Главная - Ванные
Античное наследие в истории искусства. Античное наследие — атмосфера, почва и арсенал европейской культуры

Значение наследия античности в мировой культуре огромно. В России история Древней Греции и Древнего Рима всегда привлекала внимание деятелей науки и культуры.

А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь и другие выдающиеся русские поэты, писатели, ученые любили и восхищались античной литературой и искусством, часто обращались к античным сюжетам и источникам. Л.Н. Толстой, уже будучи автором «Войны и мира», настолько увлекся греческой литературой, что стал изучать древнегреческий язык, чтобы в подлиннике читать Гомера, Геродота, Ксенофонта и других интересовавших его поэтов и писателей. Между прочим, первый русский экономико-географ К.И. Арсеньев,

Восторженно писал о значении античной культуры В.Г. Белинский. «Илиада, переведенная Гнедичем, - пишет он Станкевичу, - для меня есть источник такого наслаждения, от силы которого я изнемогаю в каком- то сладостном мучении». «Новый мир искусства открылся передо мною», - сообщает он Боткину, читая трагедии Софокла. С ним же он делится впечатлением о «Биографиях» Плутарха:

«Книга эта свела меня с ума, я весь в идее гражданской доблести, весь в пафосе правды и чести... Принимаясь за Плутарха, я думал, что греки заслонят от меня римлян - вышло не так... Я понял через Плутарха многое, чего не понимал. На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество... Обаятелен мир древности».

Античность явила миру выдающиеся достижения искусства. И.С. Тургенев, увидев фриз Пергам- ского алтаря, вывезенного из Турции и смонтированного в Берлинском музее Псргамон, восторженно писал об этом шедевре эллинистического искусства: «Все эти - то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти распростертые крылья, эти орлы, эти кони, оружия, щиты, эти летучие одежды, эти пальмы и эти тела, красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки, - все эти разнообразнейшие выражения лиц... это торжество злобы, и отчаяние, и веселость божественная, и божественная жестокость - все это небо и вся эта земля - да это мир, целый мир, перед откровением которого невольный холод восторга и страстного благоговения пробегает по всем жилам... Как я счастлив, что я не умер, не дожив до последних впечатлений, что я видел все это!» .

Попытаемся представить обобщенный образ ученых античности (при всем различии их судеб, интересов и времени деятельности):

Они были первыми. Впервые в истории человечества они переходили от религиозных мифов к научному знанию. Это был величайший скачок в интеллектуальной истории человечества .

Мы не случайно подробно рассказали выше о Богах и мифах Древней Греции. Необходимы были огромные усилия ума, мощь интеллекта, чтобы разорвать тысячелетнюю традицию объяснять все явления мироздания деятельностью богов и прийти к первым научным гипотезам и открытиям;

  • - они много работали над собой. Демосфен на скульптуре Полиевкта выглядит утомленным, мужественным, волевым, умным. История сохранила некоторые подробности его жизни. Этот впоследствии блестящий, пламенный оратор, от рождения имел слабый голос и, чтобы научиться выступать перед большими аудиториями, он отправлялся на берег моря и учился говорить, стараясь перекрыть шум волн. Чтобы добиться четкости речи, он говорил с шариком во рту, стремясь к безукоризненной дикции;
  • - неверно, что ученые древности не интересовались практическими делами. Плутарх, упоминая об изобретениях Архимеда, говорит, что философу, конечно, не пристало заниматься такими вещами, но Архимеда оправдывает крайность, в которой находилось его отечество. На самом деле ученые античности, как правило, путешествовали, изобретали, ставили опыты, решали практические задачи.

Что касается Архимеда, то, как известно, изобретенная им система зеркал, отражающая солнечные лучи, позволила сжечь римский флот, вошедший в гавань Сиракуз;

  • - они были преданы своей науке, своим убеждениям. Сократ принял чашу с ядом (цикутой), но отказался бежать из Афин, так как считал, что бегство может поставить под сомнение его верность своим убеждениям. Архимед сказал римскому солдату, который пришел его убить: «Не трогай моих чертежей!». Открыв один из своих легендарных законов, Архимед выскочил на улицу с криком «Эврика!»
  • («Нашел!») !
  • - часто родина не баловала своих гениев. Демосфен, Аристотель были преданы остракизму и умерли в изгнании, Сократ и Фидий покончили с собой и т.д. Нелегкая судьба часто не щадит пророков в своем отечестве: мрачный опыт, который многократно повторялся и в будущем (в России - Пушкин, Лермонтов, Капица, Ландау, Королев, Сахаров - будем же ценить пророков в своем отечестве).

Нравственный образ и судьбы первых героев науки поучительны. В истории географии особенно важен вклад античной науки в следующем:

  • - гигантское расширение географического горизонта и географических знаний. Человек впервые увидел землю (во всяком случае, часть ее) и запечатлел ее на первых картах и в первых описаниях;
  • - впервые зародились два направления в географии - естественно научное и социально-историческое (социально-географическое, страноведческое). Гуманитарный характер и исторический подход многих произведений античной науки не противостоит, а дополняет естественно научное содержание других произведений и эти впервые наметившиеся различия и взаимосвязи очень важны. Здесь начало многих концепций и споров - о взаимосвязи общества и природы, географическом детерминизме, соотношении общего и регионального и др.;
  • - впервые в распоряжении науки оказалось такое могучее средство исследования как географическая карта (пусть в первых своих, очень несовершенных образцах);
  • - многие греческие и римские имена и названия, казалось бы давно забытые, постоянно оживают в терминах современной географической науки. Союз аркадских городов на острове Пелопоннес во главе с Мегалополем («большим городом») дал повод Ж. Готтману предложить термин «мегалополис» для обозначения систем городских агломераций, срастающихся в большие урбанизированные зоны; этот термин широко вошел в современную научную литературу, а «мегаполисами» в современной научной литературе называют города с населением выше определенного порога (в официальной статистике ООН - свыше 8 млн человек). Один из самых известных географических журналов так называемых радикальных географов в недавнем прошлом был назван «Геродот». Этот ряд примеров можно было бы продолжить;
  • - многие географические идеи и концепции в зародыше можно найти в работах античных географов (как это говорил Энгельс о философии). Разрывая туман суеверий и мифов, они впервые попытались найти объяснения тайнам мироздания, высказали эмпирически или умозрительно обоснованные гипотезы о шарообразности земли, ее делении на широтные пояса, об изменении во времени пространств суши и моря и другие; довольно точно измерили окружность Земли; поняли важнейшую задачу географии - уви-





















1 из 20

Презентация на тему: Наследие Античности в Санкт-Петербурге

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

1. Наследие Античного мира в образовании и науке2. Раскрытие тайн Античного мира в Петербурге3. Залы Античности в Государственном Эрмитаже4. Литературное наследие Античности в Петербурге5. Античные сюжеты на живописных полотнах6. Архитектура Античности – «Музыка, застывшая в камне» 7. Герои Античных мифов в гостях у Петербуржцев

№ слайда 3

Описание слайда:

1. Наследие Античного мира в образовании и науке Школы, гимназии, лицеи, академии…1. Древние греки первыми поняли необходимость обучать детей – давать людям знания. Из далёкого античного мира к нам пришло много современных слов: алфавит (от первой буквы греч. алфавита «альфа»), пенал (от латинского пенна), тетрадь (от греч. «тетра»).В Древней Греции залы для спортивных занятий называли гимнасиями. Отсюда произошло слово гимназия. В лицеях Древей Греции изучали риторику, астрономию.2. Петербург всегда был центром Российского образования. Первый в россии и самый известный Лицей открыли в Царском Селе 19 октября 1811 года.Первая в россии академия наук – это Кунсткамера. Слово « академия » произошло от имени мифического героя Академа.

№ слайда 4

Описание слайда:

2. Раскрытие тайн Античного мира в Петербурге 1. Россиянам помогали знакомиться с античным миром прежде всего императоры Пётр I, Екатерина II, Александр I, а также богатые и образованные петербуржцы – коллекционеры. Знаменитые вельможи-коллекционеры: Лаваль,Строганов. 2. Петербургские учёные-антиковеды работают в зданиях Петербургского Университета. Первый в России известный антиковед М. С. Куторга. 3. На Васильевском острове жил купец, поверивший Гомеру. Впоследствии, он стал основателем Микенской археологии В 1868 г.немецкий торговец Г.Шлиман отправился на поиски легендарной Трои воспетой Гомером в поэме «Иллиада». До Шлимана события, описанные в поэме, считались красивым мифом. Но он еще в детстве поверил Гомеру и решил во чтобы то ни стало отыскать Трою. «Иллиада» стала для него путеводителем. Когда Генрих не обнаружил у деревни Бунарбаши (считалось, что Троя была именно там)холодного и горячего ключей, то – отправился в другое место. В 1870 г.он обнаружил ключи у дер.Гиссарлык и решил приступить к раскопкам. Несколько недель тяжелой работы не приносили результата,но наконец рабочие наткнулись на мощную крепостную стену. Всего в раскопе было обнаружено 37 слоев. Самый древний относился к III тысячелетию до н. э. Шлиман был убежден, что нашел Трою. 15 июня 1873 г.был обнаружен богатейший клад из золотых и серебряных вещей. Шлиман решил,что это клад царя Приама и еще более убедился в мысли, что сумел обнаружить легендарную Трою. Весь Мир был поражен находками, но Шлиман на этом не остановился и решил отправиться в Миккены.

№ слайда 5

Описание слайда:

3. Залы Античности в Государственном Эрмитаже Здание Нового Эрмитажа (Миллионная ул., 35) было возведено в 1842-1851 годах по проекту архитектора Л. фон Кленце. Портик Нового Эрмитажа украшен десятью гигантскими фигурами атлантов. 1. В Петербурге подлинные произведения искусства Древней Греции и Рима хранятся в Эрмитаже2. В средине XIX века для античной коллекции построили новое здание – Новый Эрмитаж3. Античные произведения искусства привозились из-за границы по приказу императоров, их покупали у коллекционеров, иногда их дарили музею, также коллекция пополнялась за счет находок археологов.4. Античная экспозиция в Эрмитаже представлена в следующих залах: аттической керамики, древнегреческой скульптуры, античных гемм, римской скульптуры

№ слайда 6

Описание слайда:

Зал аттической керамики Краснофигурный псиктер «Пирующие гетеры». Сосуды такой своеобразной формы с полой ножкой наполняли холодной водой и ставили в кратеры с вином, чтобы его охладить. 1. Слово «керамика» - по гречески означает глина. Роспись на древнегреческих сосудах показывает нам изображения богов и героев, фрагменты историй из мифов.2. В Эрмитаже хранится одна из лучших в мире коллекций расписных ваз. 3. Каждый тип сосудов имел свое назначение: в одних хранили вино, в других воду, в третьих зерно. Экспозиция керамики очень полно дает предствление о жизни и быте древних греков.

№ слайда 7

Описание слайда:

Зал Древнегреческой скульптуры Древнегреческие скульптуры – исторические источникиМногие скульптуры изображены в хитонах до самых ступней ног – древнегреческих одеждах. Также мы можем видеть прически, головные уборы. Все это дает нам понимание, как выглядели древние грекиСкульптуры – произведения искусстваКак могли древние скульпторы достичь такого совершенства в изображении человека? С помощью математики, мастера определяли идеальные пропорции человеческого тела. Венера Таврическая (Афродита. Богиня красоты и любви) , приобретенная еще при Петре I в Италии. Современные специалисты пришли к выводу, что это греческий подлинник 3 в. до н.э. Подобных статуй сохранилось в мире очень мало.

№ слайда 8

Описание слайда:

Царство резных камней - гемм В благодарность Александру I, сохранившему семейству Богарнэ положение и доходы, Жозефина (жена Наполеона) подарила русскому царю этот шедевр древней глиптики. Осенью 1814 года государь передал эту камею в Эрмитаж.Таких крупных камей (высота ее – 15,7 сантиметра, ширина – 11,8 сантиметра и высота рельефа – 3 сантиметра) в мире насчитывается всего несколько штук. На ней изображены Птолемей Филадельф, правитель эллинского Египта, и его жена Арсиноя. В Древнем Египте носили перстни с каменными печатками, главным образом в фоме особо почитавшегося египтянами жука скарабея В Эрмитаже хранится первоклассная коллекция античных гемм (резных камней) - инталий и камей – она включает около 10 000 памятников и не имеет себе равных в миреГеммы служили амулетами, украшениями и могли быть личной печатью владельцаВыпуклая гемма – это камея. А геммы, с вдавленными изображениями называют инталия

№ слайда 9

Описание слайда:

Римская скульптура 1. В Эрмитаже достаточно полно представлены все основные виды римской скульптуры: культовые статуи, рельефы, декоративная скульптура, портретная пластика. 2. При создании портретов реальных людей скульпторы стремились к досоверности. Одним из шедевров коллекции является бронзовый бюст римлянина (I в. до н.э.) – трудно найти памятник, равный по силе выражения скорби и горестных раздумий.3. Среди культовых статуй выделяется статуя Юпитера. Эрмитажный Юпитер - одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира. Он достигает 3,5 метров в высоту, его вес не менее 16 тонн. Статуя была найдена во время археологических раскопок, проводимых Дженкинсом на вилле императора Домициана.

№ слайда 10

Описание слайда:

4. Литературное наследие Античности в Петербурге Подлинные античные рукописи, старинные переводы античных авторов – хранятся в Петербурге в здании Российской национальной библиотеки на площади Островского В Летнем саду, на площадке перед "Чайным домиком", стоит памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову 1. В античном мире появились такие литературные жанры, как поэма, трагедия, комедия, ода, басня. Самые известные предания, которые дошли до нас – это мифы.2. Античные произведения, являются важными историческими источниками (например поэмы Гомера), так как там рассказывается о том, как жили и о чем думали древние греки и римляне3. Античная литература – это и произведения исскуства. Они отличаются выразительностью образов, красотой слова, крылатыми выражениями (например Ахиллесова пята).4. Античные боги, герои мифов, крылатые выражения прочно вошли в российскую поэзию.5. Перевод античных произведений – сложная задача. Необходимо было прекрасно знать древние языки и обладать поэтическим даром. В Петербурге жили известные переводчики поэты: Василий Андреевич Жуковский, Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Андреевич Крылов.

№ слайда 11

Описание слайда:

5. Античные сюжеты на живописных полотнах Картина французского художника Ванлоо, Карл (Шарль-Андре)Персей и Андромеда, хранится в Эрмитаже Побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Карл Павлович Брюллов написал картину "Последний день Помпеи".Эта картина произвела сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен и др.), так и за рубежом. Картина хранится в Русском музее.1. Герои мифов, загадки античного мира будоражили воображение художников. Спустя столетия на их полотнах оживали сюжеты античных историй.2. Шедевры живописи на античные сюжеты хранятся в Эрмитаже. Это произведения лучших мастеров Европы.3. Произведения исскуства на античные сюжеты, созданные российскими художниками хранятся в Русском Музее.Русскому музею принадлежит несколько зданий: Корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, 2), Мраморный дворец (миллионная ул.,5/1), Михайловский дворец (инженерная ул, 4), Михайловский замок (ул.Садовая, 2), Строгановский дворец (Невский, 17)

№ слайда 12

Описание слайда:

6. Архитектура Античности – «Музыка, застывшая в камне» Наследие античных архитекторов 1. «Архитектура» - с древнегреческого – искусство проектировать и строить здания.2. Античные зодчие нашли идеальное соотношение частей здания. Оно называется «золотым сечением»3. Колонны придумали древние египтяне. Но греки стали использовать колонны, для отго чтобы они «несли» верхнюю часть здания4. Греки украшали здания скульптурой, которая рассказывала о назначении здания.5. Архитектурный стиль, образцом которого служили античные сооружения, называют классическим. Здание Биржи, называют также Российским Парфеноном. Потому что прообразом для негопослужили древнегреческие храмы, в первую очередь величественный Парфенон, будто вырастающий из–под земли, окруженный мощными колоннами. Тома де Томон (архитектор здания) - ориентировал здание Биржи на водораздел реки Невы – главной водной магистрали города. Здание Биржи – знаменитый храм торговли. Его украшают скульптурные группы “Нептун с двумя реками” и “Навигация с Меркурием и рекой”.

№ слайда 13

Описание слайда:

Архитектурные символы Петербурга – образцы античных сооружений Аритиктурный ансамбль Архитектурный ансамбль (от французского ensemble - целостность, связность, единство) - это гармоническое единство зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), скульптуры и садово-паркового искусства.Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли, складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Классическим примером такого ансамблей может служить Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге.

№ слайда 16

Описание слайда:

Боги и герои античного мира - покровители архитектурных сооружений Петерубрга Афина Первыми в Петербурге появились скульптуры АфиныПетропавловская крепость - начало города. Иоанновский мост ведет к Петровским воротам крепости. В нишах ворот по обе стороны от арки стоят две скульптуры. Это Афина Полиада (Городская) и Афина Паллада (Воительница)Афина Полиада - покровительница ремесел, защитница мирной жизни. Атрибуты: зеркальце (направленное в сторону Невы), змея в руке (знак мудрости)Афина Паллада – богиня справедливой войны. Скульптор Трезини в данном случае заменил совы и сфинкса (класические атрибуты Афины) – на саламандру, которая примостилась на боевом шлеме богини.

№ слайда 17

Описание слайда:

Боги и герои античного мира - покровители архитектурных сооружений Петерубрга Гермес Гермес (Меркурий), сын Зевса (Юпитера) и нимфы Майи, был не только богом торговли, но и вестником олимпийских богов. А также..покровителем воров...Среди других каменных и бронзовых богов Петербурга, стоящих под открытым небом, Гермес-Меркурий занимает одно из первых мест. Его чаще других персонажей античных мифов можно заметить в городе.Западный фронтон здания Биржи на Васильевском острове украшает скульптурная нруппа «Торговля» - с Гермесом во главе.Самый красивый петербургский Меркурий стоит у фасада дома № 56 на Невском проспекте. В этом пышном здании, где сегодня находится Центральный гастроном, в начале XX столетия размещался знаменитый магазин купцов Елисеевых.

№ слайда 18

Описание слайда:

Боги и герои античного мира - покровители архитектурных сооружений Петерубрга Апполон и музы Кто управляет квадригой на аттике Александринского театра? Что за скульптуры стоят в нишах главного фасада этого здания?Такой квадригой управляет на аттике Александринского театра бог солнечного света лучезарный Аполлон.Аполлон был покровителем различных видов искусств, предводителем девяти муз. Покровительствовал этот бог и театральному искусству. Две музы - Терпсихора и Мельпомена - стоят в полуциркульных нишах главного фасада театра. Муза трагедии Мельпомена держит в руке трагическую маску. Муза танца Терпсихора играет на кифаре.

№ слайда 19

Описание слайда:

№ слайда 20

Описание слайда:

Источники При подготовке презентации использованы материалы:1. Цифровой коллекции Эрмитажа (http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html)2. Информация Русского музея (http://www.rusmuseum.ru/museum/)3. Единая коллекция цифрообразовательных ресурсов (http://edu-tsor.edu.cap.ru/)4. Банк фотографий Петербурга (http://spbfoto.spb.ru/foto/)5. Материалы свободной энциклопедии ВикипедиЯ (http://ru.wikipedia.org)6. Страничка ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА XVIII-XX ВВ (http://www.peterlife.ru/travel/petersburgbooks/inn-saint-petersburg-022.html)7. Краеведение. Петербург – город музей. Петербургская тетрадь (Л. К. Ермолаева и др.)

  • 1. Наследие Античного мира в образовании и науке
  • 2. Раскрытие тайн Античного мира в Петербурге
  • 3. Залы Античности в Государственном Эрмитаже
  • 4. Литературное наследие Античности в Петербурге
  • 5. Античные сюжеты на живописных полотнах
  • 6. Архитектура Античности – «Музыка, застывшая в камне»
  • 7. Герои Античных мифов в гостях у Петербуржцев
1. Наследие Античного мира в образовании и науке
  • Школы, гимназии, лицеи, академии…
  • 1. Древние греки первыми поняли необходимость обучать детей – давать людям знания.
  • Из далёкого античного мира к нам пришло много современных слов: алфавит (от первой буквы греч. алфавита «альфа»), пенал (от латинского пенна), тетрадь (от греч. «тетра»).
  • В Древней Греции залы для спортивных занятий называли гимнасиями. Отсюда произошло слово гимназия. В лицеях Древей Греции изучали риторику, астрономию.
  • 2. Петербург всегда был центром Российского образования.
  • Первый в россии и самый известный Лицей открыли в Царском Селе 19 октября 1811 года.
  • Первая в россии академия наук – это Кунсткамера . Слово « академия » произошло от имени мифического героя Академа.
  • Царскосельский лицей – в наше время и
  • Лицей на рисунке XIX века
  • Одним из самых известных выпускников лицея был А. С. Пушкин
  • В середине XIX в. его перевели в Петербург – Каменоостровский, 52
2. Раскрытие тайн Античного мира в Петербурге
  • В 1868 г.немецкий торговец Г.Шлиман отправился на поиски легендарной Трои воспетой Гомером в поэме «Иллиада ». До Шлимана события, описанные в поэме, считались красивым мифом. Но он еще в детстве поверил Гомеру и решил во чтобы то ни стало отыскать Трою. «Иллиада» стала для него путеводителем. Когда Генрих не обнаружил у деревни Бунарбаши (считалось, что Троя была именно там)холодного и горячего ключей, то – отправился в другое место. В 1870 г.он обнаружил ключи у дер.Гиссарлык и решил приступить к раскопкам. Несколько недель тяжелой работы не приносили результата,но наконец рабочие наткнулись на мощную крепостную стену. Всего в раскопе было обнаружено 37 слоев. Самый древний относился к III тысячелетию до н. э. Шлиман был убежден, что нашел Трою. 15 июня 1873 г.был обнаружен богатейший клад из золотых и серебряных вещей. Шлиман решил,что это клад царя Приама и еще более убедился в мысли, что сумел обнаружить легендарную Трою. Весь Мир был поражен находками, но Шлиман на этом не остановился и решил отправиться в Миккены.
  • 1. Россиянам помогали знакомиться с античным миром прежде всего императоры Пётр I, Екатерина II, Александр I , а также богатые и образованные петербуржцы – коллекционеры. Знаменитые вельможи-коллекционеры: Лаваль,Строганов .
  • 2. Петербургские учёные-антиковеды работают в зданиях Петербургского Университета . Первый в России известный антиковед М. С. Куторга.
  • 3. На Васильевском острове жил купец, поверивший Гомеру. Впоследствии, он стал основателем Микенской археологии
  • В 1991 году на доме 28 по 1-й линии Васильевского острова, где когда-то жил Шлиман, была установлена мемориальная доска
3. Залы Античности в Государственном Эрмитаже
  • Здание Нового Эрмитажа (Миллионная ул., 35) было возведено в 1842-1851 годах по проекту архитектора Л. фон Кленце. Портик Нового Эрмитажа украшен десятью гигантскими фигурами атлантов.
  • 1. В Петербурге подлинные произведения искусства Древней Греции и Рима хранятся в Эрмитаже
  • 2. В средине XIX века для античной коллекции построили новое здание – Новый Эрмитаж
  • 3. Античные произведения искусства привозились из-за границы по приказу императоров, их покупали у коллекционеров, иногда их дарили музею, также коллекция пополнялась за счет находок археологов.
  • 4. Античная экспозиция в Эрмитаже представлена в следующих залах: аттической керамики, древнегреческой скульптуры, античных гемм, римской скульптуры
Зал аттической керамики
  • Чернофигурный динос «Корабли»
  • Краснофигурный псиктер «Пирующие гетеры».
  • Сосуды такой своеобразной формы с полой ножкой наполняли холодной водой и ставили в кратеры с вином, чтобы его охладить.
  • 1. Слово «керамика» - по гречески означает глина. Роспись на древнегреческих сосудах показывает нам изображения богов и героев, фрагменты историй из мифов.
  • 2. В Эрмитаже хранится одна из лучших в мире коллекций расписных ваз.
  • 3. Каждый тип сосудов имел свое назначение: в одних хранили вино, в других воду, в третьих зерно. Экспозиция керамики очень полно дает предствление о жизни и быте древних греков.
Зал Древнегреческой скульптуры
  • Древнегреческие скульптуры – исторические источники
  • Многие скульптуры изображены в хитонах до самых ступней ног – древнегреческих одеждах. Также мы можем видеть прически, головные уборы. Все это дает нам понимание, как выглядели древние греки
  • Скульптуры – произведения искусства
  • Как могли древние скульпторы достичь такого совершенства в изображении человека? С помощью математики, мастера определяли идеальные пропорции человеческого тела.
  • Венера Таврическая (Афродита. Богиня красоты и любви) , приобретенная еще при Петре I в Италии.
  • Современные специалисты пришли к выводу, что это греческий подлинник 3 в. до н.э. Подобных статуй сохранилось в мире очень мало.
Царство резных камней - гемм
  • В Древнем Египте носили перстни с каменными печатками, главным образом в фоме особо почитавшегося египтянами жука скарабея
  • В Эрмитаже хранится первоклассная коллекция античных гемм (резных камней) - инталий и камей – она включает около 10 000 памятников и не имеет себе равных в мире
  • Геммы служили амулетами, украшениями и могли быть личной печатью владельца
  • Выпуклая гемма – это камея. А геммы, с вдавленными изображениями называют инталия
  • В благодарность Александру I, сохранившему семейству Богарнэ положение и доходы, Жозефина (жена Наполеона) подарила русскому царю этот шедевр древней глиптики. Осенью 1814 года государь передал эту камею в Эрмитаж.
  • Таких крупных камей (высота ее – 15,7 сантиметра, ширина – 11,8 сантиметра и высота рельефа – 3 сантиметра) в мире насчитывается всего несколько штук. На ней изображены Птолемей Филадельф, правитель эллинского Египта, и его жена Арсиноя .
Римская скульптура
  • 1. В Эрмитаже достаточно полно представлены все основные виды римской скульптуры: культовые статуи, рельефы, декоративная скульптура, портретная пластика.
  • 2. При создании портретов реальных людей скульпторы стремились к досоверности. Одним из шедевров коллекции является бронзовый бюст римлянина (I в. до н.э.) – трудно найти памятник, равный по силе выражения скорби и горестных раздумий.
  • 3. Среди культовых статуй выделяется статуя Юпитера . Эрмитажный Юпитер - одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира. Он достигает 3,5 метров в высоту, его вес не менее 16 тонн. Статуя была найдена во время археологических раскопок, проводимых Дженкинсом на вилле императора Домициана.
4. Литературное наследие Античности в Петербурге
  • В Летнем саду, на площадке перед "Чайным домиком", стоит памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову
  • Подлинные античные рукописи, старинные переводы античных авторов – хранятся в Петербурге в здании Российской национальной библиотеки на площади Островского
  • 1. В античном мире появились такие литературные жанры, как поэма, трагедия, комедия, ода, басня. Самые известные предания, которые дошли до нас – это мифы.
  • 2. Античные произведения, являются важными историческими источниками (например поэмы Гомера), так как там рассказывается о том, как жили и о чем думали древние греки и римляне
  • 3. Античная литература – это и произведения исскуства . Они отличаются выразительностью образов, красотой слова, крылатыми выражениями (например Ахиллесова пята ).
  • 4. Античные боги, герои мифов, крылатые выражения прочно вошли в российскую поэзию.
  • 5. Перевод античных произведений – сложная задача. Необходимо было прекрасно знать древние языки и обладать поэтическим даром. В Петербурге жили известные переводчики поэты: Василий Андреевич Жуковский, Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Андреевич Крылов .
5. Античные сюжеты на живописных полотнах
  • Побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Карл Павлович Брюллов написал картину "Последний день Помпеи ".Эта картина произвела сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен и др.), так и за рубежом. Картина хранится в Русском музее.
  • Картина французского художника Ванлоо, Карл (Шарль-Андре)
  • Персей и Андромеда , хранится в Эрмитаже
  • 1. Герои мифов, загадки античного мира будоражили воображение художников. Спустя столетия на их полотнах оживали сюжеты античных историй.
  • 2. Шедевры живописи на античные сюжеты хранятся в Эрмитаже . Это произведения лучших мастеров Европы.
  • 3. Произведения исскуства на античные сюжеты, созданные российскими художниками хранятся в Русском Музее .
  • Русскому музею принадлежит несколько зданий: Корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, 2) , Мраморный дворец (миллионная ул.,5/1) , Михайловский дворец (инженерная ул, 4), Михайловский замок (ул.Садовая, 2), Строгановский дворец (Невский, 17)
6. Архитектура Античности – «Музыка, застывшая в камне»
  • Здание Биржи (Биржевая пл., 4)
  • Парфенон. Афинский акрополь. IV в. до н. э.
  • Наследие античных архитекторов
  • 1. «Архитектура » - с древнегреческого – искусство проектировать и строить здания.
  • 2. Античные зодчие нашли идеальное соотношение частей здания. Оно называется «золотым сечением »
  • 3. Колонны придумали древние египтяне. Но греки стали использовать колонны, для отго чтобы они «несли» верхнюю часть здания
  • 4. Греки украшали здания скульптурой, которая рассказывала о назначении здания.
  • 5. Архитектурный стиль, образцом которого служили античные сооружения, называют классическим.
  • Здание Биржи , называют также Российским Парфеноном. Потому что прообразом для негопослужили древнегреческие храмы, в первую очередь величественный Парфенон, будто вырастающий из–под земли, окруженный мощными колоннами.
  • Тома де Томон (архитектор здания) - ориентировал здание Биржи на водораздел реки Невы – главной водной магистрали города. Здание Биржи – знаменитый храм торговли. Его украшают скульптурные группы “Нептун с двумя реками” и “Навигация с Меркурием и рекой”.
Архитектурные символы Петербурга – образцы античных сооружений
  • Александрийский театр (Площадь Островского, 2. Архитектор К.И.Росси)
  • Адмиралтейство (Адмиралтейский проезд, 1, архитектор А.Д.Захаров).
  • Триумфальная арка - Арка Главного штаба
  • Часть ансамбля Дворцовой площади
  • Аритиктурный ансамбль
  • Архитектурный ансамбль (от французского ensemble - целостность, связность, единство) - это гармоническое единство зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), скульптуры и садово-паркового искусства.
  • Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли, складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Классическим примером такого ансамблей может служить Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге .
  • Дворцовая лощадь
Отголоски античности в зданиях Петербурга
  • Горный Институт (архитектор А.Н. Воронихин)
  • Манеж Конногвардейского полка (Арх. Д. Кваренги)
  • Таврический Дворец . (архитектор И.Е. Старов)
  • Когда-то Резиденция Потемкина. Дворец расположен на Шпалерной улице, в квартале между Потёмкинской и Таврической улицами. Позади него находится Таврический сад.
  • Большой Гостиный двор (Невский пр., 35) – 2010 год
  • Гостиный двор - 1802 год. (Арх. Валлен-Деламот)
7. Герои Античных мифов в гостях у Петербуржцев
  • 1. «Скульптура » - с латыни – вырезаю, высекаю. Красота и поэтичность скульптуры покорила европейцев. Стилизованные античные памятники украшают дома, площади и улицы Петербурга.
  • 2. Несмотря на то, что каждый скульптор изображал статую по разному, статую античного бога легко узнать по его атрибутам.
  • 3. Первые скульптурные изображения античных богов и героев появились в Петербурге в Летнем саду
  • Статуя Аполлона в Летнем Саду. Атрибуты : серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара (отсюда его прозвище - Кифаред - «играющий на кифаре») или лира.
  • Юстиция. Аллегория правосудия. Статуя Летнего сада. Атрибуты : Весы, меч, мантия, очень часто повязка на глазах, поскольку правосудие должно совершаться "невзирая на лица",
  • Минерва (Афина). Атрибуты : змея, сова, эгида (щит с головой Медузы Горгоны), копье
  • Марс.
  • Бог войны, обычно изображался обнаженным со шлемом на голове. Обычно Марс держит в руках трофей и копье.
  • Афина
  • Первыми в Петербурге появились скульптуры Афины
  • Петропавловская крепость - начало города. Иоанновский мост ведет к Петровским воротам крепости. В нишах ворот по обе стороны от арки стоят две скульптуры. Это Афина Полиада (Городская) и Афина Паллада (Воительница)
  • Афина Полиада - покровительница ремесел, защитница мирной жизни. Атрибуты: зеркальце (направленное в сторону Невы), змея в руке (знак мудрости)
  • Афина Паллада – богиня справедливой войны. Скульптор Трезини в данном случае заменил совы и сфинкса (класические атрибуты Афины) – на саламандру, которая примостилась на боевом шлеме богини.
  • Паллада
  • Полиада
Боги и герои античного мира - покровители архитектурных сооружений Петерубрга
  • Гермес
  • Гермес (Меркурий), сын Зевса (Юпитера) и нимфы Майи, был не только богом торговли, но и вестником олимпийских богов. А также..покровителем воров...
  • Среди других каменных и бронзовых богов Петербурга, стоящих под открытым небом, Гермес-Меркурий занимает одно из первых мест. Его чаще других персонажей античных мифов можно заметить в городе.
  • Западный фронтон здания Биржи на Васильевском острове украшает скульптурная нруппа «Торговля» - с Гермесом во главе.
  • Самый красивый петербургский Меркурий стоит у фасада дома № 56 на Невском проспекте. В этом пышном здании, где сегодня находится Центральный гастроном, в начале XX столетия размещался знаменитый магазин купцов Елисеевых.
  • Здание Таможни (Пушкинский Дом). Наб. Макарова, 4. Статуя Гермеса украшает фронтон здания
  • Главный финансовый центр Петербурга возник во второй половине XIX века в районе Невского проспекта и Большой Морской улицы. Здесь появляются банки, торговые фирмы и магазины. Один из крупнейших в России банков находился в доме № 62 на Невском . Это Русско-азиатский банк. Высокий фронтон этого здания с конца XIX века украшает голова бога торговли. Крылышки украшают шапочку Меркурия. На его шее переплелись две змеи - символ мудрости. Интересно, что в этом же доме № 62 на Невском проспекте сегодня тоже находится банк.
  • Дом №62, Невский проспект
  • Апполон и музы
  • Кто управляет квадригой на аттике Александринского театра? Что за скульптуры стоят в нишах главного фасада этого здания?
  • Такой квадригой управляет на аттике Александринского театра бог солнечного света лучезарный Аполлон.
  • Аполлон был покровителем различных видов искусств, предводителем девяти муз. Покровительствовал этот бог и театральному искусству.
  • Две музы - Терпсихора и Мельпомена - стоят в полуциркульных нишах главного фасада театра. Муза трагедии Мельпомена держит в руке трагическую маску. Муза танца Терпсихора играет на кифаре.
  • Квадрига на аттике Александринского театра. Квадригой называют античную двухколесную повозку, запряженную четверкой коней в один ряд
  • Александринский театр. Площадь Островского
Боги и герои античного мира - покровители архитектурных сооружений Петерубрга
  • Интересно, что среди богов и героев Петербурга не оказалось самого главного античного бога - Зевса (Юпитера).
  • Аид (Плутон) и Геракл (Геркулес) встали у широких ступеней Горного института.
  • Братья Диоскуры, укротители дикий коней, появились у входа в Конногвардейский манеж.
  • Последняя скульптура из созданных на темы античных мифов установлена в 1981 году у кинотеатра «Прометей» на проспекте Просвещения.Часто ее называют «Летящий Прометей».
Источники
  • При подготовке презентации использованы материалы:
  • 1. Цифровой коллекции Эрмитажа
  • (http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html )
  • 2. Информация Русского музея (http://www.rusmuseum.ru/museum/)
  • 3. Единая коллекция цифрообразовательных ресурсов (http://edu-tsor.edu.cap.ru/)
  • 4. Банк фотографий Петербурга (http://spbfoto.spb.ru/foto/)
  • 5. Материалы свободной энциклопедии ВикипедиЯ (http://ru.wikipedia.org)
  • 6. Страничка ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА XVIII-XX ВВ
  • (http://www.peterlife.ru/travel/petersburgbooks/inn-saint-petersburg-022.html)
  • 7. Краеведение. Петербург – город музей. Петербургская тетрадь (Л. К. Ермолаева и др.)
  • Презентацию подготовил Гейнке Глеб, 5 класс (экстернат)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Античность как тип культуры, понятие античности. Античное воздействие на развитие европейского классицизма. Основные черты древнегреческой культуры. Традиционная культура античного Рима. Государственность и политическая жизнь древнеримского государства.

    статья , добавлен 14.09.2013

    "История" Геродота как важнейшая веха не только в истории античного исторического сознания, но и в истории античной культуры в целом. Фукидид как родоначальник "прагматической" историографии. Особенности исторических сочинений Тацита и Дуриса из Самоса.

    реферат , добавлен 23.10.2011

    Военное дело в Позднеминойский период и на рубеже ранней античности. Армия в период ранней и классической античности как носитель ахейских традиций. Филипп II и Александр Македонский - создатели новой античной армии. Римская армия после реформы Гая Мария.

    контрольная работа , добавлен 02.04.2011

    Изучение особенностей деятельности императора Юстиниана I в сферах общественной жизни византийского общества. Характеристика личностных качеств императора Юстиниана I и определение его влияния на жизнь, и политическое развитие Восточной Римской империи.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2013

    Главная линия исторического развития Греции в VIII–VI вв. до н.э. Расцвет культуры Древней Греции. Культурное наследие греческой цивилизации, его влияние на все народы Европы, их литературу, философию, религиозное мышление, политическое образование.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Изучение истории Македонии при помощи археологического материала, нумизматики, надписей, литературных сведений древних авторов. Доводы того, что Македония в древности была страной высокой самобытной культуры, на которую влияли культуры соседних народов.

    реферат , добавлен 26.04.2010

    Понимание и обоснование места декабристов и их наследия в истории культуры России и сибирского региона. Литературное наследие декабристов на поселении в Забайкалье. Недвижимое наследие декабристов в Бурятии. Первый музей, посвященный декабристам.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2014

    Исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия. Периоды развития греческой мифологии. Периодизация древнегреческого искусства. Культурные связи Греции и Востока. Философия, архитектура, литература.

    Именно в сохранении античного наследия Средневековье наилучшим образом проявило себя в качестве передатчика ценностей и достижений от прошлого мира будущей Европе. Прежде всего, можно говорить о сохранении названия. Европа началась с мифа, географической концепции. Согласно этому мифу, Европа родилась на Востоке. И название, и сама идея Европы возникли в древнейшем из культурных пластов, существовавших на территории, которая впоследствии станет европейской, - в древнегреческой мифологии. Но слово «Европа» пришло с Востока. Это семитское слово, служившее у финикийских моряков для обозначения заката и употребленное в новом значении в VIII веке до н. э. Согласно мифу, Европой звали дочь Агенора, царя Финикии, на территории которой сейчас находится Ливан. В нее влюбился Зевс, царь греческих богов, и похитил ее. Превратившись в быка, он унес Европу на Крит, и от Зевса у нее родился сын Минос - царь-просветитель и законодатель, который после смерти стал одним из трех судей Аида. Так, благодаря грекам, обитатели западной оконечности азиатского континента стали «европейцами».

    Контраст между Востоком и Западом (ведь часто понятия «Запад» и «Европа» смешивают) греки считали фундаментальным конфликтом культур. Знаменитый греческий врач Гиппократ, живший в конце V - начале IV века до н. э., представлял себе оппозицию «европейцы - азиаты» в свете конфликтов между греческими городами и Персидской империей; они, вероятно, стали первым проявлением антагонизма между Западом и Востоком - это были мидийские войны, когда греческий Давид победил при Марафоне азиатского Голиафа. По мнению Гиппократа, европейцы отважны, воинственны и агрессивны, а азиаты мудры, образованны, но при этом настроены мирно, даже апатично. Европейцы дорожат свободой и готовы сражаться, а может, и умереть за нее. Предпочтительный политический режим для них - демократия, в то время как азиаты с легкостью соглашаются на подневольное существование, если в обмен им гарантируют сытую и спокойную жизнь.

    Такое представление об азиатах просуществовало несколько сотен лет, и в XVIII веке европейские философы эпохи Просвещения создали теорию просвещенного деспотизма, который являлся, по их мнению, наиболее подходящим для Азии политическим строем; в продолжение этой мысли марксизм в XIX веке определит азиатский способ производства как базис для авторитарных режимов. Средневековое общество, общество воинов и крестьян, не опровергнет Гиппократа, а наделит в своем эпосе образ героя-воина чертами христианина и перенесет его на европейскую почву.

    Таким образом, получается, что Древняя Греция оставила Европе двойное наследие: это, во-первых, противопоставление ее Востоку, Азии, а во-вторых, демократическая модель управления. Средневековье не восприняло демократической модели, которая вернется в Европу в усовершенствованном виде только во времена Французской революции. А вот противопоставление Запада Востоку в Средние века, наоборот, усилится; точнее, для средневековой Европы существовали два Востока. Первый, тот, что находился ближе, - греческий, византийский мир. Представления о нем восходят к оппозиции между греческим и латинским миром, существовавшей в Римской империи. Противостояние усиливается еще и из-за растущей враждебности между римским и православным христианством, поскольку никакого единомыслия внутри христианства не наблюдается. Крайнего проявления эта враждебность достигнет в 1204 году, когда сторонники латинского христианства во время IV крестового похода пойдут войной на Константинополь, захватят его и разграбят.

    За этим греческим Востоком для жителя средневекового Запада лежал другой Восток, еще более удаленный. Долгое время представления о нем были расплывчатыми. С одной стороны, он являлся источником несчастий и угроз: с Востока приходили эпидемии и ереси, на землях восточной оконечности Азии теснились народы-разрушители Гог и Магог, которых с наступлением Конца света должен освободить Антихрист и которых западные люди в XIII веке отождествляли с монгольскими завоевателями. Но, с другой стороны, Восток представлялся как страна грез, источник чудес, царство пресвитера Иоанна, царя-священника и обладателя несметных сокровищ, а заодно - и прообраз политической модели, которая будет искушать христианский мир в XII веке. Наконец, древнегреческие географы передали людям Средневековья географические знания, в том числе и о ряде проблем, которые существуют по сей день. С северной, западной и южной сторон границы Европы естественным образом определяло море - это объяснялось недостаточными мореплавательскими навыками западных жителей в Средние века, а также несовершенством судов, - но что считать восточной границей? Даже учитывая, что, как я уже говорил, средневековые границы долгое время оставались нечеткими, восточный «фронт» средневековой Европы представлял собой серьезнейшую проблему. Средневековые ученые в большинстве своем переняли взгляды древнегреческих географов. С их точки зрения, граница между Европой и Азией проходила по реке Танаис, нынешнему Дону, который впадает в Азовское море; таким образом, в состав Европы попадали территории нынешних Украины и Белоруссии, а от России - лишь небольшая часть. Во всяком случае, ни о какой Европе, простирающейся от Атлантики до Урала, в Средние века и речи не было! Однако дальше, за пределами Византийской империи, в Средние века обнаружился еще один Восток, куда более реальный и пугающий. Речь идет о Востоке мусульманском; этот Восток в XV веке поглощает Византию, и теперь византийцев заменяют турки, которым суждено было стать многовековым кошмаром для Европы.

    В том наследии, которое досталось людям Средневековья от античности и во многих аспектах было основательно ими обновлено, можно выделить четыре основные составляющие.

    Первая - наследие Греции . От греков Средневековье получило образ героя, который, как мы увидим, приобретает христианские черты и превращается в мученика и святого; гуманизм, который тоже будет модифицирован христианством, - в результате в XII веке стали говорить о христианском понимании сократовского учения; культовое здание, которое из храма превратится в церковь, - где-то церкви возводили на месте разрушенных храмов, а где-то храмы приспосабливали под новые нужды; вино, которое через посредство римлян становится напитком аристократии и одним из Святых Даров христианской литургии. Добавим в этот список понятие «город», полис (далекий предок средневекового города), слово «демократия», которое получит новый смысл уже после Средневековья, и, само собой, название «Европа».

    Римское наследие куда богаче греческого, поскольку средневековая Европа выросла непосредственно из Римской империи. Первая и главная его часть - язык, основа культуры. Средневековая Европа писала и говорила на латыни, а когда латынь после X века вытеснят «вульгарные», то есть народные, языки, ее прямыми наследниками станут языки романской группы: французский, итальянский, испанский и португальский. Остальные территории Европы тем или иным образом тоже приобщатся к латинской культуре: ее следы видны в университетах, в церковном обиходе, в теологии, в научном и философском лексиконе. Люди Средневековья, воинственные, как им предписывала уже упомянутая европейская традиция, получили в наследство от римлян и военное искусство: учителем теории и практики военного дела для Средневековья стал Вегеций, создатель одного из трактатов по военному искусству, написанного около 400 года. Кроме того, от римлян людям Средневековья достанется и архитектура - они откроют ее для себя и станут развивать начиная приблизительно с тысячного года; от Рима идут каменное строительство, свод и архитектурные принципы, изложенные во влиятельнейшем трактате Витрувия. А вот масштабные проекты Рима люди Средневековья продолжат лишь частично. Марк Блок обратил внимание на то, насколько средневековые дороги отличались от римских. Римские дороги создавались прежде всего для военных нужд, и в их строительстве использовались передовые технические идеи. Поэтому дороги были прямыми и мощеными. Люди Средневековья ходили пешком или ездили на телегах, запряженных ослами или лошадьми, по извилистым грунтовым дорогам и перемещались либо между церквями, либо от одного рынка к другому, причем сами рынки тоже часто меняли местоположение. Однако сохранившиеся участки римских дорог остаются символической точкой отсчета. Еще один фактор европейской истории, унаследованный от Древнего Рима, но постоянно наполняющийся новым содержанием, - это отношения противоречия и взаимодополнения между городом и деревней. Эта оппозиция, в том числе и ее культурная составляющая - противопоставление «учтивости» и «неотесанности» 6 , проявляется и в других областях. Средневековая Европа вначале была по преимуществу сельской, а впоследствии урбанизировалась. Воины и крестьяне, а также знать, которая почти всюду, кроме Италии, жила в укрепленных замках в сельской местности, испытывали к изнеженным городским жителям смешанные чувства - отчасти зависть, но в основном враждебность; а горожане, в свою очередь, с презрением относились к грубым селянам, тем более что распространение христианства началось с городов, а деревни несколько дольше оставались языческими, поэтому во французском «языческий» (païen, отлат . paganus) и «крестьянский» (paysan) - это по сути одно и то же слово.

    Дальше мы увидим, что Средневековье было эпохой интенсивного законотворчества, и в этом развитии юриспруденции, без сомнения, большую роль играло осмысление и возрождение римского права. В первом университете, созданном в XII веке в Болонье, преподавали главным образом право, и за ним закрепилась репутация цитадели европейского правоведения.

    Важнейшие из предпочтений, которыми характеризуется средневековая христианская мысль, относятся прежде всего к научным классификациям и методам преподавания. Классификация и практика свободных искусств в переложении римского христианского ритора V века Марциана Капеллы стали столпами средневекового образования. Свободные искусства разделялись на два цикла: тривиум , или искусства речи (грамматика, риторика, диалектика), и квадривиум , или искусства чисел (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Предписанные святым Августином свободные искусства станут в XII–XIII веках основой университетского образования на подготовительном факультете, который называли еще факультетом искусств.

    Учитывая, что в этой книге я буду придавать большое значение словам, идеям, мировосприятию и воображению, которые в той же мере, что и материальные сущности, являются основой европейского сознания, замечу между прочим, что императора или особу, символизирующую собою высшую власть, в Европе станут называть так же, как именовали своих императоров римляне, - «цезарь» или «кесарь». Эта традиция именования императоров сохранилась и в местных наречиях: например, Kaiser в немецком и позже «царь» у славянских народов (русских, сербов и болгар). От греков и римлян Европа унаследует термин «тиран» для обозначения дурного властителя. Так сохраняется политическая преемственность на уровне символических представлений.

    Необходимо упомянуть еще одну традицию, которая в Средние века передавалась менее явным образом и порой неосознанно. Речь идет о трехфункциональной индоевропейской схеме , широкое распространение которой, начиная с очень давних времен, показал Жорж Дюмезиль. Между IX и XI веками некоторые христианские авторы, примкнувшие к этой традиции, описывают любое общество, в особенности то, к которому принадлежат сами, как группу людей, разделенную в соответствии с тремя функциями, необходимыми для нормального существования общества. Самым наглядным представлением этой идеи, которое к тому же пользовалось наибольшим успехом в историографии, стала поэма епископа Адальберона Ланского, написанная в 1027 году в честь короля Роберта Благочестивого. В соответствии с трехфункциональной схемой, правильно организованное общество включает священников (oratores, «молящиеся»), воинов (bellatores, «воюющие») и тружеников (laboratores, «работающие»). Эту классификацию восприняли многие средневековые клирики и пользовались ею для описания и понимания современного им общества, основные же проблемы в ней возникают с определением «работающих». Тут интерпретации расходятся. С точки зрения одних, laboratores находятся уровнем ниже, чем две первые категории, и должны выполнять их распоряжения, - имеются в виду прежде всего крестьяне. Другие, к которым я отношу и себя, считают, что в этой схеме все три группы занимают одинаковое положение. В частности, труженики - это производящая верхушка, лучшие, новаторски мыслящие представители слоя крестьян и ремесленников (я бы их так и называл - производители); их появление свидетельствует о некотором повышении роли труда в идеологии и мировосприятии Средневековья в период около тысячного года.

    И наконец, еще одна важная часть наследия, полученного Европой, - это библейская составляющая. Ее передали людям Средневековья не евреи, от которых христиане все больше и больше отдалялись, а первохристиане, и ветхозаветная традиция, несмотря на усиление антиеврейских настроений, остается до конца Средних веков одним из ключевых и самых ярких мотивов не только в религии, но и во всей средневековой культуре. О том, что значила Библия для Средневековья, написана не одна книга, я же только напомню, что суть Ветхого Завета - это прежде всего монотеизм. Можно сказать, что при посредничестве христианства Бог входит в европейскую историю и философию. Библия в Средневековье воспринимается и используется как энциклопедия, включающая в себя все знание, которое Бог передал человеку. Кроме того, это фундаментальный учебник истории, в котором на примере патриархов и пророков разворачивается смысл истории с момента возникновения царской власти, представленной линией Саула и Давида. Возвращение к миропомазанию во время коронации при Пипинидах и Каролингах знаменует для них возвращение к нормальному ходу истории, предначертанному Богом. Не следует забывать, что историческая память, которая стала ключевым элементом европейского сознания, имеет двойной

 


Читайте:



Вкусное канапе на шпажках утиная грудка (20шт

Вкусное канапе на шпажках утиная грудка (20шт

Пища участников должна быть сытной и легкой, так как активные игры не предусматривают долгих посиделок за столом, которые, как правило, организуют...

Блюда на праздничный стол второе

Блюда на праздничный стол второе

В преддверии праздников, мы собираемся с мыслями чтобы приготовить вкусные и оригинальные праздничные салаты. Уже давно позади те времена, когда к...

Младший сын николя саркози превратился в красавчика

Младший сын николя саркози превратился в красавчика

23 июля 2008 г. по инициативе Н. Саркози была проведена самая масштабная реформа Конституции 1958 г. (было изменено или дополнено 47 статей из...

Указом Петра I Россия перешла на летоисчисление по Юлианскому календарю Когда петр 1 ввел новый календарь

Указом Петра I Россия перешла на летоисчисление по Юлианскому календарю Когда петр 1 ввел новый календарь

(от какой-то событийной даты, правителя, мудреца или явления), но когда народ захватывали, вводился чужой календарь, чужое летоисчисление. Для...

feed-image RSS