Разделы сайта
Выбор редакции:
- Стадии алкоголизма Стадии алкоголизма у женщин тест
- Расчеты с подотчетными лицами
- Купание в чистой прозрачной воде
- Основные идеи “Наказа” Екатерины II Наказ екатерины 2 читать
- «На Руси учились так» Экскурс в историю Кто учился в первых школах на руси
- «Красный эшелон», агитпоезд
- Шокирующие традиции папуасов, которые поймет не каждый Как попасть в эти Затерянные миры
- Гадаем дома: три гадания на любовь Гадание самой себе на будущее
- Ароматные лепешки с творогом на сухой сковороде Жареные лепешки с творогом и зеленью
- Молдавские пирожки вэрзэре
Реклама
Анализ «Золотая осень» Пастернак. Борис Пастернак — Золотая осень: Стих Как на выставке картин залы пастернак |
«Золотая осень» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье. Осень в средней полосе России протекает медленно и наступает исподволь, совсем незаметно, что дает каждому русскому человеку возможность не спеша насладиться красотой «пышного природы увяданья». Именно поэтому золотая осень вдохновила не одного поэта на создание бессмертных творений: «Есть в осени первоначальной...» Ф. Тютчева, «Листопад» И. Бунина или «Осень» А. Фета. Стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака «Золотая осень » тоже по праву можно считать шедевром пейзажной лирики . Неспешное любование красотой наступающей осени придает стихотворению характер философского размышления о жизни, о смене времен года, о вечности природы. Надо отметить, что в ранней лирике поэтика Пастернака основывалась на представлении о взаимопроникновении отдельных предметов реальности, о слитности всего чувственного мира, где невозможно отделить человека от природы, поэзию от жизни. Поэтому он пробовал свои силы и в поэзии, и в прозе. Кстати, потом эта нераздельность двух форм искусства ярче всего проявится в его знаменитом романе «Доктор Живаго», в котором все события, происходящие с главным героем, будут воплощены в стихотворениях Юрия Живаго и предстанут уже совсем в ином выражении. Стихотворение «Золотая осень» было написано в 1956 году, уже в достаточно зрелом возрасте. На первый взгляд, название не радует своей оригинальностью, ведь так издавна принято было называть начальный период осени. Однако при этом постоянный эпитет «золотая» , как правило, сопровождающий слово «осень» , создает в воображении каждого читателя свой неповторимый образ. У Пастернака же первые строчки стихотворения передают ощущение сказки: Осень. Сказочный чертог, А название «Золотая осень» все-таки будет напоминать о себе почти в каждом четверостишии то «позолотой небывалой» , то «золотым обручем» липы или «золочеными рамами» из кленов. Такое обилие золота не кажется излишним, ведь образ создается каждый раз по-новому. Осень у Пастернака многолика: то это выставочные залы картин, то молодые новобрачные — липа в венце и береза «под фатой подвенечной и прозрачной» . Последующие три четверостишия с помощью анафоры где как будто завершают знакомство с золотой осенью, проводя читателя по заключительным залам экспозиции. Именно здесь появляются такие приметы, которые сложно найти еще у кого-то их русских поэтов. Например, сентябрьский закат «на коре оставляет след янтарный» . А еще именно в сентябре массово опадают листья, и пока их не прихватило морозами, пока не засыпало первым снегом, они шуршат, выполняя роль своеобразной сигнализации. Поэтому и пишет поэт, что «нельзя ступить в овраг, чтоб не стало всем известно» , ведь там «бушует, что ни шаг, под ногами лист древесный» . И вдруг в самом конце стихотворения возникает неожиданная метафора : И зари вишневый клей На какой-то миг она вызывает ощущение тревоги: вишневый цвет ассоциируется с кровью, да и слово «сгусток» семантически, в первую очередь, связано именно с кровью. Возможно, заходящее солнце символизирует и конец жизни, ведь уже немолодой Борис Леонидович, перенесший к тому времени инфаркт, переживший много своих друзей, перенесший немилость властей, упрекавших поэта в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», не мог не думать о неотвратимости последней черты. Наверное, поэтому заканчивается стихотворение размышлением о том, что для лирического героя этого стихотворения осень — это время переосмысления прожитых дней, когда все пережитое становится «древним уголком старых книг, одежд, оружья» , Где сокровищ каталог И все-таки самое удивительное в этом стихотворении, что после сложных для восприятия лирических произведений, принадлежащих перу якобы Юрия Живаго, требующих от читателя не только знания художественной ткани романа, но и многих исторических реалий, трудных христианских законов, это стихотворение позволяет вздохнуть с облегчением. Здесь не нужно выискивать скрытых смыслов, постигать тайны бытия, нужно просто пройтись вместе с героем по сказочному осеннему лесу, наслаждаясь тишиной и спокойствием.
Осень. Сказочный чертог, Как на выставке картин: Липы обруч золотой - Погребенная земля Где деревья в сентябре Где нельзя ступить в овраг, Где звучит в конце аллей Осень. Древний уголок Анализ стихотворения «Золотая осень» ПастернакаВ поздний период творчества Б. Пастернак от сложных для восприятия произведений переходит к стихотворениям, написанным простым и доступным языком. К чистой пейзажной лирике относится стихотворение «Золотая осень» (1956 г.). Начиная с Пушкина, многие русские поэты с восторгом описывали красоту русской осени, особенно последний теплый период — «бабье лето». Пастернак не стал исключением, испытывая точно такие же чувства к «золотой поре». Эпитет «золотой», заложенный уже в названии, и его различные склонения поэт использует на протяжении всего стихотворения («позолота», «золоченые»). Он точнее всего передает цвет, в который окрашиваются леса в период увядания. Осенний лес в сознании Пастернака представляется огромным собранием выставочных залов с невероятно богатым количеством экспонатов. Прогулка по этим залам никогда не может наскучить. Восторженному посетителю на каждом шагу будут открываться все новые и новые шедевры: «липы обруч золотой», «лик березы — под фатой». Сказочный лес преображает окружающий мир. Вместо черной земли под ногами расстилается толстый ковер опавшей листвы, образующей неповторимые узоры. Творение человеческих рук — одиноко стоящие флигеля благодаря обступающим кленам получают золотое обрамление. Лес живет своей жизнью, в которой господствует любовь. Предчувствуя долгий зимний сон, деревья стремятся последние мгновенья провести поближе друг к другу: «на заре стоят попарно». «След янтарный», оставляемый на коре заходящим солнцем, символизирует слезы деревьев, которым предстоит скорая разлука. Многие поэты отмечали, что осенний лес находится в состоянии хрупкого оцепенения. Вместе с умолкнувшими звуками словно замирает время. Любое движение в абсолютной тишине громко разнесется по всем окрестностям. У Пастернака это явление выражено в «бушевании» листвы под ногами. Завершается стихотворение очень красивым поэтическим сравнением. Огромная осенняя сокровищница, собрание «старых книг, одежд, оружья» очень скоро закроет двери для посетителей. Наступает время передать ключи строгому сторожу — зиме. Уже начались первые приготовления к этой передаче: «сокровищ каталог перелистывает стужа». Стихотворение «Золотая осень» — достойный вклад Пастернака в копилку отечественной пейзажной лирики.
Анализ стихотворения Пастернака «Золотая осень»Борис Пастернак никогда не считал себя лириком, однако среди его произведений все же можно найти пейзажные зарисовки, которые очень точно и тонко передают красоту окружающего мира. Вместе с тем, поэт никогда не позволял себе писать только о том, что он видит. В каждом его произведении заложен глубокий философский смысл и проводятся параллели с различными событиями. Стихотворение «Золотая осень» в этом отношении не является исключением. На первый взгляд кажется, что автор любуется осенним лесом и восхищается его красотой. На самом же деле он сравнивает эту пору года с тем отрезком жизни, когда человек становится опытным, мудрым и зрелым, но при этом понимает, что молодость ушла безвозвратно. Первая часть стихотворения посвящена осеннему лесу, который поэт сравнивает с необычным музеем. Каждая роща – это отдельный зал со своей уникальной «экспозицией». Объединяет все эти «залы» то, что они выдержаны в золотисто-багряных тонах – цвете осени, который придает лесу особую нарядность и помогает создать праздничное настроение. При этом Пастернак подбирает очень точные метафоры, которые создают яркую и незабываемую картину. «липы обруч золотой – как венец на новобрачной», — отмечает автор, и чувствуется, что в наблюдении за природой он провел много восхитительных часов. Однако уже в третьем четверостишии появляется весьма характерная метафора «погребенная земля» — тонкий намек на то, что осень является переходным периодом между жизнью и смертью. Ее символом являются опавшие золотистые листья, на которые невозможно ступить, не оставив следа. Так и человеческая жизнь к моменту ее заката налагает на каждого из нас особые обязательства. Приходится взвешивать каждый свой поступок, каждое слово и каждый шаг, ведь они с возрастом видятся совсем в ином свете и могут получить диаметрально противоположную оценку. Тем не менее, в осени человеческой жизни Пастернак видит и свои прелести. «Осень. Древний уголок старых книг, одежд, оружья», — так описывает поэт свои богатства, подразумевая, что у каждого человека есть определенный багаж не только вещей, но и знаний. И именно приобретенный опыт так дорог каждому из нас, ведь с его помощью можно решать любые жизненные задачи, которые в молодости ставили нас в тупик. Правда, теперь уже «сокровищ каталог перелистывает стужа», словно бы напоминая о том, что все эти богатства невозможно передать по наследству, и они непременно канут в небытие после смерти человека. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Расчеты с подотчетными лицами
- Купание в чистой прозрачной воде
- Основные идеи “Наказа” Екатерины II Наказ екатерины 2 читать
- «На Руси учились так» Экскурс в историю Кто учился в первых школах на руси
- «Красный эшелон», агитпоезд
- Шокирующие традиции папуасов, которые поймет не каждый Как попасть в эти Затерянные миры
- Гадаем дома: три гадания на любовь Гадание самой себе на будущее
- Ароматные лепешки с творогом на сухой сковороде Жареные лепешки с творогом и зеленью
- Молдавские пирожки вэрзэре
- Рецепт как приготовить мексиканскую смесь