Главная - Интерьер
Адмирал Сенявин Дмитрий Николаевич: биография, морские сражения, награды, память. Адмирал Сенявин Дмитрий Николаевич: биография, морские сражения, награды, память Стремительный карьерный рост

Происхождение

Родился 5 октября 1722 года. Сын известного Петровского адмирала Наума Акимовича Синявина (1680-1738) и Нениллы Фёдоровны Языковой (1688-1738), двоюродный дядя адмирала и члена Государственного совета Дмитрия Николаевича Сенявина.

Служба

Алексей Наумович, в уважение заслуг отца, начал службу во флоте прямо с мичманского чина 5 сентября 1734 году. В 1735-1739 годах, состоя адъютантом при своём отце, принимал участие в русско-турецкой войне. По окончании войны был переведён в Балтийский флот и в 1741-1743 годах сражался против шведов. Следующей кампанией Сенявина была Семилетняя война, где он, командуя линейным кораблём «Св. Павел», отличился в 1760 году при морской блокаде крепости Кольберг. В 1762 году Сенявин, будучи в чине капитана 1-го ранга, вышел в отставку.

Вся блестящая деятельность адмирала, как лучшего моряка своего времени, принадлежит царствованию императрицы Екатерины II.

Вновь призванный на службу в 1766 году сперва в качестве генерал-казначея Адмиралтейства, Сенявин через два года переименован был в контр-адмиралы, и по случаю готовившихся военных действий против турок, императрица возложила на него важное поручение: заложить на старых петровских верфях по реке Дону различного типа суда, которые могли бы сплавляться до Азовского и Чёрного морей. Поручение, требовавшее быстроты и особой сообразительности, вело к возрождению Донской флотилии, задача которой заключалась в том, чтобы оказать, на первый случай, активнее содействие сухопутным нашим войскам, начавшим вскоре военные действия по прибрежьям Крымского полуострова. В 1769 году он был произведён в вице-адмиралы.

Для лучшего успеха морского предприятия, требовалось избрать такой род военных судов, который бы отвечал как местным условиям плавания на мелководных местах, так и боевым требованиям, потому что опыты прежних лет в этом отношении были неудовлетворительны. Такой новый род судов, получивший название «новоизобрётенных кораблей», и соединявший все искомые условия, был построен к 1771 году на Дону и, сплавленный к Таганрогу, помог овладению Крымом со стороны наших войск; за эти труды он был в 1771 году награждён орденом св. Александра Невского.

В 1773 году Сенявин с порученною ему флотилиею уже действовал так успешно против турок на море, что навсегда закрыл неприятельским судам вход в Азовское море занятием крепостей Ени-Кале и Керчи.

В следующем 1774 году, с флотилиею стоявшею у Керченского пролива, он отразил нападение турецкого корабельного флота, и несмотря на крайнее неравенство сил, принудил его отступить с уроном.

Таким образом, условиями заключенного в этом году Кучук-Кайнарджийского мира, благодаря содействию Донской флотилий, России были возвращены Азов и Таганрог и отданы Керчь с Еникале, открывавшие для наших судов вход в Чёрное море. Исполнилась заветная мечта Петра Великого.

Екатерина II писала: "Таганрогскую гавань отдаем мы совсем в ведомство вице-адмирала Сенявина с тем, чтобы оную поставить в такое состояние, чтоб она могла служить убежищем судам, так и для построения оных, а тем паче галер и других судов... и чтоб в будущую кампанию 1770 года флотилия во оной уже зимовать могла..." В личном письме А. Н. Сенявину императрица уточняет задачи на 1770 год: "Главный предмет будущего года на Азовском море, кажется, быть должен для закрытия новозаведенных крепостей, чтоб сделать нападение на Керчь и Тамань и завладеть сими крепостями, чтобы через то получить зунд (пролив) Черного моря в свои руки и тогда нашим судам свободно будет крейсировать до самого Цареградского канала и до устья Дуная".

В конце апреля 1771 года А. Н. Сенявин сообщает президенту Адмиралтейской коллегии графу И. Г. Чернышеву: "При всей моей скуке и досаде, что флот еще не готов, Ваше сиятельство, вообразите мое удовольствие видеть с 87-футовой высоты стоящие перед гаванью (Да где ж? В Таганроге!) суда под военным российским императорским флагом, чего со времени Петра Великого... здесь не видали". А в конце мая 1771 года под командой Сенявина находился уже 21 корабль с 450 орудиями и 3300 членами экипажей. В июне Азовская флотилия поддерживала взятие Перекопа, крепостей Керчь и Ени-Кале, отбивала попытки турецкого флота блокировать продвижение русских по восточному берегу Крыма и обеспечивала другие действия армии генерала В. И. Долгорукова. В том же году флотилия перебазировалась из Таганрога в Керчь, а строительство военных кораблей перенесли в Херсон, а Таганрог превратился в купеческий портовый город.

Наградами неимоверных трудов Сенявина было производство его в адмиралы в 10 июля 1775 года, а также пожалование орденов св. Анны 1-й степени, св. Андрея Первозванного (1794 год) и св. Владимира 1-й степени (1795 год).

В 1788 году, за понесенными трудами и тяжёлой болезнью, он был уволен от службы, но в 1794 году, по выздоровлении, снова поступил, с назначением присутствовать в Адмиралтейств-коллегии.

Умер 11 августа 1797 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры; в 1870-х годах его прах там же был перенесён на Тихвинское кладбище. На могиле установлена мраморная колонна, увенчанная урной с пламенем. На доске помещена следующая эпитафия, сочинённая будущим Санкт-Петербургским вице-губернатором С. Н. Завалиевским:

«Здесь, под камнем сим,
Лежит преславный адмирал,
Кой лести не любил, коварство презирал,
Сенявин доблестен, вождь мудрый, милосердный,
Оставивший к себе почтенья храм бессмертный,
Друг человечества, друг верной правоты.
Прохожий, помолись об нём Творцу и ты!»

В Ростовской области, на полпути по железной дороге между Ростовом и Таганрогом, расположенно село Синявское, названное в честь адмирала.

Семья

Был женат с 1760 года на Анне-Елизавете фон Брауде (1733-1776) и имел одного сына и четырёх дочерей:

  • Анастасия (1760-18..), муж Василий Иванович Нелидов (1751-1810), их дочь Мария была замужем за графом В. Ф. Адлербергом.
  • Екатерина (1761-1784), фрейлина, с 1781 года жена графа С. Р. Воронцова.
  • Мария (1762-1822), фрейлина, статс-дама, с 1781 года жена А. Л. Нарышкина.
  • Григорий (1767-1831), капитан-командор.
  • Анна (1768-1820), не замужем.
Сенявин, Алексей Наумович -

(Синявин) - адмирал; род. 1716 г., ум. 10 августа 1797 г. Сын известного Петровского адмирала Наума Акимовича Синявина, А. Н., в уважение заслуг отца, начал службу во флоте прямо с мичманского чина в 1734 году, и повышаясь постепенно в чинах, был уволен в 1762 г. от службы капитаном 1 ранга. Вся блестящая деятельность адмирала, как лучшего моряка своего времени, принадлежит царствованию императрицы Екатерины II. Вновь призванный на службу в 1766 г. сперва в качестве генерал-казначея, С. через два года переименован был в контр-адмиралы, и по случаю готовившихся военных действий против турок, императрица возложила на него важное поручение: заложить на старых петровских верфях по р. Дону различного типа суда, которые могли бы сплавляться до Азовского и Черного морей. Поручение, требовавшее быстроты и особой сообразительности, вело к возрождению донской флотилии, задача которой заключалась в том, чтобы оказать, на первый случай, активнее содействие сухопутным нашим войскам, начавшим вскоре военные действия по прибрежьям Крымского полуострова. Для лучшего успеха морского предприятия, требовалось избрать такой род военных судов, который бы отвечал как местным условиям плавания на мелководных местах, так и боевым требованиям, потому что опыты прежних лет в этом отношении были неудовлетворительны. Такой новый род судов, получивший название "новоизобретенных кораблей", и соединявший все искомые условия, был построен к 1771 г. и, сплавленный к Таганрогу, помог овладению Крымом со стороны наших войск, а в 1773 г., С. с порученною ему флотилиею уже действовал так успешно против турок на море, что навсегда закрыл неприятельским судам вход в Азовское море занятием крепостей Еникале и Керчи. В следующем 1774 г., с флотилиею стоявшею у Керченского пролива, он отразил нападение турецкого корабельного флота, и несмотря на крайнее неравенство сил, принудил его отступить с уроном. Таким образом, условиями заключенного в этом году Кучук-Кайнарджийского мира, благодаря содействию донской флотилий, России были возвращены Азов и Таганрог и отданы Керчь с Еникале, открывавшие для наших судов вход в Черное море. Исполнилась заветная мечта Петра Великого. Наградами неимоверных трудов С. было производство его в вице-адмиралы (1769 г.) и в адмиралы (1775 г.), а также пожалование орденов Св. Анны и Св. Александра Невского. В 1788 г., за понесенными трудами, он был уволен от службы, но в 1794 г., по выздоровлении, снова поступил, с назначением присутствовать в Адмиралтейств-коллегии.

"Общий морской список". т. IІ. - "Краткая история русского флота", выпуск 1.

С. Огородников.

{Половцов}

Сенявин, Алексей Наумович

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия2009

Алексей Наумович Сенявин (1716-1797) был сыном одного из соратников Петра Великого, прославленного победой при Эзеле. В честь заслуг Наума Акимовича Синявина Алексея приняли на службу сразу мичманом. С 1734 года молодой моряк проходил практику на Балтийском море, в эскадре отца; трудный переход из Архангельска в Кронштадт окончательно его закалил перед военными испытаниями. Н. А. Синявин, назначенный строить суда в Брянске для Днепровской флотилии против турок, взял с собой сыновей. Мичман Сенявин в 1737 году получил боевое крещение при обороне Очакова, а в следующем - пережил смерть отца от чумы.

В русско-шведской войне 1741-1743 годов лейтенант Сенявин командовал небольшим галиотом и дважды предлагал послать его на разведку, но его порыв не получил одобрения. Не имея возможности отличиться, моряк только за 10 лет заслужил чин капитан-лейтенанта, в 1754 году стал капитаном 3-го ранга. К началу Семилетней войны 1756- 1763 годов он командовал линейным кораблем. В крейсерствах и конвоях Сенявин заработал чины капитана 2-го и 1-го ранга, участвовал в первой попытке взять Кольберг. Чисто морская экспедиция не удалась, и в 1761 году крепость осадил с суши корпус П. А. Румянцева, а с моря блокировала русско-шведская эскадра вице-адмирала А. П. Полянского. На сей раз корабль Сенявина "Св. Павел" участвовал в бою с неприятельскими батареями и получил повреждения, а командир был ранен. Ранение и приобретенная на Днепре малярия вывели моряка из строя. 30 апреля 1762 года он ушел в отставку, и только через 4 года вернулся на службу генерал-казначеем Адмиралтейств-коллегии. Еще 2 года, и новоиспеченного контр-адмирала Сенявина назначили командиром практической эскадры. Летом 1769 года большинство участников этого плавания отправилось на Средиземное море. Сенявину досталась особая задача: Екатерина II в ноябре 1768 года избрала его командующим Донской флотилией, которую предстояло создать заново для поддержки действий армии, направлявшейся к Азовскому морю. Уже к середине месяца контр-адмирал представил свои соображения по возобновлению судостроения на Дону. Вместе с Г. А. Спиридовым моряк определил 4 типа судов, так называемых новоизобретенных, которые при малой осадке позволяли вести бой с турками на мелководии. Со временем предполагалась постройка более крупных кораблей. 7 января 1769 года Сенявин доложил императрице о недостатках в подготовке флотилии и в тот же день был утвержден начальником Донской экспедиции. Вскоре он выехал через Москву и Воронеж на Азовское море. К этому времени русские войска без боя заняли Азов и Таганрог. Последний, несмотря на малые глубины, был избран базой флотилии.

5-6 апреля были спущены все 5 прамов, и Сенявин определил освободившихся плотников для строения 29 лодок и дубель-шлюпки. На них контр-адмирал намеревался идти к Азову вместе с прамами, оставив сооружение 31 лодки и бота генерал-кригс-комиссару Селиванову. В конце апреля Сенявин побывал на Икорецкой верфи, где достраивали прамы, затем с Селивановым отправился к Павловску, осмотрел пострадавшее от времени адмиралтейство и сразу приказал начать его восстановление. Здесь он намеревался строить 6 "новоизобретенных кораблей" 1 и 2 рода, остальные 6 - на Икорецкой верфи, а малые суда - в Таврове. Пользуясь разрешением Екатерины II писать прямо ей, 23 мая контр-адмирал жаловался императрице, что многое из необходимого для оснастки судов еще не прибыло. Прамы он отправлял вниз по Дону, пока вода не совсем спала, чтобы достраивать их в пути. Он хотел иметь десяток кораблей 32-пушечных, а к "новоизобретенным кораблям" построить галеры, удобные на мелководии. Для базирования линейных кораблей Сенявин предлагал овладеть восточной частью Крыма, а затем и всем полуостровом. Пунктами судостроения могли служить Керчь, Кафа (Феодосия) и Еникале. Императрица высоко оценила старание моряка: в январе 1769 года наградила орденом Св. Анны, 4 июня произвела в вице-адмиралы.

Только к концу июня 2 прама достигли Азова и были поставлены для обороны крепости; от них выслали сторожевые (брандвахтенные) шлюпки в устья Дона, Кутюрьмы и Кутюремки для наблюдения за взморьем и предупреждения о появлении неприятеля. Остальные 3 прама и часть других судов из-за мелководия задержались в устье на зимовку, а лодки должны были по мере готовности спускаться по Дону.

Предосторожности оказались не лишними. Турецкая эскадра из 4 кораблей, 2 транспортных галер и до 200 полугалер и малых судов появилась У Еникале, но мелководие ее задержало. Крупные корабли стали ниже Керчи, а остальные, взяв лоцманов в Еникале, ходили в Азовское море с намерением отвоевать Азов, Таганрог и крепость Св. Димитрия Ростовского. Дойдя до Долгой косы, оба транспортных судна сели на мель. Одна галера погибла, разбитая непогодой, а вторую турки спасли, после чего эскадра удалилась в Еникале, а затем и в Константинополь.

Работы на флотилии шли полным ходом. Летом партия моряков во главе с капитаном 1-го ранга Пущиным составила карту промеров Дона и Таганрогского залива. Началась подготовка к оборудованию Таганрогского порта.

28 сентября 1769 года Адмиралтейств-коллегия слушала рапорт генерал-кригс-комиссара Селиванова, что постройка 93 запланированных судов (5 прамов, 1 бота, 1 дубель-шлюпки, 58 лодок, 12 шлюпок, 5 баркасов, 11 ялботов) завершена и последние по готовности отправляются к устью Дона. В тот же день по рапорту Сенявина коллегия обратилась в Сенат с предложением закрепить за местными властями обязанность очищать фарватер реки и берега от леса, мешающего судоходству. Сенявин докладывал также, что штурманы Очищанин и Ташлыков подготовили 37 листов карт Дона, и обещал, что работы на реке и Азовском море у Таганрога будут продолжены зимой.

К осени в Павловске оборудовали кузницу, часть складов, 3 эллинга, а остальные достраивали. Уже 1 и 2 сентября на верфи заложили 4 "новоизобретенные корабля" 1 и 2 рода; Сенявин докладывал, что закладка остальных 2 и 6 в Икорецке подготавливается, но медленно: недостает транспорта для вывоза леса и рабочих на верфях, а из наличных людей большинство больны.

В конце октября Сенявин по высочайшему указу прибыл в Санкт-Петербург и, исходя из опыта предшествующего года, предложил 12 "новоманерных судов" спускать по вешней воде недостроенными, чтобы успеть их сплавить по Дону, пока река не обмелела. Сам он намеревался весной в крепости Св. Димитрия Ростовского ремонтировать зимовавшие суда и занять ими запланированные места, а доставку новых судов возлагал на Селиванова. Для перевода судов через мели Сенявин намеревался соорудить камели, а для вспомогательных целей купить местные суда. Контр-адмирал просил разрешения принять на службу унтер-офицерами местных греков, знающих водные пути, а для команд построить казармы ("светлицы") в крепости Св. Дмитрия, Азове и Троицкой. Для базирования флотилии Сенявин считал наиболее пригодным Таганрог, хотя гавань требовала восстановления и ремонта. Екатерина II в указе от 10 ноября утвердила все предложения Сенявина; 12 ноября соответствующие решения приняла Адмиралтейств-коллегия.

15 декабря по предложениям Сенявина императрица повелела после завершения ранее начатых работ приложить усилия к заготовке леса и деталей для 3-4 фрегатов и весной сплавить их к устью Дона, чтобы в удобном месте эти фрегаты построить. Она писала, что полагается на искусство вице-адмирала в морском деле.

Уже 17 марта Синявин сообщал И. Г. Чернышеву, вице-президенту Адмиралтейств-коллегии, что по мере готовности начал спускать новые суда даже без палуб. Скорое прекращение зимнего пути помешало завезти лес, но следовало торопиться, пока река не обмелела. Спешить следовало и по другой причине. В апреле к Еникале вновь подходил турецкий флот, который стоял до июня, а потом удалился, не решившись напасть.

31 мая Сенявин доносил императрице, что лес для постройки фрегатов уже найден. Чтобы экономить средства, он предлагал заготовленную древесину отправлять не на судах-бударах (которые еще следовало выстроить), но в плотах. Однако лучшим вариантом вице-адмирал считал основание верфи в районе лесоразработок, чтобы на месте построить корпуса и перевести их на Азовское море, где и достроить. Для перевода через мели он предполагал расширить камели, построенные для "новоизобретенных" кораблей. По мнению Сенявина, в сплавляемых корпусах можно было отправить и материалы, необходимые для достройки. Он считал, что доставка по морю хотя и недостроенных, но мореходных судов удобнее, чем отправка грузов бударами. Сенявин отправил на Хопер капитана 1-го ранга Тишевского, чтобы искать место для верфи. Чернышев одобрил предложения Сенявина.

3 июля Сенявин сообщал, что 10 "новоманерных" кораблей собрались у крепости Св. Димитрия Ростовского. Постепенно они переходили бар и шли к Таганрогу. К осени командующий начал организовывать адмиралтейское и портовое правление.

С началом лета Чернышев запросил Сенявина, можно ли без выстрела пройти из Азовского моря на Черное. Он интересовался возможностью отвлечь внимание турок от Средиземного моря. Вице-адмирал в ответ сообщал, что по расспросам греков и казака Дрючина фарватер, окруженный мелями, проходит не далее полуверсты от Еникале, и необходимо ранее овладеть этой крепостью. Он считал лучшим местом для зимовки флотилии Керчь, которую следовало занять и укрепить. Но Чернышев продолжал настаивать на активизации действий, интересовался, могут ли суда флотилии держаться в море, и сообщал о желании императрицы взять Керчь силами флотилии и угрожать туркам на Черном море вплоть до Константинополя.

Отвечая на его письма, Сенявин не обещал успеха в этом году, ибо из-за задержки с подвозом материалов и готовых изделий для достраиваемых судов не рассчитывал до следующей весны иметь снаряженную флотилию. Он считал, что не сможет пройти через Еникальский (Керченский) пролив, если армия не возьмет Еникале, и объяснял, что низкобортные суда не способны держаться в открытом море. Прорыв в Черное море он считал вообще неразумным, ибо наибольшую проблему составляло обратное возвращение судов, которые имели запас провизии не более чем на 3 месяца, а воды - на полтора. Несмотря на требования Чернышева, до весны флотилия реальными силами не располагала и не могла действовать наступательно.

В 1770 году, несмотря на болезнь Сенявина, на Икорецкой и Павловской верфях построили 8 "новоизобретенных" и 2 бомбардирских корабля, гребные суда, осенью в Новохоперске заложили 2 первых фрегата, названные по номерам "Первый" и "Второй". С 1 октября началась постройка гавани Таганрога.

Боевые действия начались в 1771 году. Получив рескрипт от 7 марта, по которому флотилии следовало поддерживать армию, обеспечивать перевозки и после взятия Еникале собраться там, Сенявин послал приказ в Таганрог вывести немедленно за гавань все "новоизобретенные" суда и привести их в порядок. В письме Чернышеву от 25 апреля он писал:

"При всей моей скуке и досадах, что еще не готов, В. С. вообразите себе и мое удовольствие: видел с 87 футовой высоты стоящие пред гаванью (да где же? в Таганроге) суда под военным российским Императорским флагом, чего со времени Петра Великого, то есть с 1699 года, здесь не видали".

Несмотря на нехватку моряков, которую вице-адмирал покрывал солдатами, в ночь на 18 мая флотилия выступила в поход. Сенявин предназначил 35 военных и 2 казачьих лодки капитана Скрыплева для переправы через Сиваш войск корпуса князя Щербатова, направлявшихся в Крым, а 8 "новоизобретенных", бомбардирский корабли и дубель-шлюпка Сухотина должны бьши прикрыть эту переправу.

19 июня Сенявин докладывал о своем походе вдоль берегов Азовского моря. 13 июня Скрыплев получил приказ генерал-майора Щербатова наводить мост через Генический пролив, что и сделал со своими лодками. Утром 15 июня Сенявин с 8 кораблями отправился к Еникальскому проливу, ибо узнал, что десятитысячный турецкий отряд отправлен на судах в Крым. Шли вдоль берега Крыма, чтобы продемонстрировать противнику свой флаг. 17 июня вице-адмирал привел эскадру в Еникальский пролив, где ждал войска и бомбардирский корабль, оставленный у Арабатской стрелки для поддержки армии. Через 2 дня, двигаясь от Федотовой косы, с эскадры увидели под берегом у мыса, отделяющего бухту к Кефе (Феодосии), неприятельские суда. Вице-адмирал из-за непогоды смог только преградить им путь к Арабатской стрелке. Враждебные флотилии стояли на якорях. 20 июня, когда волнение на море утихло, 10 русских судов атаковали 14 более сильных неприятельских, но налетевший шквал помешал довести атаку до конца. Когда погода улучшилась, противника не было заметно. Лишь 21 июня увидели турецкие корабли, уходящие к югу, в Еникальский пролив. Изгнав противника, Сенявин встал в проливе на якорях. Ожидая подхода войск, он высадил на берег десант, и под его прикрытием суда запаслись водой. Десантники вели на берегу успешный бой с янычарами, что явилось боевым крещением для личного состава флотилии.

2 июля корпус князя Щербатова занял без боя оставленную противником Керчь, 3 июля - Еникале. 4 июля флотилия появилась на Керченском рейде. Сенявин сразу заметил, что артиллерия в Еникале слаба и устарела, а Керчь вообще не укреплена. Немедленно началось оборудование базы. В самом узком месте пролива поставили 2 корабля и соорудили батарею из 5 тяжелых орудий, чтобы они во взаимодействии с кораблями не допустили противника в Азовское море, которое стало русским. Вице-адмирал в соответствии с высочайшим указом намеревался обосноваться в Еникале. Но русские полки заняли Крым. Сенявину пришлось большинство боевых кораблей использовать для снабжения войск и крепостей провизией на зиму. Вице-адмирал отправил людей для съемок пролива. Бомбардирский корабль он поставил у Тамани, а в Черное море выслал 2 корабля. Сенявин считал, что без участия флота армии вряд ли удалось взять так легко крепости.

Тем временем 2 фрегата (названные "Первый" и "Второй") 12 и 20 июля соответственно прибыли в Таганрог. Но требовалось время, чтобы эти первые мореходные суда достроить и вооружить.

После занятия Крыма в столице решили, что пора создавать большой флот. Императорский рескрипт 29 августа 1771 года предписывал отыскать в Крыму лес для постройки 66-пушечных кораблей. Однако подходящей древесины в Крыму не оказалось. Тем временем адмирал Ноульс предложил свой тип фрегата, удобного для постройки на реке. Императрица отказалась от сооружения линейных кораблей и предписала построить 2 фрегата из заготовленных на Хопре материалов по проекту английского адмирала.

В письме от 20 декабря Чернышев сообщал Сенявину об основной задаче - ремонте всех кораблей, чтобы весной использовать их хотя бы как силу оборонительную и сделать их способными к перевозке людей через Черное море.

За труды по созданию флотилии 26 декабря 1771 года Екатерина II наградила Сенявина орденом Св. Александра Невского. Но его не требовалось подстегивать поощрениями. В 1772 году строили новые фрегаты и другие суда, усиленно готовили экипажи. Этому способствовало затишье в русско-турецкой войне.

Тем временем в столице рождался новый план действий на Черном море. А. Н. Сенявину было предписано "отправить, коль скоро ход по морю начнется", половину судов к устью Дуная, в распоряжение адмирала Ноульса, оставив другую при себе для охранения прохода в Азовское море и крымских берегов. Сенявин сам рвался в бой. С ранней весны флотилию начали готовить к кампании. Флагман предназначил для похода к Дунаю корабли "Модон", "Морея", "Новопавловск" и "Журжа" под командованием капитана 1-го ранга Сухотина с предписанием после прибытия к устью Дуная явиться под командование адмирала Ноульса. Об этом Сенявин сообщал Чернышеву. Но Ноульс не был готов к таким темпам, и 18 апреля Чернышев писал Сенявину, что адмирал до особого требования не желает, чтобы отправляли предписанные корабли на Дунай.

Тем временем 6 апреля на рейд Таганрога доставили фрегат "Перый", а 2 мая "Второй" и достраивали их. Адмиралтейств-коллегии Сенявин рапортовал, что 2 новых фрегата намерен строить на Новохоперской верфи, ибо на Дону требовалось слишком далеко везти лес. Вице-адмирал продумывал также, как соединить Дон с Волгой при помощи небольших речушек. 27 апреля Адмиралтейств-коллегия рассматривала его предложения и карты, снятые на местности. 3 мая Сенявин рапортовал также, что прибыли мастера и готовится место для закладки новых фрегатов.

В мае 1772 года Сенявин дал Сухотину ордер крейсировать от Кафы до Еникальского пролива в Черном море, не допуская неприятельские суда в пролив, а по указаниям командующих войсками в Крыму отбивать вражеские набеги на берега. Другой отряд поставили в Керченском проливе до получения приказа от Сухотина, который при необходимости мог вызвать корабли для поддержки. Если бы поступил указ идти к Ноульсу, Сухотину следовало взять 5 кораблей, а остальные 2 оставить в проливе, чтобы вместе с 2 бомбардирскими оборонять проход на Азовское море.

20 сентября Сенявин дал капитану Таганрогского порта ордер, в котором сообщал, что по высочайшему рескрипту от 17 мая Керчь и Еникале избраны для базирования флота и корабли придут туда на зимовку, а потому предписал послать в Керчь капитаном над портом капитана Ивкова и необходимых мастеров, материалы, припасы для исправления судов и корабельного мастера подполковника Афанасьева.

4 октября Чернышев сообщал Сенявину в письме, что с 1 ноября начинается рекрутский набор (1 рекрут со 150 душ), и так как штат флотилии отделен, то для нее определено 895 рекрут. Но этого было явно недостаточно ввиду растущей численности флотилии и большой убыли людей. Скрыплев 27 сентября докладывал Чернышеву, что начавшаяся с мая заразная болезнь не прекращается и унесла более 600 жизней, отчего почти прекратилась постройка гавани, адмиралтейства и второго фрегата. Он просил по болезни уволить его от должности. Об остановке работ из-за болезней писал и Сенявин. Встревоженный Чернышев в письме 6 ноября предложил Сенявину лично заняться болезнями в Таганроге. 29 ноября вице-адмирал из Еникале сообщил, что для ликвидации болезней необходимо убрать коменданта Таганрога Жедра, сменив его инженерным полковником Збродовским. Скрыплева он заменил капитаном Толубьевым.

Флотилия действовала до конца года, крейсируя и доставляя грузы для армии в Крыму. Зимой Сенявин отправился в Санкт-Петербург, оставив командовать флотилией Сухотина. В феврале 1773 года Сенявин верноподданнейше доносил, что из 58 военных лодок 28 погибли, остальные обветшали, и просил разрешения построить на замену 4 галиота для перевозки грузов в Крым. Императрица утвердила его предложение.

Зимой у флотилии появились новые трудности. 1 февраля лед в проливе взломало, зимовавшие корабли сорвало и унесло на 3-4 версты. Только 6 февраля удалось их вернуть на якорную стоянку, кроме корабля "Хотин", оказавшегося в 6 верстах. К счастью, корабли пострадали мало. Сам Сенявин 12 марта выехал на юг и, "следуя денно и ночно", прибыл 29 марта в Новохоперск. 6 апреля он сообщал с Новохоперской верфи, что из-за зимней погоды. вооружение кораблей в Керчи не завершено и, сделав распоряжения о спуске фрегатов, отправился дальше. Ко времени окончания перемирия вице-адмирал намеревался отправить в Черное море к Керчи и Балаклаве фрегат и 4-5 новоизобретенных судов, а в апреле, получив провизию из Таганрога, выслать остальные. Когда весной 1773 года военные действия возобновились, флотилия состояла из 2 фрегатов, 10 "новоизобретенных" кораблей разного рода, транспортных и легких судов. Основными ее задачами стали оборона Крыма от вражеских десантов и защита Керченского пролива.

По приказу Сенявина Сухотин после вскрытия льда поставил бомбардирские корабли в узости пролива, 3 корабля под командованием капитан-лейтенанта Баскакова отправил 27 марта в крейсерство, а фрегат и еще один корабль торопился вооружить. Контр-адмирал Баранов прибыл в Таганрогский порт, и 10 апреля Сенявин приказал ему принять командование эскадрой в море. Но вскоре контр-адмирал скончался, и командование принял Сухотин. Чернышев для усиления флотилии послал капитана 2-го ранга Кинсбергена и предложил поручить ему командование фрегатом и небольшой эскадрой.

Фактически силы Сенявина разделились на 3 эскадры. Эскадра капитана 2-го ранга Кинсбергена из фрегата, 2 кораблей и палубного бота должна была крейсировать от Кафы (Феодосии) до Балаклавы, эскадра капитана 1-го ранга Сухотина из фрегата, 4 кораблей, 2 ботов - от Кафы до Суджук-Кале (Новороссийска). Третья эскадра из 4 кораблей охраняла Керченский пролив. Больной Сенявин оставил за собой оборону пролива. В случае появления турецких кораблей из Суджук-Кале вице-адмирал намеревался атаковать их соединенными силами двух крейсирующих эскадр.

Летом обе русские эскадры нанесли несколько ударов по туркам. 29 и 30 мая корабли Сухотина обнаружили и истребили несколько судов у берегов Тамани. 23 июня капитан 2-го ранга Иоганн Генрих Кинсберген недалеко от Балаклавы с двумя 12-пушечными кораблями атаковал турецкие 3 52-пушечных фрегата и 25-пушечную шебеку, заставив превосходящего противника с потерями ретироваться.

27 августа Сенявин получил с Тамани сведения, что 110 неприятельских судов с десантом прибыли в Суджук-кале. Вице-адмирал перешел на фрегате "Первый" в устье пролива и при первом благоприятном ветре собирался идти с отрядом кораблей и вызванной эскадрой Кинсбергена. В проливе он оставил бомбардирский корабль и 2 бота для перевозки из Козлова провизии в Ялту и Бельбек.

Кинсберген еще 23 августа с фрегатом, 3 кораблями, ботом и брандером подошел на 1,5 версты к Суджук-кале; вскоре были обнаружены 18 кораблей, среди них 3 линейных, 4 фрегата и 3 шебеки, 8 транспортов, готовившиеся высадить десант. Кинсберген атаковал, 2 часа вел с неприятелем ружейно-артиллерийский бой, заставил противника бежать под пушки крепости и сорвал планы неприятеля. Повреждения не позволили преследовать превосходящего врага, и капитан повернул к проливу на соединение с главными силами.

31 августа Сенявин объединил командование эскадрами и 1 сентября с 2 фрегатами, 5 кораблями, 1 бомбардирским отправился к Кызылташской пристани, но заметил лишь лодки, бежавшие вверх по Кубани. 2-4 сентября лавировали к Суджук-кале. Утром 5 сентября русские снялись с якоря и около полудня увидели восточнее Суджука у Абазинских гор неприятельские суда под парусами. Сенявин построил эскадру и пошел на сближение. Турецкая эскадра (5 линейных кораблей, 2 фрегата, 2 шебеки, 1 галера, 1 транспорт) направлялась к Анатолии, подняв сколько можно парусов; несмотря на превосходство сил, турки уклонились от боя. Русские пытались гнаться до темноты, ночью легли в дрейф, а утром неприятеля уже не было видно. 7 сентября прибыли к Суджукской бухте, но не видели судов, кроме малых лодок. 8 сентября эскадра отправилась к берегам Крыма, вновь осмотрела Кызылташскую пристань, не нашла военных судов и вернулась к проливу. Выслав отряд в крейсерство, флагман занялся подготовкой следующей кампании.

11 октября Сенявин докладывал Адмиралтейств-коллегии, что побывал в Балаклаве, осмотрел "Новопавловск" и "Модон", убедился, что требуется менять проеденную червями обшивку, но в Крыму не было ни досок, ни гвоздей, ни леса на мачты, и все необходимое следовало доставить из Таганрога, то есть ранее августа 1774 года суда исправить было невозможно. Потому он распорядился снять большую часть экипажей для укомплектования действующих кораблей.

8 конце января 1774 года к Сенявину прибыл контр-адмирал В. Я. Чичагов; флотоводец направил его в Крым для подготовки кораблей к кампании. Зимнее время не было потеряно зря. 15 марта Сенявин докладывал императрице, что эскадра под командованием Чичагова направлена из Азовского в Черное море для прикрытия Керченского пролива и Крымского побережья от высадки десантов; в проливе оставались бомбардирский корабль и батареи на берегу, тогда как корабли, зимовавшие в Балаклаве, должны были прикрывать конвои на Ялту и Козлов. Ожидали прибытия новых фрегатов, строившихся на Дону. Пока же превосходство оставалось на стороне турок.

9 июня сильный турецкий флот пытался пройти к Керченскому проливу, но маленький отряд Чичагова заставил неприятеля отступить и встал в проливе, преградив путь туркам, которые следующим утром пришли в больших силах. 16 июня Сенявин, получив донесение Чичагова, 23 июня прибыл к эскадре и наблюдал турецкий лагерь на другой стороне. Вице-адмирал ожидал десанта. И действительно, 28 июня турки попытались пройти в пролив, но русские корабли не допустили их. Противостояние продолжалось еще две недели, причем турецкие силы за счет транспортных и гребных судов увеличились до 73 единиц. За 12-13 июля войска с

Таманского полуострова были погружены на суда. Сенявин опасался атаки противника. Однако турки, пропустив транспорты за линию боевых кораблей, вечером 16 июля ушли, и вице-адмирал отправил 2 фрегата и корабль крейсировать, оставив главные силы в проливе.

Вскоре выяснилось, почему турки оставили Керченский пролив. Пока одна эскадра блокировала Донскую флотилию, вторая высадила десант в районе Ялта - Судак, что вызвало восстание крымских татар. Маленький отряд Кинсбергена из фрегата и бота (остальные его корабли меняли источенную червями обшивку) не мог воспрепятствовать противнику. Высадку турецкого сераскира хан Сахиб-Гирей воспринял как сигнал восстановления власти Турции. Малочисленная армия В. М. Долгорукова не смогла сдержать восставших.

К счастью, 10 июля 1774 года Кючук-Кайнарджийский мир прекратил войну. Но политическая борьба не утихала. Уже летом 1774 года турецкий Диван взял курс на ревизию условий договора при посредничестве Англии и Пруссии; турки рассчитывали на уступчивость оказавшейся в трудном положении России. Екатерина II отказалась обсуждать уступки. Захват Австрией Буковины и конфликт Турции с Персией, плачевное состояние финансов заставили турецкое правительство отказаться от своих требований и ратифицировать 21 октября договор. 13 января 1775 года произошел размен ратификационными грамотами в Константинополе.

Эти политические события определили задачи Донской флотилии, которой пришлось держаться у Керченского пролива до поздней осени. 22 октября Сенявин рапортовал, что, по сведениям от В. М. Долгорукова, татары спокойны, турецкие войска оставили Крым и командовавший ими Хадж Али-паша отбывает, чтобы успеть отправить до морозов корабли на ремонт. Сенявин приказал Чичагову, оставив у пролива все 4 фрегата с 5 палубными ботами под командованием капитана 1-го ранга А. П. Косливцева, с остальными идти в Таганрог.

Приходилось заниматься и другими вопросами. Екатерина стремилась закрепить за Россией право плавания на Черном море и 27 сентября запросила Сенявина о возможности переоборудовать боевые корабли в торговые. Вице-адмирал, объяснив невыгодность переделки фрегатов (кроме двух последних), предложил для торговой службы 4 новопостроенных галиота. После обсуждения в столице императрица направила 5 января 1775 года командующему флотилией рескрипт о намерении организовать полезное плавание по Черному морю и вызвала Сенявина с Чичаговым в Москву для обсуждения этого вопроса. Видимо, речь должна была зайти не только о торговом, но и военном флоте на Черном море.

По мирному договору Россия получила право судоходства по Черному и Мраморному морям. Право это нуждалось в защите, и в начале 1775 года А. Н. Сенявин доложил Адмиралтейств-коллегии соображения об усилении флота на южных морях. Предложения были одобрены. К концу года численность судов флотилии возросла до 32, и постройка продолжалась.

Тем временем в Санкт-Петербурге пришли к мнению, что мелководное Азовское море не может стать оплотом большого флота. Сенявин по поручению коллегии побывал на Днепре и Буге в ноябре 1775 года и предложил строить порт у Глубокой пристани. Уже в декабре Екатерина II указала принять меры к строительству 20 крупных кораблей. Первоначальное проектирование порта и верфей проходило при участии Сенявина, которого 7 октября произвели в адмиралы.

Длительная перегрузка сказалась на здоровье Сенявина, болезнь взяла свое, и летом 1776 года он получил отпуск. Так как болезнь не прекращалась, развивать далее Азовскую флотилию и создавать Черноморский флот пришлось другим.

Сенявин и вне строевой службы не отрывался от флота. Он посещал корабли, переписывался с моряками, разработал способ предохранения днищ судов от червей-древоточцев. 20 декабря 1787 года при распределении постов во флоте его назначили командовать 1-й флотской дивизией. Но состояние здоровья не позволило адмиралу принять участие в русско-шведской войне: летом 1788 года его отправили в отставку. 28 августа 1794 года моряк вернулся на службу в Адмиралтейств-коллегию, но ненадолго: 10 августа 1797 года он умер.

Адмирал А. Н. Сенявин скончался почти два столетия тому назад. Из жизни ушли его соратники и ученики. Но основанная ими Азовская флотилия не раз вступала в бой с врагами, защищая рубежи отечества.

Адмиралы Российской Империи внесли огромный вклад в становление нашей державы. Они являются ярким примером для потомков, которые помнят о героическом вкладе этих великих людей.

Одним из них является Дмитрий Николаевич Сенявин. Это русский адмирал, который в свое время командовал Балтийским флотом. Славу ему принесла победа Второй Архипелагской экспедиции над турками в а также при Дарданеллах, во главе которой он и состоял. Не менее важным в биографии Сенявина является и то, что он, находясь в чине флаг-капитана, осуществлял руководство над первыми строительными работами по возведению города-крепости, которая уже спустя год, с февраля 1783 г., стала именоваться Севастополем.

Семья

Дмитрий Николаевич Сенявин родился по новому стилю 6, а по старому 17 августа 1763 г. в д. Комлево, которая находилась в Боровском уезде Калужской области. Его семья принадлежала к известному в стране дворянскому роду, судьба представителей которого была неразрывно связана с русским флотом с самых истоков его основания.

Отец будущего адмирала, Николай Федорович, являлся премьер-майором в отставке. Некоторое время он состоял в должности генерал-адъютанта, проходя службу у Алексея Наумовича Сенявина, который был его двоюродным братом.

Дворянский род, к которому принадлежал будущий адмирал, восходил своими корнями к самому возрождению флота России. Так, дед известного флотоводца, Иван Акимович, служил боцманом при Петре I. При нем же он и дослужился до чина контр-адмирала.

Столь же блестящую карьеру удалось сделать и его брату Науму Акимовичу, отличившемуся в 1719 г. в боях со шведами недалеко от острова Эзель. Отец Дмитрия Николаевича в 1770-х годах являлся военным губернатором Кронштадта, дослужившись до чина вице-адмирала. Когда мальчику исполнилось десять лет, родитель лично отвез его в Морской кадетский корпус. Там он и оставил сына.

Учеба и начало службы

В Морской кадетский корпус будущего адмирала Д.Н. Сенявина зачислили в 1773 г. В учебе он проявлял большие способности, благодаря которым окончил это заведение одним из первых. Уже в возрасте 14 лет, в ноябрьские дни 1777 г., юношу произвели в гардемарины. В этом чине он проплавал три года, успев поучаствовать в нескольких кампаниях.

О времени учебы в корпусе и о начале службы адмирал Сенявин много рассказывал в своих поздних воспоминаниях. В этих описаниях был предан тот морской быт, который существовал во времена Очакова и покорения Крымского полуострова. Воспоминания старика носили несколько идеализированную форму. Например, он утверждал, что в те годы «все были румяны и веселы, а ныне вокруг можно увидеть лишь унылость, желчь и бледность».

Адмирал Сенявин был ярым приверженцем науки Суворова, и, настраиваясь только на победу, он всегда уповал на «дух русского воина», который позволяет преодолевать всяческие препятствия.

Биограф же описывал адмирала как «кроткого нравом и скромного, взыскательного и строгого по службе», указывая на то, что Сенявина любили как отца и уважали как справедливого начальника.

Продвижение по службе

Адмирал Сенявин, биография которого неразрывно связана с морем, прослужил гардемарином до 1780 г. После он сумел выдержать экзамен и стал мичманом. В этом чине он впервые отправился в свое дальнее плавание в г. Лиссабон. Целью похода являлась поддержка вооруженного нейтралитета императрицы Екатерины II, что было связано с войной за независимость, которая велась в североамериканских колониях.

Но все же основные экспедиции адмирала Сенявина проходили в бассейнах Средиземного и Черного морей. Уже в 1782 г. молодого мичмана перевели на корвет «Хотин», находящийся в Азовском флоте. Через год он получил чин лейтенанта. Во время строительства новой российской военно-морской базы (г. Севастополя) Сенявин, который находился в должности флаг-офицера, являлся ближайшим помощником адмирала Макензи. Тогда-то его и приметил генерал-губернатор Новороссии, которым являлся князь Потемкин. Вопросами строительства будущий адмирал занимался до 1786 г. После его перевели в плавающий состав, назначив командиром пакетбота под названием «Карабут», который поддерживал сношения с находящимся в Турции русским послом.

Стремительный карьерный рост

В 1787 г. - 1791 г. будущий адмирал Сенявин находился под командованием Ушакова. В этот же период, когда Россия вела войну с турками, ему пришлось пройти суровую боевую школу. В самом начале военных действий он являлся флаг-капитаном, проходя службу в эскадре Войновича. Уже 3.06.1788 г. Черноморский флот одержал победу у о. Фидониси. В этом сражении особенно отличился Ушаков, возглавлявший русский авангард.

В тот момент, когда достаточно сильный флот Турции старался помочь с моря осажденному русскими Очакову, Сенявина с пятью крейсерами послали к берегам Анатолии. Цель наших моряков состояла в отвлечении внимания турков и нарушении их путей сообщения. Историки сообщают, что уже здесь Сенявиным были проявлены незаурядные способности. Проводя свои первые самостоятельные действия, сумел взять несколько призов и уничтожить десяток турецких судов.
Принял участие Сенявин и в сражении при Калиакрии. Оно стало последним в русско-турецкой войне 1787 г. - 1791 г.

Подобные успешные действия способствовали тому, что Сенявин получил назначение на командование кораблем «Леонтий Мученик». После он стал возглавлять судно «Владимир». Уже на 4-й год войны (в 1791 г.) он являлся командиром судна «Навархия», находившемся в составе эскадры Ушакова.

Сражения с французами

После завершения боевых действий с Сенявин продолжил командование линейным кораблем, входящим в эскадру Ушакова. 13.08.1798 г. средиземноморский русский флот вышел из Севастополя. Он направился в Константинополь для соединения с кораблями Турции. Эта эскадра и выступила для сражения с французами.

Первой целью Ушакова были Ионические острова. Их необходимо было освободить от французской армии, чтобы создать здесь базу эскадры.

Самыми защищенными из всех островов были Санта-Мавра и Корфу. Взять первый из них и было получено Сенявину, который будучи командовал кораблем «Св. Петр». Помогал ему в этом фрегат «Навархия», а также два корабля турков. С возложенной на него задачей Сенявин справился успешно. Крепость Санта-Мавра пала 2 ноября. В своем сообщении о взятии острова Ушаков дал положительную оценку действиям, предпринятым Сенявиным.

Русские моряки взяли после осаду Корфу, а также прочие Ионические острова. После этого они освободили от французов Рим и Неаполитанское королевство.

Новые назначения

Эскадра Ушакова возвратилась в Севастополь в 1800 г. Отличившегося в боях Сенявина назначили командовать Херсонским портом. На той же должности с 1803 г. он стал служить в Севастополе. Еще спустя год Сенявина назначили флотским начальником и перевели в Ревель. Здесь он находился вплоть до 1805 г. В том же году его поставили командовать русской эскадрой, которую отправили в Севастополь для выполнения новой боевой задачи.

Карьера Сенявина в начале 19 века

После того как Россия в конце 18 в. смогла одержать ряд побед, при руководстве ее войск великим полководцем Суворовым и замечательным флотоводцем Ушаковым ее влияние на европейские дела и международное значение значительно усилились.
В этот же период велась борьба между Англией и Францией, вступившими на капиталистический путь развития. Эти страны сражались за мировое господство. При этом агрессивная политика Наполеона стала угрожать интересам России. Это и привело к обострению противоречий между великими государствами.

С 1804 г. Россия предприняла ряд мер, направленных на концентрацию сил в Средиземном море. Она увеличила количество боевых кораблей и перебросила из Севастополя на о. Корфу пехотную дивизию.

Весной 1805 г. Россия и Англия заключили между собой договор, утвердивший совместные действия государств, направленные против Франции. В этот союз вошли также Неаполь и Австрия.

В сентябре 1805 г. в Архипелаг из Крондштата была направлена русская эскадра, возглавляемая Д.Н. Сенявиным, который перед этим был произведен в вице-адмиралы. Экспедиция благополучно прибыла на Корфу. Здесь Сенявин вступил в командование русскими сухопутными и морскими силами в средиземноморье. Основная задача вице-адмирала касалась защиты Ионических островов, которые служили базой русского флота, а также недопущения захвата Наполеоном Греции.

Практически сразу Сенявин начал совершать активные действия. Им была занята Черногория, а также область Каттаро. Для того чтобы привлечь на свою сторону местное занятых русскими областей были по его приказу освобождены от всяческих повинностей. Кроме того, под руководством Сенявина было организовано конвоирование судов, направляющихся в Константинополь и в Триесту, что в значительной мере активизировало торговлю в этих областях.

В декабре 1806 г. подстрекаемая Наполеоном Турция решила объявить войну России. И уже в начале января следующего года в Корфу была отправлена новая эскадра, командование которой осуществлял капитан-командор Игнатьев.

Поход в Эгейское море

Из России адмиралу Сенявину пришла инструкция, из которой следовало, что его задачей является захват Константинополя, блокада Египта, защита Корфу, а также препятствие сообщению между Францией и Турцией. Если бы адмирал слепо следовал всем предписаниям, то он обязательно был бы разбит, распылив имеющиеся в его распоряжении силы. Сенявин принял верное решение, оставив часть своей армии защищать Корфу, уйдя с оставшимися войсками на Архипелаг для решения основной задачи. В феврале 1807 г. его эскадра отправилась в воды Эгейского моря. Для того чтобы обеспечить внезапность предпринятых им действий, Сенявин приказал задерживать все встречающиеся на его пути купеческие корабли. Таким образом, никто не смог предупредить противника о приближении русской эскадры.

Сражение за Дарданеллы

Правительство России надеялось, что англичане направятся на помощь Сенявину, выдвинув в Эгейское море эскадру адмирала Дукворта. Этого, однако, не произошло. Англичане, попытавшиеся предупредить события, решили захватить Константинополь раньше, чем это сделают русские. В феврале 1807 г. эскадра Туманного Альбиона прошла мимо Дарданелл и появилась вблизи Константинополя. Англичане начали вести с турками переговоры, во время которых последние сумели значительно укрепиться в проливе. Дукворт покинул прибрежные воды Константинополя, неся во время своего отступления большие потери.

В то время, когда Сенявин подошел к Дарданеллам, они были сильно укреплены. Его боевая задача очень сильно была осложнена. Дукворт на помощь нашей эскадре не пришел, отправившись на Мальту.

После этого русским адмиралом был собран военный совет, который решил не предпринимать ничего, кроме блокады Дарданелл. Для создания маневренной базы русскими войсками была захвачена крепость Тенедос, которая находилась на близлежащем острове. После этого и началась блокада Дарданелл. Она представляла собой дежурство двух кораблей у пролива, не допускавших в крепость торговые корабли. Все эти действия вызвали голод в Константинополе и недовольство его жителей. Для снятия блокады турки отправили в пролив свой флот.

Дарданелльское сражение произошло 10 мая 1807 г. Наша эскадра, воспользовавшись благоприятными для нее юго-западными порывами ветра, направилась на сближение с противником. Флот турков не пожелал принять сражение и пошел к Дарданеллам. К восьми часам вечера русская эскадра догнала противника, вступив с ним в бой. Русские корабли, численность которых была значительно меньше, прекрасно маневрировали. Они не придерживались единого строя и использовали огонь одновременно с обоих бортов. В темноте ночи турецкие батареи производили выстрелы не только по русским. Порой они попадали и в свои корабли. Сражение длилось до полуночи. В результате 3 корабля противника, которые не могли перемещаться из-за сильных повреждений, приткнулись к отмели, а остальные сумели проскочить в Дарданеллы.

На рассвете 11 мая турки начали буксировку своих поврежденных судов. Сенявиным при этом был отдан приказ атаковать корабли противника. Только один из них сумел проскочить в Дарданеллы. Два других были выброшены турками на берег. Этим и закончилось сражение под Дарданеллами, которое вывело из строя три турецких боевых судна. Потери противника в живой силе при этом достигли 2000 человек.
Блокада Дарданелл привела к полному прекращению поставок продовольствия в Константинополь. Недовольство местного населения усилилось, вследствие чего произошел переворот, свергнувший Селима III, после которого власть получил султан Мустафа IV.

Поражение турецкому флоту было нанесено и в Афонском сражении, которое состоялось 19.06.1807 г. Здесь Сенявин применил новейшие способы ведения боя, использовав атаки кильватерной колонны, нападение на один вражеский корабль двумя русскими и т.д. За проявленное мужество флотоводца наградили почетным орденом Святого Александра Невского.

Возвращение на Балтику

12.08.1807 г. пораженная на море Турция вынуждена была подписать перемирие. Согласно мирному Тильзитскому договору Александр I уступил Наполеону Далматские и Ионические острова. Кроме того, Турция получила назад свой остров Теодос. Узнав об этом, Дмитрий Николаевич не мог сдержать слез. Такой договор перечеркнул все победы русского флота. Вскоре его эскадра вернулась на родину. Сенявина направили на Балтику.

В период войны с Наполеоном Сенявин командовал Ревельской эскадрой, которая патрулировала у английских берегов. Флотоводец считал это бездействием. Он написал рапорт о переводе, но тот так и остался без ответа. В 1813 г. вице-адмирал Сенявин ушел в отставку, получив при этом только половинную пенсию. Семья Дмитрия Николаевича терпела материальные трудности.

Но все изменилось после прихода к власти Николая I. Сенявин вернулся на службу. Царь назначил его личным генерал-адъютантом, переводя после командиром Балтийского флота. В адмиралы Сенявин был произведен в 1826 г. И уже в следующем году к ему вручили алмазные знаки. Произошло это после победы совместной эскадры России, Франции и Англии над турецко-египетскими кораблями в

В 1830 году Дмитрий Николаевич серьезно заболел. 5.04.1831 г. он скончался. Похороны русского адмирала прошли весьма торжественно. Командование почетным эскортом лейб-гвардии Преображенского полка при отдании последних почестей Сенявину осуществлял сам Николай I.

Память

Адмиралы Российской Империи не забыты благодарными потомками. Живет в наших сердцах и память о Дмитрии Николаевиче Сенявине.

Так, его именем назван морской технический колледж. Это учреждение образования, история которого началась 8.06.1957 г., находится в г. Санкт-Петербурге. В начале своей деятельности оно было школой фабрично-заводского обучения. На сегодняшний день это морской технический колледж им. адмирала Д.Н. Сенявина, который готовит специалистов, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, для рыбопромыслового, речного и морского флота.

В водах Тихого океана с 1954 г. по 1989 г. служил крейсер «Адмирал Сенявин». Это было легкое судно, построенное по проекту «68-бис».

Изображен Д.Н. Сенявин на памятнике «1000-летие России». Находится он в Новгороде, в самом центре его кремля. Это уникальный памятник, аналогов которому в мире просто не существует. Поставлен он не в честь одного события и посвящен не одному человеку. Он повествует потомкам о целом тысячелетии и увековечивает память всего народа. Идея создания этого монумента принадлежит Александру II. Всего на памятнике «1000-летие России» изображено 109 фигур государственных деятелей, героев и военных, просветителей и мастеров искусств, которые были утверждены лично царем.

Тот, кто хоть раз в своей жизни увидит эту колоссальную массу металла в виде безмолвного колокола, не сможет забыть о ней уже никогда. Так же, как не забываются подвиги тех русских людей, которые верой и правдой служили во благо своей Отчизны.

 


Читайте:



Молдавские пирожки вэрзэре

Молдавские пирожки вэрзэре

Вэрзэре – мое любимое «зимнее» блюдо с детства, его также можно есть во время поста. Рулетики с квашеной капустой легко готовить, и получаются они...

Рецепт как приготовить мексиканскую смесь

Рецепт как приготовить мексиканскую смесь

Современная жизнь заставляет человека постоянно куда-то спешить. В итоге многие предпочитают питаться фастфудом без отрыва от работы, а приходя...

Мексиканская смесь: рецепты Мексиканская смесь тушеная

Мексиканская смесь: рецепты Мексиканская смесь тушеная

Современная жизнь заставляет человека постоянно куда-то спешить. В итоге многие предпочитают питаться фастфудом без отрыва от работы, а приходя...

Загляни в свое будущее с помощью гадания на игральных картах

Загляни в свое будущее с помощью гадания на игральных картах

Узнать свое будущее хотят многие люди. Только часто они подходят к вопросу неправильно. Насмотревшись передач об экстрасенсах, они необоснованно...

feed-image RSS