет места любви.

В повести этот художественный прием повторяется многократно.

«Митя шел по аллее прямо на солнце, сухо блестевшее на гумне и в поле... И то, что Митя только что вымылся, причесал свои мокрые, глянцевитые черные волосы и надел студенческий картуз, все вдруг показалось так хорошо, что Митю, опять не спавшего всю ночь и опять прошедшего ночью через множество самых разнородных мыслей и чувств, вдруг охватила надежда на какое-то счастливое разрешение всех его терзаний, на спасение, освобождение от них. Колокола играли и звали, гумно впереди жарко блестело, дятел, приостанавливаясь, приподнимая хохолок, быстро бежал вверх по корявому стволу липы в ее светло-зеленую, солнечную вершину, бархатные черно-красные шмели заботливо зарывались в цветы на полянах, на припеке, птицы заливались по всему саду сладко и беззаботно... Все было, как бывало много, много раз в детстве, в отрочестве, и так живо вспомнилось все прелестное, беззаботное прежнее время, что вдруг явилась уверенность, что бог милостив, что, может быть, можно прожить на свете и без Кати».

Что-то от языческого поклонения есть в этом воспевании прекрасного пейзажа, дарованного человеку.

Но что же следует за этой картиной?

Сразу же возникает тема любовной «сделки», кажущейся особенно противоестественной, когда вокруг все так прекрасно и чисто.

«Поэтический трагизм любви», как определяет свое состояние сам Митя, то и дело оборачивается грубой, чисто физиологической стороной. Митя с отвращением ощущает унизительность приторгованной любви, но сила чувственного влечения беспощадна, и он идет на поводу у нее.

Принято считать, что Бунин , страдая от разлуки с родиной, приукрашивал жизнь русской деревни в произведениях эмиграционного периода, отдавал в них излишнюю дань элегическим настроениям. Правда намного сложнее этого довольно элементарного представления. Уже в «Митиной любви» уродства деревенской жизни предстают в довольно-таки подробных описаниях с обычной для Бунина точностью деталей и характеристик. Причем низменное, примитивное выступает сквозь обольстительную оболочку. Прекрасная форма содержит в себе уродливое.

Аленка, которая становится первой познанной им женщиной, сразу же вызывает в его памяти образ Кати. В облике деревенской девушки и рафинированной москвички ему чудится нечто общее, хотя одна из них щеголяет в нарядах от дорогих портних, а другая - в ситцевых кофте и юбке. Это общее - маленький рост, подвижность, сияние темных глаз. В действительности лее возникает более значительное сопоставление. В сущности, за прелестной внешностью обеих молодых женщин скрывается душевная пустота. В конечном счете Митя-то и гибнет из-за того, что силой своего чувства, любви к Кате возвысился над этим низким уровнем, увидал, как пошлость в ее скрытых и открытых проявлениях разъела человеческую душу, лишила человека высоких и чистых устремлений.

Бунин-мыслитель склонен объяснить «поэтический трагизм любви» непознаваемым, темной властью полового влечения, нередко заводящего человека в тупик патологии. Бунин-художник оказывается намного сильнее Бунина-мыслителя и раскрывает «трагедию любви» как конфликт между человеком и обществом. В той борьбе, которую, сам того не ведая, Бунин-художник ведет с Вуниным-мыслителем, в конечном счете побеждает художник. Побеждает в первую очередь потому, что его художественные обобщения создают картины правдивые и впечатляющие, а идейная позиция приводит к многократно использованным схемам или к случаям, из ряда вон выходящим, объясняющим болезни духа, искажающие человеческую психику.

Нельзя сказать, что бунинские произведения, изображающие патологию, написаны неправдиво. И в них чувствуется рука мастера. Но они значительно суживают бунинскую панораму мира, не перебрасывают достаточно широкий и прочный мост в мир обыденный, с тем чтобы вскрыть его пороки.

Повесть «Митина любовь» - одно из бунинских произведений, где происходит борьба между художником и мыслителем, и вместе с тем именно здесь особенно убедительна победа художника.

Томление Мити, его мысли о самоубийстве всякий раз, когда не приходят долгожданные письма от Кати,- все это находится в сфере подсознательного, ибо сознанием Митя давно уже постиг, что Катя поверхностна, легкомысленна, не способна искренне ответить на его любовь. Роман Мити с Аленкой довершает крушение его надежд на счастье. То, что в поведении Кати было окутано высокопарными фразами о призвании, искусстве, предстает в своем первозданном, обнаженном виде в Аленке.

Катя отличается от Аленки лишь тем, что соприкоснулась с «новыми» веяниями в культуре и возомнила себя жрицей искусства.

В отношениях Мити с Аленкой происходит окончательное крушение идеала, сбрасываются духовные и нравственные одежды, обнажается несостоятельность чувств, покоящихся лишь на зове пола.

Тема купли-продажи в отношениях Мити и Аленки наносит жестокий удар по моральным устоям старой деревни. На сей раз Бунин воссоздает не тупую жестокость деревенского существования, как в «Ночном разговоре», а его духовную нищету, цинизм и простоту нравов, власть чистогана.

Обыденное и пошлое сводничество обретает под пером большого художника глубокое социальное значение. В Аленке, едва вступившей в жизнь молодой женщине, грубо и начисто умерщвлена поэзия любви.

Угадывая, что староста сводит ее с Митей, она охотно идет навстречу торгу и, заигрывая с юношей, говорит: «А правда вы, барчук, с бабами не живете? Как дьячок какой?». И, назначая ему свидание, уж совсем цинично заявляет: «...Хочете, в салаш в лощине у вас в саду^ Только вы смотрите, не обманите,- даром я не согласна... Это вам не Москва,- сказала она, засмеявшимися глазами глядя на него снизу,- там, говорят, бабы сами плотят...».

Сцена любви в шалаше написана Буниным подробно, с откровенными деталями. И все они подчинены общему эстетическому замыслу. Нет той совершенной любви, которая дала бы совершенное счастье. Аленка прелестна молодостью, свежестью. Как и с Катей, с ней только на мгновения ощущалась гармония, и тем тяжелее было всякий раз утрачивать минуты счастья, осознавать их эфемерность.

Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылось чудное дарование писателя, его способность проникать в интимные глубины сердца, с их неизведанными и непознанными законами. Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не Ложно, не выдумано, для него любовь и существование без нее - две враждебные жизни, и если погибает любовь, то та, другая, жизнь уже не нужна.

Возвышая любовь, Бунин не скрывает, что она приносит не только радость, счастье, но и очень часто таит в себе муки, горе, разочарование, смерть. В одном из писем он сам объяснял именно этот мотив в своем творчестве и не просто объяснял, а убедительно доказывал: «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, - а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, - я был близок к самоубийству».

В рассказах о любви И. А. Бунин утверждал истинные духовные ценности, красоту и величие человека, способного на большое, самоотверженное чувство, рисовал любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то что она несет не только радость и счастье, но чаще - горе, страдание, гибель.

Читая повесть Ивана Бунина «Деревня», мы отправляемся в путешествие по России, по ее селам и слободкам. Обозревая бескрайние поля, лениво текущие реки, заливные луга, мы везде встречаем русских крестьян. У каждого из них свои радости и печали, свои хлопоты, свой жизненный путь. И чем глубже проникаешь в повествование, тем острее понимаешь, что именно эти крестьяне составляют тот самый «загадочный» русский народ. Далее можно сделать вывод: если народ России составляют крестьяне, то сама Россия есть не что иное, как большая деревня. Эту же мысль нам подсказывает один из героев повести.

В повести «Деревня» рассказ идет о двух братьях: Тихоне и Кузьме Красовых. Они, сыновья бедного торговца, пошли по жизни разными путями. Тихон, пойдя по стопам отца, занялся торговлей. Трудом и упорством нажил он небольшое состояние и купил маленькое имение Дурново. Он вел оседлый образ жизни. Кузьма, начинавший торговать вместе с братом, сумел отказаться от этого неинтересного ему дела. С детства он «мечтал учиться и писать». Ребенком, самостоятельно выучив грамоту, он прочел свои первые книги, возможно, из них он узнал о другой жизни, отличной от той, которую вели его отец и брат. Повзрослев, он начал сочинять стихи, неумелые, но искренние. Кузьма писал о том, о чем думал, что чувствовал. Прочитав свои стихи на базаре самой доступной для него аудитории, он наткнулся на непонимание и насмешки. И Кузьма, подделываясь под базарный вкус, стал писать о том, о чем толковал тогда базар, о праздном, неинтересном. Но это были уже не его стихи. Поняв это, Кузьма бросает писать. Продав лавку, оставленную матерью, он пускается на поиски лучшей жизни. Он переезжает из города в город, ведя полуголодный образ существования. И везде его сопровождают образы России. Убогие и нищие села, покосившиеся избы, забитые, придавленные нуждой крестьяне. Чувствуется, с какой болью глядит он на свой великий и в то же время такой ничтожный народ. Этому народу дана богатейшая земля, а он бедствует. Разве это не больно? «А богатство-то какое!.. Чернозем-то какой! Грязь на дорогах - синяя, жирная, зелень деревьев, трав, огородов - темная, густая... Но избы глиняные, маленькие, с навозными крышами. Возле изб - рассохшиеся водовозки. Вода в них, конечно, с головастиками...» Много подобных картин увидел Кузьма, ведь большая часть его жизни - это скитания, поиски, которые сам Кузьма, возможно, объяснял поисками работы. Но мне кажется, что искал он не работу, а ответы на те многие вопросы, которые томили его душу.

Не сложилась жизнь и у Тихона. Работая всю жизнь, накапливая добро, он понимает, что детей у него нет и не будет. Не будет наследника, того, кому бы он передал все то, что нажил, посвятив скучному, однообразному делу всю жизнь. Тихона покидает желание работать по-прежнему. «Каторга» - так он говорит о прошедшей и возможной будущей своей жизни, которая становится ему в тягость. К тому же давит злобная атмосфера, сложившаяся на селе. Первая русская революция сделала жизнь мужиков немного свободней, и неграмотные, запуганные мужики пользовались ей неграмотно, невежественно, превращая свободу в неуважение к закону, друг к другу, к тому, что мы называем общечеловеческими ценностями. По уезду прокатывается волна бунтов. Есть чего опасаться и Тихону. Он все больше удаляется от дел, разыскивает Кузьму и приглашает его в Дурново, чтобы брат ведал его делами, а сам живет при лавке, которая все-таки приносит ему небольшой доход. Так через много лет вновь встречаются два брата.

Кузьме и Тихону в повести, конечно же, уделяется большое место, но все же их нельзя назвать главными героями этого произведения. В повествование о них автор мастерски вплетает рассказы о судьбах отдельных людей, небольшие, но яркие и эмоциональные картины русской жизни. Картины эти, по большей мере мрачные, усугубляются описанием природы: пасмурное небо, холод, непогода. Передавая все это с необычайным умением, Бунин, однако, воздерживается от суждений и предоставляет это своим героям. Особенно интересны оценки Кузьмы. Видно, с какой болью он воспринимает окружающий его мир. Каждое событие, каждую встречу он пропускает через сердце, будь то покусанные волком всеми забытые хохлы, озлобившийся от суровой жизни крестьянин Аким или смирившаяся с несправедливостью Молодая. Кузьма очень переживает за свой такой ничтожный и в то же время великий народ. Этого нельзя сказать о Тихоне. В его оценках больше злобы, порой даже ненависти к этим «скрытным» мужикам. Он побаивается их: «И, значит, дело ясно, за кого он гнет, - народ-то... Не давать ему ходу! Не то держись: почует удачу, почует шлею под хвостом - вдребезги расшибет!»

Время, в которое создавалось это произведение, было временем больших перемен в жизни России. Произошла Первая русская революция, принесшая много нового. Бесправный российский народ стал узнавать о своих правах. Работала Государственная дума. Появлялись новые законы. Как поведет себя простой русский мужик в новой ситуации? Сможет ли он найти себя в новой жизни, и как эта новая жизнь отразится прежде всего на его душе? На эти вопросы, на мой взгляд, отвечал Бунин в повести «Деревня». Но один вопрос остался у него открытым, открытым он остается и по сей день. Что же из себя представляет русский народ? Все эти Акимы и Серые. Кто они, русские люди? Дикие и невежественные от природы или богатые душой, но задавленные суровой жизнью верные сыны своей родины.

Мне кажется, что Бунин хотел сказать нам, какова бы ни была Россия, пусть даже грязная и убогая, все равно ее нужно любить - ведь это родина.

Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылось чудное дарование писателя, его способность проникать в интимные глубины сердца, с их неизведанными и непознанными законами. Для Бунина в. истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано, для него любовь и существование без нее - две враждебные жизни, и если погибает любовь, то та, другая, жизнь уже не нужна.
Возвышая любовь, Бунин не скрывает, что она приносит не только радость, счастье, но и очень часто таит в себе муки, горе, разочарование, смерть. В одном из писем он сам объяснял именно этот мотив в своем творчестве и не просто объяснял, а убедительно доказывал: «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, - а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, - я был близок к самоубийству».
В рассказах о любви И. А. Бунин утверждал истинные духовные ценности, красоту и величие человека, способного на большое, самоотверженное чувство, рисовал любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то что она несет не только радость и счастье, но чаще - горе, страдание, гибель.
Читая повесть Ивана Бунина «Деревня», мы отправляемся в путешествие по России, по ее селам и слободкам. Обозревая бескрайние поля, лениво текущие реки, заливные луга, мы везде встречаем русских крестьян. У каждого из них свои радости и печали, свои хлопоты, свой жизненный путь. И чем глубже проникаешь в повествование, тем острее понимаешь, что именно эти крестьяне составляют тот самый «загадочный» русский народ. Далее можно сделать вывод: если народ России составляют крестьяне, то сама
Россия есть не о иное, как большая деревня. Эту же мысль нам подсказывает один из героев повести.
В повести «Деревня» рассказ идет о двух братьях: Тихоне и Кузьме Красовых. Они, сыновья бедного торговца, пошли по жизни разными путями. Тихон, пойдя по стопам отца, занялся торговлей. Трудом и упорством нажил он небольшое состояние и купил маленькое имение Дурново. Он вел оседлый образ жизни. Кузьма, начинавший торговать вместе с братом, сумел отказаться от этого неинтересного ему дела. С детства он «мечтал учиться и писать». Ребенком, самостоятельно выучив грамоту, он прочел свои первые книги, возможно, из них он узнал о другой жизни, отличной от той, которую вели его отец и брат. Повзрослев, он начал сочинять стихи, неумелые, но искренние. Кузьма писал о том, о чем думал, что чувствовал. Прочитав свои стихи на базаре самой доступной для него аудитории, он наткнулся на непонимание и насмешки. И Кузьма, подделываясь под базарный вкус, стал писать о том, о чем толковал тогда базар, о праздном, неинтересном. Но это были уже не его стихи. Поняв это, Кузьма бросает писать. Продав лавку, оставленную матерью, он пускается на поиски лучшей жизни. Он переезжает из города в город, ведя полуголодный образ существования. И везде его сопровождают образы России. Убогие и нищие села, покосившиеся избы, забитые, придавленные нуждой крестьяне. Чувствуется, с какой болью глядит он на свой великий и в то же время такой ничтожный народ. Этому народу дана богатейшая земля, а он бедствует. Разве это не больно? «А богатство-то какое!.. Чернозем-то какой! Грязь на дорогах - синяя, жирная, зелень деревьев, трав, огородов - темная, густая... Но избы глиняные, маленькие, с навозными крышами. Возле изб - рассохшиеся водовозки. Вода в них, конечно, с головастиками...» Много подобных картин увидел Кузьма, ведь большая часть его жизни - это скитания, поиски, которые сам Кузьма, возможно, объяснял поисками работы. Но мне кажется, что искал он не работу, а ответы на те многие вопросы, которые томили его душу.
Не сложилась жизнь и у Тихона. Работая всю жизнь, накапливая добро, он понимает, что детей у него нет и не будет. Не будет наследника, того, кому бы он передал все то, что нажил, посвятив скучному, однообразному делу всю жизнь. Тихона покидает желание работать по-прежнему. «Каторга» - так он говорит о прошедшей и возможной будущей своей жизни, которая становится ему в тягость. К тому же давит злобная атмосфера, сложившаяся на селе. Первая русская революция сделала жизнь мужиков немного свободней, и неграмотные, запуганные мужики пользовались ей неграмотно, невежественно, превращая свободу в неуважение к закону, друг к другу, к тому, что мы называем общечеловеческими ценностями. По уезду прокатывается волна бунтов. Есть чего опасаться и Тихону. Он все больше удаляется от дел, разыскивает Кузьму и приглашает его в Дурново, чтобы брат ведал его делами, а сам живет при лавке, которая все-таки приносит ему небольшой доход. Так через много лет вновь встречаются два брата.
Кузьме и Тихону в повести, конечно же, уделяется большое мес-
то, но все же их нельзя назвать главными героями этого произведения. В повествование о них автор мастерски вплетает рассказы о судьбах отдельных людей, небольшие, но яркие и эмоциональные картины русской жизни. Картины эти, по большей мере мрачные, усугубляются описанием природы: пасмурное небо, холод, непогода. Передавая все это с необычайным умением, Бунин, однако, воздерживается от суждений и предоставляет это своим героям. Особенно интересны оценки Кузьмы. Видно, с какой болью он воспринимает окружающий его мир. Каждое событие, каждую встречу он пропускает через сердце, будь то покусанные волком всеми забытые хохлы, озлобившийся от суровой жизни крестьянин Аким или смирившаяся с несправедливостью Молодая. Кузьма очень переживает за свой такой ничтожный и в то же время великий народ. Этого нельзя сказать о Тихоне. В его оценках больше злобы, порой даже ненависти к этим «скрытным» мужикам. Он побаивается их: «И, значит, дело ясно, за кого он гнет, - народ-то... Не давать ему ходу! Не то держись: почует удачу, почует шлею под хвостом - вдребезги расшибет!»
Время, в которое создавалось это произведение, было временем больших перемен в жизни России. Произошла Первая русская революция, принесшая много нового. Бесправный российский народ стал узнавать о своих правах. Работала Государственная дума. Появлялись новые законы. Как поведет себя простой русский мужик в новой ситуации? Сможет ли он найти себя в новой жизни, и как эта новая жизнь отразится прежде всего на его душе? На эти вопросы, на мой взгляд, отвечал Бунин в повести «Деревня». Но один вопрос остался у него открытым, открытым он остается и по сей день. Что же из себя представляет русский народ? Все эти Акимы и Серые. Кто они, русские люди? Дикие и невежественные от природы или богатые душой, но задавленные суровой жизнью верные сыны своей родины.
Мне кажется, что Бунин хотел сказать нам, какова бы ни была Россия, пусть даже грязная и убогая, все равно ее нужно любить - ведь это родина.

Иван Алексеевич Бунин – явление яркое и самобытное в русской литературе конца XIX - начала XX века. «Очень русский талант», - так отзывался о нем И. Т. Крук, а Максим Горький называл его не менее чем «первейшим мастером в современной литературе русской».
Тема «образ России в произведениях Бунина» довольно обширна и размыта. Попробуем разобрать ее на несколько составляющих. Во-первых, это, несомненно, природа России, пейзажные зарисовки Бунина; во-вторых, русский народ, являющийся у Бунина синонимом слова «Россия»; в-третьих, смена эпох, на стыке которых жил и творил писатель.
Итак, природа России в произведениях И. А. Бунина. В его ранней лирике очень много пейзажных зарисовок. Его стихи – это лирические, созерцательные картины природы родного края. Тонко подмеченные детали, легкие краски, приглушенные полутона – все это создает необычайно красивые стихи. Интонация, которую автор вкладывает в свои стихи, - печальная, грустная. Но грусть та, которую мы называем светлой, очистительной. Наиболее проникновенно это чувствуется в следующих строчках:
…я вернулся к ней,
Усталый от скитаний одиноких,
И понял красоту в ее печали
И счастие – в печальной красоте.
Пейзаж не являлся самоцелью для Бунина. В его картинах природы заключено глубокое чувство Родины. Патриотические чувства выражены у него в стихотворении «Родине» (1891 год), в котором поэт клеймит тех, кто стыдится своей Родины: ее простоты, бедности:
Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат.
И через двадцать девять лет, когда И. А. Бунин покинет страну навсегда, тоску по ней он выразит в пронзительных, щемящих стихотворениях – «Канарейка» и «У птицы есть гнездо…»
Драма деревни, русского крестьянства нашла у Бунина свое выражение и в прозе, и в поэзии. Очень показательным в этом плане является рассказ «Танька». Бедность и убогость русской деревни показана глазами девятилетней девочки, которая словно взрослая рассуждает о том, как тяжело матери видеть голодных детей: «Я сама уйду на пруд, не буду просить картох, вот она и не будет голосить, - думала она, спешно перелезая через сугроб… - Аж к вечеру приду…». Еще одним произведением, отображающем нелегкую жизнь крестьян, их скудный быт и нравы, является повесть «Деревня». Писатель видит крестьянина, простого мужика очень противоречиво. С одной стороны – это богатая и цельная натура, непосредственность и талант. Этим восхищается автор. С другой стороны – отталкивающая невежественность, смирение с нечеловеческим существованием, долготерпение. Единственно кого выделил в этой повести Бунин - Кузьму Красова, мучительно рассуждающего о судьбе великой страны, ее многочисленных богатствах и вместе с тем об общей убогости и нищете народа: «Чернозем – то какой! Грязь на дорогах – синяя, жирная…Избы глиняные, маленькие, с навозными крышами. Возле изб – рассохшиеся водовозки. Вода в них, конечно, с головастиками… Пещерные времена…» Думаю, посредством своего героя, автор вынес свои думы о судьбе России, о Руси в целом.
Но не только крестьянская тема звучит у Бунина. Тема уходящей патриархальной, помещичьей России также нашла свое отражение в творчестве писателя. Он описывает вырождение дворян в мелкопоместное сословие. Эта самая «мелкопоместность» ему не нравится, попытки мелкопоместных дворян соответствовать былой роскоши вызывают у писателя презрение. Барство, его представители потихоньку уходят в прошлое, отмирают. На смену им приходят «новые» люди, меняющие все на новый лад: патриархально-помещичья Россия постепенно переходит к капитализму. Бунин осуждал капитализм, считая его болезнью, которая несет преклонение перед капиталом, пустоту в душе.
События 1905 1907 годов были встречены Буниным с острой реакцией – «пробужденный» русский народ восстал против власти. Но это, по мнению Бунина, слепая, разрушительная сила, не несущая с собой ничего созидательного.
Империалистическую войну 1914 – 1918 годов он осудил довольно резко: «Народ воевать не хочет, ему война надоела, он не понимает, за что мы воюем. Ему нет дела до войны». Осуждая войну, он осудил и революцию в России 1917 года. Так и не приняв новую, Советскую Россию, Бунин в 1920 году навсегда покидает Родину.
Несомненно, Иван Алексеевич, тосковал по дому. Именно в разлуке с ним, вдали от Родины он находит самые нежные, самые ласковые слова о ней. Вера в Россию, боль за нее навсегда остались в его сердце.

 


Читайте:



Дизель-электроход ленин. Речная старина

Дизель-электроход ленин. Речная старина

История отечественного гражданского судостроения ассоциируется в больше мере с судами грузовыми, вспомогательными и малым флотом. Так уж сложилось,...

Шут в раскладе на любовь

Шут в раскладе на любовь

В колоде Таро есть арканы, настроение которых понять довольно сложно. Они описывают внутреннее состояние человека или тенденции развития. К таким...

Куриный гуляш из филе с подливкой

Куриный гуляш из филе с подливкой

Положите томатную пасту. Всыпьте в гуляш соль и сахар. Последний нужен, чтобы избавиться от резкого кислого вкуса томата. Также в подливку можно...

Эскалоп из свинины: рецепты с фото

Эскалоп из свинины: рецепты с фото

Эскалоп – это ровный, круглый и тонкий кусочек мяса, который обжаривается или запекается с двух сторон. В качестве гарнира к нему прекрасно...

feed-image RSS