Разделы сайта
Выбор редакции:
- Чтобы милый заскучал: действенные заговоры на тоску Самый сильный заговор на переклад тоски
- Информация для влюбленных: самые совместимые знаки зодиака
- Русскую авиабазу в Сирии обстреляла «замирённая» группировка исламистов А что Россия
- Мини-гид по Калмыкии: Тюльпановые поля, буддизм и Время цветения тюльпанов в калмыкии
- Какое пиво считается самым лучшим в мире
- Параллельные прямые. Визуальный гид (2019). Пересекаются ли параллельные или Что говорил Лобачевский? Лобачевский о параллельных прямых
- Причины сокращения биоразнообразия К чему обеспокоены сокращения биоразнообразия на планете
- Записи с меткой тема родины в творчестве бунина
- Есть ли жизни после смерти и какая она: мнение экстрасенсов и медиумов Что происходит с человеком, когда он умирает
- Гадание на год "панорама года" Гадание на картах таро три года
Реклама
Всхв расшифровка. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка |
ВСХВ СССР 1939 ИСТОРИЯ - СТРОИТЕЛЬСТВО - АРХИТЕКТУРА Выставке Достижений Народного Хозяйства, знаменитой советской ВДНХ, вернули А у меня возникло желание написать подробно о том, как в Москве Вот об этом мой рассказ – экскурсия в то, теперь далекое время.. Вначале немного фактов. До 1935 года на месте бывших Останкинских болот, где через 5 лет появится ВСХВ Решение о строительстве выставки принято в 1935 году Строительство начато в 1936 году Первоначально она называлась ВСХВ - Всесоюзная Сельскохозяйственная выставка. В 1940 году выставка проработала 5 месяцев, В 1941 году выставка действовала всего 1 месяц и пять дней. В октябре 1941 года часть сотрудников ВСХВ эвакуировали в Омск (по месту В одном из павильонов (ныне № 442) была школу разведки и контрразведки. В 1945 году специальная комиссия провела обследование архитектурных сооружений В первые послевоенные годы в отдельные, наиболее сохранившиеся павильоны, В 1945 году на территории выставки открылась временная экспозиция - выставка Однако в целом выставочный комплекс находился в состоянии запустения. В 1947 году министр сельского хозяйства Бенедиктов выступил с предложением о 1948-1954: Реконструкция и преобразования ВСХВ 25 октября 1948 года Совет Министров СССР принял решение возобновить работу С 1950 по 1954 годы старый комплекс 1939 года был основательно перестроен. Руководили реконструкцией академик архитектуры, профессор, главный архитектор Начиная с этого времени, ВСХВ ежегодно возобновляла свою работу после зимнего Площадь выставки увеличилась - до 207 га. Самым главным символом обновлённой выставки стали фонтаны - среди них 1958-1986: Преобразование выставки - ВДНХ СССР 28 мая 1958 Совет Министров СССР принял постановление об объединении 12 декабря того же года была переименована и станция метро, которая и С 1959 года и особенно в 1963-1967 годах выставка подверглась перестройке, В 1959 году ВСХВ и расположенная тут же промышленная выставка были объединены в ВДНХ СССР, и под этим предлогом постепенно областные, 18 апреля 1963 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о В 1963 году и республиканские павильоны были пере-профилированы в отраслевые. В 1965 году началась реализация проекта реконструкции. В 1967 году СССР готовился к празднованию 50-летия Великого Октября, В 1986 году началась очередная реконструкция ВДНХ СССР по проекту В 1992-2014 годах Выставочный комплекс был переименован и носил название В 2014 году Выставочному комплексу было возвращено его прежнее советское название - ВДНХ С весны 2014 года после соединения территории ВДНХ с Ботаническим садом и Предшественницей выставки 1939 года была «Всероссийская сельскохозяйственная На территории ВДНХ находятся различные архитектурные памятники, многие из К таким памятникам можно отнести: Монумент «Рабочий и колхозница» работы скульптора Веры Мухиной и архитектора Фонтаны «Дружба народов СССР» и «Каменный цветок», Рядом с Хованскими воротами ВДНХ размещается здание ВНИИТЭ - На территории выставки расположен кинотеатр «Круговая кинопанорама». Вне территории выставки, недалеко от её главного входа, находится монумент 1939-1941: Первая ВСХВ А теперь как все это начиналось. В 1934 году у государственных и партийных чиновников возникла идея организовать Официально об этом было объявлено на II Всесоюзном съезде колхозников - В последний день работы съезда народный комиссар земледелия СССР М. А. Чернов В тот же день было принято Постановление Совнаркома СССР и Центрального
«Об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве», согласно 1935-1939: Проектирование и первый этап строительства Сразу после принятия постановления Наркомат земледелия и Моссовет занялись Рассматривались несколько вариантов размещения выставочного комплекса: Предпочтение было отдано территории, окружающей Учебный городок Тимирязевской Выбор этого участка был поддержан рядом ведущих архитекторов: Учитывая выбранное для выставки место, в мае 1935 года руководитель Конкурс предполагалось сделать двойным: один закрытый, среди специально К участию в закрытом конкурсе пригласили видных московских архитекторов - А также по одной архитектурной мастерской из Ленинграда, Киева и Харькова; Контрольный проект - «эталон» для сравнительной оценки проектных предложений - Ознакомившись с программой, конкурсанты высказали претензии к выбору места Этот участок имел ряд преимуществ: вблизи проходило Ярославского шоссе, Этим же постановлением был создан Главный выставочный комитет, в функции В состав комитета входили: Председателем Главного выставочного комитета был назначен М. А. Чернов Многие из привлечённых к организации новой выставки уже имели опыт работы на На первом этапе строительством ВСХВ руководил М. Е. Шефлер - председатель Главным архитектором выставки назначили В. К. Олтаржевского В. К. Олтаржевский в 1923 году был заместителем главного архитектора А. В. Щусева; На первом заседании выставочного комитета приняли решение провести закрытый В конкурсную комиссию, председателем которой был Коросташевский, поступили Первый коллектив составила 4-я мастерская Моссовета (архитекторы Б.Бархин, Второй - отдел проектирования ВСХВ (В. К. Олтаржевский, Р. Л. Подольский, Третий - 2-я мастерская (Л. С. Теплицкий и Я. Л. Эстрин), Четвёртый проект представил М. И. Синявский (1-я мастерская), Пятый - В. И. Печенев - Василевский (Ленинград), Остальные - аспиранты Академии архитектуры СССР. Конкурсная комиссия не смогла определиться с победителем - все представленные По мнению исследователя истории выставки А. А. Зиновьева, «проведение закрытого Олтаржевский ещё несколько раз перерабатывал проект под меняющийся титульный Строительство ВСХВ должно было завершиться в 1937 году - в XX годовщину В мае 1936 года на основе генерального плана Главный выставочный комитет 1. Социалистическая реконструкция сельского хозяйства и победа колхозного строя; В сентябре 1935 года, ещё до утверждения генерального плана, на территории Благоустройство территории начали летом 1936 года. К сентябрю того же года определили авторов основных павильонов - Все проекты предварительно рассмотрела экспертная комиссия, в работе которой Планировалось строительство 78 павильонов. В каждом строящемся павильоне были: Директор павильона, Для нормального функционирования строительства, а в дальнейшем и самой Для проведения таких больших работ в структуре выставочного комитета были Вся территория строительства была ограждена и охранялась. Сооружения собирали из типовых деревянных элементов, изготавливаемых Организация работ по возведению павильонов и благоустройству территории была В связи с этим в феврале 1937 года Совнарком перенёс срок открытия выставки Ну и следует понимать, что всё это происходило одновременно с самыми страшными Летом в Наркомземе прошли аресты сотрудников, среди которых были и члены Приближалась осень 1937 года. Дошло до того, что якобы земля в животноводческом городке заражена сапом. Появилось секретное постановление Бюро Ростокинского РК ВКП (б)
« О ликвидации последствий вредительства на строительстве сельскохозяйственной В октябре 1937 года был снят с поста наркома и арестован М. А. Чернов, Многие арестованные вскоре были приговорены к высшей мере и расстреляны. На должность наркома земледелия и председателя Главного выставочного комитета После него председателем комитета стал нарком зерновых и животноводческих После переноса открытия, на её сооружение и оформление бросаются новые кадры. Но уже весной 1938 года руководству страны стало очевидно, что завершить Вот текст того самого закона о Строительстве выставки 1938 года: Закон о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Принят Верховным Советом СССР на Второй сессии 1-го созыва Верховный Совет Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, которая призвана достойно отобразить Верховный Совет вместе с тем отмечает неудовлетворительное состояние подготовки В целях исправления указанных серьезных недочетов в подготовке к открытию 1. Предложить Наркомзему и Наркомсовхозов СССР немедленно исправить 2. Перенести открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки на 1939 год, Председатель Президиума Верховного Совета СССР - М. Калинин Кстати, хочу сказать об одной стороне этого вопроса. Ситуация на строительстве Возможно, что ситуация с выставкой сослужила и хорошую службу стране, еще на А всем руководством строительства как раз руководил НКВД. В тех условиях некоторые специалисты сельскохозяйственной науки и искусства Выставочный комитет получил неограниченные права правительственного органа. Председатель выставочного комитета Союзный комиссар сельского хозяйства Секретарь сельскохозяйственного отдела ЦК партии – Николаева Секретарь организационного отдела ЦК партии – Г.М. Маленков Директор выставки Н.В. Цицин – известный в то время селекционер, ботаник Начальник оформительского управления – член Коллегии НКВД П.Н. Вершинин, Все виды работ велись круглосуточно, а само строительство выставки В начале 1939 года выставочным комитетом были установлены сроки сдачи Постараюсь рассказать, как проходил процесс строительства выставки Все, что происходило на уровне архитектурных проектов хорошо известно, и я не А процессы самого сооружения все были завязаны на
* * * Напомню, это были Каждый павильон имел письменные договоры с рядом производст¬венных комбинатов Работы на ВСХВ начались со второй половины 1935 года. Павильоны делались из Когда был назначен новый срок - 1 августа 1938 года, решили увеличить срок Временные деревянные павильоны, рассчитанные на 100 дней, переделывались так, Вход на Выставку, построенный Олтаржевским в стиле «мягкого» модернизма, Он был снесен, но парадоксальным образом заменен на конструктивистский эллинг Когда открытие выставки было перенесено на 1939 год, генеральный план выставки, Павильоны Белоруссии, Поволжья, Арктики и Закавказских республик были снесены За четыре месяца до окончательного срока открытия Выставки Н.С. Хрущев, Среди построенных к этому времени павильонов часть была реконструирована, Только после постройки павильона в целом можно было начинать разнообразные Для ряда павильонов в договорах с комбинатами был точно указан срок сдачи Но ситуация была такая, что в апреле – мае многие объекты еще не были завершены В 1938 году произошли большие изменения в методи¬ческих планах Но в 1938 и начале 1939 г. были аресты передовиков, обвиненных во Пока определятся новые передовики, взамен исчезнув¬ших, да производятся новые Бывали и такие случаи, что главный художник павильона получил свежие пленки В этих обстоятельствах некоторые директора павильонов, которые, чувствуя, ШРИФТЫ. При оформлении любого выставочного павильона нельзя обойтись без пояснительных Все эти многочисленные разнообразные шрифты изготавливались из дерева, фанеры, Для среднего по величине павильо¬на требовалось минимум сто пятьдесят -двести Очень часто шрифты приходилось укреплять на высоте в семь-во¬семь метров, с Поэтому работа со шрифтом требовала внимания и точности. В каждом павильоне За несколько месяцев до открытия выставки шрифтовой комбинат был завален Были случаев, когда в павильонах, за три дня до сдачи правительственной Откровенно рассказывали правительственной комиссии о причине, - реагировали По Москве, как анекдот, рассказывали, что все свободные женщины исчезли из За полтора-два месяца до открытия выставки павильоны платили по рублю за А в это время инженер, руководивший предприятием с несколькими тысячами ЧУДОДЕЙСТВЕННЫЕ, СПАСИТЕЛЬНЫЕ ФОТО¬МОНТАЖИ! До революции семнадцатого года, среди художников-живописцев, графиков, Через искусно построенный фотомонтаж на любую тему можно поднести зрителю, Сегодня все знакомы со словом – «Фотошоп». Но тогда, когда еще не было
« На горных окраинах расположен «энный» животноводческий совхоз с двумя Что же показывать? А на что же существуют художники фотомонтажисты, Летит самолетом на место фотокорреспондент, которому дается задание сделать Фотопленки поступают в соответствующий павильон выставки и с этого момента Художник, ответственный за фотомонтаж, просматривая пленки, набрасывает углем В сохраненном участке леса на территории выставки построено несколько Спецификация «растяжек», вместе с пленками, поступает сюда. Назначается очень Все переснимки и «растяжки» производятся на им¬портной великолепной, толстой Исполнение «растяжки» с пленок, в виде множества рулонов фотобумаги, поступают Последние три - четыре месяца перед открытием выстав¬ки условия работы, главным С приближением сроков сдачи павильонов они не спали по трое-четверо суток, Периодически в никому заранее не известные дни, вернее ночи, обычно между часом Вот воспоминание об одном таком визите вождя.
« В то время многие павильоны Выставки строились из дерева, а между их стенами Внимательно слушая рассказ дежурного павильона об экспозиции, Иосиф Что происходило на следующий день в пожарной части выставки, можно только Для некоторых павильонов сроки сдачи правительственной комиссии приходились
* * *
« В начале 1939 года вблизи площади колхозов, рядом с павильоном Дело в том, что « Аскакня-Нова » был еще дореволюционный частный питомник на
« На площади колхозов была сооружена высокая, башня из железа и стали, в стиле Административный корпус Выставочного комитета располагался справа от Вестибюль и приемная просторные, прекрасно об¬ставленные. Здесь же секретариат Из вестибюля направо вы входите в зал заседаний Выставочного Комитета. Хочу рассказать как проходило одно из заседаний Выставочного Состоялось оно в середине июня 1939 года. На нем обсуждалась ситуация с Так произошло, что на этом собрании решалась судьба многих руководителей Судите сами. На этом заседании присутствовали все директора и их заместители, главные Зал был полный. В день заседания специальные посыльные НКВД на мотоциклах развозили всем Оставалось всего 2 месяца, а очень многое не было еще готово, а не один из За несколько дней до этого заседания по выставке пошли слухи, что будут Все забегали и прочее. В день заседания все работали, как всегда допоздна, В зале трудно было найти место, чтобы сесть. В президиуме Секретари сельскохозяйственного и Организационного отделов ЦК Заседание открыл и вел Председатель выставочного комитета И.А. Бенедиктов - Павильону Хлопок срок сдачи павильона истек еще две недели И.А. Бенедиктов - У вас было достаточно времени для ликвидации причин. Президиум молчаливо соглашается с этим предложением. И.А. Бенедиктов - Следующий павильон - Искусственного осеменения. Поднимается Михаил Иванович - Я и методист здесь, Где директор павильона В это время Вершинин говорит Бенедиктову - Товарищ Бенедиктов, вы знаете, И.А. Бенедиктов - Этот павильон также должен быть сдан более двух недель Опять встает художник М.И. - Иван Александрович, я категорически требую дать Этот монолог произвел в зале и президиуме легкий шок. Николаева - Товарищ Бенедиктов, Я считаю, что товарищу главному художнику Бенедиктов - Товарищ Главный художник даю вам три минуты. М.И. - Руководству выставки прекрасно известны изменения произошедшие в Второе - Я имею твердые договора с производственными комбинатами о В зале воцарилось гробовое молчание. Все в зале боялись даже пикнуть, Из президиума П.П. Вершинин - Товарищ главный художник, почему вы не пришли М.И. - Павел Петрович, вы наверно запамятовали. Я был у вас не один раз.., и Вершинин смутился. И.А. Бенедиктов - Товарищ главный художник, ваше время истекло. Николаева - Товарищ Бенедиктов, что это все значит? Мы слышим настоящие М.И. - Спасибо.. Помимо двух названных мною причин, есть ряд не менее И.А. Бенедиктов - Как так! Вы подписываете требования на пропуска? Маленков сидевший все время молча - засмеялся в ладони. Комендант, пожимая плечами - А мы полагали, что Ммхаил Иванович директор И.А. Бенедиктов - Это действительно, возмутительно!!. В зале некоторое оживление, ощущение одобрения, Николаева - Товарищ Бенедиктов! Очевидно товарищ главный художник прав. И.А. Бенедиктов - Товарищ главный художник, сколько времени вам надо, М. И. - Иван Александрович. Нам нужно две недели минимум. И.А. Бенедиктов - О, нет нет!! У нас нет две недели. Мы можем дать вам М. И. - Ну что же мне делать? Я не могу вам обещать и не хочу вас Николаева - Товарищ Бенедиктов! Что это за торг? Надо дать товарищу Бенедиктов - Мы даем вам десять дней. И Давайте закончим.... М.И. - Ну что ж, буду продолжать, а вы должны нам помочь, иначе мы Как бы получив молчаливое согласие, он, как то скромно, но красиво, Весь зал провожал его с какой то трепетной благодарностью. Что же он сделал, героического? Он спас себя и других, таких же не виновных. Все предложения о снятии с работ и преданиях суду в отношении предыдущих пяти На следующий день в павильон к М.И. целый день под разными предлогами После этого собрания никого не тронули. На выставку прибыла комиссия из трех
* * *
« Картина будет не полная, если не сказать немного о директоре павильона - На следующий день приходившие в павильон к художнику М.И, встречали там и Директор - профессор Н. понял чем для него может закончиться история с Я уже уточнял, что работа была круглосуточная. Бригады художников менялись, Михаил Иванович вспоминал: К десяти вечера в день сдачи павильона все работы были окончены и наведен Возле входа в павильон с двух сторон широкого крыльца стояли мы: директор К скверу у павильона подъехала вереница ЗИСов. Вверху, на фронтоне вспыхнула В группе, конечно, и Цыцин, П.П. Вершинин, секретари ЦК, «Главлит» (верховный Ну, товарищ главный художник, у вас все готово? Приглашаете нас к себе? Дается распоряжение включить все рубильники и павильон заливается светом. Вся группа, здороваясь, входит в вводный, просторный зал, задерживается Уславливаемся, откуда начнется осмотр. Объяснения художественного порядка Мы в середине большой группы, рядом с Бенедиктовым и двумя стенографистками,
« Подходя к какой-либо недоделке, я сразу предупреждаю « атаку - атакой » и Сдача павильона длилась час и 15 минут. Снова все останавливаются в вводном Ну как, товарищи? Я считаю, что павильон отлич¬ный! Какую оценку дадим? Бенедиктов: - Ну, что ж! Я не возражаю. Как народ, так и я. Затем, обращаясь ко мне: - Товарищ художник, вы заслужили эту отметку. Тепло попрощавшись, кавалькада тронулась к следую¬щему павильону. » Под утро художник с женой приехали домой - Немного поспать. В пять часов дня он уже снова был на выставке в своем павильоне. Его встретил Профессор – директор. А через час посыльный на мотоцикле привез Это была приемка павильона официальная – политическая. Художественный совет выставки состоял из шестидесяти членов. Никаких претензий к художественному оформлению павильона не было. За полтора месяца до открытия на выставке появились три, три с половиной Для них были заказаны новые, стро¬гие черные костюмы, черные ботинки, белые
* * * Самым последним объектом на строительстве выставки 1939 года оказался его Но выяснилось, что кран, имеющий максимальную грузоподъемность 6 тонн, просто Риск директора был большой. Но он был оправдан: 1 августа, в день открытия Следует признать, что к 1 августа 1939 года в рекордно короткий срок (всего ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ День открытия выставки хорошо известен. Да и в кинофильме « Свинарка и пастух » можно увидеть, как выглядела выставка В День открытия, 1-го августа 1939 года погода выдалась теплая и солнечная. По всей трассе - цепочки милиционеров в белых кителях и перчатках, с жезлами. Первый день открытия - официальный: только по особым приглашениям правительства. На выставку съехался весь дипломатический корпус и его иностранное окружение, В одиннадцать часов утра, после исполнения гимна Советского Союза, над высокой По стенам этой башни, написанная золотым объемным шрифтом, красовалась Выставку открыл председатель Совета Народных Комиссаров Товарищи! Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка, почин организации которой принадлежал В этом ее коренное отличие от сельскохозяйственной выставки 1923 года, когда Настоящая Сельскохозяйственная Выставка подводит итог десятилетию, в начале
«В колхозы пошел середняк. В этом основа того коренного перелома в развитии Этот поворот крестьянства на путь коллективизации позволил нашей партии и Прошло всего десять лет, как наше крестьянство в массе своей начало строить Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка дает многочисленные доказательства Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка организована не по обычным шаблонам. Отбор участников Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки показал, что у нас На Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке получили право участвовать 15 059 Пожелаем же, чтобы как можно шире развернулось социалистическое соревнование По всем отраслям сельскохозяйственных культур, по всем отраслям животноводства Разрешите всех, кто своей примерной работой обеспечил себе право участия на Да здравствует победоносное колхозное крестьянство Советского Союза! По поручению Центрального Комитета большевистской партии и правительства Закончилась речь, и тут же грянул хор. Была исполнена новая песня « Славься, По личному указанию Молотова на открытии ВСХВ сводным хором и оркестром Хор торжественно с увлечением пел: Ой, ты, родина обильная, Некоторые репродукторы передавали речь на ино¬странных языках. Открытие выставки происходило на площади Союзных Республик, перед главным В церемонии открытия принимало участие более 10 тысяч человек, И вот здесь, рассказывая об открытии выставки хочу процитировать
«Шла речь о празднике открытия… Вот тут и мелькнула мысль об “урожайном” небе. Я не знаю, удалось ли ему осуществить так красиво задуманное. Согласно информационной справке, подготовленной к открытию, выставка Экспозиция выставки строилась и по отраслевому, и по территориальному принципу Посевы и насаждения, занимавшие около 20 гектаров, представляли сельское На участке технических и южных теплолюбивых культур были посевы: Всего на открытых участках экспонировалось 260 культур свыше 3 тысяч сортов. На ВСХВ работало 2000 экскурсоводов, 1000 групповодов. Двести гидов Несмотря на то, что Выставка была задумана как разовое мероприятие, В первый год работы выставка работала 86 дней и закрылась 25 октября. И вот один из отзывов, оставленных гостями выставки в книге почетных Мартин Андерсен-Нексе писатель (Дания) :
« Я побывал на многих выставках. Но представившаяся мне здесь картина дала А вот несколько выдержек из прессы Журналисты были точно так же,
«Посетители подходят к дереву, на котором одновременно растут яблоко и груша.
«Наверняка никто из вас не видал в Москве наливающихся благоуханным соком
« Невозможно не остановиться у рощи бамбуков, некоторые из которых На следующий день, с раннего утра, у главного входа сельскохозяйственной К концу дня ларьки с продуктами опустели. За ночь привезли снова. На третий день входной билет стоил уже пять рублей и цены в ларьках поднялись вдвое. На выставку москвичи и гости попадали с помощью общественного транспорта и Для любителей истории и вообще для любознательных - (Изображение 1 рубля 1938 года того времени с изображением шахтера) И вот такой рубль получали сдачи. Это если будете ехать один. ну а если (Изображение 3 рублей того времени с изображением солдат пехотинцев) Но кроме такси можно было приехать вот на таком автобусе Зис-16. (На фото он возле входа на выставку как раз в 1939 году.) Или на двухэтажном специальном троллейбусе. Были тогда в Москве и такие. Двухэтажный троллейбус ЯТБ-4А делали в
(На фото -ВСХВ 1939 год Двухэтажный троллейбус ЯТБ-4А в районе Ну а любители классического общественного транспорта –
(На фото - ВСХВ - 1939-1940 гг. Конечная трамвайная станция в районе Для участников выставки, представивших лучшие достижения, Для организаций Дипломанты первой степени получали - 10 тысяч рублей и легковую машину, а Дипломанты второй степени получали - 5 тысяч рублей и мотоцикл. Для передовиков сельского хозяйства были учреждены медали: (Изображения наградных медалей ВСХВ 1939 года) Информация о каждом награжденном заносилась также в книгу Почета. По количеству экспонентов ВСХВ сразу стала самой крупной Ну а как всегда в СССР вслед за таким торжественным открытием последовало Были награждены архитекторы: Орденом « Ленин » - С. Е. Чернышёв Орденом « Трудовое Красное Знамя »: К. С. Алабян (павильон «Армянская СССР») Орденом « Знак Почёта » Н. П. Былинкин Открытие и масштабы комплекса ВСХВ были настолько грандиозны, что многие Первый раз она буквально «въехала» в кинематограф в фильме «Подкидыш» 1939 В финале фильма «Светлый путь» 1940 года режиссёр Г. В. Александров и В 1941 году был снят фильм «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева, в котором А «Песня о Москве» Тихона Хренникова, которую они поют в павильоне Интересна судьба главного художника павильона Искусственное осеменение, Но тот факт, что он являлся прямым потомком по мужской линии первого аиамана В его жизни в дальнейшем произойдет много интересных событий, но это уже В 1939 году 1 августа к дню открытия выставки в СССР была выпущена Эта серия из 10 марок, была посвящена самому селькому хозяйству, (Изображение 10 почтовых марок 1939 года посвященных ВСХВ) В октябре 1940 года была выпущена вторая серия марок Владислав Владиславович Микоша
(Фото Владислав Владиславович Микоша) В тексте статьи присутствует еще очень много фотографий иллюстрирующих текст О количестве разнообразных сувениров с изображением выставки, ее павильонов, Выставочный комплекс "Всесоюзная сельскохозяйственная выставка" (ВСХВ) открылся 1 августа 1939 году и действовал до 1941 года. 1. Павильон "Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР" со стороны площади Механизации, 1939-1941 гг." 2. 3. Из какой-то книги 4. 5. Павильон "Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР", 1939 г. Автор фото: Марков-Гринберг Марк 6. Северо-западный вход в павильон "Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР", 1939-1941 гг. 7. 8. Электро-трактор ВИМЭ-4-500 (Всесоюзного научно-исследовательского института механизации и электрификации сельского хозяйства). Павильон Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР, 1939-1941 гг. 9. Тот же электро-трактор ВИМЭ-4-500, но автор Марков-Гринберг Марк, 1939 г. 10. ГАЗ-60 в павильоне 11. Зал автомобилестроения, Павильон "Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР", 1939-1941 гг. 12. Зал тракторостроения 13. Упс... Это фото после 01.08.1954 (возобновление выставки после войны). На фото автобусы ЗиС-127, ЗиС-154 и ПАЗ-ик (списибо severok1979
) 14. Грузовой 8-тонный автомобиль ЯГ-10, павильон "Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР", 1939 г. 15. Трактор Сталинец (СГ-65), павильон Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР, 1939 г. Автор фото: Марков-Гринберг Марк 16. Трактор Сталинец (СГ-65), павильон Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР, 1939 г. Автор фото: Марков-Гринберг Марк 17. Трактор Сталинец (СГ-65), павильон Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР, 1939 г. Автор фото: Марков-Гринберг Марк 18. Трактор Сталинец, павильон Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР, 1939 г. Автор фото: Марков-Гринберг Марк 19. Трактор (ХТЗ-Т2Г??), павильон Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР, 1939 г. Автор фото: Марков-Гринберг Марк 20. Тракторы Сталинец, павильон Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР, 1939 г. Автор фото: Марков-Гринберг Марк 21. Павильон Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР, 1939 г. Автор фото: Марков-Гринберг Марк 22. Павильон Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР, 1939 г. Автор фото: Марков-Гринберг Марк 23. Трактор Сталинец, павильон Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР, 1939 г. Автор фото: Марков-Гринберг Марк 24. Пикап ГАЗ-М415, павильон Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР, 1939 г. Автор фото: Марков-Гринберг Марк 25. Грузовой автомобиль ГАЗ ММ -410, павильон Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР, 1939 г. Автор фото: Марков-Гринберг Марк 26. ЗиС-5, павильон Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР, 1939 г. Автор фото: Марков-Гринберг Марк 27. ЗИС-6, павильон Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР, 1939 г. Автор фото: Марков-Гринберг Марк 28. ЗИС-30, павильон Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР, 1939 г. Автор фото: Марков-Гринберг Марк 29. Грузовой автомобиль с газогенераторной установкой ГАЗ-42, павильон Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР, 1939 г. Автор фото: Марков-Гринберг Марк 30. Грузовой автомобиль с газогенераторной установкой ЗИС-21, павильон Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР, 1939 г. Автор фото: Марков-Гринберг Марк 31. ЯС-3 (1936-1942гг.) - самосвал на базе ЯГ-6. Общий объем выпуска - 4765 экземпляров. Павильон Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР, 1939 г. Автор фото: Марков-Гринберг Марк Фотопроект «Город на память» - это рассказ о городе в динамике, о том, как меняется облик столицы. В этих сюжетах есть и уходящая натура советской эпохи, и воплощение творческих идей современных архитекторов, и репортажная фотография. Итак, #словомоскве , вспомним самое интересное. Этот сюжет под номером 250 впервые был опубликован 9 июня 2016 года. Впервые Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (позднее ставшая известной как ВДНХ) открылась для посетителей 1 августа 1939 года, но проработала недолго, началась война. Ценные экспонаты были эвакуированы, павильоны пустовали, а на территории установили батареи зенитных орудий. Изящные деревянные павильоны оказались недолговечны и к послевоенному открытию ВСХВ были заменены на новые, ещё более торжественные. Архитекторы рассмотрели несколько вариантов размещения выставки (Тимирязевская академия, Сокольники, парк культуры и отдыха «Красная Пресня», Лужнецкая набережная, Ленинские горы), но везде находили недостатки. В итоге появилось ещё одно постановление СНК СССР «О Всесоюзной сельскохозяйственной выставке», предписывающее строить выставку в Останкино. Этот участок расположен вблизи транспортной магистрали, малозаселён и не требует массового расселения жителей, рельеф местности ровный. Главным архитектором выставки был назначен Вячеслав Олтаржевский. Генеральный план выставки на конкурсной основе представили несколько коллективов, но ни один из них не стал победителем, зато Олтаржевский учёл все удачные предложения и составил свой генплан. После проведения топографических изысканий началось строительство складов и бытовок для рабочих, а в 1936 году - благоустройство территории. Вскоре выяснилось, что проекты павильонов слишком долго проходят стадию утверждения, строители не выдерживают график работ и открытие выставки в 1937 году не состоится. Согласно постановлению «О ликвидации последствий вредительства на строительстве сельскохозяйственной выставки» власть принялась разоблачать врагов народа, арестовав верхушку Главного выставочного комитета - М.Чернова, И.Коросташевского, Р.Эйхе и других. Весной 1938 года в советской печати стали появляться обвинения в адрес главного архитектора выставки Олтаржевского - ему вменяли просчёты в архитектурном решении павильонов, неудачный, «лишённый праздничности и яркости» генеральный план комплекса. На смену сосланному в Воркуту Олтаржевскому пришёл Сергей Чернышёв. В этот период строители проявили чудеса героизма, проделав огромный объём работ.
1 августа 1939 года с двухлетним опозданием, но ВСХВ всё-таки открылась и пустырь на окраине Москвы превратился в город-сад с павильонами, прудами, фонтанами. Архитекторы, избежавшие репрессий, получили заслуженные правительственные награды. Выставку высоко оценил Вячеслав Молотов: «Открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки является всенародным торжеством... Она подводит итог десятилетию, за время которого крестьянские массы окончательно повернули от мелкого единоличного к крупному колхозному хозяйству... Выставка дает живые примеры роста колхозов и совхозов, их зажиточной и культурной жизни». ВСХВ проработала всего два сезона, а вскоре после начала Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, началась эвакуация на восток особо ценных экспонатов. Многие сотрудники ушли на фронт, а на территории выставки разместились школа контрразведки и военно-ремонтный завод, собирающий мотоциклы. В 1941 году съёмочная группа кинофильма Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» получила разрешение завершить здесь работу над картиной. Увы, к победному маю 1945-го на территории царило запустение. В 1948 году Совет Министров СССР постановил восстановить ВСХВ. Второе рождение выставки состоялось 1 августа 1954 года, когда страна поднялась из руин войны. Хотя название новой экспозиции было прежним - Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, формат начал меняться в сторону механизации, науки и техники. Персональные павильоны каждой советской республики напоминали дворцы и храмы, символизировали дружбу народов великой страны, победившей фашизм и строящей счастливое будущее для всех.
С июня 1956 года на территории ВСХВ начала работу Всесоюзная промышленная выставка, демонстрировавшая успехи советской индустрии. Кстати, любопытный факт: в то время ВСХВ открывалась для посетителей только в тёплое время года и закрывалась на зиму. 28 мая 1958 года было принято постановление Совета Министров СССР «Об объединении Всесоюзных промышленной, сельскохозяйственной и строительной выставок в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР» и с 1959 года возникло новое название - ВДНХ СССР. Начиналась новая история, когда областные и республиканские павильоны перепрофилировали в отраслевые с уничтожением прежних интерьеров и декора фасадов. Для того, чтобы в деталях осмотреть десятки павильонов ВСХВ, понадобится не один день. Заглянем только в четыре павильона: Главный, «Украинская ССР», «Механизация» и «Главмясо».
Гостей ВСХВ впечатляли не только размеры здания, но и его интерьеры. В 1954 году экспозиция главного выставочного павильона знакомила посетителей с искусством социалистического реализма, здесь чествовали передовиков, Героев Социалистического труда, на которых равнялись, чьими успехами гордились. Четыре зала были посвящены Великому Октябрю, Сталинской Конституции, Миру и Науке. На стенах барельефы и фрески с историческими сценами, вдоль стен скульптуры счастливых советских людей, знамёна советских республик. Позднее помимо произведений искусства экспонатами Главного павильона были технические новинки и достижения науки (например, модель атомного ледокола «Ленин»). Схемы и карты в цифрах и фактах наглядно показывали, как из года в год улучшалась жизнь народа. С 1963 года павильон стал называться Центральным.
Гигантская скульптурная композиция Евгения Вучетича «Советскому народу, знаменосцу мира - слава!» была скрыта от глаз посетителей в 1967 году, в то время ВДНХ избавлялась от пафоса сталинских лет. Ещё раньше, с развенчанием культа личности, со знамени на горельефе исчез сталинский профиль. Летом 2014 года был произведён ремонт павильона, скульптурная группа была случайно найдена и вновь предстала перед взорами москвичей. До наших дней археологический артефакт дожил с потерями нескольких голов трудящихся, с отбитыми конечностями и сейчас в полумраке напоминает не о расцвете социалистического строя, а о крахе сталинской эпохи. В закромах огромного здания обнаружились и живописные полотна начала 1950-х годов, также нуждающиеся в реставрации, а вот скульптуры не сохранились. Под сводами павильона можно увидеть несколько фресок, изображающих труд советских рабочих и колхозников. Снаружи гостей встречали бронзовые изваяния вождей пролетариата, слева стоял Владимир Ленин, справа Иосиф Сталин. После разоблачения культа личности Сталина его скульптура была демонтирована и, надо полагать, отправилась на переплавку, а бронзовый Ильич, чтобы не нарушать симметрию архитектурной композиции, оказался сначала внутри павильона, в зале Конституции, затем в 1970-м году (к столетнему юбилею Ленина) был установлен на постамент в сотне метров от фасада здания. Это типовой памятник, его копии устанавливали возле Тимирязевской академии и на Киевском вокзале. Рассказывают, что под плитой у постамента скрыт вход в бомбоубежище. Под Центральным на самом деле расположено защитное сооружение, которое и сейчас пребывает в рабочем состоянии под присмотром компетентных органов.
Павильон, известный большинству горожан как «Космос», появился в 1939 году. Тогда это было функциональное сооружение для показа достижений в области механизации и электрификации сельского хозяйства СССР (архитекторы В.Андреев, И.Таранов, Н.Быкова). На подиумах по всей длине павильона выставлялись образцы сельхозтехники. Он не был похож на помпезные другие сооружения ВСХВ и напоминал то ли эллинг или авиационный ангар, то ли конструкцию над перроном Киевского вокзала. Но размерами поражал однозначно. Да и сейчас поражает.
Площадь Механизации (площадь Промышленности) меняла облик несколько раз, сначала её украшал монументальный Сталин, демонтированный после войны. В 1954 году на этом месте устроили круглый прудик, в центре которого позднее установили 25-тонный макет ракеты-носителя «Восток». Горожане привыкли видеть ракету в вертикальном положении, но было время, когда экспонат лежал на платформе-транпортёре горизонтально. Советская трёхступенчатая ракета-носитель «Восток» была разработана на основе ракеты Р-7 на предприятии ОКБ-1 под руководством Королёва. Первый удачный запуск состоялся в 1959 году, а 12 апреля 1961 года такая ракета вывела на орбиту Земли космический корабль с Юрием Гагариным на борту. В 1985 году макет ракеты заменили на новый, идентичный, а в 2010 году силами Всероссийского выставочного центра была проведена его реконструкция, укреплены несущие конструкции, ракета покрашена в исторические цвета, восстановлена надпись «Восток» на борту. Ну а павильон «Механизация» обрёл нынешние очертания к 1954 году. Торец ангара, выходящий на площадь, обзавёлся фасадом с силуэтами людей труда, металлургов, электриков, инженеров. Будущее советской страны олицетворяли пионер и пионерка с моделями трактора и самолета в руках. А на крыше установили статуи механизаторов: мужчина сжимает рычаг трактора, а женщина рулит комбайном. С противоположной стороны здания пристроили огромный зал с остеклённым куполом. Внутри появилась несохранившаяся до наших дней скульптурная композиция Евгения Вучетича «Вперёд, к победе коммунизма!» Реконструкция здания была произведена по проекту архитекторов В.Андреева, И.Таранова. Главный конструктор — М.Лимановский, конструктор купола — Г.Гордон. После «Механизации» в павильоне разместилась экспозиция «Машиностроение», а с 1967 года - «Космос». Масштабы павильона идеально подходили под выставку космических достижений, которая с каждым годом прирастала всё новыми и новыми экспонатами. По представленному контенту во все выставочные годы это был один из самых интересных и зрелищных павильонов. Хотя в нём до сих пор маловато освещения, а зимой прохладно, если не сказать холодно.
В 1990-е годы советские школьники уже не мечтали стать космонавтами, гораздо привлекательнее быть бизнесменом или рэкетиром. Кажется, «Космосом» завладели и те, и другие, в 1994 году здесь обосновался автосалон. Судьба прежней космической экспозиции сложилась по-разному, некоторые раритеты вернулись в секретные конструкторские бюро и заводы, «Энергию», «Энергомаш», что-то перешло в фонд Музея космонавтики, что-то было разворовано. Говорят, космические артефакты были беспорядочно складированы в большом зале павильона. Как писала позднее газета «Известия», макеты космических аппаратов, личные вещи покорителей космоса, рукописи, образцы космических пород стали всплывать на иностранных аукционах. Позднее основные залы занимала ярмарка саженцев, семян и инвентаря для садово-огородных работ, а портрет Юрия Гагарина стыдливо завесили тряпочкой. В служебных помещениях находились склады и офисы арендаторов, театр и научно-познавательный марсианский аттракцион. На несколько октябрьских дней главная выставка страны возвращалась к своим сельскохозяйственным истокам и живые экспонаты аграрного форума «Золотая осень» не оставляли равнодушными посетителей. До недавнего времени живность отправляли как раз в «Космос». После косметического ремонта 2014 года в павильоне состоялось несколько технических выставок, запомнилась неплохая коллекция отечественных автомобилей.
Целый животноводческий городок из десятков построек разместился на ВСХВ в 1939 году. Осмотрев раздел «Новое в деревне», колхозники шли в свинарники и конюшни, где вплоть до середины 1990-х годов размещались живые экспонаты, представленные лучшими хозяйствами страны. Ну а затем нагулявшие аппетит посетители ВСХВ направлялись в сторону прудов в павильон «Главмясо», чтобы отведать деликатесы и отовариться консервами. Первая версия павильона появилась на ВСХВ к 1939 году. Внутри шла бойкая торговля колбасами, копчёностями, мясными консервами, а в летнем кафе на крыше предлагали горячие блюда. На территории выставки было ещё несколько киосков «Главмясо», где продавались горячие сосиски, котлеты и бутерброды. К 1954 году при реконструкции павильона «Механизация» исчезли и довоенное «Главмясо», и соседний «Главконсерв». Павильон «Мясная промышленность» построен к 1954 году по проекту архитекторов В.Лисицына и С.Чернобая. Ещё до войны у входа в «Главмясо» красовались два гигантских быка, позднее переместившиеся к заново отстроенному павильону. Эти скульптуры до наших дней не дожили, а вот гигантский бык, укрощаемый атлетичным животноводом, и сейчас украшает крышу павильона. К счастью, в 1990-е годы «Мясная промышленность» не стала торговой площадкой. В павильоне квартировало акционерное общество «Гермес-Союз», а затем офисы арендовала компания «Бизон», занимающаяся организацией выставочных мероприятий. Центральный зал с лестницей и два больших торгово-ресторанных зала на втором этаже и сейчас впечатляют интерьерами. Сохранились даже внушительных размеров буфет и деревянная трибуна для торжественных речей. В 2014 году был проведён косметический ремонт фасада и внутренних помещений. Сохраняется интрига - будут ли здесь торговать сосисками как в хрущёвско-брежневские времена или павильону найдут какое-то выставочно-экспозиционное применение. В новейшей истории ВДНХ выставок в павильоне «Мясная промышленность» не проводилось, но по соседству развернулась экспозиция войск противовоздушной обороны. В августе 1991 года в стране началась антисоветская кампания, демократическая власть боролась с коммунистической идеологией, при этом не задумываясь об исторической ценности памятников недавнего прошлого. Тогда никому и в голову не приходило озаботиться сохранением культурного наследия СССР. Выставка достижений народного хозяйства приспосабливалась к выживанию в новых условиях: павильоны превратились в торговые площадки, а некоторые стали частной собственностью. Само название ВДНХ было заменено на ВВЦ - Всероссийский выставочный центр.
Когда в марте 2014 года состоялся исторический визит мэра Сергея Собянина на территорию ВВЦ, процесс возвращения к нормальной выставочной деятельности пошёл невиданными темпами. В апреле начались масштабные работы по благоустройству территории, в которых были задействованы несколько организаций, десятки единиц дорожной техники, 6000 рабочих. Выставке вернулось привычное название ВДНХ, снесены незаконные постройки, а в освобождённых от торговцев павильонах произведён косметический ремонт. За минувшие два года главная ярмарка страны вновь стала главной выставкой страны: на обновлённой ВДНХ реализованы десятки образовательных, спортивных, развлекательных проектов. Остаётся надеяться, что амбициозное руководство ВДНХ будет работать не только над современным контентом, но и над реставрацией архитектурных памятников времён ВСХВ. Оригинал взят у Сокращенное название Всесоюзной сельскохозяйственной выставки; … Москва (энциклопедия) ВСХВ - Всесоюзная сельскохозяйственная выставка после: ВДНХ … Словарь сокращений и аббревиатур Всхв - ВДНХ. Главный вход Павильон «Космос», 1980 год Всероссийский выставочный центр (ВВЦ) выставочный комплекс в Северо Восточном округе Москвы, самый крупный в городе. Общая площадь территории ВВЦ 237,5 га, площадь павильонов 134 000 кв. м.… … Википедия ВСХВ - [вэ эс ха вэ], неизм., ж. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. ◘ ВСХВ (Назв. рубрики): После зимнего перерыва возобновила свою работу в Москве Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Юность, 1955, № 1, 96 … Толковый словарь языка Совдепии ВСХВ - Всесоюзная сельскохозяйственная выставка … Словарь сокращений русского языка Памятник Сталину на ВСХВ - памятник Монумент Сталин на ВСХВ Страна … Википедия Павильон "Ленинград и Северо-Запад РСФСР" на ВСХВ - Достопримечательность Павильон Оптика с 1954 по 1959 е гг. Павильон Ленинград и Северо Запад РСФСР … Википедия Всесоюзная сельскохозяйственная выставка - (ВСХВ) см. в ст. Выставки сельскохозяйственные … Большая советская энциклопедия Всероссийский выставочный центр - Запрос «ВДНХ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Достопримечательность Всероссийский Выставочный Центр Выставка Достижений Народного Хозяйства … Википедия Сталинская архитектура - … Википедия Книги
О. НИКОЛОГОРСКАЯ ГЛАВНАЯ ВЫСТАВКА СТРАНЫ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Так выглядела площадь Дружбы народов (бывшая площадь Колхозов) до "торгового нашествия" начала 1990-х годов. Павильон "Механизация". 1939 год. Арка у главного (ныне - северного) входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. 1939 год. Центральный павильон Всероссийского выставочного центра в наши дни. Площадь Колхозов в день открытия Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. 1 августа 1939 года. Главный вход во Всероссийский выставочный центр (открыт в 1954 году). Фонтан "Дружба народов". Вход в павильон "Земледелие" украшен массивной аркой с декоративным орнаментом. Фонтан "Каменный цветок". Фонтан "Колос". Цветники у павильона "Земледелие" (на заднем плане слева - купол павильона "Космос"). Декоративный орнамент колонн у входа в павильон "Электротехника". У павильона "Космос" установлен космический корабль "Восток" - точная копия ракеты, поднявшей на орбиту Земли первого космонавта Юрия Гагарина. "Общественный транспорт" на ВВЦ. Скульптура В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница" установлена у главного входа на ВСХВ ко дню открытия - 1 августа 1939 года. В 1954 году этот вход стал северным, а главный расположился к югу от него. М. В. Нестеров. Портрет скульптора В. И. Мухиной. 1940 год. Об этой выставке нельзя говорить в отрыве от нашей истории. Она, как в зеркале, отразила все этапы развития бывшего СССР и новой современной России. Построенная в 1939 году Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) демонстрировала успехи первого в мире социалистического государства в развитии сельского хозяйства. Ее послевоенная экспозиция, открывшаяся лишь в 1954-м, формировалась, следуя тогдашним принципам управления экономикой, в основном по территориальному признаку: каждый павильон представлял достижения одной из союзных, автономных республик или областей. В 1959 году ВСХВ переименовывают в Выставку достижений народного хозяйства - ВДНХ. В связи с новыми экономическими задачами принцип построения экспозиции становится отраслевым. Когда же СССР канул в Лету, на выставку, названную в 1992 году Всероссийским выставочным центром, обрушились все тяготы экономического кризиса. ВВЦ не смог удержать позиции главной выставки страны и постепенно уступил немалую долю территории под торговые площади. Но, несмотря ни на что, здесь продолжается активная выставочная деятельность: работают постоянно действующие экспозиции, сменяют одна другую многочисленные тематические выставки и ярмарки - промышленные, научно-технические, художественные, инноваций, прессы (журнал "Наука и жизнь" принимает участие в этой выставке уже 10 лет подряд), новых российских товаров, народного творчества, цветов, возродилась и регулярно обновляется выставка научно-технического творчества молодежи. Какая же судьба ждет ВВЦ в ближайшем будущем? Найдутся ли инвестиции на возрождение былой славы главной выставки страны, или она полностью превратится в зону торговли либо в парк культуры и отдыха? ВЫСТАВОЧНЫЙ "ГОРОД" С 63-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИЕЙ Всесоюзный выставочный центр - это целый город со своими улицами, площадями, скверами, фонтанами, "общественным" транспортом, кинотеатрами, магазинами и ресторанами. Главная его достопримечательность - созданные в разное время выставочные павильоны всевозможных архитектурных стилей. Они отражают историю развития нашей страны, вернее, сама история предстает здесь в дереве, камне, стекле и металле. Как и в прежние времена, ВВЦ утопает в зелени: фруктовые сады, декоративные кустарники, яркие цветники, просторные зеленые газоны. Во всем этом многообразии воплощен вековой опыт садоводства и искусства разбивки регулярных парков, где архитектурная застройка, зеленые насаждения, водоемы и фонтаны сосуществуют в полной гармонии. Одно время устроителей выставочного комплекса упрекали в эклектизме, излишнем украшательстве и безвкусии. Возможно, это и так, с точки зрения тонкого ценителя классической архитектуры. Но нельзя забывать, что выставку проектировали архитекторы с мировыми именами: В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, Л. М. Поляков, скульпторы С. Т. Коненков и В. И. Мухина, художники-монументалисты А. А. Дейнека, А. П. Бубнов, П. П. Соколов-Скаля. В создании выставки участвовали тысячи народных мастеров из всех союзных и автономных республик, краев и областей. Благодаря их таланту каждое сооружение выставки приобрело присущие только ему самобытные национальные черты. Самым старым павильонам более 60 лет. Не все они дошли до нас в первозданном виде: одни были перестроены, другие разрушены. Тем более ценно, что в целом архитектурный и художественный облик выставки, формировавшийся в эпоху социализма, сохранился и донес до нас дух того времени. ВСХВ 1939 ГОДАВсесоюзная сельскохозяйственная выставка - ВСХВ - открылась в Москве 1 августа 1939 года. Представить на ней свою продукцию стремились каждый передовой колхоз, совхоз, МТС или животноводческая ферма. Почетного права побывать на ВСХВ добивались в социалистическом соревновании. Участвовавших в выставке передовиков производства награждали дипломами, золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, часами, радиоприемниками, денежными премиями, а лучшие хозяйства - мотоциклами и автомобилями. Только за 85 дней работы в 1939 году выставку посетили 3,5 миллиона человек. Царившую там атмосферу всеобщего праздника передает знаменитый фильм режиссера Ивана Пырьева "Свинарка и пастух" (1941 год), который любили и хорошо помнят до сих пор люди старшего и среднего поколения. Известный датский писатель Мартин Андерсен-Нексе, побывав на ВСХВ вскоре после ее открытия, писал, что представившаяся ему картина дала более глубокое представление о человечестве в целом, чем все увиденные им до той поры всемирные выставки: там нигде не видна подлинная культура страны, а здесь, в Москве, она показана "во времени и пространстве". Грандиозный выставочный комплекс раскинулся на площади 136 гектаров. В короткий срок было построено более 250 больших и малых зданий, разбиты парки, цветники, площади и фонтаны, проложены улицы, посажены плодовые сады. По генеральному плану архитектора В. К. Олтаржевского павильоны возводились вдоль оси, протянувшейся в направлении с северо-запада на юго-восток. У главного входа, а им тогда был северный вход выставки, посетителей встречала выполненная из нержавеющей стали, сверкающая на солнце 24-метровая скульптура В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница", которая в 1937 году венчала здание Советского павильона на Всемирной выставке в Париже. ВСХВ открывала площадь Колхозов (позднее - площадь Дружбы народов), вокруг которой выросли павильоны союзных республик, краев и областей. За ними простиралась площадь Механизации с павильоном "Механизация" (позднее - площадь Промышленности с павильоном "Космос"), авторы проекта - архитекторы В. С. Андреев, И. Г. Таранов. Павильон представлял собой гигантский параболический свод, перекрывающий широкую аллею. Вдоль нее стояли на возвышениях тракторы, самоходные комбайны и прочая сельскохозяйственная техника. По замыслу устроителей, посетители, обходя территорию выставки, как бы совершали путешествие по всей нашей огромной стране - от Балтики до Камчатки и от Северного Ледовитого океана до Памира. Павильон каждой республики отражал национальный колорит и народные традиции. Экспозиции украшали работы лучших художников Мстеры, Хохломы, Палеха, ковры, гобелены и шелковые панно мастериц из Средней Азии. Специально для выставки народные умельцы из всех республик изготовили прекрасные образцы тканей, посуды, мозаики, чеканки. КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ. ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРАНовая постоянно действующая экспозиция ВСХВ, впервые открывшаяся после войны в 1954 году, демонстрировала достижения союзных республик, краев и областей в сельском хозяйстве и индустрии. Территория ВСХВ расширилась до 207 гектаров. Количество зданий достигло 387. Многие павильоны реконструировали, некоторые построили заново, но основная планировка, заложенная генеральным планом 1939 года, сохранилась. В новом генплане, разработанном под руководством архитекторов А. Ф. Жукова и Р. Р. Кликса, были изменены лишь некоторые элементы ансамбля. В таком почти первозданном виде мы видим выставочный комплекс и сегодня. В облике построенных к 1954 году выставочных зданий архитекторы стремились отразить в первую очередь тему победы советского народа в Великой Отечественной войне. Пример тому - новый главный вход ВСХВ, построенный южнее старого. Автор проекта архитектор И. И. Мельчаков использовал один из символов победы - триумфальную арку. Он создал высокую массивную многопролетную арку с двумя симметрично продолжающими ее административными зданиями. Вместе они вытянулись в длину на 300 метров. Главный вход венчает скульптура "Тракторист и колхозница" (автор - скульптор С. М. Орлов, создавший в Москве памятник Юрию Долгорукому). Крупномасштабность, четкость линий, стремление ввысь - вот основные черты возведенных в это время на выставке зданий. Таков, например, Центральный павильон (архитекторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх). Уступами, напоминающими ступени гигантской лестницы, он поднимается в высоту почти на 100 метров. Белое здание обрамляют три яруса колонн, украшают бронзовые и позолоченные скульптуры и барельефы. В 1954 году архитекторы Ю. В. Щуко и Е. В. Столяров дополнили его высоким шпилем со звездой. За Центральным павильоном открывается широкая панорама выставки. На первом плане - огромная по своим размерам площадь Дружбы народов (бывшая площадь Колхозов). Ее центр занимает носящий то же название фонтан из позолоченной бронзы и красного гранита (авторы - архитекторы К. Т. Топуридзе и Г. Д. Константиновский). Посередине восьмигранной гранитной чаши - бронзовый сноп пшеницы, окруженный водяными струями. Вокруг - хоровод девушек в национальных костюмах. Их танец символизирует народные гулянья в праздник урожая. Изваяли позолоченные фигуры скульпторы И. М. Чайков, З. В. Баженов, А. И. Тенета, Н. В. Рылеева. В противоположной стороне площади установлен фонтан "Каменный цветок" (архитектор К. Т. Топуридзе, скульптор П. И. Добрынин). Его композиция навеяна поэтическими уральскими сказами П. П. Бажова. В бассейне, облицованном красным гранитом, рядом с бронзовыми рыбами и птицами "расцветает" цветок из уральских самоцветов с мерцающими в струях воды зелеными, синими и золотыми "лепестка ми". На одном из прудов возвышается третий знаменитый фонтан выставки - "Колос". Его построили из тонкостенного бетона, покрытого золоченой смальтой. Сложный рисунок бьющих вверх и в стороны гибких струй создает впечатление живого, колыхающегося на ветру колоса. Площадь Дружбы народов открывают два стоящих друг против друга павильона: Центральных Черноземных областей (теперь - "Атомная энергия") и "Северный Кавказ" ("Народное образование"). За ними расположились павильоны союзных республик. В их облике архитекторы стремились как можно ярче выразить особенности национального стиля. Этим объясняется излишняя перегруженность зданий декоративными деталями. Но есть среди павильонов выставки и истинные архитектурные шедевры. Один из них - павильон Карельской АССР (позднее - "Книга", "Советская печать", теперь - снова "Карелия"). Республика вновь представляет здесь продукцию своих предприятий. Павильон создан архитектором Ф. И. Рехмуковым, использовавшим оригинальные элементы декора из природных материалов этого северного края. Колонны составлены из полированных блоков известного своей красотой темно-красного карельского гранита, а массивный треугольный фронтон целиком сделан из дерева. Вырезанные на нем фигуры изображают традиционные занятия жителей Карелии. В свое время павильон украшала трехметровая деревянная скульптура С. Т. Коненкова "Рунопевец". Сейчас она хранится в Музее изобразительного искусства Карелии в Петрозаводске. Построенный в 1939 году павильон Узбекской ССР (ныне - "Культура") тоже можно отнести к жемчужинам выставки. Его автор - архитектор С. Н. Полупанов. Отделкой павильона занимались лучшие мастера Узбекистана. Их руками выполнены наполненные светом майоликовые панно в обрамлении входа, резные деревянные двери, яркие витражи. Кусты и коробочки хлопчатника - главной сельскохозяйственной культуры республики - вплетены в орнамент карнизов, капители колонн, кровлю беседки. Боковые крылья павильона раньше украшали большие живописные панно художника П. И. Котова. К сожалению, они не сохранились. Утрачены и стоявшие перед входом гипсовые фигуры музыканта и бубниста, созданные скульптором О. М. Мануйловой. В 1950-х годах павильон обновили. На просторной террасе появилась легкая и изящная ажурная беседка. Павильон "Электротехника" (ранее - "Белорусская ССР"), построенный по проекту архитекторов Г. А. Захарова и З. С. Чернышевой, обрамляют монументальные колонны с резными гирляндами, напоминающими вышитые рушники традиционных белорусских цветов - желтого и зеленого. Над центральной частью высится башня со статуей женщины с венком. Автор скульптуры - народный художник Белоруссии А. О. Бембель, один из создателей мемориального комплекса "Курган Славы" под Минском. За фонтаном "Каменный цветок" просматривается фасад павильона "Земледелие" (ранее - павильон Украинской ССР) с ажурной майоликовой короной, сплетенной из декоративных цветов, трав и колосьев. Входную арку обрамляет пышный керамический венок, наверху - тугой сноп пшеницы. Архитектор А. А. Таций, проектировавший здание, широко использовал в его декоре элементы украинского народного творчества. 16 июня 1959 года ВСХВ стала именоваться Выставкой достижений народного хозяйства СССР - ВДНХ. Она представляла успехи стремительно развивающейся советской промышленности. К 1964 году концепция и общий принцип построения экспозиции по отраслевому принципу сформировались окончательно: на выставке появились павильоны "Атомная энергия", "Вычислительная техника", "Радиоэлектроника", "Металлургия", "Химическая промышленность", "Газовая промышленность" и другие. Павильон "Космос" (перестроенный павильон "Механизация") остался одним из самых крупных. Его стеклянный купол виден отовсюду. В середине 1960-х годов перед павильоном установили ракету-носитель "Восток" - копию той, что подняла в космос первого из землян - Юрия Гагарина. Этот экспонат стал одной из главных достопримечательностей выставки. Главной задачей ВДНХ была пропаганда передового опыта. Здесь повышали квалификацию и обучались новым методам работы представители самых разных специальностей. В павильонах проводились научно-технические конференции, смотры, выставки, работали семинары, курсы, школы передового опыта. Ежегодно в них участвовало 200-300 тысяч человек. Организовывались и международные мероприятия, особенно многолюдно бывало на книжных выставках-ярмарках. В те годы ВДНХ принимала более 8 миллионов посетителей в год. ВРЕМЯ НОВЫХ ФОРМВ конце 1960-х годов недалеко от северного входа вырос новый павильон, который стали называть "Монреальским". Его спроектировали архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мдоянц, Б. И. Тхор, инженер А. Н. Кондратьев, главный художник Р. Р. Клике для Всемирной выставки "Экспо-67", проходившей в Монреале. На выставке демонстрировались достижения экономики, науки, техники, культуры и искусства. Внушительный по размерам, одетый в стекло, Советский павильон удивил всех - и посетителей и специалистов. Его огромная, площадью почти с гектар, вогнутая и выдающаяся вперед крыша держится всего на двух V-образных стальных опорах - по тем временам уникальное архитектурное и техническое решение. Здание кажется легким, устремленным вперед. Это ощущение создают небольшой наклон передней стеклянной стены и напоминающий трамплин большой козырек над входом. Когда выставка в Монреале закончилась, павильон разобрали, привезли в Москву и установили рядом с ВДНХ (теперь это территория выставочного комплекса). В 1986 году здесь же, в северной части выставки, вырос павильон "Товары народного потребления и услуги населению". Его построил коллектив архитекторов и инженеров под руководством И. М. Виноградского. Два здания треугольной формы объединены широкой внутренней улицей, освещаемой дневным светом сквозь прозрачный стеклянный потолок. Этот сквозной проход как бы продолжает аллею, которая ведет к северному (ранее - главному) входу выставки. Рядом с ним, в начале аллеи, стоит построенная в 1939 году изящная белая арка с резным растительным орнаментом, плотно покрывающим ее стены и подкупольное пространство. Вторая подобная ей арка представляет собой вход в павильон товаров народного потребления. Такое решение позволило связать воедино современную архитектуру и старую выставочную застройку. ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ ВВЦВ 1992 году ВДНХ вновь переименовали. Новое название - ВВЦ - приживалось с трудом, но сегодня уже вряд ли кто-то назовет выставочный комплекс по-старому. Что же представляет собой Всероссийский выставочный центр начала 2003 года? Он занимает площадь более 238 гектаров, на ней разместились 70 павильонов (46 из них - памятники истории и культуры), уникальные фонтаны, скверы и другие образцы ландшафтной архитектуры. С другой стороны, ВВЦ - это еще и огромный рынок, где можно купить любой товар - от иголки до автомобиля. Толпы покупателей, нагромождение палаток, бистро и закусочных, захламленные и обветшавшие павильоны, а в них - торговые прилавки вместо экспозиций... Вместе с тем выставочный комплекс продолжает жить своей главной жизнью: ежегодно здесь проводится более 300 выставок и ярмарок, в том числе международных. Одновременно в 20 павильонах (остальные приходится сдавать в аренду торговым организациям) могут быть задействованы 130 тысяч кв. м экспозиционных площадей. ВВЦ и дальше будет заниматься организацией выставочно-ярмарочной деятельности, содействующей развитию экономической, научно-технической и социальной инфраструктуры России, межрегиональному и международному сотрудничеству, формированию рынка инновационной продукции и интеллектуальной собственности, внедрению в производство наукоемких технологий и разработок. Сейчас, например, идет подготовка к проведению в июле нынешнего года IX Международной выставки молодежных научно-технических проектов "ЭКСПО Наука-2003". Это будет грандиозный молодежный форум, на который приедут более 2000 участников из 80 стран мира. Возрождению ВВЦ как выставки достижений науки, техники, культуры и сельского хозяйства мог бы способствовать грандиозный политико-инвестиционный проект проведения в Москве, на его территории, Всемирной выставки "ЭКСПО-2010". Но Москва конкурс не выиграла; по мнению международного отборочного комитета, более достойным претендентом оказался китайский город Шанхай. И тем не менее планы, связанные с сохранением выставочного комплекса, развитием его инфраструктуры, со строительством новых площадей, с транспортным обслуживанием и т.д., уже осуществляются. Близ ВВЦ строится эстакада для нового вида городского общественного транспорта - монорельсовой дороги. Она начнется у метро "Тимирязевская", далее через Ботанический сад направится к Останкино, обогнет ВВЦ со стороны главного входа и закончится у трамвайного депо, которое будет переоборудовано под монорельсовый транспорт. Эстакаду поднимут над землей на высоту 6-15 метров (в зависимости от застройки и рельефа местности). Поезда, составленные из 2-6 вагонов, смогут развивать скорость до 60 км/ч и перевозить в час до 4 тысяч пассажиров. Возведение монорельсовой дороги будет стоить в среднем в 5 раз дешевле, чем метро. Строительство, финансируемое из бюджета Москвы, идет уже полным ходом. Завершить его намечено к концу 2003 года. Планируется воплотить в жизнь и другие замыслы архитекторов и конструкторов. Среди них - возведение 150 тысяч кв. м новых экспозиционных площадей. По мере осуществления этого грандиозного инвестиционного проекта (начало работ намечено на 2004 год) выставочный комплекс будет получать прибыль, которая, по расчетам, позволит наконец отказаться от сдачи в аренду павильонов и открытой территории торгующим организациям. В перспективе на ВВЦ появятся движущиеся тротуары - травелаторы, новые формы осветительных мачт, фонарей, рекламных щитов, газетных и справочных киосков. Архитектурно -парковый ансамбль охватит и Ботанический сад, и территорию Останкинского парка, на которой находятся памятник истории и архитектуры XVIII века - дворец графа Шереметева и примыкающие к нему дубовая роща и каскад прудов. Всесоюзный выставочный центр ежегодно посещают 11 миллионов человек. В самое ближайшее время он должен значительно расшириться, похорошеть, обзавестись современной инфраструктурой, чтобы стать в один ряд с лучшими мировыми комплексами для проведения крупных международных выставок. В НОВЫЙ ВЕК - В НОВЫХ ОДЕЖДАХ Один из самых известных скульптурных памятников ХХ века - творение В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница" стал для советских людей символом единения и молодости страны, а для всего остального мира -- олицетворением образа социалистической России. Знаменитой скульптуре уже за 60, но в ближайшем будущем она, похоже, помолодеет: ее ждут ремонт, реставрация и смена пьедестала. Международная выставка "Искусство, техника и современная жизнь" открылась в Париже в мае 1937 года. Это был год двадцатилетия Октябрьской революции - серьезный повод продемонстрировать всему миру лучшие достижения Страны Советов. Перед проектировщиками была поставлена непростая задача: в короткий срок создать павильон, который поразил бы воображение посетителей Парижской выставки. Архитектор Б. М. Иофан, которому был поручен проект Советского павильона, писал: "Павильон рисовался как здание, отображающее своей динамикой мощный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность великой эпохи построения социализма, когда труд - есть дело чести, доблести и геройства. Этот замысел надо было выразить настолько ясно, чтобы любой человек, при первом взгляде на наш павильон, почувствовал, что это павильон Советского Союза". По его замыслу вершину уступами устремленного вперед и вверх здания должна была венчать скульптурная композиция - девушка и юноша с серпом и молотом в руках, олицетворяющие единство рабочего класса и колхозного крестьянства. Чтобы выбрать достойного исполнителя такой ответственной работы, организовали конкурс, в котором приняли участие крупнейшие скульпторы того времени - И. Д. Шадр, М. Г. Манизер, В. А. Андреев, В. И. Мухина. Лучшим был признан эскиз скульптуры "Рабочий и колхозница" Веры Игнатьевны Мухиной. Мухина сумела добиться синтеза архитектурной и скульптурной частей ансамбля. Ее композиция продолжала общий силуэт здания, а фигуры с высоко поднятыми в соединенных руках серпом и молотом превращали, по выражению автора, "торжественную поступь во всесокрушающий порыв". Проект был утвержден 11 ноября 1936 года. Поначалу казалось, что остается только увеличить эскиз до нужных размеров. На самом деле создателям монумента пришлось преодолеть множество технических проблем. Теперь, по прошествии времени, кажется почти невероятным, что такую огромную по размерам и сложную по исполнению скульптурную композицию удалось создать менее чем за один год. 24-метровый монумент предстояло поднять на 34-метровую высоту. Камень или бронза, как тяжелые материалы, для этого не подходили. Тогда специалисты Научно-исследовательского института металлообработки предложили использовать стратегическую хромоникелевую (нержавеющую) сталь - легкий, прочный и податливый материал, идеально подходящий для осуществления замысла автора. В. И. Мухина пошла на рискованный эксперимент и "изваяла" скульптуру из нержавеющей стали. Неоценимую техническую помощь ей оказал главный инженер института П. Н. Львов. На заводе изготовили стальные листы всего в полмиллиметра толщиной, и работа началась. Сжатые сроки заставили отказаться от идеи создания гипсовой модели в натуральную величину. Остановились на скульптуре размером 165 см. (Выполненная в бронзе, сейчас она находится в Третьяковской галерее.) П. Н. Львов специально для "Рабочего и колхозницы" разработал оригинальный метод увеличения фрагментов композиции до нужных размеров. Только головы, как самые ответственные элементы, сначала все же лепили из глины в масштабе 1:1. Модель передали на завод, и там Вера Игнатьевна и две ее помощницы - скульпторы З. Г. Иванова и Н. Г. Зеленская вместе с инженерами и рабочими, по существу, "выколачивали" фрагменты фигур из металла. Когда все они были готовы, приступили к сборке отдельных частей статуи в единое целое. Работа была столь напряженной, что Мухина порою сутками не уходила из цеха. "Февраль и март этого года не были ласковы, - вспоминала позднее Вера Игнатьевна, - солнечных дней почти не было: то мороз, то дождь, то вьюга. Каркас и леса обледенели, но два гиганта планомерно покрывались сталью. Железная стрела подъемного крана одну за другой поднимала части статуи. Встали на место ноги, оделись торсы, проплыли по воздуху и срослись с телами руки, затем головы, и, наконец, скрещенные серп и молот увенчали статую". Несмотря на легкость материала, скульптура весила 75 тонн. Перед отправкой в Париж стального гиганта разобрали на 65 частей и погрузили в 28 железнодорожных вагонов. В. И. Мухина и З. Г. Иванова с группой инженеров и рабочих отправились следом, чтобы монтировать и устанавливать статую. Ее собирали, скрепляли и сваривали 11 дней. Наконец готовая скульптура заняла свое место на верхней точке Советского павильона. Увенчанный могучим изваянием, он приковывал к себе взгляды всех посетителей выставки. Скульптура В. И. Мухиной оставляла неизгладимое впечатление. На фоне плывущих облаков движение фигур казалось реальным, почти физически ощутимым. О ней говорили как о чуде, сравнивали с Никой Самофракийской. Посетивший Парижскую выставку Ромен Роллан записал в книге отзывов: "На Международной выставке на берегах Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе". Участие СССР во Всемирной выставке в Париже было более чем успешным. Оно способствовало укреплению авторитета нашей страны на международной арене. Изображение скульптуры "Рабочий и колхозница" тиражировалось на плакатах, открытках, нагрудных значках, которые разлетались по всей планете. Имя Веры Игнатьевны Мухиной стало известно всему миру. Но вот выставка закончилась... Французам настолько понравилась скульптура, что они никак не хотели с нею расставаться. И только после настойчивой просьбы советского правительства "Рабочего и колхозницу" разобрали и отправили в СССР. При демонтаже и перевозке скульптуру довольно сильно повредили, так что ее пришлось воссоздавать практически заново. В 1939 году статую установили перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве. И здесь она сразу завоевала всеобщее признание и огромную популярность. Знаменитое творение Мухиной стало эмблемой киностудии "Мосфильм", ее изображение появлялось на первых кадрах любой киноленты этой студии. В декабре 1984 года скульптуру сделали эмблемой Выставки достижений народного хозяйства взамен прежней - "Тракторист и колхозница". К великому сожалению автора, в Москве скульптуру установили на слишком низкий для нее постамент, что нарушило пропорции монумента, рассчитанного на обозрение на большой высоте. "Скульптура ползет по земле", - с горечью говорила В. И. Мухина и мечтала о том, чтобы ее детище перевезли на Воробьевы (Ленинские) горы. Там, на высоте смотровой площадки, монумент выглядел бы куда более выигрышно. Но, несмотря на высокую оценку работы В. И. Мухиной (в 1938 году ее наградили орденом Трудового Красного Знамени, а в 1941-м - Сталинской премией), все попытки добиться для "Рабочего и колхозницы" более подходящего постамента ни к чему не привели. Статуя так и осталась стоять на 10-метровой высоте недалеко от северного входа на ВДНХ, замкнутая в тесном пространстве небольшой площади. За прошедшие десятилетия памятник чистили и ремонтировали лишь считанные разы, последний - почти 20 лет назад. Сталь покрылась грязью и практически утратила прежний блеск. Нуждается в реконструкции и металлический каркас: из-за скапливающейся внутри влаги проржавели соединительные рамы. От облицовки постамента отваливаются куски гранита. Даже "развевающийся на ветру" шарф - гениальная находка Мухиной - как-то деформировался и поник... Московское правительство нашло способ спасти "Рабочего и колхозницу". Скульптуру отреставрируют и установят на 35-метровой высоте, скорее всего, на крыше нового бизнес-центра. Возможно, для обновленной статуи возведут собственный постамент, повторяющий архитектурными формами павильон, созданный в 1937 году для Всемирной выставки в Париже. Предполагается, что у ног гигантов построят смотровую площадку. Расходы берет на себя фирма, которой выделен примыкающий участок земли под строительство многоярусной автостоянки и торгового комплекса. В ходе реконструкции каркас скульптуры станет титановым, фигуры будут покрыты специальным антикоррозионным составом. Реставрацию и подъем памятника будут вести производственно-творческие мастерские "БИОР" под наблюдением специалистов Главного управления по охране памятников города Москвы. Работы предполагается начать уже в нынешнем году. А в 2005-м, по окончании строительства торгового комплекса, скульптура В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница" вновь обретет свое былое величие и красоту. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Дизель-электроход ленин. Речная старина |
Новое
- Информация для влюбленных: самые совместимые знаки зодиака
- Русскую авиабазу в Сирии обстреляла «замирённая» группировка исламистов А что Россия
- Мини-гид по Калмыкии: Тюльпановые поля, буддизм и Время цветения тюльпанов в калмыкии
- Какое пиво считается самым лучшим в мире
- Параллельные прямые. Визуальный гид (2019). Пересекаются ли параллельные или Что говорил Лобачевский? Лобачевский о параллельных прямых
- Причины сокращения биоразнообразия К чему обеспокоены сокращения биоразнообразия на планете
- Записи с меткой тема родины в творчестве бунина
- Есть ли жизни после смерти и какая она: мнение экстрасенсов и медиумов Что происходит с человеком, когда он умирает
- Гадание на год "панорама года" Гадание на картах таро три года
- Онлайн гадания на картах ленорман