Главная - Стены
Когда и как должно вводиться изменение учетной политики? Как внести изменения в учетную политику бюджетной организации Образец внесения изменений в учетную политику 52н.

Учетная политика (УП) применяется на предприятии последовательно из года в год. Но возникают ситуации, когда необходимо вносить изменения.

Приказ о внесении изменений в учетную политику

Рассмотрим причины, по которым может понадобится обновить такой документ, а также порядок их оформления.

Когда компания вправе изменить учетную политику

Под таким изменением подразумевается корректировка уже имеющихся методов учета. Причиной этого может быть:

  1. Разработка и внедрение новых способов ведения учета. Эти нововведения оправданы в том случае, если повышают достоверность и качество информации, либо уменьшают трудоемкость процесса. Например, компания переходит на электронный документооборот с поставщиками и покупателями.
  2. Нововведения в законодательстве. Например, компания применяет метод учета, который отменяется на законодательном уровне. В этой ситуации, также необходимо внести поправки.
  3. Смена условий деятельности. Изменение учетной политики организации может быть следствием реорганизации предприятия, смены собственника или смены вида деятельности. Допустим, организация меняет сферу деятельности с торговли на строительство, что необходимо отразить в документе.

Когда нововведения вступают в силу

Если изменяются методы учета по инициативе бюджетной организации, нововведения вступают в силу с начала следующего года (ч. 7 ст. 8 Закона №402-ФЗ от 06.12.2011).

Если вносятся поправки в закон, то корректировки вступают в силу тогда, когда вступает в действие новый правовой акт.

В бухгалтерской отчетности раскройте и поясните все новые положения УП, если эти поправки существенно повлияли на финансовый результат организации (п. 16 ПБУ 1/2008).

В пояснениях требуется указать:

  • почему поменялась содержание документа в отчетном году. Например, смена способа списания ТМЦ (так как это привело к увеличению достоверности информации), номер закона, вступление силу которого повлекло поправки или смена деятельности компании;
  • какие именно корректировки внесены;
  • как отражаются последствия сделанных корректировок в отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с нововведениями. Если компания не является субъектом малого предпринимательства, то необходимо также сделать ретроспективный расчет.

Как оформить нововведения

Изменение учетной политики должно вводится приказом руководителя бюджетной организации.

В документе укажите причины и пункты, которые меняете.

Приведем образец внесения изменений в учетную политику,сделанных в связи с изменениями в законодательстве — например, вступил в силу новый приказ Минфина.

Как внести дополнения

Случается, что в течение года компании возникают новые операции, методы учета которых не отражены в учетной политике. Например организация, которая выполняла услуги, начала продавать покупные товары, и новый порядок учета товаров необходимо отразить в документе. В этом случает его дополняют (п. 10 ПБУ 1/2008).

Такие дополнения вводятся аналогично любым другим изменениям. Вносить их можно в любое время, в том числе и в середине года.

Разберем на примере внесение дополнений в УП. Организация впервые привлекла заемные средства, в учетной политике порядок учета займов не отражен. Приказом были внесены дополнения.

Как изменить учетную политику для целей бухучета

Учетную политику для целей бухучета организация должна применять последовательно из года в год. Тем не менее, в этот документ можно вносить необходимые изменения и дополнения. Такие правила установлены частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.

Дополнения учетной политики

Дополнением учетной политики является описание факта хозяйственной жизни или операции, которые возникают в деятельности организации впервые (п. 10 ПБУ 1/2008)

.
Если учетная политика была дополнена в течение года, то информацию об этом необходимо раскрыть в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к промежуточной отчетности. А те новые способы ведения учета, которые применяются с начала года, следует привести в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к годовой бухгалтерской отчетности (п.

Как внести изменения в учетную политику бюджетной организации

24 ПБУ 1/2008).

Дополнения в учетную политику вносите на основании приказа (распоряжения) руководителя организации (п. 8 ПБУ 1/2008). Типового образца для такого приказа нет, поэтому его можно составить в произвольной форме.

Пример внесения дополнений в учетную политику для целей бухучета

ЗАО «Альфа» получило в банке кредит на пополнение оборотных средств. Срок кредитования – 5 лет. Прежде «Альфа» не привлекала заемных средств, поэтому в учетной политике организации не было указаний по их учету. Дополнения в учетную политику были внесены на основании приказа руководителя.

Изменения учетной политики

Изменением учетной политики признается корректировка уже существующих описаний фактов хозяйственной деятельности или операций.

Изменения в учетную политику можно вносить только в случаях, когда:
— изменяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухучета, федеральные и отраслевые стандарты;
— организация разрабатывает и внедряет новые способы ведения бухучета, снижающие трудоемкость и повышающие достоверность данных и качество информации (например, переходит на компьютерную обработку бухгалтерской информации);
— существенно меняются условия деятельности организации (реорганизация, смена собственников, перепрофилирование).

№ 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.

Изменения, внесенные в учетную политику, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения, если нет оснований вносить изменения в течение текущего года (ч. 7 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 12 ПБУ 1/2008).

Если же изменения в учетной политике обусловлены изменениями в законодательстве, то они вступают в силу в порядке, указанном в нормативном правовом акте, который их вносит (п. 14 ПБУ 1/2008).

Если изменения в учетной политике существенно повлияли на финансовые результаты (движение денежных средств) организации, их необходимо раскрыть в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/2008).

Пример внесения изменений в учетную политику для целей бухучета. Организация меняет способ учета долгосрочных обязательств

В учетной политике ЗАО «Альфа» на 2012 год записано, что займы и кредиты, привлеченные на срок более 12 месяцев, учитываются в составе долгосрочной задолженности.

Для повышения достоверности информации, которая отражается в разделе IV «Долгосрочные обязательства» Бухгалтерского баланса, принято решение об изменении учетной политики. Начиная с бухгалтерской отчетности 2013 года займы и кредиты, привлеченные на срок более 12 месяцев, будут переводиться в состав краткосрочной задолженности, когда до их погашения останется меньше 365 дней.

Как минимум в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах за год, в котором были утверждены изменения в учетной политике, необходимо указать:
– причину изменения учетной политики в отчетном году;
– содержание изменения учетной политики в отчетном году;
– порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности (ретроспективно или перспективно);
– суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов;
– сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – до той степени, до которой это практически возможно.

Такой порядок установлен пунктами 21, 25 ПБУ 1/2008.

При этом изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/2008).

Ситуация: как отразить изменение учетной политики в бухгалтерской отчетности?

Ответ на этот вопрос зависит от того, относится организация к субъектам малого предпринимательства или нет.

Организациям, не являющимся субъектами малого предпринимательства, при изменении учетной политики нужно пересчитать показатели отчетности за прошлые периоды (ретроспективный пересчет). Однако прежде следует определить период такого перерасчета и оценить возможность его проведения.

В ситуации, когда меняется способ ведения бухучета, период ретроспективного пересчета определяйте исходя из предположения, что измененный способ бухучета применялся с момента возникновения деятельности данного вида. Если перерасчет нельзя сделать с достаточной степенью точности, не проводите его и применяйте измененный способ бухучета перспективно. То есть с начала нового отчетного периода.

Если принимается новый или изменяется существующий нормативно-правовой акт, в нем может быть установлен конкретный период или порядок перерасчета. Тогда перерасчет проводите в установленном этим документом порядке.

Такой порядок следует из пунктов 14 и 15 ПБУ 1/2008.

При ретроспективном пересчете показатели отчетности нужно пересчитать исходя из предположения, что новая учетная политика применялась в течение всего периода перерасчета. Поскольку это приведет к изменению остатков активов и обязательств, информацию о результатах пересчета нужно отразить в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к отчетности. Это будет документальным обоснованием внесенных изменений.

После этого нужно внести изменения в данные бухгалтерской отчетности текущего периода. И отразить в них результаты перерасчета показателей предыдущих периодов (п. 21 ПБУ 1/2008). А в бухучете следует отразить разницу между фактическими данными и результатами перерасчета. Необходимые записи внесите в учет в межотчетном периоде между 31 декабря и 1 января. В итоге они не попадут в заключительное сальдо баланса за отчетный год, но будут включены во вступительное сальдо баланса следующего года. Различия между этими двумя показателями покажут денежную оценку изменений в учетной политике. Результаты перерасчета относите на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». При переоценке статей баланса в межотчетном периоде используйте этот счет, а также связанные счета, участвующие в перерасчете.

Такой порядок установлен пунктом 15 ПБУ 1/2008.

Организации, признаваемые субъектами малого предпринимательства, ретроспективный пересчет могут не проводить и все изменения в отчетности отражать перспективно. Это означает, что измененный способ ведения бухучета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после внесения изменений в учетную политику. Такое право малым предприятиям предоставлено пунктом 15.1 ПБУ 1/2008.

Изменения учетной политики нужно раскрыть в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах за отчетный год. Здесь указывают:
— причину изменения учетной политики;
— содержание изменения;
— порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухотчетности;
— суммы корректировок по каждой статье бухотчетности за каждый из представленных в отчетности периодов;
— сумму корректировки, которая относится к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, насколько это практически возможно.

Если такое раскрытие по предшествующему периоду, представленному в отчетности, или по более ранним отчетным периодам является невозможным, раскройте такую информацию в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах и укажите период, в котором начинается применение изменений.

Если изменение учетной политики вызвано изданием нового или изменением существующего нормативно-правового акта, раскрывайте информацию о последствиях изменения учетной политики согласно нормам, предусмотренным этим актом.

Такой порядок следует из пунктов 21 и 25 ПБУ 1/2008.

Учетная политика компании: когда дополнить, а когда изменить?

Учетная политика организации может быть изменена в случаях

1. изменение в ассортименте продукции

2. освоения новых видов продукции

3. реорганизации, изменений в законодательстве

4. смены главного бухгалтера

Учетная политика организации формируется

1. главным бухгалтером

2. руководителем организации

3. финансовым директором

4. налоговым инспектором

Учетная политика организации утверждается

1. главным бухгалтером

2. руководителем организации

Образец приказа о внесении изменений в учетную политику по УСН с 1 августа 2016 года

финансовым директором

4. налоговым инспектором

Вновь созданная организация оформляет учетную политику не позднее

1. 90 дней со дня государственной регистрации

2. 60 дней со дня государственной регистрации

3. 30 дней с начала календарного года

4. 90 дней с начала календарного года

24. Активные счета — это счета для учёта

1. источников образования имущества

2. результатов хозяйственной деятельности

3. имущества

Аналитические счета — это счета для

1.подробной характеристики объектов учета

Бухгалтерская запись (проводка) — это

1. запись дебетуемого (кредитуемого) счета

2. корреспонденция счетов и суммы по хозяйственной операции

3. расшифровка хозяйственной операции в регистре бухгалтерского учета

4. запись суммы по хозяйственной операции

Двойная запись — это способ

1. группировки объектов учета

2. обобщения данных бухгалтерского учета

3. отражения хозяйственных операций

Двойная запись обеспечивает взаимосвязь между

1. субсчетами и аналитическими счетами

2. синтетическими счетами

3. счетами и балансом

Забалансовые счета предназначены для

1. учета имущественных прав

2. учета особо ценного имущества

3. учета ценностей, не принадлежащих организации

Конечное сальдо по активному счету равно нулю, если

1. в течение месяца по счету не было движения средств

2. оборот по дебету равен обороту по кредиту

3. сальдо начальное плюс оборот по дебету меньше оборота по кредиту

4. сальдо начальное плюс оборот по дебету равен обороту по кредиту

Конечное сальдо по пассивному счету равно нулю, если

1. в течение месяца по счету не было движения

2. оборот по кредиту равен обороту по дебету

3. сальдо начальное плюс кредитовый оборот меньше дебетового

4. сальдо начальное плюс кредитовый оборот равны обороту дебетовому

Корреспонденция счетов — связь между

1. аналитическими счетами и субсчетами

2. дебетом одного и кредитом другого счета

3. синтетическими и аналитическими счетами

Дебетовое сальдо на счетах для учета расчетов отражает

1. дебиторскую задолженность

2. задолженность бюджету по налогам

3. задолженность перед персоналом по оплате труда

4. кредиторскую задолженность

Кредитовое сальдо на счетах для учета расчетов отражает

1. дебиторскую задолженность

2. задолженность подотчетных лиц по полученным авансам

3. кредиторскую задолженность

4. расходы будущих периодов

35. Пассивные счета — это счета для учёта

1. имущества

2. источников образования имущества

3. результатов хозяйственной деятельности

План счетов бухгалтерского учета — это

1. классификатор общей номенклатуры синтетических показателей бухгалтерского учета

2. перечень аналитических счетов, используемых в учете

3. совокупность синтетических и аналитических счетов

4. совокупность синтетических, аналитических счетов и субсчетов

По отношению к балансу все счета подразделяются на

1. активные и пассивные

2. синтетические и аналитические

3. инвентарные, фондовые, расчетные

Регистры бухгалтерского учета предназначены для

1. выявления ошибок в налоговом учете

2. заполнения первичных документов

3. систематизации информации

Синтетические счета — это счета для

1. подробной характеристики объектов учета

2. текущего контроля за хозяйственными операциями

3. укрупненной группировки и учета однородных объектов

Субсчет — это

1. забалансовый счет

2. способ группировки данных аналитических счетов

3. счет аналитического учета

4. счет синтетического учета

Счет — это способ

1. группировки имущества, источников его образования и хозяйственных процессов

2. группировки активов и источников их образования

3. группировки и текущего учета имущества

Похожая информация.

Приказ о внесении изменений в учетную политику – документальный толчок для редактирования одного из основных нормативных положений компании.

ФАЙЛЫ

Что такое учетная политика

Под термином «учетная политика» понимаются способы ведения бухгалтерского учета на предприятии, в том числе создание разного рода документации, порядок отношений с надзорными, налоговыми органами, установление внутренних связей между подразделениями организации с точки зрения финансового взаимодействия и т.д.

Учетная политика включает в себя ряд локальных нормативных актов, которые разрабатываются на стадии образования компании на основе соответствующих законодательных норм, положений и инструкций.

Ключевые стандарты и правила учетной политики формируются на федеральном уровне и имеют свои нюансы и тонкости в зависимости от вида деятельности предприятий.

В организации учетную политику разрабатывает обычно либо директор, либо главный бухгалтер, утверждается она отдельным распоряжением руководителя и только после этого вступает в законную силу.

После утверждения она обязательна к исполнению.

Кто обязан соблюдать учетную политику

Учетную политику должны соблюдать все организации, зарегистрированные как юридические лица, обязанностью которых является ведение бух. учета.

Индивидуальные предприниматели от соблюдения норм учетной политики освобождены ровно как и подразделения иностранных предприятий – для них существует другая нормативно-правовая документация.

Следует отметить один важный момент: не нужно путать бухгалтерский учет (который определяется в соответствии с положениями учетной политики) и налоговый – если для первого есть исключения, то второй обязаны вести все, вне зависимости от области работы и системы налогообложения.

Как менять учетную политику

Учетная политика – система правил, избираемая единовременно на длительное время.

Действовать она начинает в начале каждого календарного года.

Вносить в нее изменение в течение отчетного периода можно только в крайних случаях, например,:

  • когда это требуется для предоставления наиболее правдивых сведений об объекте учета;
  • при редактировании закона об учетной политике;
  • когда само предприятие меняет направление деятельности.

Для того, чтобы внести в учетную политику необходимые правки или дополнения, в организации должен быть выпущен соответствующий приказ.

Кто подготавливает приказ о внесении изменений в учетную политику

Руководители организаций не часто сами пишут распоряжения. Обычно эта функция входит в должностные обязанности кого-либо из их подчиненных – секретаря, начальника структурного подразделения, юрисконсульта.

В данном случае приказ о внесении изменений в учетную политику часто пишется главным бухгалтером – поскольку именно этот работник применяет в своей работе вышеозначенные нормы и правила.

Кто подписывает документ

Независимо от того, кто именно формирует приказ, документ должен быть подписан высшим должностным лицом предприятия – директором или сотрудником, временно находящимся на его месте.

Это связано с тем, что все приказы всегда издаются от имени главного руководителя компании — это установлено в законе, т.е. без его подписи документ не будет считаться действительным.

Кроме того, под приказом должны расписаться и все работники, в нем указанные, а также те, кто обязаны контролировать его исполнение. Таким образом все эти лица обозначают то, что прочли приказ и готовы к его выполнению.

Оформление приказа

На сегодняшний день единого стандарта приказа нет. Это значит, что его можно писать в свободной форме. Исключение составляют те ситуации, когда внутри компании разработан собственный унифицированный шаблон распоряжения – тогда, конечно, приказ надо делать по его образцу.

Также свободно можно выбрать бланк: он может быть фирменным (с напечатанными реквизитами и логотипом) или же обычным чистым листом бумаги.

Написать от руки или напечатать

Формат документа тоже может быть произвольным. То есть его можно набрать на компьютере или написать собственноручно. Правда в первом случае его надо будет распечатать – это нужно для того, чтобы все сотрудники компании, чьи фамилии есть в документе, могли поставить под ним свои автографы.

Как зарегистрировать приказ о внесении изменений в учетную политику

Сформированный приказ обязательно должен быть зафиксирован в специальном журнале учета, который обычно находится у секретаря – это надо для того, чтобы удостоверить сам факт его создания, а также при необходимости быстро и легко его отыскать. Для регистрации достаточно вписать в журнал название приказа, номер и дату его составления.

Условия и срок хранения

Любой изданный и обнародованный приказ подлежит обязательному хранению. Для этого бланк необходимо положить в папку с другими такими распоряжениями.

Длительность периода хранения обозначается либо в локальных актах фирмы, либо определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

Образец приказа о внесении изменений в учетную политику

Если вы ознакомились с приведенной выше информацией, значит, вы, скорее всего, нуждаетесь в создании приказа о внесении изменений в учетную политику. Ниже приведен его пример – на его основе вы без проблем сделаете собственное распоряжение.

Первым делом внесите в бланк:

  • название своей компании;
  • номер документа (по внутреннему документообороту), локацию формирования приказа (место) и дату;
  • основание для создания распоряжения – поставьте ссылку на нужную статью закона РФ.

После этого идет основной блок. Сюда по порядку включите:

  • собственно указание на внесение изменений в учетную политику и дату, с которой это необходимо сделать;
  • ранее действующий пункт учетной политики, подлежащий правкам и его новую редакцию;
  • ответственного за исполнение приказа сотрудника (обычно это бухгалтер или главный бухгалтер).

Если надо, эту часть можно дополнить и другими нужными вам сведениями. В заключение отдайте распоряжение на подпись всем лицам, в нем указанным.

В конце 2014 года Минфином были разработаны и внесены поправки в Инструкцию №  157н, которые поменяли не только саму организацию учета, но и порядок отражения некоторых операций. В связи с данными новшествами автономные учреждения должны были внести соответствующие корректировки в действующую в их организации учетную политику. На какие разделы учетной политики необходимо обратить внимание? Что следует изменить и дополнить? На эти и другие вопросы мы ответим в статье.

Вносим дополнения в структуру учетной политики

В настоящее время в соответствии с п. 6 Инструкции № 157н актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику, утверждаются:
  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета, для которых законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции № 157н ;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Как видно из приведенного перечня, учетную политику следует дополнить порядком отражения событий после отчетной даты. Оформить его можно отдельным приложением. О том, что в нем следует указать, мы расскажем ниже.

Остальные элементы учетной политики уже были ранее сформированы в каждом автономном учреждении, поэтому их следует только дополнить теми новшествами, которые затрагивают те или иные вопросы ведения хозяйственно-финансовой деятельности учреждения, в частности рабочий план счетов и порядок отражения отдельных хозяйственных операций.

Вносим изменения в рабочий план счетов

С учетом изменений, внесенных в Инструкцию № 157н, рабочий план счетов автономного учреждения следует дополнить новыми счетами:

Номер счета

Наименование

Балансовые счета

«Расчеты по невыясненным поступлениям»

«Расчеты по компенсации затрат»

«Расчеты по суммам принудительного изъятия»

«Расчеты по иным доходам»

«Расчеты по НДС по авансам полученным»

«Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»

«Резервы предстоящих расходов (по видам расходов)»

«Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)»

«Принимаемые обязательства»

«Отложенные обязательства»

Забалансовые счета

«Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»

«Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц»

Отдельно хочется выделить счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов». В соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н данный счет применяется для обобщения информации о суммах, зарезервированных в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения. Порядок создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. В данном случае учреждение самостоятельно определяет, будет оно использовать в своей деятельности принцип резервирования или нет. Если автономным учреждением будет принято решение не использовать в своей деятельности принцип резервирования, то и необходимости вводить этот счет в рабочий план счетов нет.

Вводим порядок отражения событий после отчетной даты

Как мы отметили выше, п. 6 Инструкции № 157н предполагает включение в состав учетной политики порядка отражения в учете событий после отчетной даты. События после отчетной даты - это совершенно новое понятие для автономных учреждений. Необходимо отметить, что у коммерческих организаций такое понятие в бухгалтерском учете используется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Приказом Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) . В силу п. 3 ПБУ 7/98 событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

К событиям после отчетной даты относятся (п. 5 ПБУ 7/98 ):

  • события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;
  • события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность.
Примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты, приведен в приложении к ПБУ 7/98. Так, к событиям, подтверждающим существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность, относятся:
  • произведенная оценка активов, результаты которой свидетельствуют об устойчивом и существенном снижении их стоимости, определенной по состоянию на отчетную дату;
  • обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в бухгалтерском учете или нарушения законодательства при осуществлении деятельности организацией, которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период.
К событиям, свидетельствующим о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация вела свою деятельность, относятся:
  • реконструкция или планируемая реконструкция;
  • крупная сделка, связанная с приобретением и выбытием основных средств и финансовых вложений;
  • пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожена значительная часть активов организации.
Далее отметим, что в соответствии с п. 6 ПБУ 7/98 существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера. При этом существенность события организация определяет самостоятельно исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности. Для оценки в денежном выражении последствий события после отчетной даты организация делает соответствующий расчет.

В силу п. 9 ПБУ 7/98 при наступлении события после отчетной даты в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, производится сторнировочная (или обратная) запись на сумму, отраженную в бухгалтерском учете отчетного периода согласно настоящему пункту. Одновременно в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, в общем порядке делается запись об этом событии.

Рассмотрим пример для автономных учреждений (аналогичный пример приведен в ПБУ 7/98 для коммерческих организаций).

На основании данных синтетического и аналитического учета в бухгалтерской отчетности организации по состоянию на 31 декабря 2014 года по счету 2  206 26 000 отражена дебиторская задолженность на общую сумму 10 млн руб.

В январе 2015 года учреждение получило информацию о том, что один из дебиторов, задолженность которого по состоянию на 31 декабря 2014 года составляла 4 млн руб., признан в установленном порядке в конце декабря банкротом.

В данной ситуации организация должна уменьшить сумму дебиторской задолженности на 4 млн руб. и признать в бухгалтерской отчетности по состоянию на 31 декабря 2014 года убыток, понесенный от списания дебиторской задолженности. Необходимые записи в бухгалтерском учете организации по списанию соответствующей дебиторской задолженности должны быть произведены заключительными оборотами отчетного периода. Иными словами, следует сделать в отчетности бухгалтерскую запись:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Январь 2015 года

Восстановлена дебиторская задолженность, отраженная ранее как событие после отчетной даты

2 401 20 273

2 206 26 000

Списана дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, по причине банкротства поставщика на дату поступления документа

2 401 20 273

2 206 26 000

Отметим, что для формирования раздела учетной политики, отражающего события после отчетной даты, в качестве рекомендательного материала можно использовать ПБУ 7/98.

Создаем резервы предстоящих расходов

Как уже было отмечено выше, если автономное учреждение принимает решение о создании резервов предстоящих расходов на цели, приведенные в п. 302.1 Инструкции № 157н , оно делает об этом отметку в учетной политике. Предлагаем отразить данную информацию в новом разделе, в котором следует указать:
  • виды резервов, которые будут создаваться в учете (например, резерв для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, резерв на восстановление основных средств, для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке);
  • порядок формирования резерва (в данном случае следует отразить, каким образом он будет формироваться, то есть указать метод его определения);
  • дату, на которую будет формироваться резерв (например, последнее число месяца, квартала, полугодия или года).
Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был изначально создан.

Чем можно воспользоваться при формировании резервов предстоящих расходов? Так же как в случае определения порядка отражения событий после отчетной даты, рекомендуем обратиться к нормативным актам Минфина, разработанным для коммерческих организаций. В частности, таким документом является Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) , утвержденное Приказом Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н . Отметим, что в данном документе приведена оценка оценочного обязательства. Например, автономное учреждение приняло решение о формировании резерва предстоящих расходов, связанного, например, с реализацией работниками права на ежегодные оплачиваемые отпуска в соответствии с ТК РФ.

В силу п. 15 ПБУ 8/2010 оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете организации в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству. Наиболее достоверная оценка расходов представляет собой величину, необходимую непосредственно для исполнения (погашения) обязательства по состоянию на отчетную дату или для перевода обязательства на другое лицо по состоянию на отчетную дату. Поэтому при формировании резерва предстоящих расходов по отпускам необходимо учитывать утвержденный график отпусков, различия в условиях оплаты труда и количество дней отпуска отдельных категорий работников. Так как выплаты, связанные с предоставлением работникам оплачиваемых отпусков, облагаются страховыми взносами, фактические затраты организации на оплату отпуска работников складываются из оплаты среднего заработка за время нахождения в отпуске и соответствующих страховых взносов. Следовательно, величина оценочных обязательств по отпускам должна отражать не только стоимостное выражение фактических затрат на оплату отпускных, но и соответствующую величину страховых взносов. Дополнительно к вышесказанному отметим, что при формировании резерва на оплату отпусков учреждение должно самостоятельно разработать свою методику формирования резерва предстоящих расходов с учетом отраслевой специфики.

Дополняем типовую корреспонденцию счетов

Как мы уже отметили выше, поскольку вводятся новые счета, необходимо отразить порядок их применения. Это, в свою очередь, влечет внесение изменений в используемую корреспонденцию счетов по отражению типовых операций в автономном учреждении. Отметим, что в настоящее время на сайте Минфина опубликован проект по внесению изменений в Инструкцию № 183н , поскольку данный документ в стадии разработки, указанную корреспонденцию счетов, приведенную в нем, следует закрепить в учетной политике.

Налог на добавленную стоимость. Группировка расчетов по налоговым вычетам по НДС будет осуществляться в разрезе аналитических групп синтетического счета объекта учета на счетах 210 11 «Расчеты по НДС по авансам полученным» и 210 12 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам». Таким образом, автономному учреждению, которое совершает налогооблагаемые операции и не использует освобождение от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ , необходимо дополнить корреспонденцию счетов с учетом введенных новшеств.

Дебет

Кредит

Предъявлены суммы НДС поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам (выполненным работам, оказанным услугам)

0 210 12 000

0 208 00 000

0 302 00 000

Принят к вычету НДС, предъявленный продавцом товаров, работ услуг

0 303 04 000

0 210 12 000

Начислен НДС с поступившей предоплаты

0 210 11 000

0 303 04 000

Принят к вычету НДС, выделенный ранее с полученной предоплаты

2 303 04 000

2 210 11 000

Операции по ущербу и иным доходам. В связи с тем, что счет 209 00 будет иметь более широкий охват хозяйственно-финансовых операций, отражающих расчеты по ущербу, нанесенному имуществу, и иным доходам, изменена аналитическая группировка данного счета:

- 209 30 «Расчеты по компенсации затрат»;

- 209 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

- 209 80 «Расчеты по иным доходам».

Поэтому следует дополнить корреспонденцию счетов типовыми операциями, связанными с отражением ущерба и иных доходов.

Дебет

Кредит

Начислена сумма ущерба по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, иных соглашений, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы

0 209 30 000

0 401 10 130

Начислена сумма ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний

0 209 30 000

0 401 10 130

Начислена сумма ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск

0 209 30 000

0 401 10 130

Отражены расчеты по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (уплата государственной пошлины, оплата судебных издержек)

0 209 30 000

0 401 10 130

Начислены суммы ущерба в виде процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправильного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки их уплаты либо необоснованного получения или сбережения, суммы расходов, связанных с судопроизводством

0 209 40 000

0 401 10 140

Уменьшены расчеты с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов)

2 302 00 000

2 209 40 000

Уменьшены расчеты с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), если оплата контракта (договора) осуществляется за счет средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания

2 304 06 000

2 209 40 000

Операции по перечислению денежных средств на банковские карты . В соответствии с п. 162 Инструкции № 157н счет 201 03 «Денежные средства учреждения в пути» используется при перечислении денежных средств на дебетовые банковские карты, а также при совершении расчетов с использованием банковских карт при условии перечисления (зачисления) денежных средств не в один операционный день. Таким образом, автономному учреждению следует дополнить соответствующими проводками применяемую в организации корреспонденцию счетов по отражению данной хозяйственно-финансовой операции.

Дебет

Кредит

Выбыли денежные средства из кассы учреждения при внесении наличных средств с использованием банковских карт через банкомат (пункт выдачи наличных денежных средств, электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт)

0 201 23 000

0 201 34 000

Выбыли денежные средства из кассы учреждения при передаче наличных денежных средств инкассаторам

0 201 23 000

0 201 34 000

Проведены операции по приему сумм оплаты услуг (товаров, работ) с использованием расчетных (дебетовых) карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения

0 201 23 000

0 205 30 000

Совершены операции по приему сумм возврата дебиторской задолженности с использованием расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал, установленный в кассе учреждения

0 201 23 000

0 206 00 000

0 208 00 000

0 209 00 000

Дополняем раздел внутреннего контроля

Нельзя не отметить изменения, касающиеся внутреннего контроля в учреждении. Напомним, что порядок его осуществления должен быть отражен в отдельном разделе учетной политики. Новая редакция п. 3 Инструкции № 157н предполагает проведение внутренних контрольных мероприятий в отношении первичных учетных документов перед принятием их к учету. Дословно данный пункт будет звучать так: к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление. Таким образом, в бухгалтерии учреждения должно быть четкое распределение обязанностей в части проведения внутреннего контроля в организации. На данный факт следует обратить внимание.

Подводя итог всему сказанному, отметим следующее. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной этого изменения (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» ). Таким образом, закон допускает изменение учетной политики строго в установленных случаях, в частности при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. В данном случае внесение изменений продиктовано выходом Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н . Поэтому в конце 2014 года издается приказ о внесении поправок в учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета, в котором отражаются только те моменты, которые будут изменены.

Изменить учетную политику и дополнить – разные понятия. В отличие от изменений, порядок дополнений учетной политики организации четко не регламентирован. Сравним и посмотрим отличия на примере.

Правила составления учетной политики

  1. Учетную политику (УП) утверждает руководитель организации.
  2. УП обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями компании (запрещено, чтобы в разных подразделениях применялись разные правила бухгалтерского учета).
  3. Приказ об учетной политике к формам бухгалтерской отчетности не относится ! При этом основные элементы принятой учетной политики следует отразить в пояснительной записке, включенной в состав годовой бухгалтерской отчетности.
  4. УП формируется один раз — при создании организации — и применяется последовательно из года в год. Вовсе необязательно ежегодно формировать учетную политику для бухгалтерского учета. Но это необходимо, если изменилось законодательство РФ.
  5. УП можно дополнить или изменить. В чем разница?

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Дополнить или изменить. В чем разница?

Учетная политика дополняется, если в деятельности компании появилось что-то новое, для чего в УП нет правил учета (п. 10 ПБУ 1/2008):

  1. Дополнили учетную политику — применяйте новые правила.
  2. В течение года дополнять УП можно несколько раз — ограничений по количеству дополнений нет!
  3. Нет необходимости пересчитывать предыдущие показатели.

В отличие от дополнений, порядок внесения изменений в учетную политику строго регламентирован:

  1. Изменить учетную политику можно только в трех случаях (перечислены в п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).
  2. Сроки вступления в силу изменения строго регламентированы, по общему правилу — с начала года (п. 12 ПБУ 1/2008).
  3. По общему правилу организация должна отразить результаты изменения УП ретроспективно, то есть пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов (п. 13-16 ПБУ 1/2008).

Случаи изменения учетной политики:

    Изменилось законодательство РФ либо нормативные правовые акты по бухучету (например, вступил в силу новый закон о бухучете).

    Организация разработала или выбрала новые способы ведения бухучета с целью повысить качество информации об объекте бухучета (например, изменила способ начисления амортизации, посчитав его более выгодным).

    Существенно изменились условия хозяйствования (компания реорганизована, изменились виды деятельности и пр.) (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).

Пример. Когда в учетную политику вносить изменения, а когда дополнения?

Представьте ситуацию... В 2012 году магазин «Прорыв» хорошо заработал на продаже нано-пончиков. Прибыль возросла втрое! Вдохновленный головокружительным успехом, директор Игнатий Васечкин решил расширить горизонты бизнеса и с нового года заняться оптовой торговлей. Подумал — сделал! В феврале директор нанял пять новых сотрудников, арендовал два новых склада, договорился о продажах с нужными людьми.

А что же в это время делала трудолюбивая Мария — главный бухгалтер компании? В начале месяца она подготовила необходимый пакет документов, а также дополнила учетную политику:

  • прописала способы ведения учета операций, связанных с оптовой торговлей;
  • прописала способы оценки товаров;
  • установила порядок расчета цен.

Компания устремилась к новым вершинам бизнеса! Мария знает, что дополнить учетную политику можно, если в деятельности компании появится что-то новое. А вот изменять учетную политику — только в трех случаях (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ, перечислены выше).

Интересно, а что будет делать главный бухгалтер компании «Прорыв», если директору придет еще одна гениальная идея о развитии бизнеса? Например, если помимо нано-пончиков он решит производить нано-коржики и реализовывать их на мировом рынке? В этом случае Мария тут же дополнит учетную политику. И будет делать это сколько угодно раз в течение года, поскольку ограничений на внесение дополнений в этот документ в законодательстве нет!

С какой даты вступают в силу изменения в учетную политику?

Изменения в учетную политику вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения (п. 7 ст. 8 Закона 402-ФЗ).

Узнайте 5 правил, которые помогут внести изменения и дополнения в учетную политику для целей бухгалтерского учета, .

Учетная политика (УП) применяется на предприятии последовательно из года в год. Но возникают ситуации, когда необходимо вносить изменения. Рассмотрим причины, по которым может понадобится обновить такой документ, а также порядок их оформления.

Когда компания вправе изменить учетную политику

Под таким изменением подразумевается корректировка уже имеющихся методов учета. Причиной этого может быть:

  1. Разработка и внедрение новых способов ведения учета. Эти нововведения оправданы в том случае, если повышают достоверность и качество информации, либо уменьшают трудоемкость процесса. Например, компания переходит на электронный документооборот с поставщиками и покупателями.
  2. Нововведения в законодательстве. Например, компания применяет метод учета, который отменяется на законодательном уровне. В этой ситуации, также необходимо внести поправки.
  3. Смена условий деятельности. Изменение учетной политики организации может быть следствием реорганизации предприятия, смены собственника или смены вида деятельности. Допустим, организация меняет сферу деятельности с торговли на строительство, что необходимо отразить в документе.

Когда нововведения вступают в силу

Если изменяются методы учета по инициативе бюджетной организации, нововведения вступают в силу с начала следующего года (ч. 7 ст. 8 Закона №402-ФЗ от 06.12.2011).

Если вносятся поправки в закон, то корректировки вступают в силу тогда, когда вступает в действие новый правовой акт.

В бухгалтерской отчетности раскройте и поясните все новые положения УП, если эти поправки существенно повлияли на финансовый результат организации (п. 16 ПБУ 1/2008).

В пояснениях требуется указать:

  • почему поменялась содержание документа в отчетном году. Например, смена способа списания ТМЦ (так как это привело к увеличению достоверности информации), номер закона, вступление силу которого повлекло поправки или смена деятельности компании;
  • какие именно корректировки внесены;
  • как отражаются последствия сделанных корректировок в отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с нововведениями. Если компания не является субъектом малого предпринимательства, то необходимо также сделать ретроспективный расчет.

Как оформить нововведения

Изменение учетной политики должно вводится приказом руководителя бюджетной организации.

В документе укажите причины и пункты, которые меняете.

Приведем образец внесения изменений в учетную политику,сделанных в связи с изменениями в законодательстве — например, вступил в силу новый приказ Минфина.

Как внести дополнения

Случается, что в течение года компании возникают новые операции, методы учета которых не отражены в учетной политике. Например организация, которая выполняла услуги, начала продавать покупные товары, и новый порядок учета товаров необходимо отразить в документе. В этом случает его дополняют (п. 10 ПБУ 1/2008).

Такие дополнения вводятся аналогично любым другим изменениям. Вносить их можно в любое время, в том числе и в середине года.

Разберем на примере внесение дополнений в УП. Организация впервые привлекла заемные средства, в учетной политике порядок учета займов не отражен. Приказом были внесены дополнения.

 


Читайте:



Русскую авиабазу в Сирии обстреляла «замирённая» группировка исламистов А что Россия

Русскую авиабазу в Сирии обстреляла «замирённая» группировка исламистов А что Россия

В Сирии 31 декабря обстреляна авиабаза Хмеймим, имеются потери среди российских военнослужащих. Это могла сделать группировка «Ахрар аш-Шам», ранее...

Мини-гид по Калмыкии: Тюльпановые поля, буддизм и Время цветения тюльпанов в калмыкии

Мини-гид по Калмыкии: Тюльпановые поля, буддизм и Время цветения тюльпанов в калмыкии

В середине апреля в Калмыкии, можно наблюдать уникальное явление – цветение степных тюльпанов. На сегодняшний день во всем мире очень мало таких...

Какое пиво считается самым лучшим в мире

Какое пиво считается самым лучшим в мире

По поручению Правительства РФ в преддверии Чемпионата мира по футболу Роскачество проводит мониторинг качества светлого фильтрованного пива: в...

Причины сокращения биоразнообразия К чему обеспокоены сокращения биоразнообразия на планете

Причины сокращения биоразнообразия К чему обеспокоены сокращения биоразнообразия на планете

Экология Скорость, с которой исчезают с лица Земли разные виды растений и животных, несомненно, ошеломляет. В 2007 году Зигмар Габриэль (Sigmar...

feed-image RSS