Разделы сайта
Выбор редакции:
- Сердечно-сосудистая система
- Какой орган играет главную роль в обострения подагры?
- Стадии алкоголизма Стадии алкоголизма у женщин тест
- Расчеты с подотчетными лицами
- Купание в чистой прозрачной воде
- Основные идеи “Наказа” Екатерины II Наказ екатерины 2 читать
- «На Руси учились так» Экскурс в историю Кто учился в первых школах на руси
- «Красный эшелон», агитпоезд
- Шокирующие традиции папуасов, которые поймет не каждый Как попасть в эти Затерянные миры
- Гадаем дома: три гадания на любовь Гадание самой себе на будущее
Реклама
Анализ произведения певец во стане русских воинов. «Стихотворение В |
Анализ стихов «Певец во стане русских воинов» и «К Дашкову»Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы - почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну. И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война - удаль, храбрость, подвиги героев. Для другого - смерть, кровь, разрушения. Жуковский пишет: Наполним кубок круговой! Дружнее! руку в руку! Запьем вином кровавый бой И с падшими разлуку. Кто любит видеть в чашах дно, Тот бодро ищет боя... О, всемогущее вино, Веселие героя! Батюшков: Мой друг! я видел море зла И неба мстительного кары: Врагов неистовых дела, Войну и гибельны пожары. И в дальнейшем оба стихотворения соответствуют тому, что в них заложено с самого начала. Певец Жуковского произносит здравицы героям войны, Древней Руси, родине, Богу, Петру, Суворову. Батюшков же повествует об ужасах войны, о ее бессмысленности. Но несмотря на столь глубокие различия, у поэтов проскальзывают сходные мысли. Например, у обоих звучит тема мщения. В стихотворении Жуковского слышатся призывы: За гибель - гибель, брань - за брань, И казнь тебе, губитель! Вожди славян, хвала и честь! Свершайте истребленье, Отчизна к вам взывает: месть! Вселенная: спасенье! Читая эти строки, настораживаешься: слишком уж воинственно-жестоко звучат призывы поэта. Батюшков же утверждает: совесть приказывает ему забыть о музах и харитах, пока не отмщена Москва и враг не изгнан с русских земель. Вообще Батюшков меньше, чем Жуковский, пишет о сражениях и подвигах. Он видит оборотную, непарадную сторону войны: Я видел сонмы богачей, Бегущих в рубищах из дранных, Я видел бледных матерей, Из милой родины изгнанных!.. Лишь угли, прах и камней горы, Лишь груды тел кругом реки, Лишь нищих бледные полки Везде мои встречали взоры!.. Жуковский перечисляет героев войны - живых и павших, давая каждому «послужной список». Прославляя их, поэт стремится укрепить боевой дух соотечественников, помочь им переломить ход войны. И действительно, по свидетельству современников, стихотворение Жуковского облетело всю русскую армию; его переписывали, читали, учили наизусть. Стихотворение Батюшкова не так тесно привязано к определенному периоду истории. Единственное, что указывает в нем на события 1812 года, - упоминание о сгоревшей Москве. В остальном же это философское размышление на тему «Война. Мир. Поэт». Надо заметить, что практически всегда в человеческой истории нация, подвергшаяся агрессии, создает мощный пласт патриотической литературы. Так было, например, во время монголо-татарского нашествия на Русь. И лишь какое-то время спустя, оправившись от нанесенного удара, преодолев боль и ненависть, мыслители и поэты задумываются обо всех ужасах войны для обеих сторон, о ее жестокости и бессмысленности. На мой взгляд, стихотворение Жуковского - один из всплесков патриотической воинственности, вызванной нашествием врага. А послание Батюшкова - философское осмысление случившегося. Война для поэта - безусловное зло. Лично мне ближе позиция Батюшкова: герои героями, подвиги подвигами, а война - это горе. Поэт знал это не понаслышке. Но нельзя и не признавать важной роли стихотворения Жуковского накануне решающего сражения. Оно ободрило воинов, внушило им волю к победе. Вообще, несмотря на очевидную разницу, эти два стихотворения не следует, по-моему, противопоставлять. Их авторы не спорят между собой, а дополняют друг друга. “Певец во стане русских воинов” (1812). Это патриотическое стихотворение написано Жуковским в штабе Кутузова под Тарутином. Сам поэт находился в резерве кутузовской армии во время Бородинского сражения. П. А. Плетнев так писал о впечатлении данного стихотворения на современников: “Патриотическое чувство углубляется за счет соединения личного и общественного, частного и исторического. Образ Отчизны состоит из многих составляющих: отчий дом, образы отцов и матерей, друзья, жены и невесты, “и царский трон, и прах царей, и предков прах священный”: Отчизне кубок сей друзья! Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия, Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первых лет уроки, Что вашу прелесть заменит? О родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя? Наряду с высокой гражданской лексикой, характерной для классицизма, в произведении используется и элегический стиль, когда речь идет о частных темах: о доме, семье, друзьях. Глоссарий:– певец во стане русских воинов анализ – жуковский певец во стане русских воинов анализ – анализ стихотворения певец во стане русских воинов – анализ певец во стане русских воинов – анализ стихотворения жуковского певец во стане русских воинов (Пока оценок нет) Другие работы по этой теме:
«Певец во стане русских воинов» В.А. ЖуковскогоМатериалы к урокуЗ начительный этап в жизни и творчестве Василия Андреевича Жуковского связан с войной 1812 года. Она породила патриотический мотив, с наибольшей силой прозвучавший в стихотворении «Певец во стане русских воинов» (1812) и сохранившийся у поэта в последующие годы. Жуковский сразу вступил в московское ополчение. Походным маршем его полк через Можайск подошёл к Бородино. Но участвовать в битве поэту не пришлось: его полк оказался в резерве, недалеко от левого фланга, где шёл самый ожесточённый бой. Возвратившись в штаб Кутузова, Жуковский вместе с русской армией следовал за отступающим Наполеоном. Тогда же Жуковский начал писать свою знаменитую элегию-оду «Певец во стане русских воинов». Певец, находящийся в стане русских воинов, провозглашает славу русскому воинству, солдатам и командирам, всему народу, победившему врага. Поэт называет героев по именам: прежде всего Кутузова, затем Витгенштейна, Коновницына, Ермолова, Раевского, Багратиона, Платова, Фигнера, Давыдова, Сеславина, Кутайсова, Орлова и многих других. Упомянуты в оде выдающиеся предки: Святослав, Дмитрий Донской, Пётр Великий, Суворов - имена которых дороги русскому человеку. Неудивительно, что уже первые варианты стихотворения разошлись по армии в списках, читались в штабах, офицеры читали текст солдатам. Двадцатилетний боевой офицер И.И. Лажечников (1792–1869), в будущем автор исторических романов «Последний Новик» (1831), «Ледяной дом» (1835), «Басурман» (1838) и др., отметил в своих «Походных записках» 20 декабря 1812 года: “Часто в обществе военном читаем и разбираем «Певца во стане русских», новейшее произведение г. Жуковского. Почти все наши выучили уже сию пиесу наизусть… Какая поэзия! Какой неизъяснимый дар увлекать за собой душу воинов!.. Довольно сказать, что «Певец во стане русских» сделал эпоху в русской словесности и - в сердцах русских воинов”. Слова:
затрагивали сердце каждого, пробуждали самые глубокие чувства, связанные с родным домом, друзьями, Родиной, чувства, которые объединяют солдат и офицеров, крестьян и дворян в едином духовном порыве - защитить родную землю от “супостата”, посягнувшего на самое заветное для каждого русского человека. Тогда же, после одного из сражений поэт написал стихотворение «К старцу Кутузову», которое потом назвал «Вождю победителей». Андрей Кайсаров напечатал стихотворение листовкой в походной типографии, и оно попало в среду не только офицеров, грамотные солдаты читали его своим товарищам. И это стихотворение нашло живой отклик в душах воинов, воодушевляло их и объединяло в едином порыве избавить родную землю от пришельцев. В стихотворении были слова, понятные простому солдату, они живо воспринимались умом и сердцем. Приведём строки из этого стихотворения.
Написанное в торжественном одическом тоне, оно насыщено образами понятными и близкими; а их старославянская форма лишь придавала значительность называемым понятиям: “глад”, “огнь”, “вотще”, “узрят”. В общем контексте стихотворения эти слова воспринимались в своём исконном образном содержании и увеличивали силу эмоционального воздействия. Поэт сказал и показал то, о чём думал и что видел вместе со всеми. В декабре 1812 года Жуковского настигла лихорадка, и он попал в военный госпиталь в Вильно, так что ему не удалось участвовать в победном шествии русской армии по Европе. Армия ушла дальше, а Жуковский один, без денег (слуга сбежал со всеми его вещами), боролся за жизнь. Ни адъютант Кутузова, специально посланный разыскивать Жуковского, ни его друзья Вяземский и Александр Тургенев, находясь при штабе армии, не могли найти поэта. Оправившись от болезни, Жуковский сообщил о себе в Главный штаб и получил оттуда известие, что он произведён в штабс-капитаны, награждён орденом Святой Анны и что ему дан бессрочный отпуск для поправки здоровья. Больше в армию он уже не вернулся: военная кампания заканчивалась без него. В это время в «Вестнике Европы» печатался «Певец во стане русских воинов», который был уже многим хорошо известен. А Александр Тургенев готовил в Петербурге отдельное его издание. Композитор Дмитрий Бортнянский, управляющий придворной певческой капеллой, создал на эти стихи патриотическую хоровую песню, которая так же, как и само стихотворение, получила широкое распространение. На этой войне у Жуковского погиб друг, Андрей Кайсаров. Ему было всего 29 лет. Поразительно талантливый человек! Ещё в 1809 году он написал диссертацию на немецком языке о необходимости уничтожения крепостного права в России. За эту диссертацию Кайсаров в Гёттингенском университете получил степень доктора. С 1811 года он профессор русского языка и словесности в Дерптском университете. В 1812 году вступил в армию, повсюду следовал за своим братом Паисием, ставшим генералом, и в самом конце войны погиб под Ганау вместе с артиллерийским обозом, который он вынужден был взорвать, чтобы не отдать его в руки неприятеля. Славная героическая судьба! Среди важнейших качеств человека В.А. Жуковский превыше всего ставил любовь к Отечеству, чувство национального достоинства. В письме к А.И. Тургеневу (4 декабря 1810 г.) он говорит об этом: “Что же будет с нашим бедным отечеством, если мы все без изъятия будем пренебрегать им и восхищаться всем, что только не наше. Кому же и сделать любезным русское, как не людям с талантом…” В письме к А.И. Голицыной из Муратова от 2 ноября 1813 года в ответ на её отзыв о «Певце во стане русских воинов» Жуковский с сознанием выполненного долга написал: “1812 год для нас был важен не только одними победами; он открыл нам и в самих нас такие силы, которых, может быть, прежде мы не подозревали. Всего важнее для народа уважение к самому себе: теперь мы приобрели его… Ужасное потрясение 1812 года вместо того, чтобы нас сразить, только что нас пробудило… Если провидение допустит совершить начатое дело освобождения Европы, то мы увидим Россию на такой степени величия, на какой никогда ещё она не стояла”. Как созвучны эти мысли поэта нашему времени и последним событиям нашего века! С тихотворение «Певец во стане русских воинов» должно быть отнесено к разряду лирических стихотворений одического характера, поскольку образ лирического героя, от лица которого ведётся повествование, чётко обозначен: это участник войны, находящийся в стане русских воинов, чувствования которых он разделяет. Стихотворение было написано в сентябре-октябре 1812 года, опубликовано в «Вестнике Европы» с подзаголовком: «Писано после отдачи Москвы перед сражением при Тарутине». Оно сразу попало в армию и получило широкое распространение. Текст неоднократно переиздавался отдельно и распространялся с одобрения М.И. Кутузова среди солдат в виде листовок. Окончательная редакция «Певца» установилась только в 1815 году. Ко второму отдельному изданию стихотворения в мае 1813 года Жуковский совместно с Д.В. Дашковым - литератором-карамзинистом - написал примечания, сохранившиеся впоследствии во всех прижизненных изданиях. Стихотворение это большое по размеру, насыщенное именами и событиями, которыми поэт как бы вводил русского солдата в контекст отечественной героической истории, разъясняя в примечаниях значение названной личности и события. Не мешает и нашим ученикам обратиться к прошлому своего отечества и кое-что вспомнить. Поэтому стихотворению можно посвятить целый урок, предварив его заданием подготовить свой комментарий к отдельным строфам, обратившись к энциклопедиям и словарям. Если Дмитрия Донского, М.И. Кутузова, А.В. Суворова, Петра I ученики хорошо знают, то имена военачальников 1812 года Милорадовича, Коновницына, Раевского, Платова и многих других, упомянутых поэтом, мало что им говорят. Не мешает лишний раз напомнить “поколению next” о том, что не на пустом месте оно вырастает, что у России великое прошлое, которое надо знать, беречь и уважать его. Такой настрой давал В.А. Жуковский читателям своего поколения, сопроводив отдельное издание стихотворения краткими пояснениями о заслугах каждого, кого упоминает. Завершился кровавый бой, а назавтра будет новый, но пока “на поле бранном тишина” и певец пытается вдохновить воинов на новую битву, подбодрить их и вселить уверенность в победе, для чего вспоминает русскую историю с древнейших времён. Поднимая кубок, певец предлагает вспомнить героев “древних лет”. Речь эту можно озаглавить: «Вам слава, наши деды!». Здесь упоминаются князь Святослав, защищавший славян от половецких набегов. Именно ему принадлежат слова: “Погибнем! Мёртвым срама нет!” Упомянут Дмитрий Донской в числе знаменитых защитников Русской земли, Пётр I, победивший шведов под Полтавой, “грозный Суворов”, наконец, Кутузов, а далее поэт называет всех полководцев, прославившихся в войне 1812 года. Наиболее приемлемый способ освоения содержания стихотворения - это чтение текста учителем и комментирование его учащимися. Тему комментария учитель может подсказать вопросами. Какие строфы можно объединить единой темой и назвать их словами стихотворения: «Вам слава, наши деды!» ? Запишите это название на доске. Прокомментируйте эту часть стихотворения. Что вы знаете о князе Святославе, Дмитрии Донском, Петре I, Суворове? Какие особенности характера каждого из них поэт называет, какие заслуги отмечает? Обратимся к строфам, объединённым темой Родины. Озаглавим их: «Отчизне кубок сей, друзья!». Какие сокровенные чувства в сердце каждого солдата пробуждают слова певца о родной природе, родном доме, детстве, жёнах, детях, друзьях, правителях страны в том числе? Какой интонации требуют слова:
- «Тебе сей кубок, русский царь!» Докажите, что певец видит в царе гаранта благополучия народа, целостности государства и верит в его объединяющую роль. - «Сей кубок ратным и вождям!» О каких качествах русских полководцев говорит певец в этой строфе? Что ценят в них солдаты, кого считают “нашими”? - «Хвала тебе, наш бодрый вождь, // Герой под сединами!» . Как вы догадались, что речь идёт о М.И. Кутузове? - «Хвала сподвижникам-вождям!» Как рисуются образы полководцев Витгенштейна, Коновницына, Платова, Бенигсона, Воронцова, Остермана, Щербатова, Палена, Строганова, Фигнера, Сеславина, Давыдова, Кудашева, Чернышова, Кайсарова? Запишем их имена на доске. Как помогают вам осознать мастерство поэта в изображении полководцев комментарии, с которыми вы познакомились заранее? - «Вождям, сражённым в бое…» Кого из павших в боях называет певец и что говорит о каждом из них? Запишем их имена на доске. Рядом с живыми. Что говорит певец о врагах, их предводителе и необходимости мщения? - «Любви сей полный кубок в дар!» Как вы думаете, почему певец поднял кубок за дружбу и любовь? Как проявляются эти два чувства в годины несчастий и испытаний? - «Сей кубок чистым музам в дар!» Как следует понимать строки:
И ответ воинов:
Обратите внимание, какой приём использует Жуковский, чтобы показать, что воины понимают певца и согласны с ним. Какие мысли певца они повторяют? Можно ли сказать, что их ответ ожидаем? Так в чём же воины согласны с певцом? Прочитаем строфу: “Обетам - вечность; чести - честь…” Можно ли сказать, что в этой строфе сформулированы нравственные принципы, объединяющие певца и воина? Как заканчивается стихотворение? Прочитаем последнюю строфу. Как вы теперь объясните, почему это стихотворение было принято так горячо русскими читателями разных сословий? Какие национальные чувства и идеи удалось уловить Жуковскому и суметь их выразить в своём стихотворении? Обратите внимание на поэтику стихотворения: живость и гибкость языка, его выразительность, разность интонаций, изящество и простота слога. З акончить работу над стихотворением «Певец во стане русских воинов» можно заданием выучить наизусть одну или несколько строф, объединённых одной темой или одним именем, и подготовиться к комментированному и выразительному чтению в классе. П атриотический мотив, вызванный войной 1812 года, стал в лирике В.А. Жуковского постоянным и проявился в стихах последующих лет: «Вождю победителей», «Русская песнь», «Бородинская годовщина», «К Ермолову», «Четыре сына Франции», «Ночной смотр» и многих других. Вновь тема Отечественной войны 1812 года прозвучала в 1814 году в послании В.А. Жуковского «Императору Александру», в котором чётко обозначилась общественно-политическая позиция поэта и его нравственная сущность, которая оставалась неизменной до последних дней поэта. Поэт говорит с царём как равный, как гражданин, понимающий ответственность перед отечеством каждого, в том числе царя. Тон стихотворения возвышен и благороден, что подчёркивает значение Отечественной войны 1812 года для народа, России, Европы, правомерность русских на чувство гордости от сознания совершённого ими подвига. Пушкин восхищался этим посланием и говорил: “Мы можем праведно гордиться: наша словесность, уступая другим в роскоши талантов, тем пред ними отличается, что не носит на себе печати рабского унижения. Наши таланты благородны, независимы… Прочти послание к Александру Жуковского… Вот так поэт говорит русскому царю”. Пушкин отметил важнейшие качества Жуковского, поэта и человека, - отсутствие в нём низкопоклонства и раболепия. Своему воспитаннику, будущему государю Александру II, Жуковский постоянно внушал мысль о величии России, своеобразии её культуры и праве русского народа на уважительное отношение к нему со стороны других народов. Приведём лишь одно письмо, которое Жуковский написал наследнику престола, Александру Николаевичу 2 марта 1848 года, уже уйдя в отставку и живя в Европе постоянно: “Россия… есть отдельный, самобытный мир… Ход Европы не наш ход; что мы у неё заняли, то наше; но мы должны обрабатывать взятое у себя, для себя, по-своему, не увлекаясь подражанием, не следуя движению Запада, но и не вмешиваясь в его своеобразие. В этой отдельной самобытности вся сила России…”
Анализ стихотворения Жуковского «Певец во стане русских воинов»Стихотворение «Певец во стане русских воинов» В. А. Жуковского – это уникальное явление для поэтической традиции начала XIX века. Оно имеет сравнительно простую структуру, в которой используется распространенная перекрестная рифма. Посвящено стихотворение Отечественной войне 1812 года – теме, являющейся центральной для многих произведений этого времени. Однако его содержание, необычный язык и образы стиха выделяют его из ряда подобных произведений. История написания этого произведения также весьма интересна и запутана. Первоначальный заголовок стихотворения «Писано после отдачи Москвы перед сражением при Тарутине» указывает только на начало работы над «Певцом…». Черновой вариант, законченный 20 октября, содержал более 500 строк. В 1813 году Жуковский дополнил стихотворение еще 122-мя строками. До самого 1815 года автор, переосмысливая некоторые моменты, связанные с Отечественной войной, перерабатывает текст «Певца…». Необходимость и возможность этих правок обусловлена содержанием и структурой стихотворения. Как отмечают критики, оно имеет открытое построение. Это означает, что строфы объединены сюжетом, но не связаны жестко друг с другом. Поэтому в текст можно добавить новые строки. Главные темы произведения – воинская слава и защита Родины. Значительная часть стихотворения посвящена восхвалению ратных подвигов великих воинов прошлого и настоящего. Таким образом, «Певца…» можно было бы назвать одой. Но не все так просто с этим произведением. Обилие и глубина мыслей, которые развивает в нем автор, особая форма кантаты не позволяет однозначно определить жанр стихотворения. Это одновременно и ода, и элегия, и баллада, и героическая песнь, и поэма. Первые строки произведения рисуют перед читателем картину военного лагеря. Бой окончен, войска разбрелись по своим станам. Зажглись огни, и усталые воины собрались у костров, чтобы перевести дух перед новым днем и новой битвой. И вот к костру выходит певец. Ударив по струнам, он заводит песнь о храбрости, доблести, о победах, о павших товарищах, о любви и славе, о славных предках и благодарных потомках. Воины вторят певцу и поднимают кубок с вином. В этой балладе есть все, что поможет солдатам воспрянуть духом, обрести твердость. Тем, кто оплакивает смерть друга в бою, эта песнь утешит и подарит надежду на вечную жизнь в лучшем мире. Тем, кто сомневается, она укажет на достойную причину жертвовать собой в бою. Влюбленным эта песнь обещает скорую встречу с избранницами. В первой части баллады певец воскрешает перед слушателями образы воителей прежних лет. Древние герои – князь Святослав, Дмитрий Донской, Петр I, Суворов и другие, словно встают вместе с ними в строй, вдохновляя их на свершения. Упоминание стольких грозных имен призвано не только поднять дух простых солдат, но и привести в трепет врага. Автор не называет врага, но обличает его подлость и обещает ему скорое возмездие. Отдельного упоминания заслуживают и выдающиеся деятели культуры. Автор отдает дань уважения М. В. Ломоносову, Г. Р. Державину и др. Искусство, отчизна, любовь и дружба, по мнению певца, это то, за что почетно отдать жизнь. Интересно, что в стихотворении используется лексика, архаичная даже для начала XIX века. Устаревшие слова («перуны», «могущий», «сретенье»), нетипичные ударения призваны подчеркнуть связь ушедших эпох и настоящего. Несмотря на то, что в это время уже используется огнестрельное оружие, автор называет снаряжение солдат шлемами и щитами, а их самих – ратниками. Эти метафоры также служат патриотической цели. Нужно сказать, что эта высокая цель была достигнута. Самого Василия Андреевича заслуженно называют «певцом во стане русских воинов», стихотворение цитируют, оно становится основой для музыкальных произведений и прочно ассоциируется с подвигом русских солдат в Отечественной войне. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Какой орган играет главную роль в обострения подагры?
- Стадии алкоголизма Стадии алкоголизма у женщин тест
- Расчеты с подотчетными лицами
- Купание в чистой прозрачной воде
- Основные идеи “Наказа” Екатерины II Наказ екатерины 2 читать
- «На Руси учились так» Экскурс в историю Кто учился в первых школах на руси
- «Красный эшелон», агитпоезд
- Шокирующие традиции папуасов, которые поймет не каждый Как попасть в эти Затерянные миры
- Гадаем дома: три гадания на любовь Гадание самой себе на будущее
- Ароматные лепешки с творогом на сухой сковороде Жареные лепешки с творогом и зеленью