Главная - Ванные
Дизель-электроход ленин. Речная старина

История отечественного гражданского судостроения ассоциируется в больше мере с судами грузовыми, вспомогательными и малым флотом. Так уж сложилось, что серийные большие пассажирские суда для СССР строились за рубежом. Исключение составила разве что небольшая серия теплоходов 860 проекта, которую построили на сибирских судозаводах. Но, эта серия стала, по сути, отечественным исполнением венгерского теплохода проекта 305. В судостроении так было проще, европейские судоверфи штамповали серийные теплоходы по несколько штук в год в рамках СЭВ, советские заводы были традиционно заточены под оборонную технику и грузовой флот. Но было и два исключения: «гордость отечественного судостроения», именно так советская пресса окрестила дизель-электроходы «Ленин» и «Советский союз».

Фото из архива А.Готовцева.

Проект «Страна Советов».

Еще задолго до войны, в начале 30-х годов века ушедшего, была начата работа по проектированию нового судна - «экспресса для большой Волги». Тогда планировалось преображение реки - возведение плотин, подъем водохранилищ. Ставилась задача о создании качественно нового суда для работы на качественно новой Волге. С одной стороны заполнение волжских водохранилищ делало возможным использование на реке судов с большей осадкой, с другой запланированные полноводные водохранилища требовали суда с большей мореходностью, чем работавшие на реке дореволюционные пароходы.
В октябре 1932 года в газете «Известия» было опубликовано сообщение о начале конкурса на лучший проект речного судна для большой Волги. Первое место в конкурсе занял проект инженера В.И.Сергеева. Через несколько лет началась проектная работа над новым теплоходом. Руководил проектом инженер Н.Ф.Макеев, но и автор проекта теплохода Сергеев тоже входил в проектную группу. Работы над проектом «экспресса» были завершены к 1937 году. Задачи для нового судна ставились вполне конкретные: судно должно было стать первым с трехдечной надстройкой (все пароходы были двухпалубными), оно должно было стать прорывом в комфортабельности и функциональности, оно должно было развивать скорость до 30 км/час. Было предложено три варианта теплохода, отличавшихся исключительно силовой установкой (дизельный, дизельэлектрический и турбоэлектрический). В любом случае по расчетам инженеров того времени мощность судна должна была составлять 5400 л/ c , только в этом случае достигалась проектная скорость. Проект нового речного судна получил название «Страна Советов». Вот так он должен был выглядеть.

Реализовать проект не удалось. Свои коррективы внесла война. Стране было точно не до «волжских экспрессов». В разных источниках встречалась информация, что корпуса все же были заложены до войны, и что даже в годы войны они, якобы, стояли в Саратове и даже были переоборудованы в военные корабли, но скорее всего, это не более чем красивая легенда.

Проект 20.

Залечившая раны страна, подняв производство и судостроение на должный уровень, после войны вернулась к строительству гражданских судов. Уже строились серии пассажирских теплоходов для большой Волги в европейских странах, когда в пятидесятых годах советские инженеры-судостроители вернулись к проектированию «волжского экспресса». За основу был взят проект «Страна Советов», который, однако, был серьезно доработан на «Красном Сормове», а, по сути, просто перепроектирован в проект, получивший номер 20. Суда проекта 20 очень сильно отличались от «Страны Советов». Проект «Страна Советов» все же больше походил на классические волжские пароходы, просто с более высокой надстройкой. Проект 20 - это уже вариант современного (для того времени) проекта новых речных судов. Дилемма с силовой установкой была решена в пользу дизель-электрической. Такой вариант добавлял судну маневренности, позволял не иметь сверхдлинных валолиний, а, как следствие, минимизировать вибрацию. Экономические аспекты в стране с плановой экономикой отошли на второй план. По утвержденному проекту 20 началось строительство головного судна.

Или вот такой вариант. Видение художника.

Дизель-электроход «Ленин» был торжественно спущен на воду в 1958 году. Практически сразу это судно стало флагманом Волжской флотилии. По уровню комфорта в размещении пассажиров «Ленин» стал просто прорывом. Один лишь факт - впервые на речном круизном судне была установлена климатическая установка. Широкие прогулочные террасы, большие каюты, ценный древесный шпон и линкруст в отделке. а дизель-электроходах был даже полноценный кинотеатр со сценой, где проводились мероприятия и встречи с туристами. Одновременно началось строительство второго дизель-электрохода «Совесткий союз». Вот фотографии с постройки дизель-электроходов (Книга «Пассажирские дизель-электроходы «Ленин» и «Советский союз», г.Горький, 1959г.):

- Спуск дизель-электрохода «Ленин» на воду в «Красном Сормово».

- Здесь «Ленин» практически достроен, а стоящий на переднем плане «Советский союз» еще достраивается.

- Дизель-электроход «Ленин».

Заглянем внутрь этих судов - в пассажирские и служебные помещения. При этом не будем забывать, что на дворе 1958 год. Технологический прорыв на лицо. Уникальный двухуровневый ресторан. Впервые на реке была применена технология, впоследствии получившая название «атриум». Ресторан занимает две палубы и имеет второй свет.

Киноконцертный зал для пассажиров на 99 мест.

Двухместная каюта членов экипажа.

Камбуз.

Прогулочная терраса второй палубы. Обратите внимание на ее ширину.

Терраса третьей (тентовой) палубы.

В рулевой рубке дизель-электрохода.

Читальный салон.

Коридор пассажирской палубы.

Пассажирские каюты.

Долгие годы дизель-электроходы «Ленин» и «Советский союз» были волжскими флагманами. Их уровень комфорта был широко известен среди речных пассажиров. «Ленин» традиционно открывал навигацию на Волге, этот выход из затона всегда совпадал с днем рождения самого Ленина - 22 апреля.
В 70-е годы на Волгу пришли новые немецкие теплоходы проекта 301. Интересен тот факт, что, занимаясь проектированием теплоходов 301 проекта, их создатель Фридрих Энкель неоднократно обращался к советским дизель-электроходам, как к эталонным на тот момент, но уже делал все нюансы пребывания пассажиров на борту с учетом достижений шагнувшей далеко вперед технологии. Ну, а к началу 80-х годов герои моего повествования вовсю работали на туристических рейсах по Волге.


Фото из архива А.Готовцева.

Фото из архива Alexey_NN87.

Фото из архива А.Готовцева.


Фото из архива Alexey_NN87.

Фото из архива А.Готовцева.

Фото из архива А.Готовцева.

Фото из архива А.Готовцева.

В 1984 году, при подготовке дизель-электрохода «Ленин» к навигации в Октябрьском затоне под Нижним Новгородом, на судне произошел пожар. Огонь практически полностью уничтожил надстройку дизель-электрохода. Долгие годы напоминанием об этом в Октябрьском затоне лежал покореженный огнем корпус «Ленина».


Фото А.Соснина (1994 год).

Работать за своего брата-близнеца продолжил «Советский союз». До 1991 года дизель-электроход работал на туристических рейсах. Но в 1991 году под предлогом того, что судно морально устарело по сравнению с пришедшими 301-302 проектами, «Советский союз» был переведен на транспортную линию Нижний Новгород-Астрахань. Самое лихое для речных теплоходов время - начало 90-х годов «Советский союз» оставался в работе. В 1996 году дизель-электроход работал на линии Москва-Астрахань. Выполняя рейс в августе, следуя из Астрахани в Москву, на «Советском союзе» вышел из строя один из генераторов. Рейс все же был закончен, судно прибыло в Москву с опозданием на 12 часов, однако этому рейсу было суждено стать последним в «биографии» дизель-электрохода. «Советский союз» встал на прикол в Октябрьский затон под Нижний Новгородом.

Последние кадры "Советского Союза" в работе. Горький (1990 год).

Фото Алекс.

Северный речной вокзал Москвы(1996 год).

Фото из архива А.Готовцева.

В 2001 году Волжское пароходство активно распродавало пассажирские суда, тогда же «Советский Союз», простоявший уже шесть лет без работы, был выкуплен представителями Камского пароходства. Теплоход был отбуксирован в Пермский затон. Н апоминанием о былой «гордости отечественного судостроения» дизель-электроход «Советский союз» и по сей день стоит в Перми. С момента его продажи озвучивалось множество самых смелых предложений по его восстановлению и возвращению в работу, однако слова так и остались словами. Уже десять лет «Советский союз» ржавеет по новому месту приписки.


Фото А.Тюрина.

«Ленин» (проект 20) - серия советских речных пассажирских дизель-электроходов, предназначенных для работы на скорых пассажирских линиях и совершения речных круизов. Всего было построено два судна, «Ленин» (головное) и «Советский Союз».

Проект «Страна Советов» Работы по проектированию пассажирского судна - «экспресса для Большой Волги» начались ещё в тридцатых годах.

Это судно должно было стать первым трёхпалубным волжским судном. Необходимость его создания была обусловлена строительством водохранилищ.

С одной стороны, эти водохранилища должны были сделать возможным использование на Волге больших судов со значительной осадкой, с другой стороны водохранилища меняли условия судоходства на Волге, требуя от судов большей «мореходности».

Ещё 21 октября 1932 года «Известия» опубликовали сообщение о конкурсе на лучшие проекты судов разных типов, в том числе и на лучший проект пассажирского судна для Волги. Победителем в этой номинации стал проект инженера-судостроителя В. И. Сергеева.

Через несколько лет началась разработка нового судна. Главным инженером проекта был Н. Ф. Мокеев, в проектировании принимал участие и В. И. Сергеев.

К 1937 году проектирование было завершено. Было разработано три варианта судна, отличавшихся только силовой установкой (предлагались дизельная, дизель-электрическая и турбоэлектрическая установки).
При любом варианте, мощность двигательной установки должна была составлять 5400 л. с, чего должно было быть достаточно для обеспечения скорости 30 км/ч. Будущее судно должно было иметь 110 метров в длину, 12 м в ширину и осадку в 2 м.

Было изготовлено семь моделей «Страны Советов» (так было решено назвать будущее судно), которые были разосланы возможноым заказчиком. Однако строительство судов типа «Страна Советов» так и не началось из-за Великой Отечественной войны.

После войны

К проекту судна-экспресса для большой Волги вернулись только в пятидесятых годах. За основу был взят проект тридцатых годов, который, однако, был значительно переработан специалистами завода «Красное Сормово».
В результате было создано фактически новое судно, значительно отличавшееся от проекта «Страны Советов». Было решено строить суда с дизель-электрической силовой установкой.
Первое судно дизель-электроход «Ленин», флагман речного пассажирского флота, было спущено на воду осенью 1958 года, а в 1959 г. второй дизель-электроход "Советский Союз".
Это был новый тип судна, отличающийся от всех ранее построенных речных пассажирских судов размерами, мощностью и комфортабельностью (главный конструктор А.Н. Каманин, главный строитель Н.К. Петухов).

История эксплуатации и распространение

Оба судна были переданы Волжскому пароходству и использовалась на скорых пассажирских и туристических волжских линиях.

В 1984 году «Ленин» сгорел. «Советский Союз» был выведен из эксплуатации в 1996 году. Судно сохраняется до сих пор, возможно его восстановление до рабочего состояния частным инвестором.

Условия размещения пассажиров

Пассажиры размещались в одно- двух- трёх- и четырёхместных каютах. На судах типа «Ленин» пассажирские помещения были оборудованы такими новинками (на тот момент), как кондиционирование и телевидение.
К услугам пассажиров на борту были кинконцернтный зал на сто мест и ресторан. Каюты, коридоры, салоны и вестибюли были оформлены шпоном ценных пород дерева, повинолом и линкрустом.

Технические особенности

Помещения размещались в пяти ярусах (три яруса в надстройке и два в корпусе). Корпус - стальной, сварной. В носовой части судов имелся трюм на сто тонн грузов.

Суда имели три двигательных установки (дизель-генераторы) мощностью по 900 л.с. Двигательные установки управлялись из рулевой рубки судна дистанционно. Здесь же, в рубке, располагались такие современные на тот момент приборы, как радар и эхолот.

Судна имели подруливающие устройства, расположенные в носовй и кормовой части. Эти устройство облегчали маневрирование у причалов и в шлюзах.
Рулевое устройство судов состояло из электрической двухмотороной рулевой машины и трех подвесных балансирных обтекаемых рулей площадью по 4,3 м², расположенных за гребными винтами.

Технические характеристики

Класс речного регистра: О

Длина расчётная/габаритная: 116,7 / 121,4 м

Ширина расчётная/габаритная: 12,6 / 16,8 м

Высота от основной линии: 15,1 м

Осадка средняя: 2,44 м

Водоизмещение с грузом, пассажирами и полными запасами: 2 385 тонн

Доковый вес: 2 037 тонн

Пассажировместимость общая: 439, из них 4 в каютах люкс

16 в одноместных каютах

50 в двухместных одноярусных каютах

36 в двухместных двухярусных каютах

36 в трёхместных каютах

300 четырёхместных каютах

В ресторане могло разместиться 152 человека, в салонах - 66 человек, в киноконцертном зале - 102 человека

Мест для членов экипажа: 97

Грузоподъёмность: 60 или 100 тонн (по разным источникам)

Двигатели:

Д50 четырёхтактные бескомпрессорные с газотурбинным наддувом, три штуки, по 662 кВт (900 л.с.) каждый три гребных электродвигателя по 546 кВт каждый, приводящих в движение три гребных винта Скорость на глубокой воде: 26 км/ч


В феврале 2010 года мне удалось выбраться в затон Камского ССРЗ, что напротив Перми. Цель поездки - попасть на борт дизель-электроходов проекта 785 "Булгария" и "Композитор Глазунов". Но главным пунктом было посещение дизель-электрохода "Советский Союз". Это дизель-электроход проекта 20. Всего было построено два таких судна. Первый - "Ленин" - сгорел в затоне в 21984 году во время межнавигационного ремонта. "Советскому Союзу" повезло больше - до 1996 года он проработал на Волге. И так сложилось, что я стал свидетелем его крайнего рейса. В начале июля 1996 года мы сели на "Советский Союз" в Самаре и отправились в Москву. Но под Ярославлем вышел из строя один из главных дизель-генераторов. Судно пришло в Москву с 18 часовым опозданием. Потом выполнив несколько коротких рейсов, Союз ушел в Нижний Новгород, на базу ВОРПа. Осенью 2001 года его выкупило Камское пароходство и "Советский Союз" встал на многолетнюю стоянку в Перми. И вот, через 14 лет - новая встреча с этим судном. В мае 2010 года мне случилось опять быть в пермском затоне, на борту д/э "Булгария". Тогда я сделал несколько снимков с борта.
"Советский Союз" был сдан речникам в 1959 году. Он же стал на данный момент последним большим пассажирским судном, построенным на заводе "Красное Сормово". Далее в СССР все пассажирские суда будут приходить из-за рубежа, с верфей стран социалистического содружества. Исключением станут лишь австрийские суда, но это капля в море. После сдачи флагманом ВОРПа стал однотипный "Ленин". Эти суда по техническому уровню сразу превзошли все то, что ходило по Волге. После пожара на "Ленине" в 1984 году флагманство формально перешло "Советскому Союзу". Хорезматичная внешность этих судов, высокий уровень отделки (она полностью деревянная - не гоже флагману пластик плебейский иметь), размерения, наличие (впервые в истории отечественного пассажирского флота) системы центрального кондиционирования воздуха, водоснабжение всех кают (даже в более современных теплоходах проектов 588, 26-37, 305 умывальники отсутствовали в каютах третьей категории, а на 305-х был даже силячий клоасс - места IV категории, они размещались в носовом вестибюле главной палубы). Проект 20 не имел т.н. жестких мест - ведь на тех же трехдеках места в III классе - обычная деревянная полка, мягкая как дверь стального сейфа. Впервые на борту - каюты с тремя местами. Да и сами каюты по площади были больше.
Конечно в 1996 году "Советский Союз" уже не имел того лоска, что ранее. Да и комфортабельным его уже никто не считал. Но все равно он смотрелся особняком среди своих речных коллег. Этакий левиафан из сурового сталинского прошлого.
Время - лучший доктор и лучший палач. Оно не дает шанса, у него не бывает осечек. Ныне "Совесткий Союз" все так же стоит в Перми и тихо доживает свой век. Реконструировать его врядли кто возмется, так как он требует капитального ремонта ГЭУ, да и запчастей на гребные электродвигатели не найти. Нижегородские энтузиасты пытаются как-то сломит ситуацию, дабы привести судно обратно в Нижний Новгород и сделать из него музей. Но увы - воз и ныне там. КРП не хочет продавать судно.

дизель-электроход "Советский Союз" у Куйбышевского порта, из архива В. Заикина

дизель-электроход "Советский Союз" в рейсе, из архива Р. Мубаракшина

ходовой мостик, вид в нос

кормовая часть



вид с носа



общий вид



на главной палубе



кормовой вестибюль толи главной, толи средней палубы - в обоих такой бардак



ресторан судна


кофемашина в ресторане






вестибюль ГП, дверь к выхлопным магистралям открыта



двухместная ярусная каюта - по советской классификации - 2А категория



заводская табличка - находится она над трапом в МО



световой колодец МО



если не ошибаюсь - одна из кают на ГП, четырехместная. По старой классификации - 2Б категории. От 2А отличается расположением ближе к корме и отсутствием доп перегородок


ночник. Кстати, несмотря на относительно несерьезный вид весьма удобен и не мешает соседям по каюте



пролет палубы - какой уже не вспомню, холодильник явно куда-то вытащить пытались






светильник в пролете палубы - этот единственный, что боле менее сохранился на тот момент


четырехместная каюта категории 2А. Как видно - каюта поделена как бы на три "отсека" - два сидячих места у окна, блок коек, шкафы и умывальник. Еще одно - каждый "отсек" отделен простенком









вестибюль средней палубы



трап


пролет средней палубы



носовой салон средней палубы, здесь же стоит рояль фабрики "Красный октябрь". За счет плафона помещение высокое. Но есть и обратная сторона - носовая часть шлюпочной палубы весьма ограничена для прогулок - все тот же плафон мешает.









трехместная одноярусная каюта. Кстати в этом плане проект 20 обогнал "крокодилы" - там в трехместках были двухярусные койки. И эти дизель-электроходы стали первыми пассажирскими суда с трехместными каютами.


кормовой пролет средней палубы



вестибюль



говоря современным языком - рецепшен. На переборке (где белый "экран") висела карта водных путей и табло со временем отправления (ЕМНИП так было в 96-м)



вид с балкона ресторана (средняя палуба)



интерьер "балкона"

История отечественного гражданского судостроения ассоциируется в больше мере с судами грузовыми, вспомогательными и малым флотом. Так уж сложилось, что серийные большие пассажирские суда для СССР строились за рубежом. Исключение составила разве что небольшая серия теплоходов 860 проекта, которую построили на сибирских судозаводах. Но, эта серия стала, по сути, отечественным исполнением венгерского теплохода проекта 305. В судостроении так было проще, европейские судоверфи штамповали серийные теплоходы по несколько штук в год в рамках СЭВ, советские заводы были традиционно заточены под оборонную технику и грузовой флот. Но было и два исключения: «гордость отечественного судостроения», именно так советская пресса окрестила дизель-электроходы «Ленин» и «Советский союз».

Фото из архива А.Готовцева.

Проект «Страна Советов».

Еще задолго до войны, в начале 30-х годов века ушедшего, была начата работа по проектированию нового судна - «экспресса для большой Волги». Тогда планировалось преображение реки - возведение плотин, подъем водохранилищ. Ставилась задача о создании качественно нового суда для работы на качественно новой Волге. С одной стороны заполнение волжских водохранилищ делало возможным использование на реке судов с большей осадкой, с другой запланированные полноводные водохранилища требовали суда с большей мореходностью, чем работавшие на реке дореволюционные пароходы.
В октябре 1932 года в газете «Известия» было опубликовано сообщение о начале конкурса на лучший проект речного судна для большой Волги. Первое место в конкурсе занял проект инженера В.И.Сергеева. Через несколько лет началась проектная работа над новым теплоходом. Руководил проектом инженер Н.Ф.Макеев, но и автор проекта теплохода Сергеев тоже входил в проектную группу. Работы над проектом «экспресса» были завершены к 1937 году. Задачи для нового судна ставились вполне конкретные: судно должно было стать первым с трехдечной надстройкой (все пароходы были двухпалубными), оно должно было стать прорывом в комфортабельности и функциональности, оно должно было развивать скорость до 30 км/час. Было предложено три варианта теплохода, отличавшихся исключительно силовой установкой (дизельный, дизельэлектрический и турбоэлектрический). В любом случае по расчетам инженеров того времени мощность судна должна была составлять 5400 л/ c , только в этом случае достигалась проектная скорость. Проект нового речного судна получил название «Страна Советов». Вот так он должен был выглядеть.

Реализовать проект не удалось. Свои коррективы внесла война. Стране было точно не до «волжских экспрессов». В разных источниках встречалась информация, что корпуса все же были заложены до войны, и что даже в годы войны они, якобы, стояли в Саратове и даже были переоборудованы в военные корабли, но скорее всего, это не более чем красивая легенда.

Проект 20.

Залечившая раны страна, подняв производство и судостроение на должный уровень, после войны вернулась к строительству гражданских судов. Уже строились серии пассажирских теплоходов для большой Волги в европейских странах, когда в пятидесятых годах советские инженеры-судостроители вернулись к проектированию «волжского экспресса». За основу был взят проект «Страна Советов», который, однако, был серьезно доработан на «Красном Сормове», а, по сути, просто перепроектирован в проект, получивший номер 20. Суда проекта 20 очень сильно отличались от «Страны Советов». Проект «Страна Советов» все же больше походил на классические волжские пароходы, просто с более высокой надстройкой. Проект 20 - это уже вариант современного (для того времени) проекта новых речных судов. Дилемма с силовой установкой была решена в пользу дизель-электрической. Такой вариант добавлял судну маневренности, позволял не иметь сверхдлинных валолиний, а, как следствие, минимизировать вибрацию. Экономические аспекты в стране с плановой экономикой отошли на второй план. По утвержденному проекту 20 началось строительство головного судна.

Или вот такой вариант. Видение художника.

Дизель-электроход «Ленин» был торжественно спущен на воду в 1958 году. Практически сразу это судно стало флагманом Волжской флотилии. По уровню комфорта в размещении пассажиров «Ленин» стал просто прорывом. Один лишь факт - впервые на речном круизном судне была установлена климатическая установка. Широкие прогулочные террасы, большие каюты, ценный древесный шпон и линкруст в отделке. а дизель-электроходах был даже полноценный кинотеатр со сценой, где проводились мероприятия и встречи с туристами. Одновременно началось строительство второго дизель-электрохода «Совесткий союз». Вот фотографии с постройки дизель-электроходов (Книга «Пассажирские дизель-электроходы «Ленин» и «Советский союз», г.Горький, 1959г.):

- Спуск дизель-электрохода «Ленин» на воду в «Красном Сормово».

- Здесь «Ленин» практически достроен, а стоящий на переднем плане «Советский союз» еще достраивается.

- Дизель-электроход «Ленин».

Заглянем внутрь этих судов - в пассажирские и служебные помещения. При этом не будем забывать, что на дворе 1958 год. Технологический прорыв на лицо. Уникальный двухуровневый ресторан. Впервые на реке была применена технология, впоследствии получившая название «атриум». Ресторан занимает две палубы и имеет второй свет.

Киноконцертный зал для пассажиров на 99 мест.

Двухместная каюта членов экипажа.

Камбуз.

Прогулочная терраса второй палубы. Обратите внимание на ее ширину.

Терраса третьей (тентовой) палубы.

В рулевой рубке дизель-электрохода.

Читальный салон.

Коридор пассажирской палубы.

Пассажирские каюты.

Долгие годы дизель-электроходы «Ленин» и «Советский союз» были волжскими флагманами. Их уровень комфорта был широко известен среди речных пассажиров. «Ленин» традиционно открывал навигацию на Волге, этот выход из затона всегда совпадал с днем рождения самого Ленина - 22 апреля.
В 70-е годы на Волгу пришли новые немецкие теплоходы проекта 301. Интересен тот факт, что, занимаясь проектированием теплоходов 301 проекта, их создатель Фридрих Энкель неоднократно обращался к советским дизель-электроходам, как к эталонным на тот момент, но уже делал все нюансы пребывания пассажиров на борту с учетом достижений шагнувшей далеко вперед технологии. Ну, а к началу 80-х годов герои моего повествования вовсю работали на туристических рейсах по Волге.

Фото из архива А.Готовцева.

Фото из архива Alexey_NN87.

Фото из архива А.Готовцева.


Фото из архива Alexey_NN87.

Фото из архива А.Готовцева.

Фото из архива А.Готовцева.

Фото из архива А.Готовцева.

В 1984 году, при подготовке дизель-электрохода «Ленин» к навигации в Октябрьском затоне под Нижним Новгородом, на судне произошел пожар. Огонь практически полностью уничтожил надстройку дизель-электрохода. Долгие годы напоминанием об этом в Октябрьском затоне лежал покореженный огнем корпус «Ленина».

Фото А.Соснина (1994 год).

Работать за своего брата-близнеца продолжил «Советский союз». До 1991 года дизель-электроход работал на туристических рейсах. Но в 1991 году под предлогом того, что судно морально устарело по сравнению с пришедшими 301-302 проектами, «Советский союз» был переведен на транспортную линию Нижний Новгород-Астрахань. Самое лихое для речных теплоходов время - начало 90-х годов «Советский союз» оставался в работе. В 1996 году дизель-электроход работал на линии Москва-Астрахань. Выполняя рейс в августе, следуя из Астрахани в Москву, на «Советском союзе» вышел из строя один из генераторов. Рейс все же был закончен, судно прибыло в Москву с опозданием на 12 часов, однако этому рейсу было суждено стать последним в «биографии» дизель-электрохода. «Советский союз» встал на прикол в Октябрьский затон под Нижний Новгородом.

Последние кадры "Советского Союза" в работе. Горький (1990 год).

Фото Алекс.

Северный речной вокзал Москвы(1996 год).

Фото из архива А.Готовцева.

В 2001 году Волжское пароходство активно распродавало пассажирские суда, тогда же «Советский Союз», простоявший уже шесть лет без работы, был выкуплен представителями Камского пароходства. Теплоход был отбуксирован в Пермский затон. Н апоминанием о былой «гордости отечественного судостроения» дизель-электроход «Советский союз» и по сей день стоит в Перми. С момента его продажи озвучивалось множество самых смелых предложений по его восстановлению и возвращению в работу, однако слова так и остались словами. Уже десять лет «Советский союз» ржавеет по новому месту приписки.

Фото А.Тюрина.

Инж. А. П. СТРАХОВ

Новый трехдечный пассажирский дизель-электроход: „Ленин" мощностью 2250/2700

"Речной транспорт", 1958, № 11, стр. 26-30.

В период с 29 июля по 5 августа 1958 г. на участке Волги от Горького до Городца и на Горьковском водохранилище между городами Чкаловском и Юрьевцем проходил официальные ходовые испытания новый головной пассажирский дизель-электроход “Ленин” мощностью 2250/2700 э. л. с., построенный заводом "Красное Сормово” имени А. А. Жданова по проекту № 20 КБ завода по заказу Министерства речного флота.

Испытания дизель-электрохода проводились по программе сдаточных испытаний в присутствии приемной комиссии Министерства речного флота сдаточной группой завода “Красное Сормово” во главе с главным строителем Н. К. Петуховым и начальником конструкторского бюро завода проф. В. М. Керичевым.

Новый пассажирский дизель-электроход - самое крупное трехдечное пассажирское судно речного флота страны, впервые созданное для внутренних водных путей СССР. Основные характеристики дизель-электрохода следующие:

Наибольшая длина судна (габаритная) 121,4 м
Длина корпуса расчетная 116.0 м
Наибольшая ширина судна 16.8 м
Ширина корпуса расчетная 12.4 м
Высота судна габаритная (от киля) 15,2 м
Высота борта корпуса 5,0 м
Наибольшая осадка 2,4 м
Водоизмещение судна в грузу 2235 т

На дизель-электроходе установлены три главных двигателя марки “Д-50” тепловозного типа, мощностью по 900 э. л. с., работающих на генераторы постоянного тока; таким образом, общая мощность главной силовой установки судна-2700 э. л. с.

Мощность каждого из трех электродвигателей, расположенных в корме, работающих непосредственно на гребные винты, по 750 э. л. с. при 350 об/мин; таким образом, мощность дизель-электрохода по гребным винтам - 2250 э. л. с.

По прочности корпуса дизель-электроход полностью соответствует разряду “М” Речного Регистра, т, е. может работать на всех озерах и новых водохранилищах СССР без всяких ограничений по погоде.

Корпус дизель-электрохода - целиком сварной из низколегированной стали марки СХЛ-1. Только при наличия этой стали, при нормальных толщинах обшивки и палубы, достигающих 6 - 8 мм, удалось создать прочность корпуса дизель-электрохода, требующуюся для разряда “М”.

В носовой части дизель-электрохода находится возвышенный бак, простирающийся до надстройки; палуба бака, по высоте расположена между главной палубой и палубой второго этажа.

По высоте корпус судна (за исключением машинного отделения) разделяется платформой на две части. Дизель-электроход имеет три этажа металлических надстроек; на третьем этаже надстройки носовой части установлены рулевая и штурманская рубки и сзади нее-дымовая труба.

Все наружные стенки надстроек дизель-электрохода (на всех трех этажах) и стенки рулевой рубки выполнены из стальных штампованных листов малоуглеродистой стали марки Ст. 3, толщиной 2 мм и продольными “зигами” вдоль корпуса. С целью исключения участия в общей прочности работы надстроек второго и третьего этажей на них сделаны специальные компенсаторные (скользящие) швы. Количество таких швов по длине судна - 8. Эти швы сделаны с резиной, предохраняющей надстройку от попадания внутрь через шов воды; сверху каждый шов покрывается легким кожухом.

Высота стенок надстроек следующая: первого этажа - 2,6 м, второго и третьего этажей - 2,5 м и ходовой рубки - 2,2 м; высота помещений на платформе (по борту) - 2,45 м.

Все внутренние помещения дизель-электрохода в надстройках делятся закрытыми вестибюлями на три части-блоки. Вестибюли имеют красивую отделку.

В носовом блоке первого этажа для пассажиров размещается салон отдыха с мягкими креслами и диванами; на втором этаже в носовой части судна расположен музыкальный салон для пассажиров, в котором также имеется мягкая мебель и пианино; на третьем этаже в носовой части находится пассажирский салон обозрения и тихого отдыха (для чтения) также с мягкой мебелью.

Помещения для пассажиров на дизель-электроходе размещены на четырех этажах. На платформе, в корпусе, в первом и втором этажах надстройки находятся одно двух-, трех- и четырехместные каюты для пассажиров и команды. Все места для пассажиров мягкие в комфортабельных светлых и просторных каютах, оборудованных умывальниками с холодной и горячей водой. Даже каюты в корпусе на платформе освещены двумя круглыми иллюминаторами диаметром по 350мм в свету.

К услугам пассажиров на третьей палубе имеется кино-концертный зал на 100 мест, одновременно являющийся залом для телеобозрения, так как в нем имеется для телевизора экран размером 1,5х1,0 м.

На третьей палубе в корме находится открытый солярий для пассажиров, а рядом с ним-киоск для торговли прохладительными напитками и помещения душевых кабин. Здесь, на третьей палубе, размещены каюта-люкс и каюта капитана (обе двухкомнатные с санблоками), фотолаборатория для пассажиров и радиостанция.

На главной и второй палубах вокруг надстройки идут сплошные широкие галереи для прогулки пассажиров, здесь же находятся столы и кресла.

На первом и втором этажах в корме размещается двухъярусный ресторан. Для пассажиров на судне имеются: библиотека, читальни, ночной буфет, ванные и душевые кабины. Все помещения радиофицированы.

Помещения для команды размещены на платформе в носовой и кормовой частях судна, для комсостава-в первом и втором этажах. Все каюты команды-одно-и двухместные. На платформе в корме, под рестораном, расположены камбузы для пассажиров и помещения для приготовления пищи, разделочные, посудомоечные, оборудованные специальными механизмами, а также столовая со специальным камбузом для команды. Все камбузы электрифицированы.

Для швартовки к дебаркадерам и другим судам дизель-электроход (с надводным бортом 2,5 м) имеет два привальных бруса, между которыми установлены механические кранцы с резиновыми роликами-катками

На дизель-электроходе “Ленин" - 439 пассажирских мягких мест в каютах. Никаких общих помещений для пассажиров (за исключением салонов и ресторана) на судне нет. Число команды, включая работающих в ресторане, проводниц, врача, парикмахера и др., - 97 человек. Часть мест, предназначенных по проекту для пассажиров, пришлось занять для команды и под другие помещения.

Грузоподъемность грузового трюма дизель-электрохода рассчитана на прием 60 т генеральных грузов, опускаемых в трюм с каждого борта с помощью двух грузовых лифтов грузоподъемностью по 1000 кг каждый. За борт судна для подъема груза выкидываются специальные грузовые балки с вылетом на 1,5 м для груза в 350 кг. От расположения на судне 100 т скоропортящихся грузов и рефрижераторной установки, предусмотренных первоначальным проектом, впоследствии отказались. Рефрижераторная фреоновая установка осталась лишь для хранения продуктов ресторана в корме. Противопожарной переборкой (с металлическими дверями во всех коридорах) все помещения судна делятся на две части. Дизель- электроход оборудован мощными противопожарными средствами, его водяная магистраль всегда находится под напором от имеющегося центробежного насоса производительностью 75 м 3 /час. При испытаниях на борт судна и на его палубы были обрушены десятки тонн воды мощным шквалом из брандспойтов. При тушении автоматически включается второй пожарный насос такой же производительности. Для извещения о пожаре на судне предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация. Было испытано воздушно-механическое пенотушение. Противопожарная установка дизель-электрохода выдержала все испытания.

Электролебедками с третьей тентовой шлюпочной палубы весьма быстро спускаются четыре спасательные шлюпки с людьми.

Швартовка судна полностью механизирована; для этого на бортах в нишах установлены четыре электрические швартовные лебедки.

В носовой части на палубе бака вместо традиционного брашпиля установлены два электроручных шпиля, чтобы не стеснять видимость вперед из носового салона. Втяжные якоря Холла на судне весят по 1250 кг каждый (два-в носовой части и один-в корме).

Для отопления и искусственной вентиляции всех помещений дизель-электрохода на нем впервые в СССР установлена система кондиционирования воздуха, предназначенная для поддержания во всех помещениях постоянной температуры воздуха и его влажности. Для этого дизель-электроход имеет в корпусе рядом с машинным отделением так называемую центральную климатическую станцию (ЦКС), оборудованную мощными фреоновыми компрессорами, и по блокам - четыре климатические станции, расположенные на платформе в каждом блоке.

В отопительный сезон воздух будет подогреваться паром от котельной установки, а в летнее время-охлаждаться забортной водой, с гарантированной температурой в каютах +17° С. Приток воздуха в каютах и салонах будет направлен сверху вниз.

На судне предусмотрена бактерицидная установка для очистки питьевой воды. Она снабжена ультрафиолетовыми лампами, обезвреживающими воду. На испытаниях эта установка прошла необходимую проверку.

На дизель-электроходе, помимо трех главных двигателей мощностью 900 э. л. с., в машинном отделении установлены три нереверсивных быстроходных двигателя изготовления завода “Двигатель революции”: два двигателя марки “8Ч 23/30” мощностью по 450 э. а. с. при 750 об/мин, с генераторами переменного тока, напряжением 230 в и один двигатель марки “6Ч 23/30” мощностью 325 э. л. с. при 600 об/мин, спаренный также с генератором переменного тока.

Общая мощность электростанции (вспомогательных двигателей)-800 квт . Кроме того, в машинном отделении установлен еще стояночный агрегат с двигателем 7Д-6 мощностью 100 э. л. с. при 1000 об/мин, а на третьей палубе-аварийный дизель-генератор марки “2МЧ 10,5/13” мощностью 20 э. л. с. при 1500 об/мин, работающий во время аварий для освещения судна и в качестве двигателя дежурного центробежного пожарного насоса производительностыо 38 м 3 /час.

От этих агрегатов судовой электростанции питаются моторы шпилей, двух компрессоров, насосов, лебедок, лифтов, камбузные плиты, приборы для приготовления пищи в камбузе, стиральная машина, станки в механической мастерской, а также осветительная система и сигнальные огни судна.

В машинном отделении имеется также водотрубный паровой котел КВВ-1 с поверхностью нагрева 55 м 2 , давлением 5 кг/см 2 ,работающий на нефтяном отоплении. Этот котел установлен в специальной выгородке и работает автоматически.

Кроме того, на судне внизу шахты установлены три утилизационных котла поверхностью по 18 м 2 каждый для сжигания и утилизации газов от двигателей.

Паровые котлы на дизель-электроходе служат для получения горячей воды, подаваемой в душевые, ванные, умывальники, прачечную и другие помещения, а также для подогрева кондиционированного воздуха во время отопительного сезона.

Дизель-электроход, кроме трех подвесных балансирных рулей, установленных в плоскости гребных винтов, оборудован также двумя подруливающими устройствами (носовым и кормовым).

Каждое подруливающее устройство представляет собой специальную установку в подводной части корпуса, состоящую из внутренней стальной сварной трубы диаметром 690 мм. снабженной двумя задвижками “Лудло” у обшивки, переходящей от одного борта до другого в форме скругленной буквы Z . В средней цилиндрической части трубы каждого подруливающего устройства находится пропеллер реверсивного насоса, приводящийся во вращение от вала двухскоростного электромотора, установленного в отсеке у трубы.

Вал к пропеллеру проходит через стенку трубы и сальник, Подруливающее устройство работает по принципу реактивного действия струи воды, отбрасываемой пропеллером через отверстие при выходе трубы из корпуса.

Мощность каждого мотора на первой скорости 75квт при 720 об/мин, при этом упор отбрасываемой струи воды равен 1000 кг. На второй скорости- при 965 об/мин мощность мотора - 180 квт-при упоре струи-1500 кг. Эти усилия в четыре раза превышают усилия, возникающие при работе двух гребных винтов “в раздрай”.

При испытании дизель-электрохода было установлено, что судно при работе обоих подруливающих устройств в одну сторону может двигаться параллельно самому себе. т. е. “лагом”; при работе “в раздрай” дизель-электроход на свободной воде легко поворачивается на 180° вокруг средней оси, особенно на второй скорости.

При ходовых испытаниях дизель-электрохода “Ленин” особенно тщательно и подробно проверялись маневренные эксплуатационные качества, весьма важные для речного судна столь больших размеров и парусности при плавании его как на водохранилищах, так и на стесненных речных участках, при подходах к шлюзам и пристаням. Установлено, что сочетание трехвальной гребной установки (с рулями за каждым винтом) и активных подруливающих устройств в носовой и кормовой частях судна с дистанционным управлением главными механизмами из рулевой рубкиулучшает маневренные качества дизель-электрохода, которые на испытаниях были определены как весьма хорошие. При швартовке к дебаркадеру пристани “Юрьевец”, расположенной в выемке у берега перпендикулярно к оси водохранилища, дизель-электроход, пользуясь носовым и кормовым

Режим нагрузки % (условно)

Левый винт

Средний винт

Правый винт

Суммарная мощность л.с.

Скорость хода в тихой воде, км/час

Число оборотов n л в минуту

Мощность на валу N л л.с.

Число оборотов n ср в минуту

Мощность на валу N ср л.с.

Число оборотов n пр в минуту

Мощность на валу N пр л.с.

Ход судна вперед на трех двигателях

17,4

1150

22,1

1665

24,55

2175

26,1

2427

27,2

Ход судна на двух бортовых и одном среднем двигателе

2/ 3 100

1395

22,7

1/ 3 100

14,6

Ход судна назад на трех двигателях

2010

17,5

подруливающими устройствами, спокойно пришвартовался к однодечному пассажирскому колесному пароходу “Чувашреспублика” мощностью 140 л. с., стоявшему у дебаркадера. Также спокойно дизель-электроход заходил в шлюзы Горьковского водохранилища у г. Городца.

Кроме вышеперечисленных устройств и механизмов, дизель-электроход имеет еще следующие устройства и приборы для управления судном и обслуживания пассажиров: эхолот “Река”, установленный в рулевой рубке. для измерения глубин судового хода от 2,5 до 50 м; радиолокатор “Нептун”, расположенный на тенте перед рулевой рубкой, позволяющий судну плавать в любых метеорологических условиях, даже в тумане; дистанционный пост управления судном в рулевой рубке, состоящий из специального щита-панели, оборудованного приборами, с помощью которых вахтенный начальник без участия машинной команды может управлять судном и проверять правильность выполнения автоматами его распоряжений; управление всеми электромеханизмамиосуществляется из поста централизованного управления (ПЦУ), выделенного из машинного отделения на высоте платформы у носовой переборки с застекленными стенками. На этом посту установлены электрощиты от всех двигателей судна с соответствующими приборами. При большой шумности от работы шести мощных двигателей в машинном отделении уровень шума на испытаниях достигал 120-124 децибел, тогда как в главном пульте управления у щитов он не превышал 88-95 децибел. Команде при обслуживании дизель-электрохода необходимо обязательно находиться лишь на этом посту, а не в самом машинном отделении.

Вместо обычного электрического освещения в салонах, ресторане и вестибюлях на дизель-электроходе имеются люстры и светильники люминесцентного освещения с лампами дневного света.

Для экипажа на судне установлен усилительный аппарат двусторонней связи “У-М-50” для передачи команд по судну через специальные аппараты. В каютах и салонах имeeтся трансляционное устройство музыки; на второй палубе в корме установлен мощный динамик типа “Р-10” для передачи музыки на танцплощадку.

Судно оборудовано также телефонами безбатарейной связи для команды.

Для пассажиров имеется телефонная станция обиходной связи с “АТС” на 50 номеров, которая при стоянке судна в любом городе может соединяться с городской телефонной связью; для переговоров на судне имеются телефонные будки с аппаратами.

На судне находятся приемо-передающая радиостанция “ПАРКС-0,08” и аварийная радиостанция “АСП-2”.

Перед капитаном судна и штурманами стоит задача по изучению управления этим судном, оснащенным совершенными приборами судовождения.

Результаты ходовых испытаний, полученные при средней осадке 2,2 м, приведены выше в таблице.

Из таблицы видно, что при полной мощности двигателей дизель-электроход получил устойчивую скорость, превышающую 26 км/час, что на 1 км/час выше проектной скорости, равной 25 км/час. Дизель-электроход на режимных испытаниях свободно обошел в ходу пассажирский теплоход “Добрыня Никитич” мощностью 1200 л. с., пытавшийся даже давать форсировку работы двигателей при его обгоне.

При проверке поворотливости на циркуляции диаметр последней при поворотах только на рулях не превышал двух длин судна, а при включении еще и подруливающего устройства этот диаметр уменьшался до 1 1 / 2 длины. При этом максимальный угол крена на циркуляции при полной скорости хода не превышал 2,5°.

Испытания судовых устройств: якорного (в носовой и кормовой частях судна), шлюпочного, швартовного и грузового, показали, что они вполне удовлетворяют техническим требованиям, предъявляемым к ним.

Во время испытаний были выявлены недостатки нового судна, обязывающие завод “Красное Сормово” еще доработать ряд узлов. Эти недостатки заключаются в следующем.

Управление рулевым аппаратом из рулевой рубки требует больших усилий. При быстром реверсе гребных моторов “с полного вперед” на “полный назад” из-за больших пусковых моментов останавливаются главные двигатели судна. Необходима установка специально тормозящих реле к аппаратам пуска двигателей. Температура в машинном отделении (при температуре наружного воздуха во время испытаний 25° С)" весьма высока, она достигала 35-52° С, т. е. значительно были превышены санитарные нормы перепада 5-7° С; заводу необходимо усилить вентиляцию машинного отделения и ряда помещений. Слишком силен шум в ряде помещений. К моменту испытаний заводом не были закончены некоторые отделочные работы по судовым помещениям.

Нет сомнения, что завод “Красное Сормово” имени А. А. Жданова устранит выявленные приемной комиссией недостатки, в результате чего будет достигнуто полное взаимодействие в работе всех механизмов, судовых устройств и систем, обусловленное техническим проектом судна.

В навигацию 1959 г. заводом “Красное Сормово” будет сдан второй дизель-электроход этого проекта-”Советский Союз”.


 


Читайте:



Меня видит сне другой человек

Меня видит сне другой человек

Иметь во сне близкого друга означает, что вы можете рассчитывать на помощь друзей в трудной ситуации. Сон, в котором вы неожиданно встретите друга,...

Что лечит настойка из мухоморов

Что лечит настойка из мухоморов

Есть много лекарств, столетиями используемых народными знахарями и напрочь отвергаемых официальной медициной. Одно из них - настойка из мухомора на...

Как можно закатать огурцы на зиму: все рецепты – пальчики оближешь!

Как можно закатать огурцы на зиму: все рецепты – пальчики оближешь!

Каждому дачнику знакомо чувство ожидания первого огурчика с собственной грядки. Он кажется таким вкусным, что не идёт ни в какое сравнение с...

Что такое межвидовая конкуренция?

Что такое межвидовая конкуренция?

О дним из ведущих процессов, формирующих видовую и пространственную структуру растительного сообщества, является конкуренция . В сущности, это...

feed-image RSS