Главная - Ванные
О чём говорит излишняя требовательность к себе. Повышенная требовательность к себе — причины Как повысить требования к себе

Требовательность - высокий уровень требований. Чаще имеют в виду требовательность не к условиям жизни, а к людям.

Требовательность к людям - высокий уровень требований к тому, как ведут себя и проявляют себя люди, к качеству поведению людей. Требовательный к окружающим ожидает качественных проявлений от окружающих - высокого уровня профессионализма, инициативы, ответственности, культуры, он всегда требует (или ищет возможность потребовать), чтобы все было лучше, больше и качественнее. Требовательный к себе ожидает (требует) этого в первую очередь от себя.

Не требовательный человек - не обращает внимание на то, насколько качественно проявляют себя окружающие, он то ли к этому невнимателен, то ли боится (не решается) сказать о своих требованиях.

Требовательность - один из показатель развития личности.

Уместность требовательности

  • Требовательность нужна только там, где есть потенциальная возможность что-то с помощью требовательности изменить. Если перед вами личность, которая вам не интересна (бомж на улице, случайный человек на улице) требовательность будет неуместна - зачем на нее тратить силы?
  • Чем более перспективный и талантливый перед вами человек - тем выше уровень требований. Если сотрудник бестолковый и бесперспективный - особенно требовать с него что-то - тратить собственное время в пустую. Тогда лучше не требовать вообще, а сотруднику искать замену.
  • Требовательность - в ключевых моментах. Требуйте по полной программе, но только действительно в принципиальных моментах. Там, где вопросы не принципиальны - требовательность может стать излишней мерой. Например, есть требование сдавать отчеты в срок. А форма отчета, допустим, вам не принципиальна. Тогда требуйте отчеты в срок, а к оформлению относитесь лояльно.

Требовательность и терпимость

В традиционной модели семейных отношений требовательность - это сторона отцовской любви, так же как безусловное принятие, терпимость и поддержка - сторона любви материнской.

Если в семье только требовательность и жесткость, только дисциплина и обязанности, нет теплоты и нельзя прижаться - маленький человечек может и сломаться. Если в семье только расслабляющая теплота, только мягкое заинтересовывание, отсутствует «надо» и напряжение преодоления - то как подготовить ребенка к тому, что жизнь - это еще работа, это много дел, которые делать надо обязательно, и без дисциплины, в том числе самодисциплины, в жизни ничего не добьешься?

Требовательность к себе и другим

Требовательность к себе - один из признаков Элиты. Требовательность к себе подразумевает постоянную работу по расширению жизненного кругозора и обогащению новыми полезными знаниями.

Требовательность и любовь

Человек в кривой любви много ждет от предмета обожания и мало требует с себя. Человек в правильной любви предъявляет требования в первую очередь к себе, а не к любимому. Смотри Любовь и требовательность

Грамотная требовательность

Кричать и требовать: «Немедленно! Срочно! Вы обязаны!» - это не требовательность, а скандал. Грамотная требовательность вдумчива, включает посильность, подробный инструктаж, поддержку и стабильность. Смотри Грамотная требовательность.

Посильность . Требовать можно только то, с чем человек справится. Обычные в семье требования «Думать надо!» «Следи за собой!» - есть вредные пустышки и конфликтогены, скорее обвинения, прикрытые «требовательностью». Если человек пока не умеет должным образом думать и следить за собой, это нужно не требовать, а учить человека этому: предусмотрительности (об этом в крике "Думать надо!"?) и тому, к чему был призыв «Следи за собой!» (а действительно, это о чем? неясно). Создавать для этого условия, подавать пример и так далее. Смотри Предусмотрительность.

Подробный инструктаж . Требовать можно только то, по поводу чего человек хорошо представляет, как и что нужно делать. Требовательность к сотруднику начинается с подробного его инструктирования. Требования лучше всего зафиксировать письменно и очень полезно повесить на видное место (особенно это важно при воспитании детей).

Поддержка . Требовательность идет лучше тогда, когда в трудных моментах «смазывается» поддержкой. Как метафора: Мы вместе против неправильного поведения. А не я против тебя с твоим поведением.

Стабильность . Если требовательность объявили, она должна продолжаться без сбоев. А если требовательность сменяется нетребовательностью (или одно требование сменяется другим, третьим, пятым), день так - день эдак, возникает бытовая шизофрения и поиск возможности улизнуть из-под требовательности. Впрочем, при правильной политике обучения сотрудник (или другой обучаемый) через некоторое время уже перестает нуждаться в каком-либо внешнем контроле и переходит на самоконтроль. Смотри Политика обучения (Ситуационная модель руководства)

Готовность применить силу. Если проверяют на прочность вас и вашу требовательность будьте готовы применить силу: дать жесткий отпор, провести неприятный разговор, наказать за невыполнение требований. При это требовательная сила - не истерична. Требовательная сила - спокойна и рассчетлива и прикадывается в нужный момент,ю в нужных направлениях, осознано и рассчетливо, не выходит из-под контроля и может быть снята при первых же признаках улучшения ситуации.

Требовательность руководителя

Требовательность руководителя - это внимание к качеству и готовность применить силу. Смотри Требовательность руководителя

Требовательность и сила личности

Сильные и развивающиеся люди требовательности ищут и к требовательности относятся с благодарностью: когда есть высокие предъявляемые требования - это всегда планка для развития, есть куда тянуться, есть куда расти, есть перспектива и образцы. Если такому человеку предъявлять требования заниженные или неадекватные его уровню требования (работать и не высовываться, делать по шаблону и не включать голову или не предъявлять требования вообще - он рядом с вами надолго не задержится. Сильному человеку - сильные требования. Сильные - значит требования ответственности и свободы, навыка думать своей головой, стремления развивать себя и людей рядом. Низкие, слабые требования - сидеть и не высовываться, делать, только что сказано, выполнять, что положено.

Пример разговора сильного сотрудника, с начальником, который привык мало требовать:

Я работаю у вас уже год, вы меня знаете с лучшей стороны, мои последние проекты были удачными. У меня есть идея, которая на мой взгляд, может стать выгодной для нас. Я хочу открыть новый проект, для меня бы это была бы возможность развития и фирмы, и меня. Бизнес-план готов предоставить.

Это твое дело, но если не справишься - или все финансовые проблемы ты берешь на себя или я тебя увольняю.

Но проект интересен и фирме в целом и вам, как ее главе, предлагаю разделить риски.

Мне интересно только чтобы ты сидел и делал, что я сказал. А проекты новые мне не нужны.

Слабый ищет возможности от требований слинять: «А почему со всех не спросили - а с меня спросили??», или установить для себя уровень требовательности минимальный: тупо делать, что сказано и не лезть, куда не. Ему чем тише, чем меньше нужно высовываться и проявлять себя, чем пассивнее нужно быть - тем лучше. Такие люди хорошо приживаются там, где есть требования не думать своей головой, тупо выполнять распоряжения.

Требовательность как качество личности – способность предъявлять высокие требования к себе и другим, добиваться, чтобы твое слово было законом для себя и для тех, к кому оно обращено.

- Почему ты требователен к другим, а не к себе? - А сам ты почему требователен? - Я? Я никогда ни у кого ничего не требую, а принимаю людей такими, каковы они есть. - А как же требовательность ко мне? Почему же ты не принимаешь меня таким, какой я есть, и требуешь от меня быть нетребовательным. Или я являюсь исключением из твоего правила?

Требовательность – это высокий уровень ожиданий от себя и других. К примеру, что можно ожидать от подчиненных? Прежде всего, ответственности, высокого уровня профессионализма, инициативности, активности, энергичности и энтузиазма, словом, качественных проявлений своей личности в труде.

Нетребовательность проходит мимо качества поведения окружающих, ей все равно, кто перед ней – разболтанность или ответственность. Это итог то ли невнимательности, то ли боязни заявить людям о своих требованиях, то ли нерешительности и страха, что твои слова не воспримут всерьез.

Требовательность должна быть адекватной, разумной и уместной. Если посредством требовательности можно изменить объект внешнего мира к лучшему, значит, есть основания проявлять данное качество личности. Увидев бомжа, копающегося в пищевых отходах, потребовать от него помыть руки, это будет не требовательность, а глупость.

Истинная требовательность вдумчива, взвешена и благоразумна. Заходиться в оре, требуя: «Как вы смеете не выполнять мои указания? Вы обязаны меня слушаться. Срочно, немедленно сделайте работу», — это не требовательность, а перебранка, вопли бессильного человека. Требовать от людей качественного исполнения долга – значит, доверять им, но при этом взвешивать посильность предъявляемых к ним требований, осуществлять подробный инструктаж, поддержку и стабильность.

Требовательный человек велит подчиненному делать только то, что тот в состоянии сделать. Маленький принц из сказки Экзюпери говорит королю астероида 325: «- Мне хотелось бы поглядеть на заход солнца. - Пожалуйста, сделайте милость, повелите солнцу закатиться. - Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват - он или я? - Вы, ваше величество, - ни минуты не колеблясь, ответил Маленький принц. - Совершенно верно, - подтвердил король. - С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной… Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны…»

Подробный инструктаж предполагает полное понимание окончательной цели своих действий и четкое представление, как и что нужно делать. Работа пойдет, как по маслу, если человек знает, что ему доверяют и в любой момент окажут поддержку. Высший пилотаж в отношениях начальник – подчиненный – когда руководитель говорит: «Задача ясна. Я доверяю вашему профессионализму. Только ставьте меня периодически в известность, как идут работы, чтобы я вовремя смог помочь».

Если начальник, огласив одно требование, вскоре его отменяет, происходит девальвация требований. Без стабильности требовательность невозможна. Менять требования, как куртизанка любовников, — значит, создать условия уклонению от выполнения приказов и распоряжений.

Требовательность – это всегда готовность употребить власть, применить силу. Если окружающие проверяют начальника «на вшивость», они начинают копаться в его приказах, как на рыночном прилавке, выбирая, что им подходит, а что можно пренебрежительно отложить в сторону. Требовательность должна быть готова «обнажить бицепсы ненароком, даже снять для верности пиджак», то есть спокойно, без истерик дать жесткий отпор и наказать за невыполнение требований.

Маршал Василевский, в своих мемуарах правдиво рассказывает о требовательности Сталина. А ведь Сталин был жестким руководителем. И Василевский не был его любимчиком. У Сталина в деле любимчиков не бывало. Одинаковая требовательность ко всем. Маршалу вручают телеграмму: «Маршалу Василевскому. Сейчас уже 3 часа 30 минут 17 августа, а Вы еще не изволили прислать в Ставку донесение об итогах операции за 16 августа и о Вашей оценке обстановки. Я давно уже обязал Вас как уполномоченного Ставки обязательно присылать в Ставку к исходу каждого дня операции специальные донесения. Вы почти каждый раз забывали об этой своей обязанности и не присылали в Ставку донесений. 16 августа является первым днем важной операции на Юго-Западном фронте, где Вы состоите уполномоченным Ставки. И вот Вы опять изволили забыть о своем долге перед Ставкой и не присылаете в Ставку донесений. Последний раз предупреждаю Вас, что в случае, если Вы хоть раз еще позволите забыть о своем долге перед Ставкой, Вы будете отстранены от должности начальника Генерального штаба и будете отозваны с фронта… И. Сталин». «Эта телеграмма потрясла меня, - пишет в своих воспоминаниях Василевский. - За все годы своей военной службы я не получил ни одного даже мелкого замечания или упрека в свой адрес. Вся моя вина в данном случае состояла в том, что 16 августа, находясь в войсках армии В. В. Глаголева в качестве представителя Ставки, я действительно на несколько часов задержал очередное донесение. На протяжении всей своей работы с И. В. Сталиным, особенно в период Великой Отечественной войны, я неизменно чувствовал его внимание, я бы даже сказал, чрезмерную заботу, как мне казалось, далеко мной не заслуженные».

Сталин был одинаково требовательным ко всем. В том числе и к себе самому. И честный Василевский пишет в мемуарах правду, а не то, что хотел услышать Хрущев. Хочу дополнительно сказать несколько слов о И. В. Сталине как Верховном главнокомандующем. Полагаю, что мое служебное положение в годы войны, моя постоянная, чуть ли не повседневная связь со Сталиным и, наконец, мое участие в заседаниях Политбюро ЦК ВКП (б) и Государственного Комитета Обороны, на которых рассматривались те или иные принципиальные вопросы вооруженной борьбы, дает мне право сказать о нем… Оправданно ли было то, что Сталин возглавил Верховное главнокомандование? Ведь он не был профессионально военным деятелем. Безусловно, оправданно… По моему глубокому убеждению, И. В. Сталин, особенно со второй половины Великой Отечественной войны, являлся самой сильной и колоритной фигурой стратегического командования. Он успешно осуществлял руководство фронтами, всеми военными усилиями страны на основе линии партии и был способен оказывать значительное влияние на руководящих политических и военных деятелей союзных стран по войне…»

Сильные личности, жаждущие личностного роста, буквально, ищут требовательность и относятся к ней с благодарностью. Высокая планка ожиданий побуждает их развиваться, расти, изо всех сил карабкаться вверх. Если к силе предъявлять заниженные требования, ей будет с таким человеком не интересно, и она уйдет из его команды. Сила ожидает сильных требований. Слабость ищет возможности увильнуть от требований. Дальше от начальства – ближе к кухне, не высовываться, тупо делать, что сказано и не проявлять инициативности – это принципы поведения слабости.

Требовательность к окружающим начинается с требовательности к себе. Когда подчиненные видят в руководителе сильную, жесткую, твердую и, в то же время, справедливую, терпимую, внимательную к людям личность, они готовы «горы свернуть», заражаются его энтузиазмом и энергичностью.

В рассказе Сергея Антонова «Дожди» начальник строительства моста –маленький, страдающий одышкой, не умеющий сердиться человек. Тяжело двигать стройку с добрыми, голубыми, как у ребенка, глазами. Он профессионал, отличный инженер, но работа коллектива не клеится, всё идет как-то тяжело, с напрягом.Словом, нет настоящего требовательного начальника. Но вот на место начальника присылают из Москвы высокого и сильного, начавшего лысеть мужчину лет тридцати пяти - тридцати восьми, в кирзовых сапогах и со странной фамилией Непейвода. Когда он сел, разложив по столу волосатые руки, этот письменный стол сразу показался секретарше Валентине Георгиевне гораздо меньше, чем при Иване Семеновиче. Впрочем, в кабинете новый начальник бывал редко, а остальное время с самого рассвета ездил по карьерам и по строительной площадке, возвращался, осыпанный пылью, раздевался в кабинете до пояса и мылся, расплескивая по стенам воду.

Стройка ожила, и тот самый Тимофеев, у которого с приездом нового начальника кончилась спокойная жизнь, ходил теперь бритый, улыбался и не сомневался, что перевезет на своих шестнадцати машинах все, что только ему захочется. Других людей тоже словно подменили: «Шоферы, которых раньше считали главными виновниками медленных темпов строительства, повеселели, вошли в азарт, постоянно спорили с погрузчиками, что машина недогружена, и велели сыпать материал до верхней доски борта, объясняя это тем, что хорошо нагруженная машина меньше буксует…» Вот что значит требовательность к себе и к людям.

Требовательность руководителя проявляется посредством внимания и плотного, жесткого контроля за тем, чтобы то, о чем договорились или по поводу чего дана команда или указание, было выполнено качественно и в срок. Другая сторона — волевая готовность в интересах дела прямо или косвенно применить силу по отношению к тому, кто не ведет себя должным образом.

Николай Стариков в книге «Сталин. Вспоминаем вместе» пишет: «В июле 1941 года заводы, эвакуированные из захваченных немцами районов, только начинали прибывать на новые площадки. А их продукция была нужна сразу. Причем другая, не та, что они собирали на старом месте. На двух заводах в Поволжье должны были собирать штурмовики Ил-2. Начали собирать из тех деталей, что привезли с собой, собрали три самолета. Почему так мало? Оказалось, что серийное производство штурмовиков развертывалось медленно, так как заводы по инерции продолжали выпускать ранее освоенный истребитель МиГ-3, хотя правительство запретило его дальнейший выпуск. Что сделал Сталин? Расстрелял? Угрожал расправой? Может, объявил врагами народа тех, кто так поступил? Нет. Государственный комитет обороны прислал директорам авиазаводов – Шенкману и Третьякову – телеграмму, в которой говорилось: Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2 тчк Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух зпт как хлеб тчк Шенкман дает по одному Ил-2 в день зпт а Третьяков дает МиГ-3 по одной зпт по две штуки тчк Это насмешка над страной зпт над Красной Армией тчк Нам нужны не МиГи зпт а Ил-2 тчк Если 18 завод думает отбрехнуться от страны зпт давая по одному Ил-2 в день зпт то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую зпт чтобы выпускали побольше Илов тчк Предупреждаю последний раз тчк нр П553 – СТАЛИН.

Конструктор Ильюшин рассказывал о чуде, свершившемся на заводе после этой телеграммы. Коллектив завода не только освоил совершенно новый для него тип машины, но и добился перевыполнения первоначального плана выпуска штурмовиков Ил-2».

Петр Ковалев 2013 год

Для руководителя требовательность является необходимым качеством. Иначе его просто не будут слушаться и воспринимать как руководителя. Однако требовательности хватает далеко не всем, занимающим управленческие должности.

Причины, как правило, в следующем:

Ориентация на хорошие отношения. Нередко руководителями становятся те, для кого именно отношения с людьми находятся во главе угла (тип «интегратор» по классификации Адизеса или модель «робкий» по матрице Рызова - Сивожелезова). Боязнь их испортить, страх, что подчинённый «обидится», мешает быть требовательным. У такого управленца возникает привычка просить, уговаривать, т.е. действовать только «по-хорошему». И даже периодические эмоциональные «выходы из себя» (чтобы доказать всем, что «я не слаб») сути не меняют.

Зависимость от конкретного подчинённого или подчинённых (достигающих высокий результат, имеющих большие заслуги, пользующихся поддержкой вышестоящего руководства и т.д.), боязнь потерять их.

Низкий уровень психологической силы и прочности. Соответственно, при необходимости потребовать что-то от более психологически сильных подчинённых руководитель часто оттягивает этот момент до последнего. Затем может попросить (а не потребовать), и нередко уступает.

Нехватка чувства внутренней правоты. У руководителя порой нет полной уверенности в том, что его требование справедливое и безошибочное.

Как развить у себя требовательность?

Прежде всего, здесь действуют те же закономерности, что и при развитии любого навыка, делового или личностного качества:

  1. Необходимо сформулировать отсутствие конкретного качества как проблему.
  2. Переживать по поводу этой проблемы с такой глубиной и интенсивностью, чтобы возникло решительное желание эту проблему решить. После появления такого желания найдётся и время, и силы, и (если понадобится) деньги на решение. А также начнутся поиски способов решения.
  3. Сконцентрировать свои усилия на ближайший месяц на решении только этой проблемы.
  4. Усилить внутреннее внимание к себе , наблюдение за своим поведением, словами и мыслями. Внутренняя работа над этим качеством, анализ сказанного и сделанного должны идти с утра и до ночи.
  5. Двигаться вперёд шаг за шагом, «стэп бай стэп», в своей области ближайшего развития . Не ставьте перед собой запредельных, невыполнимых сейчас задач. Лучше маленькие ежедневные шаги вперёд, чем надрыв при попытке сделать один гигантский шаг.

При развитии именно требовательности я бы рекомендовал также следующее:

  1. Для начала не пытайтесь требовать слишком многого. Пусть требований будет немного, но каждое из них должно быть доведено до конца. Пусть это будет всего три или пять неукоснительных требований. Напишите их для себя, никому не сообщайте, что их так мало (ведь их количество потом может вырасти), но всегда доводите их до конца.
  2. Если не уверены, что сможете преодолеть сопротивление (особенно более психологически сильного подчинённого), то лучше не требуйте, а спрашивайте, предлагайте, мотивируйте и т.д. Невыполнение требования роняет авторитет. Поэтому если уж потребовали, то доводите дело до конца.
  3. Выработайте силу безразличия, то есть равноприемлемый альтернативный сценарий вашего поведения на случаи, когда подчинённый всё-таки откажется выполнять ваше требование или обидится, или начнёт угрожать чем-либо, или даже уволится. Пока вы боитесь его обиды или увольнения, требовать будет очень сложно.
  4. Если вы готовитесь потребовать что-либо у подчинённых, пользующихся покровительством вышестоящего руководства, и есть прогноз, что они пойдут на вас «жаловаться», то, возможно, имеет смысл заранее заручиться поддержкой на этот случай у того самого руководства.
  5. Наращивание степени мотивов и оснований для требования. Начинать лучше с самого лёгкого – внешних требований: «так требует вышестоящее руководство (бухгалтерия, клиент и т.д.)». Затем переходить к письменным нормам: «вы обязаны так делать, потому что это написано там-то». Затем к устным договорённостям: «вы обещали, что…», к нормам техническим, экономическим, технологическим, нормам безопасности и т.д. Более высокие степени оснований – это ценности. Например: «клиент должен быть доволен, поэтому требую сделать...». Ну а самое сложное – это требовать что-то просто потому, что вы так хотите. Например: «я этого требую от вас, так как для меня такое ваше поведение обязательно».
  6. Требовательные слова. Что-то требовать со словами «хотелось бы», «прошу», «неплохо бы», «желательно» и т.д. довольно сложно. Надо уметь произносить требовательные слова. Можно даже тренироваться перед зеркалом, произнося «необходимо», «обязательно», «надо», «требую», «запрещено», «недопустимо» и т.д.
  7. Требовательный тон. Кроме того, что произносится, огромное значение имеет ещё и то, как это произносится. Тон должен быть требовательным, твёрдым, без улыбки, не мягким, не просящим, не уговаривающим. Со временем вы, конечно, освоите отдачу приказов в форме мягкой просьбы. И подчинённые будут знать и понимать, что никакая это не просьба на самом деле. Но до этого надо дорасти.
  8. Тренировать требовательность в безопасных условиях лучше с теми, кто вас просто обязан слушаться в силу разницы статуса. У учителей и военнослужащих с требовательностью нет проблем, так как она натренирована на школьниках и младших по званию. Соответственно, вы можете развивать её как со своими детьми, так и с их друзьями, устраивая с ними совместные интересные развлекательные мероприятия. Договоритесь о правилах, а затем требуйте их соблюдения.
  9. Ну и, конечно, прекрасным тренажёром для развития требовательности являются «Управленческие поединки».

Больше о развитии своих управленческих навыков и качеств, о работе с сопротивлением подчинённых вы сможете узнать на тренингах Павла Сивожелезова.

Научиться самоуправлению в состоянии только человек, требовательный к себе. Управление собой – задача в несколько раз труднейшая, чем управление другими людьми, но тот, кто научится этому – будет управлять всем миром.

Толкование закона

Научиться управлять своими эмоциями и чувствами очень трудно. Но без этого умения невозможно стать действительно хорошим лидером, то есть тем, за кем пойдут остальные, чей пример будет двигать людей на свершения и подвиги во имя общего дела. С другой стороны, как часто нам хочется дать волю своему характеру! Перестать-таки держать себя в «ежовых рукавицах» сдержанности так заманчиво, что многие позволяют себе эту сомнительную «роскошь». А в результате теряют свой, годами создаваемый имидж.

Несомненно, научиться управлять собой намного труднее, чем управлять окружающими. Но тем и отличается настоящий руководитель от деспота, срывающего свои эмоции на своих подчиненных. Поэтому учиться держать себя в руках, учиться управлять собой необходимо каждому, кто собирается добиться в своей жизни определенных высот. А чтобы научиться этому, человек должен обладать рядом черт – сильной волей, упорством и, несомненно, требовательностью прежде всего к себе самому. Человек, который допускает в своем поведении слабость, прощает себе ошибки и даже не пытается исправлять их, недостоин требовать что-либо от других людей. Другими словами, прежде всего следует начать изменять свой характер, а уже потом, достигнув в этом деле определенных успехов, приступать к «воспитанию» других.

Замечено, что с человеком, который в любой ситуации сдержан, общаться куда более приятней, нежели с тем, кто проявляет свой взрывной характер и не следит за своим поведением. А связано это с тем, что человеческое общество состоит из индивидов с различными характерами, образованием, воспитанием, так что выполнение принятых в обществе негласных правил поведения является обязательным для любого общения. Особенно это важно на рабочем месте, где человека окружают не только друзья, но и завистники. Не умея управлять собой, субъект автоматически даете им почву для торжества над собой. Однако управлять собой нелегко, особенно людям со вспыльчивым характером. Но чем более несдержан человек, тем большего он достигнет, если станет к себе более требовательным.

Мы живем в XXI веке, когда кровопролитные войны уже уходят в прошлое и их место при разрешении спорных вопросов занимает дипломатия. Овладев ее тонкостями, человек добивается большего, нежели грубой физической силой; но, умея достойно выигрывать, следует научиться с неменьшим достоинством переживать и поражение. И здесь опять же вам потребуется талант властвовать над своими действиями и чувствами.

Образ

Учитель перед группой учеников. Прежде чем требовать от остальных, учитель сам должен узнать материал, понять его и осмыслить. Только таким образом, на личном примере он сможет доходчиво объяснить своим ученикам, что от них требуется, и сделать непонятное – доступным. Но плох тот учитель, который требует от учеников больше, чем от себя, потому что он не сможет донести до них знания, пока не поймет их сам.

Доказательства закона

В прошлом умение владеть собой считалось привилегией королевского рода. Наряду с благородством и честностью, требовательность к себе олицетворял цвет рыцарства средних веков – легендарные рыцари «Круглого стола». Стоит заметить, что умение сдерживать свои эмоции, какими бы сильными они ни были, отличало их венценосного главу – короля Артура, правившего в благословенном Камелоте. Считалось, что вспыльчивость недостойна истинного правителя, поэтому с самого юного возраста аристократическую молодежь учили управлять собой, дабы своей несдержанностью они не опозорили свое имя.

Между прочим, в средние века в демонстрации отрицательных эмоций – гнева, невоздержанности на язык, ярости – видели проявление самого Сатаны, так как эти черты характера считались греховными. В то время как сдержанность и рассудительность во всех их проявлениях считались добродетелями и активно поддерживалась властью светской и властью духовной. Требовательность и строгость к себе, по мнению моралистов тех далеких времен, отличали прежде всего людей высокородных, что выгодно отличало их от плебса.

Проходили годы, менялось отношение людей друг к другу, менялись правила поведения. Нарочитая бесцветность и скромность средневековья сменили яркие краски Возрождения, но умение владеть собой сохранилось как ценнейшее качество лидера. Великий Макиавелли, итальянский мыслитель и философ времен правления Борджа, описывая основные черты идеального государя, ставил этот талант на первое место. При этом он подчеркивал важность «умения владеть собой в любой ситуации» и считал, что «при блестящей победе или крупном поражении следует всегда оставаться государем». Так он описывал Чезаре Борджа, одного из самых вероломных и удачливых политиков той эпохи.

Биографы вспоминают, что никто никогда не видел Чезаре рассерженным словно дикое животное. Он всегда умел сдержать свои истинные эмоции, добиваясь своей невозмутимостью успеха даже тогда, когда все уже, казалось, потеряно. Но символом требовательности к себе и окружающим во времена Ренессанса считалась другая известная семья – Медичи, правившая Венецией. Их сдержанность, по описанию современников, вполне могла поспорить с легендарной сдержанностью англичан. Это качество помогло этой семье продержаться у власти не менее 30 лет, введя в правило наследование власти, что для изменчивой и свободолюбивой Венеции было в новинку.

Другим примером умения сдержать себя в руках является шведский король Карл XII, правивший в XVIII веке. Как известно, именно он был противником великого Петра I в Северной войне, а ведь Карл занял трон достаточно юным, что не помешало ему силой своей воли сделать из незаметной Швеции государство, долгое время наводившее страх на европейские государства. О молодом короле рассказывали такую историю. Однажды во время военных действий ему пришлось диктовать письмо-распоряжение одному из своих генералов прямо под обстрелом неприятеля. В отличие от своего секретаря Карл ничем не выдавал свой страх быть убитым шальной пулей.

Когда над их головами пролетело пушечное ядро и разорвалось совсем рядом, молодой король не придал этому особого внимания. Но его секретарь указал ему на то, что на этом месте находиться опасно. Тогда Карл удивленно произнес: «Сударь, я не вижу связи между этим проклятым ядром и тем письмом, которое я вам диктую. Сделайте милость, пишите!»

Понятно, что, обладая такой чертой характера, король имел полное право требовать подобного же поведения и от своих подчиненных. Вот поэтому одно из правил самоуправления гласит: будь требовательным к себе. Всякое требование к окружающим следует примерять на себе, только в этом случае можно точно знать, под силу ли это выполнить, и какая реакция будет у человека на это требование. Не пытайтесь влиять на окружающих, если вы сами не соответствуете идеалу. Любой человек меняется только под воздействием хорошего примера, но никоим образом не через принуждение.

Это прекрасно понимал А. Суворов, создавая свое «Учение для солдат». Многие годы, проведенные в походах, научили великого воина скромности в быту и требовательности к себе – своим поступкам, словам и обещаниям. Так, Суворов считал недопустимым для себя требовать от окружающих того, чего не мог выполнить сам. В результате для всех последующих поколений солдат он остается непререкаемым авторитетом, так как великий полководец проходил вместе с ними все трудности боевой жизни, в этом смысле мало чем отличаясь от простого рядового. И это при том, что описанные события происходили во время правления Екатерины II, когда подобное поведение не было принято среди высших лиц государства.

Никто не сомневается, что научиться управлять собой – дело трудное и долговременное, так как требует большого усилия воли и постепенного избавления от своих отрицательных качеств. Но, овладев им, человек может быть уверен, что никакие жизненные бури не способны сломать его, и никто не сможет очернить в глазах окружающих его имя.

Авторитетное мнение

Вы должны быть прежде всего требовательны к себе. Тем более, что идея эта исходит от вас, следовательно и понимать вы должны ее лучше остальных. А то какое же вы право имеете спрашивать с нас результаты, если вы сами не знаете, к чему ваша авантюра приведет?! По крайней мере, попробуйте сначала осмыслить, чего вы хотите!

(Гарри Мерлоу «Цитата на память»)

Обратная сторона закона

Казалось бы, подобный закон не должен иметь никакой отрицательной стороны. Однако это не так. Существуют случаи, при которых требовательность к себе превращается в самоистязание, а умение справляться со своими эмоциями становится душевной черствостью. Конечно, многое зависит от характера самого человека, но случается и так, что, потеряв чувство меры, человек превращает свои достоинства в свои недостатки. Каким же образом это происходит?

Многие и многие из живущих на этой планете не раз и не два попадали в ситуации, когда ярко проявленные не вовремя чувства выдавали их в самый неподходящий момент. Неудивительно, что «обжегшсь на молоке, дуешь на воду». Получив такой жестокий урок, человек не только быстро учится владеть своими чувствами и их проявлениями, а старается совершенно избавится от каких-либо чувств. В конце концов он становится подобием чеховского «человека в футляре» – не подпускающего в глубины своей души никого. Таким образом, его броня становится неотъемлемой частью его личности, срастается с ней. Общаться с таким человеком практически невозможно, в результате он теряет друзей, любовь, увлечения.

Другое проявление искажения данного закона – постоянное самоистязание, в которое превращается неуемная требовательность к себе. Человек буквально не дает себе спуску, не позволяет себе ни малейшей слабости, желая достичь результатов по изменению личности как можно быстрее. Но как и в каждом серьезном деле, поспешность оборачивается саморазрушением. Недовольство некоторыми своими качествами плавно перерастает в необратимую ненависть к себе. Следуя инстинктам, человек начинает мстить себе, как мстят врагам. Таким образом в человеке может развиться раздвоение личности, при котором доминирующая «сильная» ее часть ежечасно истязает «слабую» за иллюзию неподчинения. Постепенно такой духовный мазохизм начинает преобладать в человеке – то есть чем строже и требовательней он относится к своим, даже самым невинным слабостям, тем больше удовлетворения человек получает.

В любом из представленных выше случаев искажения закона человек вместо того, чтобы усилить свои личные качества себе на пользу, приносит себе только вред.

Байка

Поставили однажды генеральского сынка отрядом командовать. «Ну, – думает, – дело нехитрое, я им приказываю, они исполняют». А как вышел на площадь да взглянул на солдат, совестно ему стало. Все они как на подбор – высоченные, сильные, огонь и воду прошли, а он что? Дома сидел, в солдатики играл. «Ладно, – думает, – с ними воевать буду, авось и сильнее да испытанней стану.»

А дело сложным оказалось – не привык парень к таким нагрузкам, но понимает, что нет у него права командовать, пока все трудности на себе не попробует. Вот и не давал себе спуску, от себя больше требовал, считал, что раз он – командир, так и во всем первым должен быть.

Как только новый приказ из штаба приходит – сам его обмыслит; что непонятно – уточнит. И совет проведет, и с солдатами в атаку пойдет. Стали его солдаты уважать, несмотря на то, что он молодой совсем. И в штабе его хвалили. А сам он из изнеженного мальчишки воином стал, да таким, что – хоть пример бери. А все почему? А потому что сразу понял: прежде чем от других требовать, требуй от себя.

 


Читайте:



Мексиканская смесь: рецепты Мексиканская смесь тушеная

Мексиканская смесь: рецепты Мексиканская смесь тушеная

Современная жизнь заставляет человека постоянно куда-то спешить. В итоге многие предпочитают питаться фастфудом без отрыва от работы, а приходя...

Загляни в свое будущее с помощью гадания на игральных картах

Загляни в свое будущее с помощью гадания на игральных картах

Узнать свое будущее хотят многие люди. Только часто они подходят к вопросу неправильно. Насмотревшись передач об экстрасенсах, они необоснованно...

Вооруженные силы рф и их предназначение

Вооруженные силы рф и их предназначение

В состав Федерации входят разные войска (ракетные, сухопутные, воздушно-космические и т.д.), и все вместе они представляют собой организацию для...

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А

Профессиональный отбор кандидатов, поступающих в ВА МТО для обучения курсантами, проводится приемной комиссией в целях определения способности...

feed-image RSS