Главная - Интерьер
Парусник «Mary Rose» любимый корабль Генриха VIII. Роза Мэри Роуз: характеристика сорта и варианты применения в ландшафтном дизайне Применение в декоре сада

1545 год. Со стен замка Саутси английский король Генрих VIII, руководивший с суши сражением флота с французской армадой из 200 кораблей, блокировавшей Портсмут, наблюдал за действиями своего флагмана «Мэри Роуз». Построенный по его указанию в 1509 году, этот большой четырёхмачтовый корабль, водоизмещением около 700 тонн, потрясал воображение современников и прославлял правящую династию Тюдоров. И действительно, его появление совершило буквально революцию в судостроении.

Особенностью «Мэри Роуз», было то, что она предназначалась специально для ведения артиллерийского боя на море. Этой цели подчинялось и размещение орудий на нескольких палубах в корпусе и надстройках, более совершенное парусное вооружение, и особо мощный корпус, способный выдержать и отдачу собственных орудий, и попадание вражеских ядер. По сути, это была первая плавучая батарея английского флота. Корабль получил поэтичное название «Мэри Роуз» в честь любимой сестры короля принцессы Мэри.
Генриху было чем гордиться. В 1512 году, в морской битве с французами у берегов Бретани «Мэри Роуз» огнём своих пушек уничтожила французский флагман, на котором сражались около 300 вражеских моряков. Потом были другие битвы, обстрел французских городов, победоносная война с Шотландией. И вот теперь вновь наступил момент, когда «Мэри Роуз» могла блеснуть своей мощью.
Король, не скрывая восхищения, внимательно следил в подзорную трубу за кораблём. Вот он чуть накренился, совершая очередной манёвр, и вдруг… стал заваливаться на бок! Генриха обуял ужас. Он не верил своим глазам. Вопль тонущего экипажа корабля достиг его слуха.
Через несколько минут всё было кончено. Некогда грозный корабль камнем ушёл на дно пролива Солент, лежащего между Портсмутом и островом Уайт, увлекая за собой более 650 человек.
Причина гибели «Мэри Роуз» так и осталась загадкой для современников. Вероятно, его залило водой через открытые орудийные порты нижней батарейной палубы. Но почему они были открыты при маневрировании? Из-за небрежности или недисциплинированности команды, а, может быть, из-за самоуверенности её капитана – вице-адмирала сэра Джорджа Кэрью? Кто знает.
Так или иначе, но попытки поднять «Мэри Роуз» начались практически немедленно после её гибели, однако по горячим следам удалось достать только реи, паруса и часть орудий. Спустя два года, в 1547 году, Генрих VIII скончался, и про несчастный корабль забыли почти на 300 лет. Лишь в 1839 году водолазы наткнулись на «Мэри Роуз». Это были охотники за подводными сувенирами, два брата из Кента, Джон и Чарльз Дины. Местные рыбаки попросили их осмотреть дно, где их сети цеплялись за какое-то препятствие.
Братья с энтузиазмом взялись за добычу «сувениров». За два года работы Динам удалось поднять 4 бронзовых орудия, 11 железных пушек, 6 частей от казнозарядных орудий, много железных и каменных ядер, 8 боевых луков, якорь-«кошку», стеклянные бутылки и много «мелочёвки». Всё это было детально описано и зарисовано, а затем продано с аукциона. Некоторые «сувениры» братьев Динов удалось найти спустя века. Так, например, одно орудие долгие годы являлось украшением пригородной станции, а грубо сработанный орудийный станок «пылился» на складах военно-морской базы. Но главным сокровищем, оставшимся в наследие потомкам от братьев Дин, стала сохранившаяся в архивах переписка с адмиралтейством и подробная карта, где было отмечено место их погружений. Эти бесценные для исследователя документы и были обнаружены в 1960-х годах Александром Макки – военным историков, опытным ныряльщиком и подводным археологом-любителем.
Но иметь подлинные материалы с указанием относительно точного места гибели корабля это ещё полдела. Для проведения экспедиционных исследований необходимы поисковые приборы и деньги, и, как прекрасно понимал Макки, большие. Правда, первую проблему удалось решить относительно быстро. По счастливой случайности, в Портсмуте в это время работала американская научная экспедиция во главе с разработчиком гидроакустической поисковой аппаратуры Эджертоном. Его-то Макки и удалось заинтересовать проектом.
Первый же заход показал, что в предполагаемом месте гибели «Мэри Роуз» действительно есть аномалия, в грунте имеется инородное тело. Но искомый ли это корабль? И Макки, вооружившись длинным прутом с полым заострённым наконечником, ринулся в подводную глубину. Прощупывая таким образом грунт, он вскоре упёрся во что-то твёрдое. На поверхности из полого наконечника был извлечён кусочек дерева, возраст которого, как показал лабораторный анализ, насчитывал сотни лет. Но скептикам, которые обычно и являются главными спонсорами проектов, нужны были ещё более конкретные доказательства, и Макки обратился за помощью к общественности. За короткий срок ему удалось собрать около 20 тысяч фунтов стерлингов и организовать работоспособную группу спортсменов-подводников (ежегодно в исследованиях корабля принимали участие более 200 аквалангистов-добровольцев: англичане, канадцы, австралийцы, американцы). А вскоре выяснилось, что судно было занесено илом, благодаря чему хорошо сохранилось и является, по сообщению газеты «Интернэшнл Геральд Трибюн», «бесценным музеем эпохи Тюдоров, возможно, самым важным для английской истории из затонувших кораблей».
Так было положено начало Комитету по спасению «Мэри Роуз» и проекту стоимостью в 1 млн. фунтов стерлингов, предусматривавшему археологические раскопки, восстановление корабля и его экспонирование.
Добровольные жертвователи были удовлетворены. Количество и историческая ценность обнаруженных на корабле предметов превзошли все ожидания. На «Мэри Роуз» были обнаружены навигационные инструменты: самый древний из найденных до сих пор судовой компас, бронзовые циркули, масштабные линейки, транспортиры, а также обрывки карт. Всё это наглядно свидетельствовало, что искусство кораблевождения как таковое и, в частности, уровень составления навигационных карт были в те времена выше, чем предполагалось ранее.
Была раскопана и исследована каюта судового врача. Среди обнаруженных в ней предметов находился ореховый сундучок с медицинскими инструментами: два бронзовых шприца для инъекций, бинты, всё необходимое для припарок, кувшинчик с притираниями, сохранивший отпечатки пальцев хирурга, пила для ампутаций – всего более полусотни предметов. В числе личных вещей членов экипажа нашли туалетный комплект, состоявший из трёх гребешков в кожаном футляре, карманные солнечные часы, деревянную игральную доску, кожаные обложки от книг, музыкальные инструменты и многое другое – более 20 тысяч находок.
Настоящим открытием для учёных стало обнаружение на корабле двух с половиной тысяч стрел (ранее по всей Англии насчитывались единицы стрел той эпохи) и 139 больших боевых луков в прекрасном состоянии. Напомним, что лучники были грозной силой в английском флоте. Стрелы с железными наконечниками без промаха поражали цели на расстоянии трёхсот ярдов и нередко пробивали латы. Умелый лучник производил до двенадцати выстрелов в минуту. Во время боя на врага обрушивался просто град стрел. Большие луки из тисового дерева – длиной почти два метра, обнаруженные на корабле, были снабжены роговыми наконечниками. Любопытно, что за четыре с половиной столетия древесина практически не пострадала от воды и морских организмов, а вот от наконечников мало что осталось. Тем не менее специалистам удалось выяснить, что большинство из них относились к так называемым лезвийным наконечникам. Этот тип наконечника в равной степени использовался как для охоты, так и для войны.
Что касается стрел, обнаруженных на «Мэри Роуз», то в подавляющем большинстве они были изготовлены из тополя, имели ширину (у наконечника) 1/2 дюйма и сужались к хвосту до 3/8 дюйма. Средняя длина найденных стрел составляла 30,5 дюймов с колебанием в 2 дюйма в ту или другую сторону. У всех стрел прорезь для тетивы была усилена роговой или костяной накладкой. Оперение делалось из перьев серого гуся. Перья связывали нитью, а потом приклеивались. На каждый дюйм оперения приходилось около пяти витков нити.
К началу 1981 года корабль был полностью раскопан. В соответствии с планом работ все внутренние элементы конструкции, палубы и переборки разобрали и подняли на поверхность. Затем начался заключительный этап работ – подъём корпуса корабля, который и был осуществлён в октябре 1982 года.
К этому времени уже велись активные работы по выбору архитекторов и проектировщиков для строительства здания музея «Мэри Роуз». Но, увы, дальше составления проекта дело не пошло – у государства и общественных организаций не оказалось «лишних» денег для строительства нового музея, и «Мэри Роуз» была поставлена в Исторической верфи Портсмута. Рядом создали «временный» музей, в котором выставили часть (6%) из более 19000 экспонатов.
Начало третьего тысячелетия стало поворотным в судьбе этого уникального исторического памятника. По счастливой «случайности», министерство обороны Великобритании решило углубить фарватер, ведущий к военно-морской базе Портсмута, для размещения там нового поколения авианосцев. На «пути» военных встало историческое место гибели «Мэри Роуз», где ещё покоились части корабля и не поднятые на поверхность предметы.
Группа археологов-водолазов под руководством известного специалиста в этой области Алекса Хилдрида решила использовать подходящий момент, чтобы попытаться найти оставшиеся под водой части корабля – его якорь и важнейший фрагмент конструкции, так называемый надводный таран, на котором в носовой части размещались орудия и лучники, поражавшие противника своими стрелами при абордажной схватке.
Искателям сопутствовал успех. По словам Хилдрида, обнаружение и подъём на поверхность тарана стало «самым большим археологическим открытием в Англии за последние двадцать лет».
У британской общественности словно открылись глаза. Она вдруг «неожиданно» осознала, какое историческое богатство лежит у её ног, и на «Мэри Роуз» буквально хлынул «золотой» дождь. В январе 2008 года Фонд Наследия при Национальной Лотерее Британии выделил «на выживание» корабля грант в размере 21 миллиона фунтов – на консервацию и реставрацию судна. Ещё 23 миллиона планировалось выделить на строительство нового здания музея.
Не успели стихнуть ликования по поводу солидного финансового вливания в проект «Мэри Роуз», как новый сюрприз преподнесли учёные. И какой!
Как известно, корабль затонул при спокойном море и умеренном ветре. После подъёма брамселей он внезапно начал крениться, потом лёг на правый борт, быстро набрал воды через незакрытые орудийные порты нижней палубы, через две минуты перевернулся и ушёл под воду. Многовековой загадкой оставался вопрос, почему орудийные порты были открыты. В преступной халатности обвиняли офицеров «Мэри Роуз» и лично вице-адмирала сэра Джорджа Кэрью.
Весьма убедительный ответ на этот вопрос высказал совсем недавно профессор университетского колледжа Лондона Монтгомери.
Проведя исследование 18 черепов (всего на корабле найдено около 10000 человеческих костей), обнаруженных в своё время на «Мэри Роуз», он пришёл к выводу, что больше половины из них принадлежала не британцам и даже не жителям стран Северной Европы, а южанам, вероятнее всего, испанцам.
Это было установлено благодаря анализу химического состава зубов. По мнению Монтгомери, большой процент иностранцев в команде «Мэри Роуз» и стал основной причиной трагедии. Моряки-испанцы, плохо владевшие английским языком, просто-напросто не смогли быстро понять отданную офицерами команду закрыть орудийные порты.

Роза Mary Rose имеет розовый цвет. Высота куста как правило составляет около 100-120 см. Ширина порядка 100 см., бывает больше но довольно редко. Устойчивость к болезням розы Mary Rose: болеет в неблагоприятные годы.

Описание: розы Mary Rose

Mary Rose – сорт выдающихся качеств. Хотя эта роза и не такая изысканная, как другие сорта, но имеет много других достоинств. Цветение очень продолжительное, рано начинается, и поздно заканчивается, перерыв между волнами очень небольшой. Форма роста близка к идеальной – куст ветвистый и сильный, но при этом не становится неопрятным, сорт очень устойчив к заболеваниям. Цветки ярко-розовые, хотя и немного бесформенные, но имеют очарование старинных роз. В целом куст в бордереотрится очень привлекательно. Аромат легкий. Mary Rose широко используется нами при выведении новых сортов, которым передает свои превосходные качества. Также от этого сорта появилось множество спортов, включая белый Winchester Cathedral и нежно-розовый Redoute. Подобные изменения цвета довольно часто встречаются в розах, и если такой спорт встречается на наших опытных полях, его немедленно прививают, чтобы размножить новый сорт. (DAER)Большинство любителей роз согласится, что это одна из лучших роз Остина. Mary Rose выглядит и пахнет как настоящая английская роза. Цветки около 7,5 в диаметре, розовые, чашевидные. По мере роспуска внешние лепестки бледнеют и немного отгибаются вниз. Куст средних размеров, раскидистый, хорошо подходит для центра клумбы. К сожалению, подвержена черной пятнистости. (Oliver)Mary Rose остается одной из самых популярных сортов Остина. Цветки ярко-розовые, со слегка более бледной изнанкой, чашевидные. У полностью раскрывшихся цветков видна серединка, лепестки волнистые. Внешние лепестки со временем отгибаются и выгорают до бледно-розовых, а внутренние остаются загнутыми к центру. Цветки появляются в кистях по 3-7 шт, на длинных колючих побегах, хороши в срезке, хотя лепестки быстро осыпаются. Куст довольно раскидистый, в теплом климате достигает 1,5 м, и цветет почти без перерыва – сорт зацветает одним из первых и отцветает последним. Листва довольно невзрачная, подвержена черной пятнистости. (ARE)

Получила, вероятно, в честь французской королевы Марии Тюдор (сестры короля) и розы как геральдического символа дома Тюдоров .

«Мэри Роуз»
Служба
Англия
Класс и тип судна каракка
Изготовитель Портсмут , Англия
Строительство начато 1510 год
Спущен на воду Июль 1511 года .
Завершена в 1512 году
Основные характеристики
Водоизмещение 500 тонн (700-800 тонн после 1536 года)
Экипаж 200 моряков, 185 солдат, 30 артиллеристов
Вооружение
Общее число орудий 78-91 орудий
Медиафайлы на Викискладе

Литература

  • Barker, Richard, «Shipshape for Discoveries, and Return», Mariner’s Mirror 78 (1992), pp. 433-47
  • de Brossard, M., «The French and English Versions of the Loss of the Mary Rose in 1545», Mariner’s Mirror 70 (1984), p. 387.
  • Childs, David, The Warship Mary Rose: The Life and Times of King Henry VIII’s Flagship Chatham Publishing, London. 2007.
  • Gardiner, Julie (editor), Before the Mast: Life and Death aboard the Mary Rose /The Archaeology of the Mary Rose , Volume 4. The Mary Rose Trust, Portsmouth. 2005.
  • Jones, Mark (editor), For Future Generations: Conservation of a Tudor Maritime Collection The Archaeology of the Mary Rose , Volume 5. The Mary Rose Trust, Portsmouth. 2003.
  • Knighton, C. S. and Loades, David M., The Anthony Roll of Henry VIII’s Navy: Pepys Library 2991 and British Library Additional MS 22047 with related documents. Ashgate Publishing, Aldershot. 2000.
  • Loades, David, The Tudor Navy: An administrative, political and military history. Scolar Press, Aldershot. 1992.
  • McKee, Alexander, King Henry VIII’s Mary Rose. Stein and Day, New York. 1974.
  • Marsden, Peter, Sealed by Time: The Loss and Recovery of the Mary Rose. The Archaeology of the Mary Rose , Volume 1. The Mary Rose Trust, Portsmouth. 2003.
  • Marsden, Peter (editor), Your Noblest Shippe: Anatomy of a Tudor Warship. The Archaeology of the Mary Rose , Volume 2. The Mary Rose Trust, Portsmouth. 2009.
  • Rodger, Nicholas A. M., The Safeguard of the Sea: A Naval History of Britain 660-1649. W.W. Norton & Company, New York. 1997.
  • Rodger, Nicholas A. M., «The Development of Broadside Gunnery, 1450-1650.» Mariner’s Mirror 82 (1996), pp. 301-24.
  • Rule, Margaret, The Mary Rose: The Excavation and Raising of Henry VIII’s Flagship. (2nd edition) Conway Maritime Press, London. 1983.
  • Stirland, Ann J., Raising the Dead: The Skeleton Crew of Henry VIII’s Great Ship, the Mary Rose. John Wiley & Sons, Chichester. 2000.
  • Watt, James, «The Surgeons of the Mary Rose : the practice of surgery in Tudor England», Mariner’s Mirror 69 (1983), pp. 3-19.
  • Weightman, Alfred Edwin, Heraldry in the Royal Navy: Crests and Badges of H.M. ships Gale & Polden, Aldershot. 1957.
  • Wille, Peter, Sound Images of the Ocean in Research and Monitoring . Berlin: Springer 2005.
  • Hildred, Alexzandra (editor), Weapons of Warre: The Armaments of the Mary Rose. The Archaeology of the Mary Rose , Volume 3. Mary Rose Trust, Portsmouth. 2011.
  • Miller, Peter. Henry VIII"s Lost Warship (англ.) //

В 1511 году в Портсмуте, под руководством английского короля Генриха VIII, был сооружен первый огромный корабль «Мэри Роуз» . Как и будущий «Великий Гарри» «Мери Роуз» представлял из себя модернизированный вариант испанских каракк. Водоизмещение составляло 700 тонн – таким цифрам на то время могло похвастаться далеко не каждое судно.

После того как «Мэри Роуз» проплавал под английским знаменем 25 лет его отправили на модернизацию, там ему увеличили пушечную мощь и создали дополнительные места для стрелков и воинов. Таким образом, на борту корабля и его надстройках насчитывалось уже 90 пушек, при экипаже в 500 человек (не считая солдат, количество которых переваливало за 250). При таком водоизмещении и габаритах корабль был явно перегружен, что несомненно должно было сказаться на остойчивости судна. Впоследствии именно этот факт и сыграл роковую роль в судьбе «Мэри Роуз».

Летом, 19 июля, 1545 года корабль покинул Портсмут и направился на перехват французской эскадры. Проплывая пролив Те-Солент «Мэри Роуз» неожиданно накренился и в раскрытые орудийные порты хлынули большие потоки воды. За несколько минут корабль полностью ушел под воду. Самыми вероятными причинами этой трагедии считается как раз плохая устойчивость корабля в сочетании с не профессиональным маневрированием в проливе.

В 1965 году английский энтузиаст А. Макки взялся за поиски «Мэри Роуз». Его вдохновляла история о том, как был найден шведский корабль «Васа» подводником А. Франсеном. И ему так же как и его предшественнику улыбнулась удача! Уцелевший корпус корабля был найден. В 1982 году стартовал сбор средств на подъем «Мэри Роуз». Самой серьезной проблемой при поднятии парусника оказалась ветхость его корпуса, что требовало трудоёмкой и трудной работой в процессе вызволения его из морского плена. Поэтому решено было разрыть грунт вокруг корабля и проложить под ним специальный каркас, который затем поднялся плавучим краном вместес судном. В наше время сохранившиеся части корабля хранятся в музее Портсмута, включая навигационные приборы, пушки и даже посуду.

Ясным солнечным днем 19 июля далекого 1545 г. навстречу французской эскадре, появившейся у берегов Британии - на подступах к Портсмуту, выходили главные силы английского флота. Со стены королевского замка Саутси Генрих VIII с гордостью наблюдал за тем, как ставят паруса на его любимом корабле, носящем имя сестры - красавицы Мэри.

Четырехмачтовая каракка «Мэри Роуз» была одним из сильнейших и красивейших кораблей своего времени. Обыгрывая слово «роза» в ее названии, некий современник - сэр Говард - назвал эту каракку «великолепнейшим цветком из всех кораблей, которые плавают ныне». Построенная мастером Джеймсом Бэкером здесь же, в Портсмуте, 35 лет назад, каракка была перестроена. В бортах ее прорезали ряды портов - это позволило расставить пушки на батарейных палубах и увеличить общее их число до 91 (в это число вошли и тяжелые орудия, стрелявшие 50-фунтовыми ядрами, и всевозможные пищали и даже мушкеты).

Заняли свои места 185 канониров и мушкетеров, лучников и копьеносцев. Вместе с экипажем из 200 моряков во главе с капитаном сэром Роджером Гренвилем на корабле находилось около 700 человек - при абордажной схватке это была большая сила .


То, что неожиданно для всех произошло дальше - на глазах у ошеломленного короля, в старой хронике описано примерно так: «Идущий первым лучший корабль под названием «Мэри Роуз» из-за глупой ошибки утонул во время поворота посреди рейда, перегруженный артиллерией и воинами в доспехах, из-за того, что прорезанные очень низко орудийные порты подветренного борта были открыты»...

Французы приписали гибель «Мэри Роуз» действию своего победоносного оружия, однако, вероятнее всего, виноват был порыв ветра, налетевший как раз в то время, когда перегруженный высокобортный корабль делал поворот. Люди попадали. К подветренному борту скатились пушки и сорванные с креплений предметы, что привело к быстрому нарастанию крена; вода хлынула внутрь, корабль перевернулся и затонул. Экипаж и воины в полном боевом облачении оказались в ловушке; спаслось не более 35-40 человек, сумевших выбраться из паутины снастей и парусов (как отмечал хроникер, в основном это были легко одетые слуги именитых рыцарей). На берегу хорошо был слышен «ужасающий протяжный вопль»...

Глубина в месте гибели корабля была небольшой (по некоторым сведениям - около 15 м), так что первое время при отливе виднелись верхушки мачт. Естественно, сразу же после катастрофы стали предприниматься попытки спасти хоть что-нибудь из наиболее ценного оборудования и имущества. Удалось поднять лишь несколько легких пушек, парусов и рей, так что года через три-четыре это дело забросили.

Почти триста лет спустя, в 1836-1840 гг., останки потерпевшего крушение корабля были найдены одним из пионеров водолазного дела Джоном Дином: он сообщил о своей находке на публичном аукционе в Старом Портсмуте. Однако он же и уточнил, что корпус «Мэри Роуз» глубоко ушел в грунт и при существующей водолазной технике практически недоступен.

В шестидесятых годах уже нашего столетия английский морской историк Александр Макки опубликовал результаты пятилетних поисковых работ небольшой группы аквалангистов-любителей. Под руководством Макки и археолога Маргарет Руль, кстати сказать, лично совершившей 800 погружений, был тщательно обследован весь район гибели «Мэри Роуз». Положение и состояние останков корпуса корабля изучалось при помощи новейшей гидроакустической аппаратуры.

Со дна моря подняли в общей сложности 13 703 предмета. Около 4000 из них составляли найденные в этом районе стрелы, но (увы!), кроме одной, они, как выяснилось, не имели никакого отношения к лучникам, находившимся в тот злополучный день на борту «Мэри Роуз»: были выпущены или гораздо раньше или гораздо позже. Зато остальное не вызывало сомнений. Здесь были сотни больших луков, любопытнейшие музыкальные инструменты, самые различные вещи из личного имущества моряков и воинов, обломки и целые детали корпуса.

Подъем на поверхность станового якоря, который и сегодня вполне можно было использовать по прямому назначению, бронзового корабельного колокола с датой «1510» и особенно-великолепной бронзовой пушки с эмблемой Тюдоров и гравированными именами мастеров устранил все сомнения в подлинности находки и в том, что еще могут быть найдены ценнейшие предметы, способные расширить наше представление об эпохе и о технике XVI века.

Все, представляющее интерес для широкой публики, сразу же выставлялось на общее обозрение в специальном музейном комплексе, расположенном на Портсмутской верфи, недалеко от вечной стоянки флагманского корабля Нельсона «Виктории. Экспозиция находок с «Мэри Роуз» вызвала огромный интерес. Если около десяти лет группа Макки работала без всякой финансовой поддержки - на свой страх и риск, то в 1979 г., была учреждена компания «Мэри Роуз», поставившая своей целью подъем и восстановление корпуса корабля, а затем вооружение его и организацию музея. Президентом компании стал принц Чарльз, также совершивший несколько погружений. Необходимые для начала работ 4 млн. фунтов стерлингов были собраны благодаря пожертвованиям многих фирм Англии и США, а также благодаря развернутой продаже сувениров. В частности, было изготовлено 850 точных копий образцов оловянной посуды и бутылей, принадлежавших морякам с «Мэри Роуз»; некоторые из этих копий продавались по 12 000 фунтов!

Работы, непосредственно связанные с подготовкой к подъему «Мэри Роуз», начались в июне 1982 г. Корабль лежал на правом борту, глубоко зарывшись в ил. Состояние корпуса его было значительно хуже, чем шведского 64-пушечного корабля «Ваза», затонувшего в 1628 г. и поднятого в 1957-1961 гг. Конструкции левого борта и палуб развалились. Не могло быть и речи о том, чтобы поднимать эти останки привычными методами подъема стальных судов.

Был принят план, разработанный полковником Уэнделом Льюисом с учетом опыта подъема «Вазы». Над местом гибели «Мэри Роуз» стало на якоря водолазное судно «Слейп-нер», получившее известность именно тем, что оно участвовало в подъеме шведского корабля. Водолазы расчистили останки «Мэри Роуз», разобрали самые ветхие части корпуса и как могли подкрепили сохранившимися обломками его основные продольные связи. Носовую часть корабля для уменьшения габаритов и веса поднимаемого груза отделили. Практически на дне осталось днище «Мэри Роуз» с правым бортом и примыкающими к нему обломками бимсов.

В более или менее хорошо сохранившихся деталях набора просверлили 80 отверстий и закрепили в них рым-болты для крепления тросовых стяжек. Сверху над поднимаемым корпусом осторожно поставили огромную (35 X 15 м) трубчатую подъемную раму на четырех телескопических ногах-опорах. (Спуск этой рамы под воду был обставлен торжественной церемонией. Газетчики объявили это началом решающей стадии работ. Маргарет Руль разбила о ярко-оранжевую трубу бутылку сидра и призвала небесные силы помочь в благом деле.) К подъемной раме тросовыми стяжками - впоследствии они распродавались как сувениры - аккуратно подвесили останки «Мэри Роуз» и одновременно размыли под ними грунт, чтобы облегчить их отрыв от дна.

Первый и самый ответственный, хотя и не видный зрителям, этап подъема прошел без всяких осложнений: «Мэри Роуз» чуть приподняли, осторожно перенесли в сторону и уложили на поставленную рядом жесткую платформу с набором из 12 мощных двутавровых поперечных балок-лекал и кильблоков, подогнанных по обводам корпуса. Это еще не все. На кильблоки были уложены мягкие емкости, играющие роль подкладок-кранцев. Первоначально эти емкости были заполнены водой, а в дальнейшем, при подъеме «Мэри Роуз» на поверхность, их заполнили сжатым воздухом.

После проверки правильности положения корпуса на лекалах четыре ноги-опоры жестко соединили верхнюю раму и нижнюю платформу в одно целое. Благодаря этому свободно лежащий между рамой и платформой ветхий корпус «Мэри Роуз» не должен был испытывать никаких усилий при подъеме из воды и транспортировке в сухой док. Казалось бы, все до мелочей было предусмотрено. И тем не менее участники подъема очень волновались.

С середины августа ожидал своего часа один из самых мощных в мире плавучих кранов - 1000-тонный «Тог Мор». И вот его поставили на якоря с таким расчетом, чтобы гак 90-метровой стрелы оказался точно над центром подъемной рамы. Водолазы закрепили к раме четыре стальных троса - подъемные стропы - и покинули место работ; кстати сказать, в общей сложности они провели на «Мэри Роуз» ни много ни мало, а 4,5 человеко-года. Груз, который предстояло вынуть из воды, весил около 550 т.

Однако решающего момента пришлось ожидать еще целых две недели! В краткие промежутки времени между действием прилива и отлива неизменно дул сильный ветер, шла крупная волна, мешали различные неполадки. Наконец, погода, вроде бы, установилась. Компания объявила дату подъема-10 октября.

Уже на рассвете около полусотни больших и малых судов со зрителями и патрульных катеров заняли позиции в 300-400 м вокруг крана-великана. Но когда водолазы еще раз осмотрели платформу, обнаружилось, что одна из опор верхней рамы почему-то деформировалась. К исходу дня было объявлено, что из-за необходимости устранения неисправности подъем откладывается. Прошла еще одна бессонная ночь.

В 9 утра 11 октября миллионы телезрителей и все присутствующие наконец-то увидели, как искривленные черные концы шпангоутов «Мэри Роуз» спустя 437 лет после того, как корабль погиб, показались на поверхности. Зрители, ожидавшие увидеть корабль, который стремительно вырывается из глубин в тучах водяной пыли, с развевающимися флагами, были, разумеется, разочарованы: подъем, осуществляемый под руководством инженеров фирмы «Роял Инжинерс» по графику, составленному при помощи компьютера, шел очень медленно и оказался малоэффектным зрелищем.


Море было спокойно, только сильный косой дождь затруднял работу. Президент компании все последние сутки находился в штабе операции и уже дважды опускался на дно моря. Спустя 3,5 часа после появления «Мэри Роуз» на поверхности он вместе с Маргарет Руль начал осмотр конструкций. И в этот момент воздух раскололся от грохота и лязга рвущегося металла. Лопнул стальной палец, фиксирующий положение рамы на одной из трех действующих опор, раму перекосило (примерно на 2 м) и при этом едва не погибли оба основателя компании. Тем не менее все кончилось благополучно. Выскочивший из гнезда платформы конец опоры лишь выбил небольшой участок могучей дубовой балки.

Через 14,5 часов после начала подъема кран бережно опустил «Мэри Роуз» на палубу понтонной баржи «Тоу-I», которая была затем отбуксирована в Портсмут.

Работы по консервации конструкций корпуса развернулись с первых же часов: их стали непрерывно поливать пресной водой, вымывая соль. Поднятые же по отдельности 3300 обломков еще раньше поступили в лабораторию для очистки и обработки специальными консервирующими составами.

Специалисты считают, что для полной реставрации корпуса «Мери Роуз» и организации музея потребуется около 20 лет, но поднятая часть останков корабля будет открыта для обозрения уже в ближайшее время. Маргарет Руль заявила: «Если раньше, до 11 октября, «Мэри Роуз» принадлежала только нам - тем, кто мог нырять под воду, то теперь она принадлежит всем!».

Примечания

1. По нынешним меркам, этот величественный, с высокими и богато украшенными носовой и кормовой надстройками корабль совсем не был таким уж большим. Длина его корпуса составляла около 43 м, водоизмещение - около 700 т. Как при выходе в бой на «Мэри Роуз» разместились 700 человек, представить трудно. Очевидно только одно: основная часть вооруженных воинов находилась наверху и это не могло не сказаться на остойчивости корабля.
 


Читайте:



Вкусное канапе на шпажках утиная грудка (20шт

Вкусное канапе на шпажках утиная грудка (20шт

Пища участников должна быть сытной и легкой, так как активные игры не предусматривают долгих посиделок за столом, которые, как правило, организуют...

Блюда на праздничный стол второе

Блюда на праздничный стол второе

В преддверии праздников, мы собираемся с мыслями чтобы приготовить вкусные и оригинальные праздничные салаты. Уже давно позади те времена, когда к...

Младший сын николя саркози превратился в красавчика

Младший сын николя саркози превратился в красавчика

23 июля 2008 г. по инициативе Н. Саркози была проведена самая масштабная реформа Конституции 1958 г. (было изменено или дополнено 47 статей из...

Указом Петра I Россия перешла на летоисчисление по Юлианскому календарю Когда петр 1 ввел новый календарь

Указом Петра I Россия перешла на летоисчисление по Юлианскому календарю Когда петр 1 ввел новый календарь

(от какой-то событийной даты, правителя, мудреца или явления), но когда народ захватывали, вводился чужой календарь, чужое летоисчисление. Для...

feed-image RSS